Проект: Сарафан.


Северо-Восточного управление
министерства образования и науки Самарской области
Окружной фестиваль исследовательских проектов младших школьников "Первоцвет",
Гуманитарная секция.

Тема:Из16 в 21 век (об истории развития сарафана как неотъемлемой части женского гардероба в России).
Выполнила: Огнева Юлия ,ученица 3 класса ГБОУ ООШ №4
г. Похвистнево
Научный руководитель:
Прохорова Золфия Абдулхаковна,
учитель начальных классов
Похвистнево
2013 год.
Актуальность:
Сегодня мы, русские люди, должны многое сделать для возрождения России - великой православной державы, защитницы православной веры во всем мире. Важным направлением возрождения России является распространение благочестивого национального русского стиля в одежде.
Проблема:
Многие элементы нашей богатой русской национальной культуры восприняты другими народами мира, но порой недостаточно ценятся сегодня нашими соотечественниками.
Цель:
Пропагандировать сарафан как русский национальный стиль, модный во все времена.
Задачи:
1)узнать об истории зарождения сарафана на Руси;
2)выяснить, каким видам сарафана отдавали предпочтения и почему;
3)выяснить тенденции современной моды в России и за рубежом.
Гипотеза исследования:
Пропагандируя универсальность и эстетичность сарафана, мы тем самым привлечем внимание молодежи к исконно русской одежде.
Содержание:
Связующая нить …………………………………………………………………… 3стр.
Узелок на память…………………………………………………………………4-5стр.
Как с картинки……………………………………………………………………… 6стр.
Словарь………………………………………………………………………………… 7стр.
Сарафанные законодатели…………………………………………………8-9стр.
Везде сарафан пригождается………………………………………… 10-11стр.
Косой клин –сарафан девке мил…………………………………….12-13стр.
Сарафан новое –не всегда забытое старое…………………… 14-15стр.
Славянский стиль………………………………………………………………… 16стр.
Заключение……………………………………………………………………………17стр.
Литература…………………………………………………………………………… 18стр.
Приложение………………………………………………………………………… 19стр.
Связующая нить.
И вот уютный дом ее наполнен подругами дочери, девицами лучших семей города; все они пышно одеты в старинные парчовые сарафаны, с белыми пузырями рукавов из кисеи и тонкого полотна, с проймами и мордовским шитьем шелками, в кружевах у запястий, в козловых сафьяновых башмаках, с лентами в длинных девичьих косах. Невеста, задыхаясь – в тяжелом, серебряной парчи, сарафане с вызолоченными ажурными пуговицами от ворота до подола, в шушуне золотой парчи на плечах, в белых и голубых лентах…». Так описывал невесту и ее подруг на девичнике Максим Горький в своем романе «Дело Артамоновых.

-3-
Узелок на память.
О первых на Руси сарафанах упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Изначально этот предмет, казалось бы исключительно женского наряда, был частью мужского костюма. Сарафаны полагалось носить князьям и воеводам. Они представляли собой глухую наплечую одежду с длинными рукавами. Шили сарафаны из дорогих, расшитых шелком и золотом тканей. Название «сарафан» пришло к нам из персидского языка, где слово «сарапай» означало «парадная одежда».

-4-
В женском гардеробе сарафан появился только в 16 веке, а распространенной одеждой стал лишь в середине 17 века.
Почти в каждом уезде был свой особый крой сарафанов. В уездах неподалеку от губернского Пскова женщины носили ферязи –распашные косоклинные сарафаны. Будничный вариант их шился из домотканого холста, для праздничных моделей использовали покупную набойку или ситец.
В Великих Луках сарафаны шили также распашными и косоклинными, но при этом имели ложные рукава. Во время работы их завязывали на спине, чтобы не мешали. Шили великолукские ферязи из китайки синего цвета или из желтой нанки.


-5-
Как с картинки…
Портрет неизвестной в русском костюме кисти крепостного художника графа Шереметева, Ивана Аргунов, - яркая иллюстрация к поэтичному образу русской крестьянки Московской губернии. Скромна, без лишней вычурности, но при этом красноречива женщина в праздничном костюме, ставшая визитной карточкой художника. Праздничный кокошник, расшитый золотыми нитями, красный сарафан с галунами, бумажная рубаха и ярко-алые «корольки» оберегов, на шее – те самые бусы из кораллов, которые на Руси звались драконитами и считались вещими каменьями.

