Платон обоснование идеализма


Чтобы посмотреть презентацию с оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии Основы философии Тема 4Платон Обоснование идеализма Корни платоновского идеализмаСократ: «Познай самого себя»Пифагорейцы: числа как первоначала бытияОнтология, гносеология и аксиология ПлатонаМир вещей и мир идейПсихологические предпосылки идеализмаКонцепция эйдоса и обоснование идеализма Концепция эйдоса Обоснование идеализма Платон Обоснование идеализма Эйдос как гипостазированная универсалияЭйдос как умопостигаемая сущностьВечность (бессмертие) душиЭйдос как идеальный прообраз чувственных вещей Онтологическая аргументацияГносеологическая аргументацияКритика сенсуализмаПознание как припоминаниеАксиологическая аргументация Милет Эфес Элея Абдеры Афины ПлатонОбоснование идеализма Платон(428/427-348/347) Основные сочинения Платон Обоснование идеализма Апология СократаМенонФедонПирГосударствоТеэтетПарменидТимей Пифагор (VI в. до н.э.) Платон(428/427-348/347) Сократ(469-399) Корни платоновского идеализмаСократ и пифагорейцы Сократ(469-399) Познай самого себя(γνώσι σεαυτον) Надпись на стенехрама Аполлона в Дельфах,традиционно приписываемаяодному из «семи мудрецов»древности. Корни платоновского идеализмаСократ Сократ <…> представляет собоюне только в высшей степениважную фигуру в истории философиии, может быть, самую интереснуюв древней философии, а также ивсемирно-историческую личность.Ибо главный поворотный пункт духа,обращение его к самому себе,воплотился в нёмв форме философской мысли. Гегель.«Лекции по истории философии». Корни платоновского идеализмаСократ Сократ (469-399) Корни платоновского идеализмаСократ Человек как фокус философского интереса («Познай самого себя»)Определение понятий как способ постижения сущности вещейСократический метод: майевтика (повивальное искусство)Добродетель как знание блага Платон.«Апология Сократа». Не самое ли этопозорное невежество –думать, что знаешь то,чего не знаешь? Сократ (469-399) Корни платоновского идеализмаСократ Жак-Луи Давид.«Смерть Сократа». Корни платоновского идеализмаСократ Пифагор (VI в. до н.э.) Архит (IV в. до н.э.) Филолай(V в. до н.э.) Корни платоновского идеализмаПифагорейцы Пифагор (VI в. до н.э.) Корни платоновского идеализмаПифагорейцы Числа как первоначалаМировая гармонияМетемпсихоз (переселение душ) Гераклитов мирвечного становления Парменидов мирнеизменного бытия Мир вещей Мир идей Онтология ПлатонаМир вещей и мир идей Относительная самостоятельность идеального образа,проявляющаяся в нашей способности представлятьи мыслить объект в его отсутствие, видоизменяяего в мысли соответственно нашим целям. Онтология Платона Психологические предпосылки идеализма Вещи Идеи Аргументы Чувственновоспринимаемы Умопостигаемы Онтологические Ущербны Совершенны Аксиологические Единичны Универсальны Гносеологические Концепция эйдоса и обоснование идеализма Белизна Теплота белая тёплая белый Снег Лебедь белый Облако белое День тёплый Вода тёплая Комната тёплая Универсалии(лат. universalis, общий) –слова (термины), обозначающиевсё то, что может сказыватьсяо единичных вещах(их свойства, отношения). Гипостазирование(греч. υπόστσις, сущность) –наделение самостоятельнымсуществованиемабстрактных сущностей(признаков, классов). Эйдос как гипостазированная универсалияОнтологическое обоснование идеализма всегда бывает бывает бывает причастен белым белым белым причастна причастен самапо себе причастна самапо себе причастно причастен Снег Лебедь Облако белизне белизне белизне День Вода Комната теплоте теплоте теплоте Белизна Теплота белая тёплая Эйдос как гипостазированная универсалияОнтологическое обоснование идеализма Онтологические Идеи сутьсущности значитсамодостаточны(независимы)и необходимы. Идеи неделимызначит вечны;вечны значитпредшествуютвещам какво времени, так ионтологически. Вещи Идеи Аргументы Преходящи,изменчивы Вечны,неизменны Множественны,единичны Лишь имеютсвойства Едины,универсальны Тождественнысвоим свойствам Суть комплексыакциденций Сутьсущности Сложны,делимы Просты,неделимы Эйдос как гипостазированная универсалияОнтологическое обоснование идеализма Идеи сутьсущности значитсамодостаточны(независимы)и необходимы. Идеи неделимызначит вечны;вечны значитпредшествуютвещам какво времени, так ионтологически. Всё это и значит,что общее(идеи)обладаетонтологическимприоритетомсравнительнос чувственновоспринимаемыми(материальными)единичнымивещами. Вещи Идеи Аргументы Преходящи,изменчивы