рабочая программа по вокалу 3 год обучения


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплина «эстрадный вокал»
рабочая программа разработана нам основе дополнительной образовательной программы «Вокальное мастерство»
третий год обучения
г. Когалым – 2012 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Н.Н. Сергеева
«_____»_______________ 2012г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД «ДДТ»
_____________Л.С.Унжакова
Приказ № _____ от
«______»___________2012 г.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы «Вокальное мастерство» в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г. Когалыма для детей 11- 13 лет.
Составитель: Жило Т.Н. - педагог дополнительного образования
.

Рассмотрено на программно-
методическом совете
протокол № ________
от «_____» _________2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа третьего года обучения (11-13 лет) художественно-эстетической направленности составлена на основе дополнительной образовательной программы «Вокальное мастерство».
Построение учебного процесса учащихся 3-го года обучения проходит по теоретическим и практическим блокам, таким как: основы музыкальной грамоты, грудной регистр фальцетный режим, резонаторы, смешанное голосообразование и развитие образно-эмоциональной сферы. На изучение данного курса отведено 72 часа.
Пубертатный период является очень важным и ответственным в вокальном воспитании детей. Особое место на этот год обучения отводится охране детского голоса в связи с заменой чисто фальцетного механизма на новый, более совершенный и перспективный, смешанный механизм голосообразования. Органичное функционирование грудного механизма в пении с фальцетным, приводит к формированию хорошо отлаженной системы совместной координированной работы обоих механизмов. Мягкая, нефорсированная подача звука и использование фальцетного режима работы гортани не ниже «Ля» первой октавы является надёжной гарантией от всяких случайных потерь голоса, в том числе и от потерь в период мутации. Целесообразное формирование смешенного голосообразования у детей позволяет более полному развитию музыкального слуха и памяти.
К этому возрасту у детей значительно ярче проявляется способность к абстрагированию. Ребёнок накопил уже собственный опыт вокального исполнения произведений, овладел определенными навыками и способен словами описать художественный образ выбранного произведения. Но главное должна рассказать сама музыка. Задача этого этапа развития научить выражать голосом эмоциональные состояния. Эмоционально-образная наполненность любой мелодии должна способствовать выработке у исполнителя гибкости музыкального мышления, быстроты реакции, умение использовать интонационные «ресурсы» певческого голоса. Понятие тембр, краска, динамическое разнообразие должны стать также близки и понятны как чистота интонации, грудной и фальцетный регистры, певческая артикуляция. Так же продолжается работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры, совершенствуется работа учебной фонограммой «минус».
В программу третьего года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания ступеней, скачки на октаву вверх и вниз. Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономного расходования и на формирование правильной позиции звука. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы-свободны и активны. Особое внимание в распевании уделяется дыхательному способу певческого вибрато. После тренировочных упражнений – обязательное пение вокализа. В течение учебного года учащийся должен разучить 4-6 вокальных произведений различного характера и содержания.
Формы учебных занятий: беседа, практические занятия, занятие-постановка (репетиционное).
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, иллюстрирующиеся наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия – где осуществляется тренаж голосовой функции через различной сложности упражнения, разбор музыкальных произведений, отработка сложных моментов в музыке, освоение музыкальной грамоты.
Занятие-постановка (репетиция) – сценическая отработка концертных номеров, выстраивание музыкального образа и подготовка к публичным выступлениям детей.
С целью стимулирования певческих навыков и совершенствования исполнительского уровня учащихся, а также профилактики и оздоровления воспитанников введены здоровьесберегающие технологии, такие как:
дыхательная гимнастика по системе А. Стрельниковой;
интонационно-фонетические упражнения по методике В.В. Емельянова;
точечный массаж;
физкультминутки;
релаксация
Цель этого года обучения – формирование смешанного голосообразования для обеспечения звуковысотных возможностей (диапазона), динамичности и эмоционально-образной наполненности мелодии.
Задачи:
Обучающие:
обучение основам музыкальной грамоты;
формирование смешенного голосообразования;
выработка певческого вибрато;
Развивающие:
динамическое развитие голоса; развитие навыков выразительного исполнения произведений;
работы с фонограммой и микрофоном;
Воспитательные: воспитание духовности, самореализации и саморазвития.
Ожидаемые результаты: звук приобретает ярко выраженную певческую окраску, достаточно ярок динамически и имеет диапазон до полутора октав. Осознанное вокальное музицирование. Слуховое осознание. Публичные выступления на городском уровне. Для детей особо одарённых – участие в городских и региональных конкурсах.
Учащиеся третьего года обучения должны
Знать:
что такое форманта. Строение мажорной гаммы.
минор. Гармонический, мелодический, натуральный
мажорные и минорные тональности до трех знаков.
построение главных ступеней в мажоре.
буквенные обозначения тональностей до трех знаков.
размеры 2/4, 3/4, 4/4.
основные музыкальные жанры. Три кита (песня, танец, марш).
Уметь:
чисто интонировать микстовые тона;
петь в разных регистрах (грудной, головной);
петь на стаккато;
правильно формировать гласные в сочетании с согласными;
владеть вокальными регистрами;
словестно описать художественный образ.
.
Календарно-тематическое планирование
работы на 2012-2013 учебный год
3 год обучения
Примечание: все теоретические и практические блоки взаимосвязаны друг с другом и проходят в течение всего учебного года
Дата провед. Тема занятий, цель, задачи Кол-во
часов В том числе Основное содержание темы занятий Практическая часть занятий Наглядные пособия, инструменты, приспособления Использованная литература
Т
П 1. Основы музыкальной грамоты
Темы раздела: цифровое обозначение ступеней звукоряда, представление о тоне и полутоне,
понятие о ладе, мажорный и минорный лады и их строение, главные ступени лада,
динамические оттенки.
Цель: усвоение начальных теоретических знаний
