Публикация в сборнике 1001 идея интересного занятия с детьми . Пёстрые рассказы о Чехове. — Москва, 2012


Е. ПавловскаяПёстрые рассказы о Чехове
Действующие лица:
Антон Павлович
Александр, брат
Наденька
Лизонька
Верочка
Катенька
Фотограф

Реквизит: уздечка, трость, карточки с изображением Чехова или его книжки, фотоаппарат на ножках, ручка-перо, зонтики от солнца, скамья, театральная афиша.
Миниатюру сопровождает видеоряд и музыка.
Только что закончился спектакль. Слышны аплодисменты, крики «браво». Звуки отъезжающих экипажей. На сцене появляются курсистки.
Катенька. Девочки, давайте проверим, всё ли готово?
Наденька. Да. Вот самопишущее перо, или авторучка. Еле достала. Последнее изобретение англичан. Чернильница не нужна.
Лизонька. Карточки Антона Павловича для меня, тебя, Катеньки и Верочки.
Катенька. Лошадей вывели из строя?
Верочка. Уздечку отвязывала целый час. Мне повезло: кучер долго разговаривал с торговками в лавке.
Катенька. Хорошо. С минуты на минуту выйдет Антон Павлович. Он в последнее время отступает с черного хода, чтобы не столкнуться с поклонницами.
Наденька. Но мы теперь стали умнее.
Появляется фотограф.
Фотограф. Барышни, писателя Чехова знаете?
Все. Конечно.
Фотограф. Он тут не проходил? Мне в редакции сказали: «Без снимка Антона Павловича не появляйся». А он после спектакля как сквозь землю провалился.
Верочка. Нет, он ещё не …
Катенька. Проходил. Вон туда пошёл…
Фотограф убегает.
Все. Но, Катенька?!
Катенька. Ещё один конкурент обезврежен.
Лизонька. Идет, идёт. С ним брат Александр.
Катенька. Все по местам.
Барышни как ни в чём не бывало ходят по сцене, изображая праздно гуляющих. Появляются Антон Павлович и Александр.
Александр. Великолепная постановка. Я в восторге.
Антон Павлович. А как тебе звон набата во втором акте?
Александр. Звон получился невероятный.
Антон Павлович. Поздравь меня. Это мой дебют. Мы с рабочими сцены колотили по кастрюлям, тазам, жестянкам с невероятной силой.
Александр. Хочешь совет, братец? Пиши лучше пьесы. Антон, не кажутся ли тебе подозрительными эти девушки? По-моему, это твои поклонницы, антоновки-чехистки. Будь осторожен.
Девушки оставляют свой благопристойный вид и с дикими криками бросаются к Антону Павловичу.
Александр. Так я и думал. Бегу за экипажем.
Все говорят в одно и то же время.
Наденька. Антон Павлович, я поклонница Вашего таланта. Мне нужен ваш автограф.
Лизонька. Ваши шедевры я готова читать и днём и ночью
Верочка. Я бесконечно рада, что вижу Вас на таком близком расстоянии.
Катенька. Я никогда не видела живых писателей. Можно дотронуться до Вас?
Наденька. Я тайно писала вам письма. Теперь хочу в этом признаться. Но почему Вы не ответили на мои послания?
Лизонька. Мне нравятся ваши «Пёстрые рассказы».
Антон Павлович. Александр, где наш экипаж?
Александр. У извозчика беда: кто-то отвязал уздечку. Чтобы найти новую, нужно продержаться четверть часа.
Антон Павлович. Это будет нелегко сделать, но я попробую. Милые барышни, чем могу быть полезен?
Катенька. От встречи с вами мы ожидали следующее: 1 - получить автограф.
Антон Павлович. С превеликим удовольствием. Чем расписываться?
Наденька. Авторучкой.
Антон Павлович. О, это у нас такая ещё редкость. (Раздаёт автографы).
Катенька. 2 – Познакомить Вас с нашей подругой Верочкой, потому что она тоже пишет рассказы. Вот её творения, ознакомьтесь на досуге.