-6-
Словарь.
Парча – ткань со сложным узором. Производится из шелка с добавлением нитей, содержащих золото или серебро. В России ткать парчу начали в 16 веке.
Шушун- верхняя женская одежда из сукна со сборками на поясе. Шушун украшали тесьмой, расшивая подол, рукава и воротниковую часть.

Позумент (галун) –нарядная лента, оторочка, тесьма, которой обшивались края одежды.
Сафьян –выделанная из козьих шкур кожа, окрашенная в яркие цвета. Впервые сафьян начали изготавливать на территории Турции. Из него шили верх обуви и делали книжные переплеты.
Китайка –изначально так называлась шелковая ткань, завозившаяся в Россию из Китая в 18 веке и получившая свое название по географическому происхождению. В конце 19 века под китайкой подразумевали тонкую ткань из хлопчатобумажных нитей. В это время в России началось массовое производство китайки, и она стала одним из самых популярных материалов для шитья женского костюма.
Нанка –сорт грубой хлопчатобумажной ткани.
Кокошник – головной убор женщины, по виду напоминавший шапочку на твердой основе. Кокошник состоял из трех деталей: очелья, задника и донца. Очелье украшали рельефным золотым шитьем, а низ бахромой.

-7-
Сарафанные законодатели
Реформы, проводимые Петром Великим в первой половине 18 века, коснулись не только межевания территории Российского государства, они отразились и на внешнем облике жителей страны. Царь брил бороды боярам и принуждал дворянства носить одежду иноземного покроя.
Поневы, передники и душегреи остались уделом простолюдинок, дамы при дворе утягивали в корсеты и надевали кринолины.

Все изменилось с началом правления Екатерины 2. Она принялась возвращать Россию к истокам, пропагандирую исконно русский стиль в одежде. В Екатерининскую эпоху в гардероб придворных модниц вновь вернулись сарафан, кокошники и сборчатые рубахи. Один из современников Екатерины второй описал наряд императрицы в записках, датируемых 1783 годом: «Императрица была в ало-бархатном русском платье, унизанном крупном жемчугом со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове…»

-8-
Новый виток в популяризации русского народного костюма наступил при Александре 1.
Из Московской губернии началось торжественное шествие русского сарафана по всей Европе. С 1812 во дворцах дамы шелестят подолами синих, красных сарафанов.

Николай 1 также не оставил без своего императорского внимания гардероб русской модницы. В 1834 году император даже издал указ об обязательном ношении кокошника при государевом дворе и введении новых стандартов придворного платья: узкий открытый корсаж с длинными рукавами, какие в допетровские времена можно было встретить в боярском одеянии, длинная юбка с таким же длинным шлейфом.

При Александре 2 и Александре 3 интерес к русскому костюму только возрастал.
Пик всеобщей любви дворянства к сарафану и кокошнику пришелся на правлении Николая 2. К началу 20 века вся дворянская знать имела в своих коллекциях старинные образцы одежды, в которые раньше рядились бояре и купцы.
Но начало века ознаменовалось и закатом интереса к русскому народному костюму - вместе с Советской властью в страну пришли новые тенденции, новые стили и новая мода, в которой не нашлось места не дворянам, ни народным сарафанам.
-9-
Везде сарафан пригождается.
За долгую историю сарафана в женском гардеробе этот на первый взгляд простой наряд получил многообразие названий и форм. Сарафаны различались по фасону, материалу, из которого они были сшиты, а также по цвету и окраске.
Самым дорогим сарафаном считался «китаечник» и «кумачник», поскольку его шили из покупной хлопчатобумажной материи: китайки и кумача, четко различавшихся по цвету. Первая была всегда синего , а вторая –красного цвета. Китаечники и кумачники появились в гардеробе женщины из зажиточных семейств в конце 19 –начале 20 века, придя на смену домотканому сарафану –«синяку».

Синяки шили из домотканого льняного полотна, окрашенного в синий цвет. Сарафан –синяк появлялся в гардеробе девушки в пятнадцать лет, когда девица считалась «на выданье». В этом сарафане она выходила замуж. Став молодой женой, женщина украшала сарафан тесьмой и пуговицами и надевала синяк на праздник. Когда муж умирал, вдова спарывала с сарафана украшавшие его шелковые ленты и синяк становился траурной одеждой. Когда женщина умирала, в нем же ее и хоронили.

