ДЕНЬ ПАМЯТИ ПУШКИНА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА

Н.П. Виноградова

ДЕНЬ ПАМЯТИ ПУШКИНА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА.
Литературно-музыкальная композиция 9-10 класс.

Педагогическая технология внеклассного мероприятия – историко-литературная композиция с использованием инновационных технологий (презентация + аудио сопровождение).

Оформление сцены.

1.Произведения Пушкина А.С. разных годов издания.

2.Репродукции: 1) Пушкин А.С. Соколов П.Ф. Акварель. 1830-1836.
2) Пушкина Н.Н. Брюллов А.П. Акварель.1831-1832.
3) Николай 1. Литография Шевалье. 1830-1840.
4) Дантес Ж. Райт Т. Акварель.1830.
5) Бенкендорф А.Х. Гравюра Райта Т. с оригинала Доу Д. 1824.
6) Дуэль Пушкина с Дантесом. Картина Наумова А. 1884.
7) Возвращение Пушкина с дуэли. Акварель Бореля П. 1885.
8) Пушкин в гробу. Рисунок Козлова А. 1837.
9) Тайный увоз тела Пушкина из Петербурга. Картина Наумова А.
1894.
10) Лермонтов М.Ю. Автопортрет. 1837-1838.
11) Стихотворение «Смерть поэта». Черновой автограф
Лермонтова М.Ю. с его рисунком, изображающим начальника
штаба корпуса жандармов Дубельта.
12) Древний Святогорский монастырь.
13) Могила Пушкина А.С. вскоре после похорон. Литография по
рисунку Соколова П.
14) Могила Пушкина А.С. в наши дни. Фотография.
15) Из произведений народного художника СССР Комова О.К.:
«Нет весь я не умру». Бронза.
«Мы все сойдем под вечны своды». Бронза.
Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Гипс.
3.Музыкальное оформление.
1. Электронная библиотека: а) стихотворение Лермонтова М.Ю. «Смерть поэта».
б) стихотворение Пушкина А.С. «Памятник».
2. Диск «Пушкин в музыке современников».
3. Десятников Л. Кантата «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» для
ансамбля солистов и камерного оркестра.
4. Стравинский И.Ф. Эпитафия.
5. Глинка М.И. Песня Бояна из «Руслана и Людмилы» во славу великого Пушкина.
6. Моцарт В.А. «Реквием».


Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет.
Ф.И. Тютчев

Пушкин у нас – начало всех начал.
Максим Горький
Гигант Пушкин величайшая гордость наша и
самое полное выражение духовных сил России.
А.М. Горький


Пушкин есть пророчество и указание.
Ф.М. Достоевский

Классический стих живет и будет жить, как живет
вечно живая и вечно прекрасная поэзия Пушкина.
М. Исаковский

1-й ведущий. Пушкин Александр Сергеевич


Чтец. Мы знаем это иль не знаем,
Хотим того иль не хотим,
Но он никем не заменяем
И навсегда необходим.
М.Дудин

2-й ведущий. Сегодня день памяти Александра Сергеевича Пушкина. Прошло много лет с тех пор, как Россия потеряла своего великого сына. Это ощущение невосполнимой потери сохраняется. Но день смерти Поэта стал началом его бессмертия.

звучит тихо кантата Десятникова Л. «Пинежское сказание о дуэли и смерти
Пушкина» для ансамбля солистов и камерного оркестра».

И сегодня он – самый современный и самый любимый поэт потому, что чувства, рождаемые чтением его стихов, прозы, драмы, так необходимы всем нам, ныне живущим.

Чтец. Михаил Кузмин «Пушкин»

Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живет.
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мед.
Пленительны и полнозвучны
Текут родимые слова
Как наши выдумки докучны
И новизна как не нова.
Но в совершенства хладный камень
Его черты нельзя замкнуть:
Бежит, горя, летучий пламень,
Взволнованно вздымая грудь.
Он – жрец и он – веселый малый,
Пророк и страстный человек,
Но в смене чувства небывалой
К одной черте направлен бег.
Москва и лик Петра победный,
Деревня, Моцарт и Жуан,
И мрачный Герман, Всадник Медный,
И наше солнце, наш туман.
Романтик, классик, старый, новый?
Он – Пушкин. И бессмертен он.
К чему же школьные оковы
Тому, кто сам себе закон?
Из стран, откуда нет возврата,
Через года он бросил мост,
И если в нем признаем брата,
Он не обидится: он прост.
И он – живой,- живая шутка
Живит арабские уста;
И смех, и звон, и прибаутка
Влекут в бывалые места.
Так полон голос милой жизни,
Такою прелестью живим,
Что слышим мы в печальной тризне
Дыханье светлых именин.