3 - Получить ответы на некоторые литературные вопросы.
Антон Павлович. Я весь внимание (присаживаются на скамью).
Наденька. Мы в восторге от вашей книги «Пёстрые рассказы». Где Вы берёте сюжеты? Как у вас рождаются эти маленькие сценки?
Антон Павлович. Очень просто. Нужно только внимательно посмотреть вокруг. Вот, например, авторучка. Хотите, завтра будет рассказ с названием «Авторучка»?
Наденька. Рассказ « Радость» - плод Вашего прекрасного настроения?
Антон Павлович. Не совсем так. Однажды прочитал заметку в газете, а через 2 дня уже был готов этот рассказ. Ну-ка, Саша, подурачимся.
Разыгрывается сценка «Радость». В главной роли Александр.
Александр. Это невероятно! Вы не можете себе представить!
Антон Павлович. Что с тобой? На тебе лица нет!
Александр. Это я от радости! Раньше только вы одни знали, что на этом свете существует коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, а теперь вся Россия знает об этом! Вся! О, господи!
Антон Павлович. Да что такое случилось? Говори толком!
Александр. Как я счастлив! Ведь только про знаменитых людей в газетах печатают, а тут взяли да про меня напечатали!
Антон Павлович. Что ты? Где?
Александр. Поглядите! Читайте же!
Наденька. «29-го декабря, в одиннадцать часов вечера, коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров...
Александр. Видите, видите? Дальше!
Наденька. ...коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, выходя из портерной, что на Малой Бронной, в доме Козихина, и находясь в нетрезвом состоянии..Александр. Это я с Семеном Петровичем... Всё до тонкостей описано! Продолжайте! Дальше! Слушайте!
Лизонька. ...и находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь извозчика Ивана Дротова. Испуганная лошадь, перешагнув через Кулдарова и протащив через него сани с купцом Степаном Луковым, помчалась по улице и была задержана дворниками. Кулдаров, вначале находясь в бесчувственном состоянии, был отведен в полицейский участок и освидетельствован врачом. Удар, который он получил по затылку...
Александр. Это я об оглоблю. Дальше! Вы дальше читайте!
Лизонька. ...который он получил по затылку, отнесен к легким. О случившемся составлен протокол. Потерпевшему подана медицинская помощь»...
Александр. Велели затылок холодной водой примачивать. Читали теперь? А? То-то вот! Теперь по всей России пошло! Дайте сюда! Побегу к Макаровым, им покажу... Надо еще Иваницким показать, Наталии Ивановне, Анисиму Васильичу... Побегу! Прощайте!
Девушки аплодируют.
Антон Павлович. Из всех нынешних писателей я самый легкомысленный. Но что делать, если руки чешутся и хочется учинить какую-нибудь тру-ля-ля. Как ни стараюсь быть серьёзным, ничего не выходит.
Александр. А помнишь, голубчик, из чего вырос твой рассказ «Хирургия»?
Антон Павлович. Это не для нежных ушек наших барышень.
Все. Расскажите, расскажите.
Антон Павлович. Это смешная и страшная история.
Антон Павлович и Александр изображают в лицах.
Александр. У нас дома часто собиралась весёлая компания. Антон всех вовлекал в разнообразные импровизации. Как-то он переоделся в зубного врача, меня заставил исполнять роль пациента, взял огромные щипцы для углей, и началась «хирургия». Но вот венец всего. Наука торжествует. Антон вытаскивает из моего рта огромный больной зуб (пробку) и показывает публике.
Катенька. Тревога! На горизонте показался фотограф. Он хочет сфотографировать Антона Павловича для газеты.
Антон Павлович. Спасите меня, барышни, я страсть как не люблю это дело.
Девушки прячут за собой Антона Павловича.
Фотограф. Прекрасные дамы, не видели ли вы знаменитого писателя Антона Чехова. Мне в редакции сказали…
Катенька. Вы у нас уже справлялись, и мы вам ответили: он пошёл туда.
