Образовательный материал


Сочинение-рассуждение по тексту Ю.М.Лотмана.
(1)…Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. (5)А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. (6)И тут у него есть две «ноги»: интеллект и совесть. (7)Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.
(8)Мы живём в очень интересное время. (9)И хотя неинтересных времён нет, бывают такие времена, в которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. (10)А те страницы, которые полностью исписаны, посвящены часто времени, в котором жизнь ничего лёгкого не представляет. (11)Она тогда требует от человека очень многого. (12)Человек перестаёт быть винтиком, у него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом.
(13)Каким? (14)На это ему дана совесть, и потому его можно судить. (15)Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог…» (16)Это неправда! (17)Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. (18)А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит, у нас нет совести. (19)Совесть – это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. (20)А выбор есть всегда… (21)Выбор – вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать?» (22)«Меня привели, а вы бы сами попробовали…»
(23)Я напомню слова декабриста Пущина, друга Пушкина, сказанные им в разговоре с царём. (24)Человек, у которого руки были скованы, на вопрос Николая: как вы решились на такое дело? – отвечал: иначе я бы считал себя подлецом. (25)Этим он говорил: у меня есть совесть, есть выбор – либо эти руки в цепях, либо я сам себя буду считать подлецом. (26)История показала, что высокая нравственность декабристов помогла им перенести самые тяжкие испытания, выпавшие на их долю в Сибири.
(27)Итак, чему же учатся люди? (28)Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. (29)И только в этом случае можно говорить о культуре человека. (30)Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорблённым. (31)Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. (32)Надо вырабатывать душу. (По Ю. Лотману)
Что такое выбор для человека? Какими нравственными качествами руководствуются люди, выбирая, как поступить в той или иной жизненной ситуации. На эти важные вопросы отвечает в своем тексте Ю.М.Лотман – русский литературовед, пушкинист.
Проблема, которую рассматривает автор, - это проблема выбора человека. От ее решения зависит то, как мы живем сегодня и как будем жить завтра.
Действительно, мы, современники двадцать первого века, живем в интересное время, хотя, пожалуй, трудно назвать какое-то время неинтересным. Размышляя об этом, Лотман обращается к историческим примерам. Он сравнивает прошлое и настоящее, приводит признаки, отличающие человека от животного. Автор пишет, что есть вечные нравственные качества, среди которых совесть – ответственность за свое поведение перед окружающими людьми, обществом – остается актуальной во все времена. Внутренняя культура не формируется в человеке вдруг – необходимо терпеливо формировать в себе лучшие душевные качества. Именно они проявляются в трудных жизненных ситуациях. Порой мы стоим перед выбором, как поступить в определенный момент. Конечно, выбор – вещь тяжелая. В любом случае нельзя идти на поводу чьего-либо мнения, чтобы остаться в стороне за последствия своего поступка. Можно только гордиться декабристом И. Пущиным, который смело ответил на вопрос царя о своем участии в восстании. Именно высокая нравственность помогла декабристам и их женам перенести самые тяжелые испытания, выпавшие им на долю в сибирской ссылке.
В своих рассуждениях Лотман приходит к важному выводу: внутренним цензором нравственного поведения человека должна быть его совесть. И с этим нельзя не согласиться.
Проблема выбора характерна для многих произведений художественной литературы. Ярким примером нравственного выбора, поступка по совести служит повесть В.Быкова «Сотников». Партизан Сотников, оказавшись перед выбором между жизнью и смертью, не побоялся казни признался следователю, что он партизан, а остальные тут ни при чем. Другой герой повести В.Быкова «Обелиск», учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.
Прочитанный текст не оставил меня равнодушной. Я поняла, что в жизни у человека всегда есть выбор, но делать этот выбор нужно по совести.

Приложенные файлы


Добавить комментарий