8 5 3 Запись в нотной тетради. Слуховое различие мажора и минора. Игра на инструменте гамм мажора и минора, Построение главных ступеней лада. Учебное пособие для детей 3-го года обучения,
Фортепиано
нотные тетради Н.А. Далматов Музыкальная грамота и сольфеджио
2. Грудной регистр. Фальцетный режим
Темы раздела: физиологические особенности детей, перестройка голосового аппарата, координация работы фальцетного и грудного режимов, межрегистровый порог.
Цель:
Задачи
Обучающие: дать точные знания о работе грудного и фальцетного режимов
Развивающие: развитие специфической формы ротоглоточного рупора и певческого вибрато 12 3
9 Грудной режим (регистр) – «толстый» голос издаваемый при плотном смыкании голосовых складок. Фальцетный режим – интонируемый звук, издаваемый при натяжении краев голосовых складок. Термин «фальцет» употребляется применительно к соответствующему регистру мужского и детского голоса. Выполнение тренировочных программ в фальцетном режиме с переходом в грудной режим
Йодль- также известен как "тирольское пение". Заключается в резком переходе с пения "на опоре" на фальцет Фортепиано
Презентация-тренаж (интонационно-фонетические упражнения по методике В.В. Емельянова) В.В. Емельянов
Развитие голоса. Координация и тренинг
3. Резонаторы
Темы раздела: разновидность человеческих резонаторов, семь функций резонаторов, резонансная техника пения
Цель: повышение эффективности голосообразования через работу резонаторов.
Задачи
Обучающие: овладеть мышечными ощущениями работы верхних и нижних резонаторов
Развивающие: развить работу резонаторов 11 2 9 Рациональная организация певцом резонансной системы, значительно повышает эффективность голосообразования, без каких-либо дополнительных усилий со стороны гортани. Вокальные упражнения на гласные «и», «у», «э» скачок-октава
Фортепиано
Компьютер
Презентация на тему «Резонансная техника пения»
Е.М. Пекерская Вокальный словарь
Дейша – Сионицкая
«Пение в ощущениях»
4. Смешенное голосообразование
Темы раздела: работа с голосом в период формирования голосовой мышцы, координация совместной работы грудного и фальцетного механизмов
Цель: формирование у детей смешанного голосообразования
Задачи:
Обучающие: формирование высокой позиции звука, непринужденности звукоизвлечения
Развивающие: развить диапазон голоса 20 3 17 Культивирование смешанного голосообразования в пении естественным образом сближает вокальную функцию с функцией речи, поскольку в речи голос работает в смешанном регистре. При смешанном звучании голоса детей отличаются мягкостью, естественностью и выразительностью. Вокальные упражнения на разные слоги. Маскировочная артикуляция. Округление микстовых звуков
фортепиано Д. Огороднов
«Музыкально-певческое воспитание детей»
В.В. Емельянов
Развитие голоса. Координация и тренинг
5. Развитие образно – эмоциональной сферы
Темы раздела: сценическое действие, как важнейший компонент вокального исполнительства, эмоциональные функции выразительности пения (мимика, жест). Концертная деятельность
Цель: способствовать выработке у исполнителя эмоционально-образной наполненности мелодии
Задачи
Обучающие: научить детей осмыслению музыкального образа исполняемого произведения
Развивающие: развить гибкость музыкального мышления, быстроту реакции, умения использовать интонационные ресурсы 10 2 8 Техническая сторона исполняемого произведения учеником никогда не должна отделяться от художественной. Мысль, образ. Идея – вот, что направляет ученика на творческий поиск
Работа на сцене. Объяснение любой темы проходит в форме игры, конкретно образного показа.
«Вопросы вокальной педагогики» выпуск № 5 под редакцией Л. Дмитриева
6. Концертно-исполнительская деятельность
Цель: раскрыть индивидуальные качества исполнителя через публичные выступления
11 11 Публичные выступления.
Участие в конкурсах Сценические костюмы Итого часов: 72 15 57 Критерии оценки уровней развития музыкальных способностей
учащихся третьего года обучения
В конце каждого полугодия обучающиеся оцениваются по следующим критериям: 1) чистота вокального интонирования – это пение в высокой певческой позиции;
2) степень сложности исполняемого репертуара (степень сложности исполняемых произведений этого курса определяется по звуковысотным возможностям, а именно по диапазону более одной октавы, по звуковедению, а именно умению петь на кантилене);3) выразительность, осознанность исполнения (передача главной мысли, образа, идеи исполняемого произведения); 4) прилежание, работоспособность, дисциплинированность, активность на занятиях; 5) уровень освоения теоретического материала.
В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы: высокий, средний, ниже среднего.
Практика
Высокий уровень ставится учащемуся в том случае, если в процессе обучения и на зачетном занятии он продемонстрировал; • уверенное и интонационно точное исполнение музыкального произведения с учетом всех пожеланий и рекомендаций педагога, • уверенное владение различными видами звуковедения, дыхания, атаки, • владение навыком слухового контроля за собственным исполнением; • трудолюбие и дисциплинированность на занятиях.
• эмоциональное и выразительное исполнение музыкального номера; Средний уровень учащийся получает, если он систематически посещал занятия в течение года, при этом в процессе обучения и на зачетном занятии продемонстрировал: • недостаточно точное воспроизведение музыкального номера (ритмические, интонационные неточности, небольшие текстовые погрешности, не совсем точное использование различных выразительных средств); • владение различными видами звуковедения, дыхания, атаки; • работоспособность, активность на занятиях.
Уровень ниже среднего ставится учащемуся, если в течение года он несистематически посещал занятия (без уважительной причины), а в процессе обучения и на зачетном занятии продемонстрировал: • неточное интонирование мелодии своего исполняемого произведения, с большим количеством ошибок; • неуверенное владение пройденными приемами звуковедения, дыхания, атаки; • неуверенное знание слов или мелодии исполняемой песни; • плохое владение навыками слухового контроля за собственным исполнением.
Теория
Высокий уровень ставиться в случаи выполнения теоретических заданий без единой ошибки.
Средний уровень ставиться учащемуся, если он допустил одну или две ошибки.
Уровень ниже среднего получает ребёнок в том случаи, если допущены три или более ошибок при выполнении теоретических заданий.
Ф.И. учащегося Год обучения Практика Теория
Чистота вокального интонирования
Степень сложности исполняемого репертуара
Выразительное, осознанное исполнение
Прилежание, работоспособность, дисциплинированность
Текущий контроль (1-е полугодие)
Итоговый контроль (2-е полугодие)
Примерный репертуарный план учащихся третьего года обучения