Антон Павлович. (выходя из засады) Благодарю вас, о мои юные спасительницы.
Верочка. Уважаемый Антон Павлович, как вы относитесь к писательницам?
Антон Павлович. Очень даже положительно.
Верочка. Какой совет начинающему литератору вы могли бы дать?
Антон Павлович. Уметь коротко говорить о длинных вещах. Искусство писать – это искусство сокращать.
Верочка. Не зря ваши рассказы называют мини-романами.
Наденька У Антона Павловича и незаурядный актёрский талант.
Александр. Это с детства. Однажды, одевшись нищим, он направился с сочиненным им жалобным письмом в дом дяди Митрофана Егорыча. Дядя не узнал и, разжалобившись, подал ему милостыню.
Антон Павлович. Это был мой первый актёрский и литературный гонорар.
Вообще, театр – моё самое сильное увлечение.
Верочка. С большим успехом идут ваши водевили на сценах театров.
Антон Павлович. Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр.
Александр. Одного только в них не хватает, о мой большой брат, многоуважаемый Шиллер Шекспирович Гете. Того, без чего жить не могут барышни. Танцев! Разрешите? (Приглашает). Антон, не теряйся.
Все танцуют.
Лизонька. У меня появилось предложение: сыграть «Предложение». В гимназическом театре я играла в этом водевиле, и теперь моя очередь импровизировать с Антоном Павловичем.
Антон Павлович. С удовольствием.
Разыгрывается отрывок из водевиля « Предложение».
Антон Павлович. Холодно... Я весь дрожу, как перед экзаменом. Главное - нужно решиться. Если же долго думать, то этак никогда не женишься. Наталья Степановна отличная хозяйка, чего ж мне еще нужно? А не жениться мне нельзя... Во-первых, мне уже тридцать пять лет - возраст, так сказать, критический. Во-вторых, у меня постоянные сердцебиения ... Но самое ужасное у меня - это сон. Едва только лягу в постель и только что начну засыпать, как вдруг в левом боку что-то - дерг! Вскакиваю, как сумасшедший, похожу немного и опять ложусь, но только что начну засыпать, как у меня в боку опять - дерг! И этак раз двадцать…
Лизонька. (входит). Ну, вот! Это вы, а папа говорит: поди, там купец за товаром пришел. Здравствуйте, Иван Васильевич!
Антон Павлович. Здравствуйте, уважаемая Наталья Степановна!
Лизонька. Отчего вы у нас так долго не были? Но что это? Вы, кажется, во фраке! Вот новость! На бал едете, что ли? Между прочим, вы похорошели... Вправду, зачем вы таким франтом?
Антон Павлович. (волнуясь). Видите ли, уважаемая Наталья Степановна... Дело о том, что я решился просить вас выслушать меня... Конечно, вы удивитесь и даже рассердитесь, но я... (В сторону.) Ужасно холодно!
Лизонька. В чем дело? Ну?
Антон Павлович. Я постараюсь быть краток. Вам, уважаемая Наталья Степановна, известно, что я давно уже, с самого детства, имею честь знать ваше семейство. Род Ломовых и род Чубуковых всегда находились в самых дружественных и, можно даже сказать, родственных отношениях. К тому же, как вы изволите знать, мои Воловьи Лужки граничат с вашим березняком.
Лизонька. Виновата, я вас перебью. Вы говорите "мои Воловьи Лужки"... Да разве они ваши?
Антон Павлович. Мои-с.
Лизонька. Ну, вот еще! Воловьи Лужки наши, а не ваши!
Антон Павлович. Я говорю про те Воловьи Лужки, что входят клином между вашим березняком и Горелым болотом.
Лизонька. Опомнитесь, Иван Васильевич! Давно ли они стали вашими?