громко звучит кантата Десятникова Л. «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» для ансамбля солистов и камерного оркестра».

3-й ведущий. 27 января 1837г. в Петербурге на Черной речке прозвучал роковой
выстрел. Александр Сергеевич Пушкин был смертельно ранен.

4-й ведущий. Давайте воспроизведем в памяти события, предшествующие роковому
дню.

5-й ведущий. Выполняя волю царя Николая 1, придворная знать
вела злобную травлю Пушкина. Она видела в поэте своего давнего проекция
и непримиримого врага. Для того, чтобы оскорбить Пушкина, на экране-
отравить его существование, светская чернь использует сплетни Николай 1
вокруг ухаживания за его женой офицера француза Дантеса-Геккерна.
В ход пускаются интриги, пасквильные анонимные письма.

Пушкин. Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливой бедою проекция
Угрожает снова мне на экране-
Сохраню ль к судьбе презренье? Гончарова Н.Н.
Понесу ль навстречу ей барон Геккерн
Непреклонность и терпенье Дантес Ж.
Гордой юности моей.
«Предчувствие»

1-й ведущий. Их собралось у Яковлева за столом одиннадцать товарищей, сошедшихся отпраздновать четверть века своего поступления в Лицей. Был тут Лисичка-Комовский, был Корф – важный чиновник, был Пушкин, был скромный, славный, незаметный, как и четверть века назад, подполковник Данзас.
(Воеводин В. «Повесть о Пушкине». Лениздат 1969, стр.252).

Пушкин. «Была пора»

2-й ведущий. Пушкин внезапно захлебнулся рыданиями, махнул рукой и отсел в угол. Кто-то из товарищей взял со стола листок с неоконченными его стихами. О чем он говорил там?.. О времени, о великих событиях века, которым они были современниками и которые наполняли их жизнь и смыслом и волнениями. (там же, стр.253)

Чтец. Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.

3-й ведущий. Друг читал эти страстные, стройные строфы, а он, поэт, сидел в углу, закрыв ладонями лицо и вздрагивая от рыданий.
Кто тому виной? Кто затравил его так, что он терял последний покой, последнее самообладание? Друзья и родные, видевшие его в эту пору (1836год подходил к концу), говорили со страхом о том, как он худ, желт лицом и нервен. Он не переносил теперь шума, крика детей Отчаянье заметно было во всем его существе, отчаянье, но не страх, нет, напротив, он с вызовом шел навстречу тому, что уже должно было случиться неминуемо (там же, стр. 253)

4-й ведущий. Истинные убийцы и вдохновители преступления. Кто они? Главный преступник – придворная чернь. Это она, правящая верхушка, потерявшая связь с народом, негодяи, растленные богатством и властью, всесветные авантюристы, ненавистники России, нанесли ему свой удар. (там же, стр.254)

5-й ведущий. Кто такой был Дантес? Француз, бежавший из своего отечества после революции 1830г. Бродяга, которого подобрал где-то по дороге в свою карету голландский посол в России барон Геккерн. «Ропот гвардии», о котором писал Пушкин в своем дневнике, не помешал зачислить Дантеса в кавалергардский полк. Он был «шуан», те есть сторонник ненавистного французам «законного» короля,- лучшей рекомендации русскому самодержавию было не нужно. (там же, стр. 254)

1-й ведущий. Но как же он служил своим новым хозяевам, этот баловень и бездельник? Четыре года службы – сорок четыре взыскания. Какое кому дело,- он украшал собой двор, белокурый красавец, острослов и весельчак. (там же, стр.254)

2-й ведущий. Кто такой Геккерн, посол королевы Голландии, усыновивший Дантеса?
Человек безнравственный, бесчестный, он не стеснялся использовать свои высокие полномочия посла иностранной державы для того, чтобы умножить свое состояние
Вот каков был этот человек, чья судьба скрестилась с судьбой Пушкина.
(там же, стр. 254)
3-й ведущий. Был еще салон Нессельроде, где шла крупная международная игра,
там-то решались важнейшие политические вопросы и заодно плели светские интриги, вынашивали сплетни. Геккерн был своим человеком в доме русского министра.
(там же, стр.254)