-10-
Еще одним популярным видом сарафана был «набивальник». Особенно его любили молодые женщины. Надевали его только раз в году, на праздничные гулянья по случаю окончания сельскохозяйственных работ – «осенины». Чтобы сшить для себя сарафан –набивальник женщина сначала ткала холщовую ткань, а потом отдавала ее набойщикам, которые «синили» полотно, то есть украшали его различными узорами. Рисунок на ткань наносили с помощью специальных квадратных досок, у которых с лицевой стороны были прикреплены металлические пластинки, составлявшие узор.
left0
По своей популярности «набивальники» и «синяки» могли конкурировать лишь с сарафанами –«пестрядинниками». Они шились из пестряди –домотканого цветного полотна в клетку, получившего свое название за пеструю расцветку ткани. Пестрядинники носили как по будням, так и по праздникам. Для постоянного ношения сарафан шили из конопляного или льняного холста, а для праздничного наряда брали хлопчатобумажную или тончайшую льняную ткань. Носили его вне зависимости от возраста, но, проходя мимо женщины в таком сарафане, всегда можно было узнать, замужем она или нет. Пожилые женщины носили сарафаны темно-красных и сине-белых оттенков в мелкую клетку. Женщинам помоложе полагалось шить сарафаны из клетчатой ткани красно-бело-желтого цвета. Для девушек ткали пестрядь в красно-белую клетку.

Косой клин –сарафан девке мил.
Если сарафан был сшит из единого полотна ткани, как бы перекинутый через плечи с прорезью для головы, а с каждого бока вшивался дополнительный кусок ткани –клин, то такой сарафан назывался глухим косоклинным. Его характерной особенностью являлось то, что передняя часть сарафана всегда была цельной. К концу 19 века такие сарафаны оставались лишь в гардеробе старух. Его местными названиями были «костыч» или «клинник».

Различался еще один вид косоклинного сарафана –распашной, у которого передняя часть состояла из двух полотнищ. Полотна сшивались друг с другом посередине и украшались декоративными пуговицами и петельками. Это был самый распространенный вид сарафана. Где-то его называли «шушунами», а где-то «штофниками», так как на его изготовление брали шелковую ткань –штоф ярко-красного, темно-вишневого и лилового цветов.
Распашной косоклинный сарафан пришел на смену «московику» -прямому сарафану, напоминающего по своему виду высокую юбку на лямках, -в конце 19 –начале 20 века. На изготовление прямых сарафанов –московиков шли ситцевые ткани, пестрядь и шерсть.

-12-
Одновременно с шушунами появились еще два типа сарафанов. Первый представлял собой полуплатье на кокетке. Он появился под влиянием городской моды. Второй тип сарафана состоял из двух частей: верхней –кофты и нижней –юбки. От первого варианта он отличался тем, что юбка была несколько короче. Однако он был менее популярен. В основном его носили только девушки.

Различные типы сарафанов были связаны с определенными предметами гардероба –сорочками, поясами, полушубками, а также украшениями, вместе составлявшими единый органичный ансамбль –женский костюм.

-13-
Сарафан: новое – не всегда забытое старое
С течением времени многие народные виды одежды канули в лету. Несмотря на разнообразие современного женского гардероба, сарафаны продолжают жить, и в настоящее время снова популярны. Конечно, они изменились. Но, как и в старину, сегодня существуют различные покрои сарафанов: приталенные и свободные, прямые и расклешенные книзу, цельнокроеные и отрезные по талии, с кокеткой или на бретелях.

Сарафан шьют практически из любой ткани. Выбор зависит от сезонности и от назначения сарафана. Например, летний сарафан, который в жаркие июльские дни с успехом заменит любую блузку, можно сшить из лёгких тканей: хлопчатобумажных, льняных, шёлковых. Выбрав габардин, сукно, другую шерстяную ткань, можно сшить сарафан для осенне-зимнего сезона. Сарафан универсален. Его могут носить женщины в любом возрасте. Он часто встречается в школьной форме, повседневной деловой и домашней одежде, может быть выполнен в любом стиле: классическом, спортивном, романтическом фольклорном. Он лаконичен, удобен, разнообразен, подчеркивает достоинства фигуры и скрывает недостатки.