Антон Павлович. Из бумаг это видно, уважаемая Наталья Степановна, Воловьи Лужки были когда-то спорными, это - правда; но теперь всем известно, что они мои. Изволите ли видеть, бабушка моей тетушки отдала эти Лужки крестьянам дедушки вашего батюшки . Крестьяне дедушки вашего батюшки привыкли считать их как бы своими, потом же, когда вышло положение…
Лизонька. Нет, вы просто шутите или дразните меня... Сюрприз какой! Владеем землей чуть ли не триста лет, и вдруг нам заявляют, что земля не наша! Иван Васильевич, простите, но я даже ушам своим не верю... Мне не дороги эти Лужки! Там всего пять десятин, и стоят они каких-нибудь триста рублей, но меня возмущает несправедливость. Говорите что угодно, но несправедливости я терпеть не могу.
Антон Павлович. Выслушайте меня, умоляю вас! Крестьяне дедушки вашего батюшки, жгли для бабушки моей тетушки кирпич. Тетушкина бабушка, желая сделать им приятное…
Лизонька. Дедушка, бабушка, тетушка... ничего я тут не понимаю! Лужки наши, вот и все.
Антон Павлович. Мои-с!
Лизонька. Наши! Хоть вы два дня доказывайте, хоть наденьте пятнадцать фраков, они наши, наши, наши!.. Вашего я не хочу и своего терять не желаю... Как вам угодно!
Антон Павлович. Мне, Наталья Степановна, Лужков не надо, но я из принципа. Если угодно, то, извольте, я вам подарю их.
Лизонька. Я сама могу подарить вам их, они мои! Вы поступаете с нами, как с цыганами. Дарите мне мою же землю. Извините, это не по-соседски!
Антон Павлович. По-вашему выходит, значит, что я узурпатор? Сударыня, никогда я чужих земель не захватывал и обвинять меня в этом никому не позволю… Воловьи Лужки мои!
Лизонька. Неправда, наши!
Антон Павлович. Мои!
Лизонька. Неправда! Я вам докажу! Сегодня же пошлю своих косарей на эти Лужки!
Антон Павлович. Что-с?
Лизонька. Сегодня же там будут мои косари!
Антон Павлович. А я их в шею!
Лизонька. Не смеете!
Антон Павлович. (хватается за сердце). Воловьи Лужки мои! Понимаете? Мои!
Лизонька. Не кричите, пожалуйста! Можете кричать и хрипеть от злобы у себя дома, а тут прошу держать себя в границах!
Антон Павлович. Если бы, сударыня, не это страшное мучительное сердцебиение, если бы жилы не стучали в висках, то я поговорил бы с вами иначе! (Кричит) Воловьи Лужки мои!
Лизонька. Наши!
Антон Павлович. Мои, чёрт возьми!
Неожиданно появляется фотограф.
Фотограф. Вот вы где, уважаемый Антон Павлович. Теперь я от вас не отстану. Пожалуйста, позвольте сделать вашу фотографию. Мне в редакции сказали:
Все. «Без снимка не возвращайся».
Антон Павлович. Хорошо, любезный, но только со всеми вместе.
Фотограф. Я уже на всё согласен. Улыбочку.
Все фотографируются.
Александр. Господа, экипаж для Чехова Антона Павловича готов.
Антон Павлович. Пора расставаться, милые барышни. Мне с вами было очень интересно. А знаете что? Приезжайте-ка к нам в Ялту. Устроим вечер импровизаций. Ваши рукописи, Верочка, обязательно прочту, своё мнение сообщу.
Верочка. Это вам.
Антон Павлович. Что это?
Верочка. Уздечка от Вашей лошади. Это мы…это я…
Антон Павлович. Понимаю. У меня идея. Напишите юмористический рассказ
«Обуздать писателя» и пришлите его мне. Договорились? До свидания.
Все. До свидания, Антон Павлович.
Антон Павлович и Александр уходят.
Наденька. Чудесный Антон Павлович…
Катенька. …обходительный…
Лизонька. …любезный…
Верочка. …талантливейший…
Катенька. Верочка, ты должна срочно написать рассказ.
Лизонька. Немедленно!
Наденька. Пойдём. Мы не будем тебе мешать.
Катенька. Будем только оберегать.
Уходят. Видеоряд. Музыка.

Приложенные файлы


Добавить комментарий