4-й ведущий. Были, наконец, титулованные хлыщи, такие, как Долгорукий, Урусов, Строганов – друзья Дантеса, люди без чести, без совести. Идалия Полетика, дама, связанная с высокими придворными кругами, до конца своих дней ненавидела самую память Пушкина, грозила плюнуть на памятник его,- живому она готова была отравить ему жизнь любою подлостью. (там же, стр. 254)


5-й ведущий. Он был чужим среди этой своры, окружавшей трон, и был слишком велик, чтобы его можно было просто не замечать, отказывать ему в достоинстве и в уважении. Стало быть, его ненавидели.(там же, стр.254)

1-й ведущий. Не все ли равно, чья рука на листке нерусской выделки бумаги написала подлый пасквиль, который 4 ноября почтальон принес ему на квартиру?
Эти грязные слова родились и вылетели из той сплоченной толпы врагов, которая окружала его со всех сторон. (там же, стр. 254-255)

2-й ведущий. Ни на минуту – это утверждал он сам, это утверждали все близкие ему - не подозревал он жену, верил ей, любил ее, верил ее любви к нему. Но точно так же он знал, что по всем петербургским гостиным имя его повторяют со злорадным смешком, что, где бы он ни появился теперь, за его спиной будут перешептываться, ухмыляться, щуриться и значительно поднимать брови. Он должен был поступить так, как в таких случаях поступают люди чести. И ответить за клевету должен был Дантес.
(там же, стр.256).

3-й ведущий. Вызов был послан. Бешенство его не знало меры, на него было страшно смотреть.

Пушкин: «Чем кровавей, тем лучше».

4-й ведущий. Вскоре вызов пришлось взять обратно, так как старый негодяй Геккерн, в страхе за жизнь своего распутного «сына», сам приехал к Пушкину, сам умолил его отстрочить дуэль. (там же, стр. 257).

5-й ведущий. Как обухом по голове, ударило его известие о том, что молодой Дантес-Геккерн влюблен вовсе не в жену, а в свояченицу, в Екатерину Гончарову и свадьба их – дело решенное! (там же, стр.257).

звучит романс Г.Свиридова «Зимний вечер»

1-й ведущий. Так шли дни и недели. Поединок был отменен, свадьба состоялась, но его не оставили в покое Это был заговор вокруг него, который уже не мог разрешиться впустую. Больше нельзя было медлить. (там же, стр. 257).

Пушкин. «Господин барон! Позвольте подвести итоги тому, что произошло». (там же, стр.258).

2-й ведущий. Это письмо старик Геккерн получил 26 января днем.

Пушкин. «Я заставил вашего сына играть такую жалкую роль, что моя жена, удивленная такою низостью и пошлостью, не могла удержаться от смеха Вы, представитель коронованной особы, отечески сводничали вашему сыну Подобно старой развратнице вы подстерегали мою жену во всех углах Я не могу позволить, чтобы ваш сын после своего гнусного поведения осмелился обращаться к моей жене и тем более расточал перед ней казарменные каламбуры и разыгрывал из себя жертву несчастной страсти, тогда как он всего лишь трус и негодяй» (там же, стр.258)


3-й ведущий. Каждое его слово хлестало, как пощечина.
Высокий пост посла не мешал старому негодяю ввозить контрабандой шелка и вина, но встать под пистолет оскорбленного им человека он не мог – не позволяло звание. Отвечать пришлось его «сыну». Вызов Пушкину послал приемыш Геккерна-Дантес.
(там же, стр. 258)

4-й ведущий. 27 января 1837г. Константин Данзас, проходя по Пантелеймоновской улице, встретил Пушкина в санях. Пушкин остановил Данзаса и сказал:

Пушкин: « Данзас, я ехал к тебе, садись со мной в сани и поедем во французское посольство, где ты будешь свидетелем одного разговора.» (там же, стр. 259)

5-й ведущий. Данзас, не говоря ни слова, сел с ним в сани. Во время пути Пушкин говорил с Данзасом совершенно о посторонних вещах. Таким образом доехали они до дома французского посольства, где жил д` Аршиак. После обыкновенного приветствия с хозяином, Пушкин сказал, обращаясь к Данзасу.

Пушкин: «Теперь я вас введу в курс дела».

