рабочая программа по вокалу 2 год обучения


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплина «эстрадный вокал»
рабочая программа разработана нам основе дополнительной образовательной программы «Вокальное мастерство»
второй год обучения
г. Когалым – 2012 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Н.Н. Сергеева
«_____»_______________ 2012г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД «ДДТ»
_____________ Л.С.УнжаковаПриказ № _____ от«______»___________2012 г.
Рабочая программа разработана на основе дополнительной образовательной программы «Вокальное мастерство» в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г. Когалыма для детей 9-11 лет.
Составитель: Жило Т.Н. - педагог дополнительного образования
.
Рассмотрено на программно-
методическом советепротокол № ________
от «_____» _________2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа художественно-эстетической направленности составлена на основе дополнительной образовательной программы «Вокальное мастерство» и рассчитана для детей второго года обучения (9-11 лет). Объем данного курса рассчитан на 72 часа в содержание, которого входят такие практические и теоретические блоки как: освоение нотной грамоты, дыхание, атака звука, звукообразование, развитие образно-эмоциональной сферы, концертно-исполнительская деятельность и участие в конкурсах различного уровня. Этот год обучения предусматривает более конкретную работу по выработке вокальных навыков в эстрадной манере исполнения. Формирование правильного певческого звука – открытого, но лёгкого и звонкого. При отсутствии природного певческого тона у детей необходим этап становления певческой координации голосового аппарата и голосовой функции через тренаж мышечных систем принимающих участие в певческом голосообразовании (формирование правильного звучания гласных и согласных фонем, развитие способности интонирования через эмоционально-образные ситуации). Важным обстоятельством для данного года обучения является активная, свободная артикуляция, которая способствует непринужденной манере пения. У детей такого возраста артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован и зажат. Стимулом, для развития артикуляции и хорошей дикции, являются специальные упражнения, например - скороговорки, песенки-скороговорки, а также вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. Детям даётся полная информация о выполняемых упражнениях. До сознания детей доводится понимание роли тренирующих упражнений, для чего они поются, какую задачу выполняют, а так же слуховое осознание чистой интонации.
Закрепляем полученные навыки дыхания и атаки звука первого года обучения. В связи с тем, что организм растет и крепнет, начинаем работу на выработку более широкого дыхания на длинную фразу и следим за учащимися, чтобы атака звука проходила без всякого напряжения мягкого нёба, глотки и гортани.
Дети этого возраста обычно самостоятельны, активны, любознательны и эмоциональны, поэтому этот год обучения предусматривает активизацию их интересов не только к искусству вокальному, но и к искусству вообще, к разным его видам. Формирование раскованного, общительного человека, владеющего вокалом, словом, умеющего слушать и понимать окружающих.
В программу второго обучения входит пение элементарных вокальных упражнений с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая терции, чистая октава. Формирование навыков пения с фонограммой.
Формы учебных занятий: беседа, практические занятия, занятие-постановка (репетиционное).
Беседы, на которых излагаются теоретические сведения, иллюстрирующиеся наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия – где осуществляется тренаж голосовой функции по «Сказке-распевке», разбор музыкальных произведений, отработка сложных моментов в музыке, освоение музыкальной грамоты.
Занятие-постановка (репетиция) – сценическая отработка концертных номеров, выстраивание музыкального образа и подготовка к публичным выступлениям детей.
С целью стимулирования певческих навыков и совершенствования исполнительского уровня учащихся, а также профилактики и оздоровления воспитанников введены здоровьесберегающие технологии, такие как:
дыхательная гимнастика по системе А. Стрельниковой;
интонационно-фонетические упражнения по методике В.В. Емельянова;
точечный массаж;
физкультминутки;
релаксация
Цель этого этапа развития – углубленное знакомство с эстрадной классикой. Осознание стилистики и средств выразительности этой музыки.
Задачи:
Обучающие:
обучение основам музыкальной грамоты
Выработка навыков:
чистого интонирования интервалов,
пения с фонограммой.
Развивающие:
дальнейшее развитие интонационного и вокального слуха, музыкальной памяти.
Воспитательные:
формирование эмоциональной отзывчивости, образного восприятия и эстетического вкуса.
Ожидаемые результаты:по окончании второго года обучения учащиеся должны овладеть навыками голосоведения: legato, nonlegato, понимать работу певческого аппарата (положение языка, гортани), чисто интонировать в пределах октавы, целесообразно использовать режимы работы гортани или регистров. Для детей особо одарённых – участие в концертных программах различного уровня.
Должны знать:
названия октав фортепианной клавиатуры;
длительности нот и расположение их на нотном стане;
динамические оттенки;
сравнительный анализ - вокальные звуки глухие, плоские, глубокие, открытые,светлые.
