Без названия

РАБОТА ПО УМК «ЖИВАЯ ИАТЕМАТИКА»

Жукова Любовь Михайловна, учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования» г. Серпухов
Использование компьютерной техники на уроках математики позволяет выйти на новые технологии в обучении детей разных уровней подготовки. Для активизации учебного процесса, повышения интереса к предмету, наглядности на уроке, я применяю компьютерную программу "Живая математика".
Использование данной программы позволяет сделать процесс обучения интересным и наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и логическое мышление. Положительным фактором, влияющим на формирование коммуникативных навыков учащихся, является их желание получить дополнительную информацию к изучаемой теме. Эта программа помогает учителю прослеживать все этапы урока.
1. Проверка знаний (тест, устный опрос, письменный и устный диктант).
2. Объяснение новой темы с использованием электронных уроков, созданных в среде «Живая математика» с применением презентации, анимации с возможностью преобразовывать объекты, делать объяснение динамичным.
3. Закрепление нового материала – выполнение учащимися разноуровневых заданий с применением мобильного класса.
4. Повторение пройденного материала в виде лабораторных работ на исследование, наблюдение.
Учебно-методический комплект состоит из самой программы «Живая Математика», методического пособия и альбомов готовых динамических чертежей, разделенных на две группы: «Теоремы и задачи школьного курса» и «Дополнительные материалы». Группа «Теоремы и задачи школьного курса» включает альбом «Введение в компьютеризированный курс планиметрии», содержащий 46 уроков по темам: начальные геометрические сведения, треугольники, четырехугольники; площади, подобие, окружность.
Сама программа «Живая математика» представляет собой уникальный продукт, позволяющий строить современный компьютерный чертеж, который выглядит как традиционный, однако, представляет собой качественно совершенно новое явление. Чёртёж, построенный на бумаге с помощью карандаша и линейки, имеет важнейшее значение, но обладает двумя недостатками: требует затрат времени и конечный продукт оказывается статичным. Программа «Живая математика» позволяет значительно экономить время, но самое главное: чертёж, построенный с помощью программы, можно тиражировать, деформировать, перемещать и видоизменять. Элементы чертежа легко измерить компьютерными средствами, а результаты этих измерений допускают дальнейшую компьютерную обработку. Возможны также многократные обмены чертежами с учителем, хранение нескольких вариантов одного и того же чертежа и т. п. Появляется возможность добиваться от учащихся точных и грамотных письменных формулировок их можно переделывать столько раз, сколько требуется.
УМК может использоваться практически при любых видах учебной деятельности, в том числе, при выполнении домашних работ, творческих проектов и т. д.
При работе в рамках данного УМК каждая обсуждаемая фигура изображается на экране монитора. При решении задач учащиеся могут выполнять задание на чертеже, приложенном к программе, а могут создавать собственные чертежи и сверять свои построения с образцом. Если же работа происходит в классе, оснащенном только одним компьютером и проектором, ученикам можно предложить выполнить решение в тетради, пользуясь при этом указаниями и подсказками, данными в задачах, и сверить свои построения с образцом.
Для работы в УМК, достаточно владеть компьютером на уровне начинающего пользователя. Сама программа «Живая Математика» легко осваивается при помощи руководства. Учащиеся могут установить программу на домашний компьютер и работать с ней индивидуально во внеурочное время. Для того чтобы учащиеся получили первоначальные навыки работы в программе, достаточно 2-3 занятий. За это время можно изучить материал первых четырёх уроков сборника методических материалов.
Например, задача на построение сечения. Задачи этого типа представлены в двух вариантах: условие и решение; на рисунке 1 показан второй вариант после окончания заложенной в него демонстрации построения.

Рис.1 Рис.2
В варианте «условие» (рис.2) даны только изображение параллелепипеда и отмеченных на нем точек, панель управления и, конечно, текст условия. Инструментарий программы позволяет выполнять самые обычные построения, такие же, как на бумаге. В то же время, благодаря тому, что ракурс изображения в любой момент можно изменить, эти построения как бы происходят в пространстве, что придает процессу решения новое качество. Увеличивается возможность самоконтроля: все вершины правильного построенного сечения должны лежать в одной плоскости и, следовательно, в некотором ракурсе, а именно, когда направление проекции параллельно этой плоскости, вершины должны попасть на одну прямую. Если этого не происходит, построение ошибочное. Аналогично, динамичность конструкции позволяет контролировать не только результат построения, но и каждый его шаг. Вариант «решение» имеет кнопки «Построение», позволяющие проследить за построением шаг за шагом (или сразу все шаги подряд).