1-й ведущий. Пушкин рассказал ему все, что происходило между ним, Дантесом и Геккерном. Обращаясь к д` Аршиаку, он указал на Данзаса.

Пушкин: «Вот мой секундант». Данзасу: «Согласны ли вы?»

2-й ведущий. После утвердительного ответа Данзаса Пушкин уехал, предоставив Данзасу, как своему секунданту, условиться с д` Аршиаком о дуэли. (там же, стр. 260).

3-й ведущий. Все было решено в тот же день: противники встречаются проекция
назавтра, 27 января, у Черной речки. Расстояние - двадцать пять Черная речка
шагов, барьер – десять. Стреляться до крови.

тихо звучит «Реквием» В.А. Моцарта

4-й ведущий. Условясь с Пушкиным сойтись в кондитерской Вольфа, Данзас отправился сделать нужные приготовления. Наняв парные сани, он заехал в оружейный магазин Куракина за пистолетами, которые были уже выбраны Пушкиным заранее; пистолеты эти были совершенно схожи с пистолетами д` Аршиака. Уложив их в сани, Данзас приехал к Вольфу, где Пушкин уже ожидал его. (там же, стр.262)

5-й ведущий. Как он провел последний свой день, свой вечер в канун поединка?

Чтец. Татьяна Галушко. «Накануне».

Пушкин - доктору В.Далю (перед смертью):
- Пойдем со мной, пойдем по этим книжным полкам все выше.

И ночь еще до поединка,
Еще придет к нему жена,
Покорна, как простолюдинка,
Как Таня Ларина, бледна.
Не лиственная ласка ивы –
Склоненных веянье кудрей
Еще свече дрожать счастливо
От жизни, дышащей над ней.
Еще так долго светло-серый
Туманный город проезжать,
Еще отмеривать барьеры
И пистолеты заряжать.
И опасение осечки,
И торопливый шаг вперед,
И красный грохот Черной речки,
Внезапно хлынувший в живот.
Еще смеркаться снежным далям
В необитаемую тьму.
И лишь тогда,
простившись с Далем,
По книжным полкам –
одному.

1-й ведущий. Он был очень спокоен, давно не видели его в таком ровном расположении духа. С утра он работал над своим «Современником»; когда времени было уже за полдень, написал письмо одной писательнице, которая сочиняла хорошие книги для детей. Потом переоделся с ног до головы во все чистое. Вышел, по обыкновению, в бекеше, однако на улице было морозно, вернулся и надел шубу.
В четыре часа дня в кондитерской Вольфа на Невском его встретил Данзас. Ящик с пистолетами лежал в санях. (Воеводин В. «Повесть о Пушкине», стр. 259-260).

Чтец. А. Коваленков. «Путь на Черную речку».

День хорош. И горожанки
Рады свежей синеве.
Там и сям мелькают санки
На раскатанной Неве.

Слюдяных снежинок вспышки
Кучерам глаза слепят.
Позади карет мальчишки
Прицепиться норовят.

Свист полозьев, пар дыханья,
Палантины, кивера
Хохот, взвизги, восклицанья,
Колокольчиков игра

Обгоняя колымаги,
Не жалея лошадей,
Едет Пушкин в Коломяки
За погибелью своей.

Что он думал, одинокий,
Представляя пуле грудь,
Отправляясь в недалекий,
Но уже последний путь?



Что несказанным осталось,
На губах заледенев,
В час, когда впервой усталость
Победила жаркий гнев?

Навсегда погасло пламя
Ненасытно смелых глаз
Но, взметнувшись над веками.
Эта жизнь дошла до нас.

Тот, кто, с горестями споря,
Помнил солнце детских лет,
Тот, кто видел волны моря,
Снег равнин и звездный свет.

Тот, кто жил, глаза не жмуря,
Знал врагов и знал друзей,
Тот, кто в непогодь и бурю
Шел дорогою своей

Звучит «Реквием» Моцарта В.А. ( тихо)

2-й ведущий. «На место встречи мы прибыли в половине пятого. Дул очень сильный ветер, что заставило нас искать убежище в маленькой сосновой роще. Так как большое количество снега могло стеснять противника, пришлось протоптать тропинку в двадцать шагов».(Виконт д` Аршиак – кн. П.А. Вяземскому 1 февраля 1837г).

