рабочая программа по вокалу 4 год обучения


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплина «эстрадный вокал»
рабочая программа разработана нам основе дополнительной образовательной программы «Вокальное мастерство»
четвертый год обучения
г. Когалым – 2012 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Н.Н. Сергеева
«_____»_______________ 2012г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД «ДДТ»
_____________Л.С.УнжаковаПриказ № _____ от«______»___________2012 г.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы «Вокальное мастерство» в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г. Когалыма для детей 13- 15 лет.
Составитель: Жило Т.Н. - педагог дополнительного образования
.
Рассмотрено на программно-
методическом советепротокол № ________
от «_____» _________2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа художественно-эстетической направленности составлена на основе дополнительной образовательной программы «Вокальное мастерство» и адресована для учащихся (13-15 лет) четвертого года обучения.
Содержание рабочей программы рассчитано на 72 часа и выстроено по блокам, таким как: освоение нотной грамоты, тембральность голоса (вибрато), художественные средства вокального исполнения, образно-эмоциональная сфера, сценические движения, концертно-исполнительская деятельность и участие в конкурсах различного уровня.
Продолжается работа по укреплению смешанного голосообразования, для развития качественного звука и красивого тембра детского голоса, а также работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих способностей, на основе вариантности мелодии, стремления к самостоятельности в осмыслении трактовки произведений. При этом надо помнить, что работа над художественной выразительностью в вокальном исполнении складывается из многих компонентов – это: фразировка, звуковедение, тембр, динамика, темпоритм. Все эти компоненты подчинены главной идеи – раскрытию полноценного художественного образа в произведении. Важно, чтобы учащиеся не копировали манеру исполнения какого-либо современного эстрадного певца, а вырабатывали свою собственную и неповторимую манеру исполнения.
Четвертый год обучения, в соответствии со способностями обучающихся, предусматривает работу над подвижностью голоса, динамическими оттенками, проявлением индивидуального тембра голоса через развитие вибрато. Значительное внимание уделяется работе над атакой звука и формированию специфических приемов характерных для эстрадно-джазового пения – это пение на придыхательной атаке (субтон).
В этом году большое место отводится упражнениям, построенным на пунктирном и синкопированном ритме. Кроме того, учащаяся должна уметь петь вокальные упражнения, включающие мажорные и минорные гаммы, мажорные и минорные трезвучия, скачки на квинту, октаву вверх и вниз, при этом необходимо следить за правильной артикуляцией и четкой дикцией, фразировкой и нюансировкой, обращая внимание на звукообразование, филировку звука и умение петь на piano.
В течение учебного года учащаяся должна разучить и отработать 6-7 вокальных произведений различного характера и содержания.
Формы учебных занятий: беседа, практические занятия, занятие-постановка (репетиционное).
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, иллюстрирующиеся наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия – где осуществляется тренаж голосовой функции черезразличной сложности упражнения, разбор музыкальных произведений, отработка сложных моментов в музыке, освоение музыкальной грамоты.
С целью стимулирования певческих навыков и совершенствования исполнительского уровня учащихся, а также профилактики и оздоровления воспитанников введены здоровьесберегающие технологии, такие как:
дыхательная гимнастика по системе А. Стрельниковой;
интонационно-фонетические упражнения по методике В.В. Емельянова;
точечный массаж;
физкультминутки;
релаксация
Целью четвертого года обучения ставлю расширение кругозора учащейся на основе исполнения произведений различных по стилю.
Задачи:
Обучающие:
обучение основам музыкальной грамоты
формирование специфических приемов эстрадного пения (субтон, импровизация).
Развивающие:
развитие акустических особенностей певческого голоса (тембр, звонкость, яркость).
Воспитательные:
воспитание хорошего художественного вкуса,
чувства стиля,
воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Ожидаемые результаты:В результате четвертого года обучения учащиеся должны закрепить полученные ранее вокально-технические навыки и овладеть подвижностью голоса, различными динамическими оттенками, выявить красивый индивидуальный тембр, иметь представление о работе с иностранным текстом произведения. Научиться правильно, объективно анализировать своё выступление и выступления товарищей, свободно держаться на сцене, охотно участвовать в концертах и конкурсах различного уровня. По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны
Знать:
средства музыкальной выразительности;
вокальные манеры;
музыкальные жанры.
Уметь:
выравнивать звучность голоса на всем диапазоне
сглаживать переходные ноты
уметь управлять диафрагмальным дыханием
самостоятельно работать над репертуаром
формировать сценическую культуру поведения
передать образное содержание исполняемых произведений.
Календарно-тематическое планирование
работы на 2012-2013 учебный год
4 год обучения
Примечание: все теоретические и практические блоки взаимосвязаны друг с другом и проходят в течение всего учебного года
Дата провед Тема занятий, цель, задачи К-вочасов
В том числе Основное содержание занятий
Практическая часть занятий Наглядные пособия, инструменты, приспособления Использованная литература
Т П1. Основы музыкальной грамоты
Темы раздела: выразительные средства музыки, структура музыкального произведения, модуляция.
Цель: усвоение начальных теоретических знаний 8 5 3 Выразительные средства музыки - это ритм, гармония, тембр, мелодия, динамика.
Разбор музыкальных произведений
Электронные учебные пособия. Презентация «Средства музыкальной выразительности»
Нотная тетрадь. 2. Индивидуальный тембр голоса