  Меняется мода, новое приходит на смену устаревшему, но народный костюм по-прежнему остается источником вдохновения. Современных модельеров и дизайнеров одежды в нем привлекает богатство цвета и украшений, простота и лаконичность кроя, изящество форм, универсальность и целостность ансамбля костюма, образа человека и окружающей среды.  В XX веке к традициям русской народной одежды не раз обращались отечественные и зарубежные модельеры. Фирмы «Шанель», «Кристиан Диор», «Нина Риччи», «Пьер Карден», «Ив Сен Лоран» использовали в своих моделях мотивы русских сарафанов.

В октябре 2010 году на Неделе высокой моды в Москве Валентин Юдашкин представил коллекции сарафанных комплексов в народном и современном стиле:

Другие российские дизайнеры тоже с любовью относятся к своей Родине и посвящают ей коллекции: Дарья Разумихина, Андрей Шаров, Татьяна Парфенова,ЛидияСоселия, Денис Симачев, Игорь Чапурин, Ирина Крутикова, Алена Ахмадулина и другие.
-15-
Славянский стиль
Славянский стиль – это емкое понятие, в котором дух славянских народов ярко проявляется в самобытности. Он создан для вдохновения. На нем оставили отпечаток и Византия, и татары, смешавшись со славянскими кровями. Это симбиоз Запада и Востока, Европы и Азии. Из чего вылилась ни на что не похожая, особенная славянская сущность, проявившаяся и в национальной одежде.

В славянском костюме отразилась жизнерадостность, всепоглощающая любовь ко всему окружающему миру славянских народов - отсюда яркие, насыщенные, праздничные цвета и множество деталей, аксессуаров в одежде, которая всегда наполнена удивительным ощущением теплоты. Поэтому славянский костюм так многогранен, многолик и многоцветен.
-16-
Результаты анкетирования.
С целью выявления отношения к сарафану как виду одежды, мы провели анкетирование среди девочек начальных классов школы.
В анкетировании участвовало 15 учениц. Были предложены 4 вопроса.
На 1-ый вопрос: считают ли они сарафан символом русской национальной одежды, все 100% (15 чел.) ответили однозначно «да».
Ответы на 2-ой вопрос: знают ли они, что изначально сарафан являлся мужской одеждой, разделились в процентном соотношении на: «да» - % (4 чел.) и «нет» - % (11 чел.).
Отвечая на 3-ий вопрос, девочкам пришлось вспомнить, есть ли в их гардеробе подобная одежда. И выяснилось, что все, за исключением % (1 чел.) носят сарафан.
А вот почему они отдают своё предпочтение этому виду одежды, все, без исключения, отметили практичность и комфортность, % (11чел.) добавили эстетичность.
Вывод.
Сарафан и сейчас у молодёжи пользуется спросом благодаря внешнему виду и своей универсальности.
Заключение.
Славянская культура восхищает многих именитых творцов моды всего мира. Поэтому российским модельерам нужно гордиться своими корнями, сохранять и совершенствовать то наследие, которое подарила им Родина, удивляя и покоряя мир все новыми воплощениями славянского стиля.
Пожелание:
Носите сарафаны! Они красивы, удобны и универсальны. В них чувствуется широта и многообразие русской души!
-17-
Литература:
1.«Куклы в народных костюмах», изд-ль:ООО «Де Агостини», Россия, №1,2,5,6,10, 2011г.
2. «История в женских портретах» Еженедельное издание, изд-ль: ООО «Де Агостини», Россия, №1, 2012г.
3.Российские князья, цари, императоры, изд-ль:ООО «Ашет Коллекция», Россия, №1-2, 2012г.
4. Интернетресурсы:
-bellezza-storia.livejournal.com›139637.html-family-history.ru›material/history/kostum/kostum-HYPERLINK "http://www.narodko.ru/" \t "_blank"narodko.ru›Видыодежды›carafan.htm-http://ru.wikipedia.org/wiki
-http://poyasok.com/article
-http://timelady.ru/249-zhenskie-sarafany.ht
-18-
Приложение.
Анкета.
Считаете ли Вы сарафан "символом" русской национальной одежды?
да нет
Знаете ли Вы, что до XVIIв. "сарафаном" на Руси называли "длинный мужской кафтан особого кроя"?
да нет
Вспомните, есть ли в Вашем гардеробе плечевое изделие на бретелях (сарафан), например, летний?
да нет был до недавнего времени планирую приобрести
Выберите три основные, по Вашему мнению, отличительные особенности современного сарафана
практичность
удобство
комфортность
эстетичность
-19-


Приложенные файлы


Добавить комментарий