3-й ведущий. Противники съехались одновременно. Секунданты проекция
(с Дантесом приехал атташе французского посольства д` Аршиак) «Дуэль Пушкина
отошли выбрать место для поединка. В те времена на Черной с Дантесом».
речке был сосновый лесок поодаль от проезжей дороги за Репродукция
гумнами и сараями – место уединенное, никем не посещаемое. картины
Лежал глубокий, по колено, снег. Секунданты вытоптали с обеих А. Наумова.1884.
сторон площадки, протоптали дорожки к барьерам. Все было готово.
(Воеводин В. «Повесть о Пушкине». Лениздат 1969, стр.260)

4-й ведущий. Противники стояли лицом к лицу за двадцать пять шагов друг от друга. Данзас подал сигнал сходиться. Пушкин быстро подошел к барьеру и поднял пистолет. Дантес выстрелил с ходу. Пушкин упал лицом на шинель, которая обозначала барьер».
(там же, стр. 260)

Чтец. И Пушкин падает в голубоватый
Колючий снег. Он знает – здесь конец
Недаром в кровь его влетел крылатый,
Безжалостный и жалящий свинец.
Кровь на рубахе Полость меховая
Откинута. Полозья дребезжат.
Леса и снег и скука путевая,
Возок уносится назад, назад.

То, что влюбленному забыть нельзя,-
Рассыпанные кудри Гончаровой
И тихие медовые глаза.
Случайный ветер не разгонит скуку,
В пустынной хвое замирает край
Наемника безжалостную руку
Наводит на поэта Николай!
Он здесь, жандарм! Он из-за хвои леса
Следит упорно, взведены ль курки,
Глядят на узкий пистолет Дантеса
Его тупые скользкие зрачки.

А мне ли, выученному, как надо
Писать стихи и из винтовки бить,
Певца убийцам не найти награду,
За кровь пролитую не отомстить?..

Я мстил за Пушкина под Перекопом,
Я Пушкина через Урал пронес,
Я с Пушкиным шатался по окопам,
Покрытый вшами, голоден и бос.
И сердце колотилось безотчетно,
И вольный пламень в сердце закипал,
И в свисте пуль, за песней пулеметной,
Я вдохновенно Пушкина читал.
Идут года дорогой неуклонной,
Клокочет в сердце песенный порыв
Цветет весна – и Пушкин отомщенный
Все так же сладостно-вольнолюбив.

Э. Багрицкий «О Пушкине».

5-й ведущий. Пушкин был ранен в правую сторону живота, пуля, раздробив кость верхней части ноги, высоко вошла в живот и там остановилась.
Данзас с д` Аршиаком подозвали извозчиков и с их помощью разобрали находившийся там из тонких жердей забор, который мешал саням подъехать к тому месту, где лежал раненый Пушкин. Общими силами усадив его бережно в сани, Данзас приказал извозчику ехать шагом, а сам пошел пешком подле саней вместе с
д` Аршиаком; раненый Дантес ехал в своих санях за ними. (А. Аммосов).

1-й ведущий. В шесть часов его уже привезли на Мойку. проекция
Он не мог двигаться, боли были ужасны, весь низ живота Квартира на Мойке 12,
был у него разворочен пулей. Никита, верный товарищ его репродукция картины
скитаний, вынес его из кареты на руках, как маленького. Моисеенко Е. «Памяти
поэта».


2-й ведущий. Когда пришел врач, Пушкин лежал на диване в своем кабинете. Он спросил.

Пушкин. Что вы думаете о моей ране? Скажите мне – смертельная? (там же, стр. 261).



Врач. Считаю долгом этого не скрывать.

Пушкин. Спасибо. Вы поступили как честный человек. (там же, стор.261)

3-й ведущий. Его спросили, не хочет ли он повидать своих друзей. Взгляд поэта медленно обходил книжные полки.

Пушкин. – Прощайте, друзья! (там же, стр.262)

4-й ведущий. Прошел еще день и еще вечер. Двери в его квартиру не запирались. Приходили какие-то незнакомые люди, толпились в передней, спрашивали шепотом – что Пушкин? Есть ли надежда? Весть о том, что он при смерти, облетела город. Никто не знал, что это за посетители, иногда бедно, дурно одетые, в студенческих и чиновничьих мундирах, но они входили и входили, притихшие, с тоской и надеждой в глазах. (там же, стр.262-263)

5-й ведущий. И опять прошла ночь, вторая ночь страданий. К полудню 29-го сознание все чаще покидало умирающего. Тогда он сжимал руку друга, сидящего после него, бормотал:

Пушкин: «. Ну, подними же меня, пойдем да выше, выше,- ну пойдем Мне было пригрезилось, что мы с тобой поднимаемся по этим книгам и полкам, высоко – и голова закружилась.