Темы раздела: воздействие внутренних и внешних факторов на формирование индивидуального тембра голоса, влияние работы резонаторов на окраску голоса, полетность голоса, выработка певческого вибрато.
Цель: сохранить индивидуальность голоса
Задачи
Обучающие: выработать высокую позицию и полетность голоса
Развивающие: развить вокальные возможности голоса 16 1 15 Основным исходным показателем правильности формирования голоса является тембр. Одно из важнейших качеств тембра голоса – это полётность. Выравнивание гласных по фонеме «Э» придает голосу характерную манеру эстрадного пения Работа над репертуаром
Упражненя на пение в субтоне(пение с придыханием. Электронное пособие. Презентация «Тайны человеческого голоса» В.В. Емельянов
Развитие голоса. Координация и тренинг Е.М.
3. Художественные средства вокального исполнения
Темы раздела: исполнительский штрих, главные компоненты выразительности исполнения, раскрытие художественного образа.
Цель: художественная отделка музыкального произведения
14 6 8 Работа над художественной выразительностью в вокальном исполнении складывается из многих компонентов. Это фразировка, звуковедение, тембр, динамика, темпоритм и т.д. Все эти компоненты подчинены раскрытию художественного образа Работа над репертуаром Презентация «Средства музыкальной выразительности» «Вопросы вокальной педагогики» выпуск №5 под редакцией Л. Дмитриева
4. Развитие образно – эмоциональной сферы
Темы раздела: сценическое действие, как важнейший компонент вокального исполнительства
Цель: чуткое, тонкое, эмоционально-художественное исполнение
Задачи:
Обучающие: обучить сценическому мастерству.
Развивающие: развитие вокально-исполнительских возможностей 12 2 10 Работа над репертуаром 5. Сценические движения
Темы раздела: выразительность, музыкальность, пластика в движении
Цель: передача художественного образа посредством движения
Задачи
Обучающие: обучить ученика владеть собой как средством для воплощения сценического образа
Развивающие: развить умение двигаться на сцене во время выступления 10 2 8 Ученик, обучающийся в объединении эстрадного пения должен стать художником, создающий сценический образ, перевоплощаясь на сцене. Его действия должны быть выражены в пении, мимике, жесте, пластике и в танце. Работа над репертуаром с педагогом по сценодвижению6. Концертно-исполнительская деятельность. Участие в конкурсах.
Цель:раскрыть индивидуальные качества исполнителя через публичные выступления 12 12 Итого часов: 72 16 56 Критерии оценки уровней развития музыкальных способностей
учащихся четвертого года
В конце каждого полугодия обучающиеся оцениваются по следующим критериям: 1) чистота вокального интонирования -это пение в высокой певческой форманте;
2) степень сложности исполняемого репертуара - (степень сложности исполняемых произведений данного года обучения определяется по звуковысотным возможностям, а именно по диапазону до 1,5октавы, по звуковедению, а именно умению петь на стаккато и кантилене);3) чуткое, тонкое, эмоционально-художественное исполнение; 4) прилежание, работоспособность, дисциплинированность, активность на занятиях; 5) уровень освоения теоретического материала
В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы: высокий, средний, ниже среднего.
Практика
Высокийуровень ставится учащемуся в том случае, если в процессе обучения и на зачетном занятии он продемонстрировал; • уверенное и интонационно точное исполнение музыкального произведения с учетом всех пожеланий и рекомендаций педагога, • уверенное владение различными видами звуковедения, дыхания,атаки, • владение навыком слухового контроля за собственным исполнением; • трудолюбие и дисциплинированность на занятиях.
• эмоциональное и выразительное исполнение музыкального номера; Средний уровень учащийся получает, если он систематически посещал занятия в течении года, при этом в процессе обучения и на зачетном занятии продемонстрировал: • недостаточно точное воспроизведение музыкального номера (ритмические, интонационные неточности, небольшие текстовые погрешности, не совсем точное использование различных выразительных средств); • владение различными видами звуковедения, дыхания, атаки; • работоспособность, активность на занятиях.
Уровеньниже среднего ставится учащемуся, если в течение года он несистематически посещал занятия (без уважительной причины), а в процессе обучения и на зачетном занятии продемонстрировал: • неточное интонирование мелодии своего исполняемого произведения, с большим количеством ошибок; • неуверенное владение пройденными приемами звуковедения, дыхания, атаки; • неуверенное знание слов или мелодии исполняемой песни; • плохое владение навыками слухового контроля за собственным исполнением.
Теория
Высокий уровень ставиться в случаи выполнения теоретических заданий без единой ошибки.
Средний уровень ставиться учащемуся, если он допустил одну или две ошибки.
Уровень ниже среднего получает ребёнок в том случаи, если допущены три или более ошибок при выполнении теоретических заданий.
Ф.И. учащегося Год обучения Практика Теория
Чистота вокального интонирования
Степень сложности исполняемого репертуара
Выразительное, осознанное исполнение
Прилежание, работоспособность, дисциплинированность
Текущий контроль (1-е полугодие)
Итоговый контроль (2-е полугодие)
Примерный репертуарный план учащихся четвертого года обучения

п/п Название произведения Композитор
1. «Флейта» А. Варламов
2. «Папа играет на трубе» Т. Охамуш3. «Серебряный дождь» Т. Охомуш4. «Россия» Т. Буркова
5. «Скрипка и контрабас» 6. «Ждет нас наша жизнь» Из р-ра группы «Непоседы»
7. «Ветер перемен» М. Дунаевский
8. «Леди Мэри» М. Дунаевский
9. «Звезда» А. Ермолов
10. «Старый рояль» А. Ермолов
11. «Зеркало жизни» А. Ермолов
12. «Весь этот джаз» Г. Миллер «Поезд на Чаттанугу»
13. «Мечта» С. Гунбина14. Зарубежные хиты 15. Российские хиты 16. Песни в стиле ретро Используемая литература
Е.М. Пекерская Вокальный словарь
Дейша – Сионицкая «Пение в ощущениях»
Д. Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей»
В.В. Емельянов Развитие голоса. Координация и тренинг

Приложенные файлы


Добавить комментарий