Образ разбойника в романе Дубровский

Тема урока: «Образ благородного разбойника в романе А. С. Пушкина «Дубровский»
Цели:
Обучающая: через анализ прозаического текста подвести учащихся к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа “благородный разбойник”;
Развивающая: развить у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия текста;
Воспитывающая: на примере образа Дубровского привести к пониманию таких понятий, как благородство, справедливость, честность.
Методические приемы: эвристическая беседа, диалог, слово учителя, проблемная ситуация.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент
II. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока “Дубровский” - роман о “благородном разбойнике”.
- Ребята, мы должны определить черты такого литературного типа, как “благородный разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать, совместимы ли эти понятия.
Запишите дату, тему урока и эпиграф (его мы записываем в правом углу тетради). Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова Оноре де Бальзака: “ К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”, к которому мы возвратимся в ходе урока. Так, сегодня мы обращаемся к одному из замечательных произведений А.С. Пушкина – роману “Дубровский”.
III. Работа по теме урока
Эвристическая беседа
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
- Мы попытаемся определить основные качества заглавного героя. Как вы думаете, может ли проявляться характер человека в его поступках и взаимоотношениях с окружающими? (Да, может.)
- При каких обстоятельствах мы знакомимся с главным героем? Найдите строчки в тексте, зачитайте их. (Глава 3, 3-ий абзац: “Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости”).
- Как данный отрывок характеризует Владимира Дубровского? (Молодой повеса).
- Как развиваются дальше события в жизни молодого человека?
- Получив письмо из дома, Владимир вернулся домой в Кистеневку. Каким предстает герой в этом эпизоде? (Любящий сын).
- Вы сказали о том, что Владимир едет домой. В каком состоянии он застает отца?
- Отец Владимира умирает. Расскажите об этом моменте. Как повлияла смерть отца на Дубровского? (После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца.)
- Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться. Найдите и прочитайте эпизод, в котором раскрываются чувства Владимира Дубровского. Какой прием использует автор, чтобы описать состояние героя? (Переживания Дубровского Пушкин передает с помощью описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шел по чаще, не разбирая дороги, «...сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал». Как Дубровский не разбирал дороги в чаще, так он не мог разобрать и своих смятенных чувств: «...мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество».)
- В отрывке, описывающем Владимира в чаще леса, найдите эпитеты. Как они помогают читателю понять состояние героя? (От слов: «Наконец достигнул он...» до «Сильно чувствовал он свое одиночество».)
- Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» Троекурова?      (Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова. Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин  Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.)
- Найдите и прочитайте реплику «голоса из толпы», ответ на нее исправника и возражение того же голоса. Почему исправник так возмутился словами крестьянина? - Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками? (Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя.)
 Глава VI - Владимир Дубровский пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием и поведением оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского.
АНТИТЕЗА: «Мир семейственного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой Владимир Дубровский видит попранную честь отца и вызывающее поведение подьячих.
- Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? (Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление.) - Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? (Кузнец Архип губит подьячих, но с риском для жизни спасает кошку с крыши горящего сарая. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь...» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон. Помогая Троекурову вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.) - Давайте обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
« Архипушка,  говорила ему Егоровна,  спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.
- Как не так,  отвечал кузнец».
- Где мы уже слышали эти слова? (Сделаем вывод, что в сцене с приказными (глава V) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.)

Рассмотрим иллюстрацию Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» (с. 190 учебника)
-  Составьте устный рассказ по этому рисунку. (На иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский. Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло; «пламя взвилось и осветило весь дом». Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, нянька Орина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и  за фигурой Антона  кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая. Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу. Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «...умрем, не оставим тебя, идем с тобою».)
Глава VII Комментируя главу, скажем, что Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию, но главная причина в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду в справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а их у Дубровского не было.
Глава VIII - Какой смысл вкладывает автор в выражение «благородные увеселения русского барина»?
- Какие качества проявил Дефорж в медвежьей комнате? - Какой факт произвел на Марью Кириловну неизгладимое впечатление? Как изменилось отношение Марьи Кириловны к Дефоржу?
Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности

Глава IX
- Как объясняет свое опоздание Спицын?
-  Какой поступок считает Спицын поступком «по совести и справедливости»? Что в действительности двигало Антоном Пафнутьичем? -  Как ведет себя хозяин во время обеда? Обратите внимание на его диалог с исправником.
-  Какие качества проявляет Троекуров во время обеда? (Троекуров грубо и деспотично обращается со своими гостями, издевается над ними, унижает их человеческое достоинство («Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей...»).
- Как характеризуют исправника слова автора: «Исправник струсил, поклонился, улыбнулся, заикнулся и произнес наконец:        Постараемся, ваше превосходительство»?
- Сравните рассказы Спицына и Глобовой. Какую характеристику Дубровскому дает каждый из них? (Антон Пафнутьич Спицын в своем рассказе говорит о Дубровском: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерет».)
(Анна Савишна Глобова не дает прямой характеристики Дубровскому, но пересказывает слова приезжего генерала: «...Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет...» Глобова говорит: «Я догадывалась, кто был его превосходительство, нечего мне было с ним толковать». Но в словах помещицы чувствуется некоторая симпатия и уважение к человеку, который разоблачил плутни приказчика и таким образом вернул ей деньги.)
- Как вы думаете, с какой целью автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой? Какой прием при этом использует автор? (Автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой, чтобы показать представление, которое сложилось у окрестных помещиков о Дубровском, выразить противоречивые чувства людей в адрес разбойника поневоле, более полно представить читателям облик главного героя. Автор использует антитезу, чтобы показать трусость Антона Пафнутьича и достойное поведение Анны Савишны.)
- Что сказал Троекуров, когда исправник прочитал приметы Дубровского? Почему Троекуров пришел к такому выводу? - Какие качества проявил Дубровский во время праздничного обеда в Покровском? Почему никто из гостей не догадался, что Дефорж  это Дубровский? (Никто из гостей Троекурова не догадался, что Дефорж  это Дубровский, потому что никто не мог даже ожидать, что враг Троекурова окажется у него дома в роли француза-учителя. Дубровский ничем не выдал себя. Он не реагировал на рассказы о себе и разговаривал только с Сашей и только на французском языке. Никто даже не заподозрил, что он знает русский язык.

Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына
Глава X
- Как поступил Троекуров, когда некоторые гости хотели уехать домой?
- Как изменился характер вечера после ухода Троекурова?
- Почему Спицын решил переночевать вместе с Дефоржем? Ученики читают выразительно главу X (со слов «Пришед во флигель...» до конца).
- Какие качества своего характера проявляет Антон Пафнутьич? Композиция       Глава XI  Как Дубровский стал Дефоржем? Предложим ученикам кратко ответить на этот вопрос. (Дубровский на почтовой станции встретился с французом, который ехал к Троекурову, чтобы служить учителем у маленького Саши. Дубровский предложил французу денег за то, чтобы он отдал ему все документы и тотчас же уехал во Францию. Француз согласился. Так Дубровский стал Дефоржем.) - За время пребывания в имении Троекурова Дубровский проявил выдержку, хладнокровие, актерские качества, благородство и умение владеть собой. А как вы думаете, почему А. С. Пушкин нарушил последовательность изложения? (Пушкин нарушил последовательность изложения событий, чтобы читатель почувствовал себя в роли гостя на обеде, который слушает разговоры о Дубровском и не знает, что тот сидит с ним рядом; чтобы читатель испытал то же удивление, что и Антон Пафнутьич, у которого отнимают драгоценную сумку. Пушкин хотел создать тайну, интригу, и ему это удалось.)
IV. Закрепление изученного
1. Выводы о Дубровском.
- Так что же является положительными качествами Дубровского, а что отрицательными? (Ответы учеников.)
- Положительными качествами характера Дубровского (запишите в тетрадях таким же образом) являются:


2. Возвратимся к эпиграфу “К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”. Доказывает ли содержание романа высказывание Оноре де Бальзака?
- Рассуждения учеников с приведением аргументов из текста.
3. Слово учителя.
- Пушкин следует литературной традиции, изображая образ “благородного разбойника”. Литературный тип “благородного разбойника” возник в романтической литературе. Это человек благородного происхождения (дворянин), который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником. Представитель высшего сословия превращается в изгоя, отверженного. Как правило, мотивами такого превращения являются оскорбление, унижение или обида. “Благородные разбойники” борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Это по-настоящему благородные люди, жертвующие своим общественным положением ради чести и торжества справедливости.
- Кого вы можете вспомнить из мировой литературы?
4. Посмотрим, какие определения дает С.Ожегов в своем толковом словаре.
Благородный –
Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
Исключительный по своим качествам, изяществу.
Дворянского происхождения, относящийся к дворянам (устар.).
Употр. в составе различных терминов для обозначения чем-н. выделяющихся разрядов, пород. Б. металлы, б. олень.
Разбойник –
Человек, который занимается разбоем, грабитель. Перен.: отъявленный негодяй (разг.).
Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении) (разг.).
5.
- И здесь, ребята у меня зародилось сомнение “Можно ли назвать разбойника благородным?”
Рассуждения ребят.
- Мы знаем, что роман “Дубровский” не завершен. Он был напечатан после смерти автора. По мнению многих литературоведов, А. С. Пушкин не смог ответить на этот вопрос. Известно, что существуют варианты продолжения романа:
Смерть князя Верейского;
Жизнь Марьи Кириловны;
Вдова;
Англичанин;
Свидание.
- Как мы видим, Пушкин хотел продолжить только любовную линию. Главный герой, Дубровский, терпит поражение, потому что убийство солдат, офицера не укладывается в понятие чести и справедливости, которых он придерживался. Так Пушкин развенчивает миф “о благородном разбойнике”. Возможно, он хочет показать, что разбой может привести к убийству, что грех может породить еще больший грех.
- Итак, к какому выводу мы приходим? (Пушкин показал благородного разбойника, но в то же время подталкивает к мысли, что понятия “благородный” и “разбойник” трудно совместимы.) - Все ли согласны с этим?
6. А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
В качестве примера предлагаю синквейн о Золушке из общеизвестной сказки.
Золушка;
Бедная, работящая;
Страдает, мечтает, любит;
Верит в счастье, и оно приходит;
Счастливая.
Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.
Дубровский;
Храбрый, честный;
Защищает, мстит, любит;
Стремится быть справедливым;
Благородство.
7. Ребята зачитывают свои работы.
V. Подведение итогов
- Итак, ребята, мы с вами на уроке попытались проанализировать роман А.С. Пушкина; определили основные черты заглавного героя; рассуждали о литературном типе “благородный разбойник” и пришли к мнению, что такой герой заслуживает уважения, потому что он борется за справедливость, честь и достоинство. Но вот дальнейшие действия однозначно оценить нельзя, так как оправдать убийства – значит оправдать зло. На нашем занятии каждый проявил творчество. Мы составили синквейн, который помог вам выразить свое отношение к герою. Работа показала, что вы умеете определять основные черты героев, выделять основные действия, отражать суть действия или понятия.
Выставление оценок.
11. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Благородный человек – это ”.
Дочитать роман.


Рисунок 1615

Приложенные файлы


Добавить комментарий