1-й ведущий. А еще час спустя он сказал:

Пушкин. Кончена жизнь.

2-й ведущий. Самый переход его от смерти был таким тихим, что друзья даже не заметили, как он перестал дышать». (там же, глава 15, стр.261-263).

Звучит «Эпитафия» Стравинского И.Ф.

Чтец. Оплывая, гаснут свечки
В смутной памяти времен.
Белый снег на Черной речке
Красной кровью обагрен.

Гробовщик стругает доски,
Крестится на образа.
Гасит Пушкину Жуковский
Отглядевшие глаза.

Стонет мир. В метельном гуле
Кругом ходит голова,
И летят в века, как пули,
Лермонтовские слова.

Никогда метели белой
След кровавый не заместь.
В откровенности несмелой
Покраснела наша честь.

Длится гибель друг за друга,
К своему идет концу.
И наотмашь хлещет вьюга
Красным снегом по лицу.

Михаил Дудин «6 февраля»


Чтец. Из чьей руки свинец смертельный
Поэту сердце растерзал?
Кто сей божественный фиал
Разрушил, как сосуд скудельный?
Будь прав или виновен он
Пред нашей правдою земною,
Навек он высшею рукою
В цареубийцы заклеймен.

Но ты, в безвременную тьму
Вдруг поглощенная со света,
Мир, мир тебе, о тень поэта,
Мир светлый праху твоему!..
Назло людскому суесловью,
Велик и свят был жребий твой!..
Ты был богов орган живой,
Но с кровью в жилах знойной кровью.

И сею кровью благородной
Ты жажду чести утолил-
И осененный опочил
Хоругвью гордости народной.
Вражду твою пусть Тот рассудит,
Кто слышит пролитую кровь
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!

Ф.И. Тютчев «29-е января 1837г»

Чтец. Нет, не помогут доктора
Он обречен и знает это:
Милей, чем хладный блеск двора,
Тьма гробовая для поэта.

«Пускай не плачет Натали
Над присмиревшим непоседой.
Иди, Жуковский, утоли
Мой дух последнею беседой.

Поклонник вдохновенных строк.
Ты утешал душевным словом.
Но знал ли ты, как одинок
Я был в пути моем суровом?

Я только с нянею одной
В глуши ночной, под шум метели,
Входил, бывало, в мир родной,
Куда и вы войти не смели.

Там с нею мог я отдохнуть,
Стряхнув, как пыль с плаща, усталость
Она ушла в последний путь,
И мне немного ждать осталось.

Ты плачешь? Друг, не нужно слез,
Увидят дальние потомки,
Что свет немеркнущий пронес
Я сквозь ненастные потемки.

Слабеет голос мой. Приблизь
Ко мне внимающее ухо»
Сухие губы запеклись,
И вздох в груди отдался глухо.

А Петроград уже шумел,
И после Декабря впервые
Спешили от вседневных дел
Студенты и мастеровые.

Они заговорят в свой срок,
Их брови сдвинуты сурово.
Нет, нет! Ты не был одинок!
В сердцах запечатлелось слово!

1937

3-й ведущий. Гроб с телом установили в гостиной. Он был в любимом проекция
своем коричневом сюртуке. Лицо было очень спокойным, каким не А.С. Пушкин
видели его давно: он перестал страдать, тоска, гнев – все, что отравляло в гробу
ему жизнь последние годы, кончилось.
В молчании стояли друзья вокруг него. (там же, стр. 263)

4-й ведущий. В этот день на набережной возле дома Пушкина видели
молодого гусарского офицера. Он был бледен. Когда знакомый литератор, проекция
только что вышедший от Пушкина, сказал ему, что поэта уже нет, умер
полчаса назад, он долго стоял у перил, пораженный страшной вестью.
Потом ушел, а наутро по городу разнеслись в списках гневные, М.Ю.Лермонтов
поистине пушкинской силы стихи. (там же, часть 2, стр.264)

звучит стихотворение «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова компакт-диск

5-й ведущий. Газетам было строжайше запрещено что-либо печатать
о смерти А.С.Пушкина. Только одна успела в траурной рамке поместить всего лишь несколько строк: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща» (там же, стр.265).