Задачи на вычисление, как правило, содержат блок проверки ответа. Обычно это числовой параметр, выделенный красным цветом (рис.3). В «Живой Математике» есть три типа параметров:
1) результат измерения, изменяющийся вместе с измеряемой фигурой (например, на Рис.3 рис. это длина проекции стороны a); 2) число – десятичное значение, непосредственно вводимое с клавиатуры, например, 0,333; при двойном клике на таком значении открывается окошко для простого числового («текстового») ввода; 3) вычисление – значение числового выражения, составленного из параметров любых типов (например, 1/3); при двойном клике на вычислении открывается встроенный в программу модуль Калькулятор, в котором можно изменить формулу.
В ряде задач на вычисление используется случайная генерация данных; для их изменения служит специальная кнопка. Проверяется ответ для текущих данных. В окошках ввода ответа, как правило, стоят вычисления. Найдя ответ, нужно дважды щелкнуть на соответствующем выражении и ввести ответ в открывающемся окне калькулятора; вводить нужно точное числовое значение или задающее его выражение, если, например, это значение иррационально. Введенный ответ сравнивается с верным значением; при совпадении появится сообщение «Верно», «Правильно» и т.п., в противном случае программа сообщит об ошибке.
Основной формой работы с заданиями для самостоятельного решения является, индивидуальная работа в компьютерном классе (можно работать и небольшими группами в 2-3 человека). Однако их можно давать и через проектор в работе со всем классом; при этом учитель производит на чертеже операции, предлагаемые учащимися – идет коллективный поиск решения, завершаемый общим обсуждением и извлечением выводов.
Использовать эти материалы можно как в урочное время, так и во внеурочное. Одним из главных направлений моей внеурочной работы начиная с пятого класса, является проектная деятельность. Проектные работы проводятся не только с целью развития творческих способностей детей, но и с целью подготовки учащихся к изучению геометрии в 7 классе. Технический потенциал нашей школы позволяет создать условия для реализации умений и навыков учащихся, полученных во время учебного процесса.
Например, удивительные геометрические объекты фракталы (рис 4), которые моделируют сложные и красивые явления природы и поэтому являются элементом многих графических компьютерных программ. Построение фрактала включает в себя изготовление простой конструкции, которая формирует все меньшие и меньшие детали фигуры. Команда «Итерации» позволяет построить конструкции такого рода, впрочем, как и другие фигуры с повторяющимся алгоритмом построения элементов. Построение фракталов позволяет иллюстрировать не только интереснейшее геометрическое явление, но и привлечь учащихся к исследовательской работе, заинтересовать их в изучении геометрии на более высоком уровне, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Рис.4
Практика показала, что работа в компьютерной программе "Живая математика" не вызывает у учащихся особых затруднений, а ее использование в процессе организации учебных исследований способствует: повышению качества усвоения учебного материала; уменьшению объема времени учебных исследований; развитию самостоятельности ученика; повышению качества учебных исследований;
развитию интереса к экспериментальной и исследовательской деятельности.
Применение новых технологий, в том числе и компьютерных, помогает изменить уровень обучения, процесс усвоения знаний, развивает творчество учащихся. А эффективность обучения достигается только при систематической и совместной работе учителя и учеников с техническими средствами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Живая Математика: Справочное пособие. М.: ИНТ 72 с.
Компьютерный альбом «Стереометрия»: Методические рекомендации. М.: ИНТ. 24 с. (Сер. «Живая Математика»)
Компьютерный альбом к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия» 79 классы. Планиметрия: Методические рекомендации. М.: Институт новых технологий. 16 с. (Сер. «Живая Математика»).





Рисунок 1Рисунок 11 Заголовок 1 Заголовок 215

Приложенные файлы


Добавить комментарий