п/п Название произведения Композитор
1. «Лесной олень» 2. «Есть на свете цветок» 3. «Колыбельная» Т. Буркова
4. «Два гриба» Т. Буркова»
5. «Золушка» из вокального цикла для детей А. Гаврилов
6. «Журавли» 7. «Эльфы» 8. «Большой секрет для маленькой компании» Никитин
9. «Вальс Анастасии» из м-ма «Анастасия»
10. «Маленький принц» 11. «Звездная река» из мюзикла «Том Сойер» Семенов
12. «Божья коровка» Т. Буркова
13. «Белые сны» 14. «Королевство кошек» Федосеева-Москалева
15. «Бабушкин блюз» К. Костин
16. «Лунная река» 17. «Непогода» М. Дунаевский
18. «Нарисованный мир» С. Ранда
19. «Вкусные слова» 20. «Продавец игрушек» Л. Вихарева
Используемая литература:

Е.М. Пекерская Вокальный словарь
Дейша – Сионицкая «Пение в ощущениях»
Д. Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей»
В.В. Емельянов Развитие голоса. Координация и тренинг
Н.А. Далматов Музыкальная грамота и сольфеджио
«Вопросы вокальной педагогики» выпуск № 5 под редакцией Л. Дмитриева

Приложенные файлы


Добавить комментарий