1-й ведущий. Друзья вынесли гроб на паперть. Впереди шли Крылов и Жуковский. Кто-то ничком лежал на ступенях, всем телом вздрагивая от рыданий,- это был Вяземский.

2-й ведущий. Гроб внесли в подвал соседнего дома. А ночью по темным улицам Петербурга проехали сани, на которых лежало что-то длинное, обернутое рогожей. Сидел на санях ямщик, сидел закутанный в тулуп Никита Козлов. Позади скакал жандарм, а еще отступя ехали другие сани, крытые.

3-й ведущий. Тело Пушкина приказано было вывезти из города тайно. проекция
Сопровождать – камердинеру его и Александру Ивановичу Тургеневу, -А.И.Тургенев
другу покойного.
Ни один человек не видел – разве что только будочник в полосатой - тайный увоз
своей будке,- как выехали сани на заставу на заметенный снегом тракт тела Пушкина
Петербург-Псков.

4-й ведущий. Приказано было похоронить Пушкина в Святогорском -могила
монастыре, рядом с матерью, которую он сам проводил в прошлом А.С.Пушкина
году. Промерзлую землю не брали лопаты, пришлось рыть неглубоко- в Святогорском
лишь до весны. (там же, стр. 266) монастыре.

5-й ведущий. Александр Иванович Тургенев- «арзамасский опекун»- первым бросил на крышку гроба горсточку земли, другую завернул в платок. Две младшие дочери Осиповой, с которыми играл когда-то их веселый Михайловский сосед, опустили в могилу живые цветы. Тригорские и михайловские крестьяне стояли вокруг, обнажив головы.
Все было тихо, только покряхтывали на ветерке монастырские древние сосны да стучал дятел. (там же, стр.266)

звучит «Реквием» Моцарта

Чтец. Через леса, что смотрят в небо строго,
Сквозь белую ромашковую ширь
Проторенная тянется дорога
В старинный Святогорский монастырь.

Рассыпав звон над речкой и дубравой,
Колокола к заутрене зовут.
Здесь Пушкин ясноглазый и кудрявый,
Навек нашел последний свой приют.

Утрату эту горькую осилив,
Не расплескав любви своей святой,
Ариной Родионовной Россия
Склоняется над каменной плитой.

Текут года. Звенят негромко реки.
Рассветы зажигают петухи.
Но неподвластны времени вовеки
Горячие бессмертные стихи.

Нас делая добрее и красивей,
Шуршат страницы книги под рукой
Ариной Родионовной Россия
Склоняется над пушкинской строкой.

Михаил Пляцковский

Чтец. Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царевы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям –
Нет места. В изглавье, в изножье,
И справа, и слева – ручищи по швам –
Жандармские груди и рожи.

Не дивно ли – и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почет сей, почетно – да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх о поэте печется!
Почетно- почетно – почетно – архи-
Почетно,- почетно - до черту!

Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умнейшего мужа России.

1931. Марина Цветаева

1-й ведущий. Трагическая гибель Пушкина потрясла М.И.Глинку, как и всех его друзей, как всю Россию. Композитор откликнулся на смерть поэта песней Бояна, которую ввел в оперу «Руслан и Людмила» и которую запрещено было высочайшим повелением исполнять при постановке оперы на сцене.

Чтец. Есть пустынный край, безотрадный брег,
Там на полночи далеко.
Солнце летнее на долины там
Сквозь туман глядит без лучей.
Но века пройдут, и на бедный край
Доля дивная низойдет.
Там младой певец в славу родины
На златых струнах запоет.
И Людмилу нам с ее витязем
От забвения сохранит.
Но недолог срок на земле певцу,
Все бессмертные в небесах!



2-й ведущий. Но прошли века и высочайший запрет больше не действует.

звучит песня Бояна во славу великого Пушкина. (М.И. Глинка «Руслан и Людмила»)

3-й ведущий. Среди всех наших писателей Пушкин – особенный, среди всех – самый близкий и необходимый.

Чтец. С.Сергеев-Ценский «Пушкинский грот под Гурзуфом»
В гроте Пушкина светло-зеленая
И до дна прозрачная вода;
У кого душа в мечту влюбленная,
Тот придет на ялике сюда.

Дно морское с ялика исследуя,
Он немного нового найдет,
Но как будто с Пушкиным беседою
Оживет пред ним старинный грот.