Вечны,неизменны Множественны,единичны Лишь имеютсвойства Едины,универсальны Тождественнысвоим свойствам Суть комплексыакциденций Сутьсущности Просты,неделимы Сложны,делимы Эйдос как гипостазированная универсалияОнтологическое обоснование идеализма Идеализм –философское учение,утверждающееонтологическийприоритет(первичность)идеальногопо отношению кматериальному. Материализм –философское учение,утверждающееонтологическийприоритет(первичность)материальногопо отношению кидеальному. Эйдос как гипостазированная универсалияОнтологическое обоснование идеализма Белый снег можно видеть,тепло воды – восприниматьпосредством осязания, но белизну как таковую,теплоту как таковуювоспринять чувствами нельзя – идеи белизны и теплотыможно только мыслить. Но откуда и какпоявляются у насэти мысли? Эйдос как умопостигаемая сущностьГносеологическое обоснование идеализма 178049'51" 180000'34" 179059'57" 180009'45" 179052'16" Сумма углов Треугольник Математическое знание, как илюбое знание общего, невозможнони получить из единичныхчувственных восприятий,ни обосновать с их помощью. Гносеологическое обоснование идеализмаКритика сенсуализма Так обстоит дело потому, что действительнымиобъектами этого знания являютсяне чувственно воспринимаемые вещи,а умопостигаемые сущности. Эйдос как умопостигаемая сущностьГносеологическое обоснование идеализма Эйдос как умопостигаемая сущностьГносеологическое обоснование идеализма Настоящее (т.е. достоверное)знание есть знание общего(о единичном можно иметьлишь мнение). Общее знание нельзя получитьиз единичных «знаний», посколькуполная индукция невозможна(исключая тривиальные случаи), а неполная индукцияпозволяет делать лишьвероятностные выводы. Так как чувствами воспринимаютсялишь единичные вещи, настоящеезнание не может основыватьсяна чувственном восприятии. Эйдос как умопостигаемая сущностьЗнание как припоминание Поскольку умопостигаемыесущности (идеи) не данычувственному восприятиюнепосредственно и не могут быть полученыиз него опосредованно –путём вывода, остаётся допустить, чтомы знаем их до всякогочувственного восприятия, т.е. ещёдо рождения. Эйдос как умопостигаемая сущностьЗнание как припоминание Но тогда и носительэтого знания – душа –должна была существоватьдо рождения нашего тела и, значит,будет существоватьи после его смерти. А если какие-то идеи намнеизвестны, то это лишьпотому, что они забыты. С этой точки зрения,всякое познание идейесть не что иное, какприпоминание. Эйдос как умопостигаемая сущностьЗнание как припоминание и бессмертие души Гносеологические Сущностипредшествуютакциденциями логически, ионтологически. Мысль о простоми неизменномлогически первична. Вещи Идеи Аргументы Изменчивы,преходящи Неизменны,вечны Множественны,единичны Лишь имеютсвойства Едины,универсальны Тождественнысвоим свойствам Суть комплексыакциденций Сутьсущности Сложны Просты Вечное и общеевообще доступнылишь мышлению. Эйдос как умопостигаемая сущностьГносеологическое обоснование идеализма Мысль о простоми неизменномлогически первична. Сущностипредшествуютакциденциями логически, ионтологически. Вечное и общеевообще доступнылишь мышлению. Вещи Идеи Аргументы Изменчивы,преходящи Неизменны,вечны Множественны,единичны Лишь имеютсвойства Едины,универсальны Тождественнысвоим свойствам Суть комплексыакциденций Сутьсущности Сложны Просты Поскольку,таким образом,знание идейпредшествуетзнанию вещей(а не наоборот),то и объектытакого знания,т.е. идеи, должныпредшествоватьобъектамчувственноговосприятия,т.е. вещам. Эйдос как умопостигаемая сущностьГносеологическое обоснование идеализма Существенныйпризнакнеобходимо,при всехусловиях,принадлежитпредмету,выражаяего кореннуюприроду;без негоданныйпредметсуществоватьне может(или неможет бытьсамим собой). Несущественный признакможет принадлежать, а при некоторых условияхможет и не принадлежать данному предмету. Собственныйпризнакприсущвсем предметамданного класса,но не входитв числосущественныхпризнаков,а тольковыводитсяиз них. Несобственный признакне может быть выведениз существенного признака,хотя и может быть присущвсем предметам данного класса. Отделимыйнесобственныйпризнакне выводится изсущественногопризнака иприсущ тольконекоторымпредметамданного класса. Неотделимыйнесобственныйпризнакне выводится изсущественногопризнака,но присущвсем предметамданного класса. Признак – это всё то, чем предметысходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга. Классификация признаков белое Облако белый Лебедь тёплая Комната тёплая Вода тёплый День белый Снег Белизна белая Теплота тёплая Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма тёплая Комната тёплая Вода тёплый День белый Снег Белизна белая Теплота тёплая Снег белый в том смысле,что неверно,что снег не белый;более того, белизнасчитается неотделимымпризнаком снега. Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма тёплая Комната тёплая Вода тёплый День белый Лебедь Белизна белая Теплота тёплая Лебедь белый в том смысле,что неверно,что этот лебедь не белый(хотя белизна, вообще говоря,не является неотделимымпризнаком лебедя). Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма тёплая Комната тёплая Вода тёплый День белое Облако Белизна белая Теплота тёплая Облако белое в том смысле,что неверно,что это облако не белое(является ли белизнанеотделимым признакомоблака, пусть решают другие). Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма тёплый День белое Облако Белизна белая Теплота тёплая Облако белое в том смысле,что неверно,что это облако не белое(является ли белизнанеотделимым признакомоблака, пусть решают другие). День тёплый для осени, но,по сравнению с летним днём,он не такой уж тёплый;день тёплый для Москвы,но для уроженца Каираон совсем не тёплый. Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма тёплая Вода белое Облако Белизна белая Теплота тёплая Облако белое в том смысле,что неверно,что это облако не белое(является ли белизнанеотделимым признакомоблака, пусть решают другие). Вода тёплая для осени,но, по сравнению с летом,она не тёплая;вода тёплая для реки,но для ванныона недостаточно тёплая. Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма тёплая Комната белое Облако Белизна белая Теплота тёплая Облако белое в том смысле,что неверно,что это облако не белое(является ли белизнанеотделимым признакомоблака, пусть решают другие). Комната тёплая по сравнениюс лестничной клеткой,но, по сравнению с сауной,она вовсе не тёплая;комната тёплая для танцев, нопросто сидеть в ней холодно. Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма Между этими признаками(белизна снега и теплота воды)имеется, по-видимому,существенная разница. При ближайшем рассмотренииоказывается, однако, что разницаэта не столь уж велика: снег, например,может оказаться не таким уж белым. И даже заменив несобственный признакснега (белизну) собственным (холодностью)или существенным (снежностью), мытоже обнаружим, что снег порой не такойуж холодный и не такой уж «снежный». В этом смысле одна только Снежностьвсегда и без всяких оговорок «снежная»,подобно тому как только Белизна всегдабелая и только Теплота всегда тёплая. Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма Аксиологические Вещи Идеи Аргументы Множественны,единичны Уникальны,универсальны Суть комплексыакциденций Несовершенны(ущербны) Сутьсущности Совершенны Подражают образцу Служатобразцом Преходящи,изменчивы Вечны,неизменны Вечное, неизменное,уникальное, общее,самосущее,совершенное, образцовое имеетбульшую ценность,чем преходящее,изменчивое,повторяющееся,единичное,зависимое,ущербное,подражательное. Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма Вещи вообще представляют собойлишь неполные и несовершенныевоплощения идей. Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма Гносеологическаяаргументация Составное,преходящее,множественное,зависимое, случайноевторичноонтологически. Простое, вечное,единое,самосущее,необходимоепервичноонтологически. Онтологическаяаргументация Аксиологическаяаргументация Идеи Вещи Простое,вневременное,общее, неизменное,сущностноепервичнологически(и онтологически). Сложное,временное,частное, изменчивое,акцидентальноевторичнологически(и онтологически). Вечное, самосущее,совершенное,образцовоепервичноаксиологически(равно как логическии онтологически). Преходящее,зависимое, ущербное,подражательноевторичноаксиологически(равно как логическии онтологически. Концепция эйдоса и обоснование идеализма Эйдос(греч. είδος, лат. forma,этимологически тождественно рус. вид) –термин древнегреческой философии,в дофилософском употреблении обозначавший«(внешний) вид», «образ»;у Платона – трансцендентная умопостигаемая сущность (1),гипостазированная универсалия (2),существующая отдельно от единичных вещей,но являющаяся их идеальным прообразом (образцом) (3),единственный объект достоверного (научного) знания;синоним термина «идея» (греч. ιδέα). Концепция эйдоса и обоснование идеализма Вопросы?

Приложенные файлы


Добавить комментарий