Уметь:
петь на опоре;
петь сдвоенные согласные;
раскрепощать артикуляционный аппарат;
петь на мягкой атаке звука;
владеть средствами музыкальной выразительности.
Календарно - тематическое планирование
работы на 2012-2013 учебный год
2 год обучения
Примечание: все теоретические и практические блоки взаимосвязаны друг с другом и проходят в течение всего года
Дата
провед. Тема занятий, цель, задачи
Кол-во
часов В том числе Основное содержание темы занятий Практическая часть занятий Наглядные пособия, инструменты, приспособления Использованная литература
Т П1. Основы музыкальной грамоты
Темы раздела: нота, нотный стан, ноты скрипичного ключа, фортепианная клавиатура,
пауза, длительности пауз, знаки альтерации.
Цель: усвоение начальных теоретических знаний
Задачи
Обучающие:
Развивающие: развить первоначальные навыки нотного письма
8 4 4 Знакомство с семьей нот в форме сказки. Пятиэтажный дом, где живут ноты. Каким ключом открывают дом. Короткие и длинные звуки как расселить ноты в доме
Описание 3-х регистров. Знаки повышения и понижения звука.
Запись в нотной тетради. Изучение клавиатуры на фортепиано. Разбор длительностей нот при пении вокализов.
Фортепиано,
Компьютер
Тесты. Комплект карточек
Электронное учебное пособие для детей 2-го года обучения
(СD-диск), теория музыки (учебник-сказка) часть 1
2. Дыхание
Темы раздела: одновременная работа дыхания и звуковедения, фонационный выдох, широкое дыхание на длинную фразу, дыхательный прием развития вибрато.
Цель: выработка более широкого и крепкого дыхания
Задачи
Обучающие: дать знание о работе выдыхательных мышц.
Развивающие: развить правильную работу голосовых связок при опоре на дыхание.
14 2 12 Мышцы живота при обычном выдыхании почти не ощущаются, но при пении на них обращается большое внимание. При пении они удерживают диафрагму от сильного движения вверх, чем способствуют экономному и равномерному расходу дыхания, Это действие называется «держать дыхание» или «певческий пояс».
Дыхательная гимнастика
Стрельниковой
Упражнения на дыхание со свечой. Пропевание вокальных распевок на одном фонационном выдохе 3 шага.
Ощущение работы мышц живота при пении кистями рук.
Свеча, страусовые перья
Презентация «Певческий голос» Е.М. Пекерская Вокальный словарь
Дейша – Сионицкая«Пение в ощущениях»
3. Атака звука
Темы раздела: мягкая и жесткая атака звука, освоение штрихов легато, стаккато, мелизмы, тренаж мышечных систем голосообразования.
Цель: извлечение голоса при правильной атаке звука
Обучающие: освоить все виды атак звука, дать знания об опасности жесткой атаки
Развивающие: развить мягкую атаку звука при пении
12 2 10 Атака звука есть важный момент в пении. Если ученик будет ощущать атаку в горле, то это будет толчок натянутых связок, такая атака называется -удар глотки. Такие толчки могут вызвать гиперемию, часто ведущих к образованию узелков на связках.
Упражнения на гласную «и». Упражнения на стаккато и легато.
Электронное пособие.
Е.М. Пекарская Вокальный словарь
Дейша – Сионицкая«Пение в ощущениях»
4. Звукообразование
Темы раздела: работа гортани и регистров, работа резонаторов, певческая форманта, ротоглоточный рупор.
Цель: целесообразное использование режимов работы гортани
Задачи
Обучающие: выработать необходимые условия правильного звукообразования (предслышание высоты звука)
Развивающие: развить грудной и фальцетный режимы при пении
18 2 16 Существует два регистра: «грудной» и «фальцетный». Для эстрадных и академических певцов используется разная схема работы регистров. Практикой вокального исполнительства выработаны необходимые условия правильного звукообразования. Главное условие заключается в том, чтобы идеальный звук в его точной форме перед своим возникновением был оформлен в мысленных представлениях певца. Упражнение на гласную «У» с продуванием воздуха -октава
Перенос нейтрального звука из грудного в фальцетный режим через регистровый порог в интервале октава.
Презентация
«Певческий голос»
Плакат-картина В.В. Емельянов
Развитие голоса. Координация и тренинг
5. Развитие образно – эмоциональной сферы
Темы раздела: «Как я выгляжу», «Сценический образ», концертная деятельность
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости, образного восприятия
Задачи
Обучающие: формирование раскованного общительного человека, владеющего телом, словом, умеющего слушать и понимать окружающих.