Низкий свод его начнет ребячиться,
Обнажая след былых утех,
В этом своде где-то будто прячется
Звонкий, молодой поэта смех.

И в воде, сиянье отражающей,
Переливы струй так хороши,
Будто в ней, кристальной, поражающей,
Есть частица пушкинской души.

4-й ведущий. У каждого народа есть свои святыни. Без них проекция
распадается народ, превращается в население, а родина - в
территорию. Среди таких святынь нашего народа - Пушкин А.С.
Пушкин.

5-й ведущий. Эту святыню нужно беречь. И не столько на полках,
сколько в душе. На полках она стынет, а в душевном труде отогревается, оживает и вливает в нас свою силу.

1-й ведущий. Сегодня – в нашей личной судьбе, на нашей земле и на всей Земле, когда так много зависит от самого присутствия духа у человека, - нам особенно нужен Пушкин.

2-й ведущий. Он был и остается чистым воздухом правды, свободы, неутомимого стремления к духовному совершенству. Этим идеальным стремлением живы и жить будут наш народ и наша культура.

Чтец. Виктор Боков «Памяти Пушкина»
У Черной речки возле леса,
В дымящемся туманами логу,
Еще чернеет пистолет Дантеса
На окровавленном снегу.

Сквозь все эпохи и меридианы
Коварный выстрел в нашу память вмерз.
Никак Россия не залижет рану,
Которую нанес ей подлый Жорж!

Россия – мать, разбойники гуляли
И убивали твой высокий свет.
Убитый – стал он бронзой на бульваре,
И выше слова – ПУШКИН – слова нет!

Его любили – декабристы, Пестель,
Кто виноват? Кого теперь корить?
В тот день оборвалась такая песня,
Какой никто не может повторить.

Течет Нева, воспетая поэтом,
Уходит жизнь в свое теченье лет,
По городу иду, но даже летом
Мороз по коже, что убит поэт!

Чтец. Михаил Дудин

Сонет Александру Сергеевичу Пушкину
Пока на свете существует насильственная смерть, поэт должен
погибать первым.
Поль Элюар
В чем пушкинского гения основа
И чем его прозренья хороши?.. –
В свободном изъяснении души
Единственной раскованностью слова.

И если воспринять его готова
Твоя душа, не опоздай, спеши
Поймать его и в творческой тиши
Своей судьбой его наполнить снова.

Что из того, что лжепророки лживы?
Извечная поэзия с тобой
За жизнь и честь ведет смертельный бой.
И мир живет, пока в том мире живы
Твоей души прекрасные порывы,
Оплаченные пушкинской судьбой.


Чтец. Белла Ахмадулина «Свеча»
Всего-то – чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.

И поспешит твое перо
в той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
все чаще, способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займешься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.

звучит Эпитафия И.Ф. Стравинского (громко, потом тише)

3-й ведущий. «Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и людям труда (Д.С.Лихачев «В памяти народной». Журнал «Огонек» № 6 февраль 1987,стр. 8)

4-й ведущий. « Пушкин – сегодняшний, современный Любое из человеческих чувств- любовь, печаль, гнев, грусть, чувство приближавшейся смерти – он поднимал в своей поэзии до высочайшей точки. Его поэзия облагораживает нашу жизнь»
Д.С. Лихачев (там же)

На экране проекция:
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
Н.В.Гоголь

5-й ведущий. Последнее слово о жизни поэта лучше всего предоставить самому поэту, который с гениальной простотой и уверенностью, поэтически точно определил свою посмертную жизнь в народе, в стране.

А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» ( компакт-диск)
звучит последняя часть «Пушкинского венка» Свиридова Г.В.


Используемая литература:

1. Мейлах Б. Жизнь Александра Пушкина. Л. «Художественная литература» 1974.
2. Воеводин В. Повесть о Пушкине. Лениздат 1969.
3. Семен Ласкин. Вокруг дуэли. Документальная повесть. С.-П. «Просвещение» 1993.
4. Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. Исследование и материалы. В 2-х книгах. М.
«Книга» 1987.
5. Венок Пушкину. М. «Советская Россия»1987.

6. Пушкинский календарь. К 200-летию со дня рождения. 1999.
7. Журнал «Огонек» №6 февраль 1987.
8. Журнал «Искорка» № 6 1979.
9. А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах. М. «Художественная литература» 1974.

15

Приложенные файлы


Добавить комментарий