Культура и быт конца XV — XVI вв.


Чтобы посмотреть презентацию с оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов:

 Местные культурные традиции уступают место общерусским;более весомо заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости;сказывается растущее влияние самодержавной тирании и крайностей крепостничества, опричного террора на культурную среду русского общества. События той славной эпохи получили отражение в сказках.в “Сказке о Борме-Ярыжке” ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде.Сказки прославляют ум, сметливость выходцев из народа (“Умный мальчик-судья”, “Огненный змей”, “Мудрая дева” и др.), некоторые сказки вошли в “Повесть о Петре и Февронии” . Пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует псарь”, “дати волю царю, ино и псарю”. Народ прославляет взятие Казани, особенно героев штурма — пушкарей, Ермака Тимофеевича.Царя народ, с одной стороны, воспевает за воинские подвиги, расправы с боярами; с другой — отмечает его жестокий нрав; в целом же поддерживает за защиту единой России — “Московского царства” Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри;“Мастера грамоты” появляются в городах и по деревням;Учили сначала азбуку, потом—Часослов (молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтирь (псалмы царя Давида). На этом учение обычно заканчивалось. .  За нерадение учитель, в соответствии с обычаем, мог и должен был “сокрушать ребра”, “учащать раны” ученикам своим. Той же цели—внушению “книжной премудрости”—служила и “душеспасительная” розга. Появлялись руководства по грамматике — труды Максима Грека: “Начало грамоты греческой и русской”, “Предисловие о буковице, рекше о азбуце”, “Беседа о учении грамоте...”, “Сказание грамотичным степенем”; появляется первое пособие по арифметике — “Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость” Составлялись пасхалии специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников по годам.Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам при изготовлении пушек, пищалей, в том числе и нарезных орудий, созданных в России.Солеварение и поташное производство, лечебное и иконописное дело требовали знаний из прикладной химии, медицины, и они отражены в рукописях рецептурного характера, травниках Во второй половине XVI — начале XVII в. появились детальные руководства по солеварению (“Роспись, как зачать делать новая труба в новом месте”), по писцовому делу (1556 г.), статья “О земном верстании, как землю верстать” (исчисление площади квадратов, прямо- и треугольников, параллелограммов, трапеций).В “хождениях” авторы описывали страны, которые посетили. “Хронограф” (обзор всемирной истории) 1512 г;“Повесть о Вавилонском царстве”;“Сказание о князьях Владимирских”.“Повесть о Молодинском сражении” 1572 г., “Повесть о прохождении Стефана Батория на Псков”. Грозный в письме к шведскому королю без тени сомнения утверждал: “Мы от Августа кесаря родством ведемся”. Многие публицисты обсуждают проблемы самодержавия и устроения государства, боярства и положения крестьян. И. С. Пересветов выступает сторонником сильной царской власти.Он писал: “Царю нельзя быть без грозы: как конь под царем без узды, тако и царство без грозы”. Он выступает сторонником “правды” (“Бог не веру любит, а правду”), “книг”, “мудрости”, противником холопства, “которая земля порабощена, в той земле зло сотворяется... всему царству оскудение великое”. Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в том же Кремле, в посланиях, “Домострое” (ему принадлежит окончательная редакция памятника) проповедует рациональное хозяйствование, получение “правильного стяжания” (прибыли). обличали стремление присвоить труд чужих рук, сребролюбие, чревоугодие, гордость, тщеславие и прочие пороки.Нил Сорский. Иосиф Волоцкий же говорил о другом: “Церкви богатство — Божье богатство”. На рубеже XV—XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве — стены и башни, соборы и Грановитая палата. Возводили их итальянские архитекторы (Аристотель Фиораванти, Пьетро Солари, Марко Руффо, Алевиз Новый и др.)  Хоромы Строгановых в Соли-Вычегодской. Гравюра И. Ческого. 1842 год На рубеже XV — XVI вв. в иконописи и фресковой живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками.Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор за иконописцами.В конце XVI в. получают известность иконы “строгановского письма”. Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью. С конца XV в. начинается расцвет искусства эмали, забытого во времена ордынского ига;В церковном обиходе часто использовали изделия с художественным шитьем;Знатные люди жили в хоромах, обычно двухэтажных, с разными пристройками, жилыми и хозяйственными, для себя, дворни, скота и птицы. Дома в основном — деревянные, но встречались и каменные. http://www.romeo-juliet-club.ru/lovemuseum/fevronia.html http://clarino2.narod.ru/e3.htm http://rusforce.org/showthread.php?s=7c474012d618a140ff77d37a70c9fa3b&t=13718 http://citatyi.ru/34efe141e3c3_img21266.html http://www.svclub.ru/?an=zvorykin11 http://dshisv.ucoz.ru/index/znaete_li_vy_chto/0-20 http://natella-sova.livejournal.com/ http://photopir.ru/Bez-zagolovka-982/ http://permhistory.ru/page/2 Павлова Анеля Васильевнаучитель истории МБОУ СОШ № 12г. Вышнего Волочка Тверской обл.

Приложенные файлы


Добавить комментарий