Развивающие: развитие познавательных интересов 10 2 8 Разработка процесса обучения в музыкально – эстетическом, исполнительском, сценическом развитии учащихся любого возраста в соответствии с их индивидуальными способностями Посещение концертов, спектаклей. Прослушивание
записей выдающихся вокалистов. Беседы о разных стилях и жанрах музыки.
Учимся свободе поведения на сцене и созданию вокального образа Концертная деятельность 6. Концертно-исполнительская деятельность. Участие в конкурсах.
Цель: приобщение к публичным выступлениям через концентрацию внимания в экстремальной ситуации
10 10 Концертно-исполнительская деятельность позволяет учащимся более целенаправленно подойти к развитию способности, обуславливающей свободу сценического действия Итого часов: 72 12 60 Критерии оценки уровней развития музыкальных способностей
учащихся второго года
В конце каждого полугодия обучающиеся оцениваются по следующим критериям: 1) чистота вокального интонирования (координация слуха и голоса в заданной тональности);
2) степень сложности исполняемого репертуара (степень сложности исполняемых произведений второго года обучения определяется по звуковысотным возможностям, а именно по диапазону одной октавы, по звукообразованию, а именно умению мысленно представить идеальный звук в его точной форме);3) выразительность, осознанность исполнения (создание художественного образа исполняемого произведения); 4) прилежание, работоспособность, дисциплинированность, активность на занятиях; 5) уровень освоения теоретического материала
В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы: высокий, средний, ниже среднего.
Практика
Высокийуровень ставится учащемуся в том случае, если в процессе обучения и на зачетном занятии он продемонстрировал;• уверенное и интонационно точное исполнение музыкального произведения с учетом всех пожеланий и рекомендаций педагога, • уверенное владение различными видами дыхания, звуковедения, атаки, • владение навыкам слухового контроля за собственным исполнением (взаимосвязь певческих и слуховых навыков); • трудолюбие и дисциплинированность на занятиях.• эмоциональное и выразительное исполнение музыкального номера; Средний уровень учащийся получает, если он систематически посещал занятия в течение года, при этом в процессе обучения и на зачетном занятии продемонстрировал: • недостаточно точное воспроизведение музыкального номера (ритмические, интонационные неточности, небольшие текстовые погрешности, не совсем точное использование различных выразительных средств); • владение различными видами звуковедения, дыхания, атаки; • работоспособность, активность на занятиях.
Уровеньниже среднего ставится учащемуся, если в течение года он несистематически посещал занятия (без уважительной причины), а в процессе обучения и на зачетном занятии продемонстрировал: • неточное интонирование мелодии своего исполняемого произведения, с большим количеством ошибок; • неуверенное владение пройденными приемами звуковедения, дыхания, атаки; • неуверенное знание слов или мелодии исполняемой песни; • плохое владение навыками слухового контроля за собственным исполнением.
Теория
Высокий уровеньставиться в случаи выполнения теоретических заданий без единой ошибки.
Средний уровень ставиться учащемуся, если он допустил одну или две ошибки.
Уровень ниже среднего получает ребёнок в том случаи, если допущены три или более ошибок при выполнении теоретических заданий.
Ф.И. учащегося Год обучПрактика Теория
Тест 2/1
Тест 2/2
Итоговый тест
Чистота вокального интонирования
Степень сложности исполняемого репертуара
Выразительное, осознанное исполнение
Прилежание, работоспособность, дисциплинированность
Текущий контроль (1-е полугодие)
Итоговый контроль (2-е полугодие)
Примерный репертуарный план учащихся второго года обучения

п/п Произведение Композитор
1. «Дельфины» А. Зацепин2. «Песня русалки» 3 «Может приснится» 4. «Лесная песенка» 5. «Хороши весной в саду цветочки" А. Мокроусов
6. «На лесной тропинке» 7. «Карлсон» Ж.Колмагороава8. «Волшебный калейдоскоп» 9. «Маленький лягушонок» С. Ранда
10. «Черепашкин домик» Л. Вихорева11. «Мама, мамочка» 12. «Тетя Бегемотя» Л. Вихорева13. «Паровозик детства» С. Ранда
14. «Гороскоп» Л. Вихорева15. «Ты слышишь море» 16. «Крейсер Аврора» 17. «В день рожденья мамы» 18. «Ду-ду-ду» С. Суэтов19. «Лула-пама» 20. «Сказка» Используемая литература
Теория музыки (учебник-сказка) часть 1
Е. П. Пекерская «Вокальный букварь»
Дейша-Сионицкая «Пение в ощущениях»
В. В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг»

Приложенные файлы


Добавить комментарий