4 ноября День единства


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Болотская средняя общеобразовательная школа»
ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ
КОМПОЗИЦИЯ

«4 ноября – День народного единства»
Учитель:
Шатохина С.Н.
Цель: способствовать осознанному восприятию исторического и гражданственного содержания Дня народного единства.
Задачи:
формирование гражданского самосознания, патриотизма, нравственные и культурные ценности;
способствовать социализации личности обучающихся, формированию толерантности;
развивать интерес к истории, историческим личностям.
Оборудование: слайд-программа.
Ход урока.
Учитель: 4 ноября 2005 года в России праздновался «День народного единства». Сегодня мы поговорим, увидим суть и идейное содержание этого праздника. Цель этого праздничного дня – желание ещё раз обратить внимание на то, что сила государства в сплоченности, единстве всего многонационального народа. Все беды и невзгоды можно преодолеть сообща. И только в одиночестве мы бессильны и уязвимы. Почему 4 ноября? В начале 17 века Россия была на грани уничтожения: с севера двигались войска Швеции, Польша заняла западные земли и подошла к Москве. Последний царь из династии Рюриковичей умер.
Ученик: Историческая справка.
После смерти Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер. Средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, не известно. То ли от болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: убили, а убийца - тот, кто стал царем вместо Дмитрия: Годунов Борис Федорович. Борис Годунов для страны много хорошего сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут еще - неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает! Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Расправились бояре и с его детьми: сына Федора - убили, дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился самозванец - Лжедмитрий 1, а затем - второй. И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутным. В стране беспредельничали Лжедмитрий, не могли разделить властные полномочия между собой бояре, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.
На экране - картина «Смутное время»
Ученик:
Польские и шведские феодалы мечтали подчинить себе Московское государство. Враги захватили Смоленск, Новгород, Москву, грабили и убивали мирных жителей, устанавливали жестокие порядки. И там, где они проходили, полыхали пожары, пустели города и села, бурьяном зарастали невозделанные поля
Бояре решили посадить на московский трон Владислава Сигизмундовича, цесаревича польского. Русь стояла на грани потери государственности и самостоятельности.
Поэма Т. Павлюченко «Русская смута» (11 столб.)
1. Опять над Родиной пожаров дым,Опять война, разруха, голодИ вражье поругание святынь......казалось: русский дух расколот.
2. Народ расколот. Сильной власти нет. Род, Рюриком зачатый, канул в лету. Царь Годунов хотел спасти от бедСтрану, предателей призвать к ответу. Но... умер неожиданно
3. Лжедмитрий - бывший русский инок, Что веру православную предал, Наверно, всё же богом был покинут, Коль душу церкви католической отдал.
4. Лжецарь - в Москве, в Москве - поляки, Пришедшие всю Русь прибрать к рукам, На церкви русские начав атаки: Святых иконы - в грязь, к своим ногам.
5. В год жуткий вновь нет единенья Среди бояр, средь именитых казаков. Когда ж в народе кончится терпенье? Когда ж он будет к битве с ворогом готов?
6. Лжедмитрий уж убит. Но та же Смута. Боярин Шуйский быстро занял трон. Зовет на помощь шведов он. Покуда Второй Лжедмитрий под Москвой. Кто ж он?
7. Он - новый претендент на царство. Любым путём пришёл занять престол. Но в Тушине, как и в Москве, нет братства. Войска Лжедмитрия - на воре - вор
8. Насильно принял Шуйский постриг:С престола - вон, подальше - в монастырь.Опять вопрос о власти острый:Стране - державной быть? Или... пустырь?!
9. Московская бояр верхушка Опять впустила польские отряды Российский трон для них - игрушка: "Царём - Владислава нам надо".
10. Боярами был договор составлен, Что церкви католической не быть, Владиславу - не быть самодержавным, В Москве Владиславу - по-русски жить.
11. Но Сигизмунд - монарх коварный - Отец Владислава – поляк.За власть он в бой вступил неправый, Коль сын согласен править так.
Ученик:
Казалось, пришел конец Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны - ничего не было. Тогда и наступил конец терпению народа. Простые люди поднимались на борьбу. Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре - предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. Пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту» Отказался патриарх и призвал русский народ выступить против захватчиков. «Да будет над ними милость Божья и наше благословение. Изменники же будут прокляты и в этом веке, и в будущем»
12. Осталась церковь лишь единой, Молилась за Россию ночь и день. "Сбирайтесь, россияне, воедино" -Призвал из заточенья Гермоген.
13. Призыв пришёл нижегородцам, Где гнев копился много лет: Предательством бояр копилось недовольство, Тем, что свободы у России нет.
14. Что нет конца проклятой Смуты, Руси - не быть на карте мира Готовят ляхи русским путы -Уже готово вороньё для пира.
15. Поволжские татары принесли Икону Богородицы Казанской. Лик той заступницы земли.Взывал к народу: "Русь спасайте!"
На экране икона Богородицы Казанской
Ученик:
В Москве, возле храма Василия Блаженного на постаменте из красного гранита возвышаются бронзовые фигуры двух людей. Один сидит, опершись о круглый щит и вытянув раненую ногу. Другой, стоя перед ним с простертой рукой, вручает ему тяжелый меч. Так и застыли они в этих позах навечно - нижегородский земский староста Кузьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский.
На экране памятник Минину и Пожарскому.
Ученик: Создал этот первый памятник в Москве, установленный в 1818 году, скульптор Иван Петрович Мартос. На гранитном постаменте бронзовыми буквами напечатана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» За что им благодарна Россия? Что они сделали, чтобы остаться в памяти народной? Кто эти люди, которые явились способными пожертвовать собой для блага Отечества? Говорят, что истинная любовь к Отечеству, к своей Родине проявляется во время тяжелых испытаний. Это время настало для России.
В городе Нижний Новгород зазвонили в большой колокол, и весь народ собрался в главную церковь Святого Спаса. Вышел на паперть торговец Кузьма Минин, избранный земским старостой.
На экране картина Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам»
Ученик читает отрывок из рассказа «На соборной площади».
Поэма «Русская смута» (16,17 ст.)
16. Народ собрал торговец Минин, Душа которого давно горела Обидой, болью за Россию: "Победа Родины - святое дело". 17. Пожарский Дмитрий - воевода, князь, Уже известный битвами с врагами, Народом избранный, народу поклонясь: "Полякам не топтать Москву ногами".
Стихотворение «Ужели враг непобедим?»
Учитель:
Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю, наводить порядок в столице. Повсеместно создавались партизанские отряды, народное ополчение.
Поэма «Русская смута»(18 ст.)
18. Здесь русские, мордва, татары.
Вступили в ополченье добровольно, Готовя ворогам проклятым кару За Родину, за свой народ, за волю
Ученик:
Из Троицкого монастыря рассыпались грамоты о единении во имя защиты православной веры и Отечества.
Объединились все сословия, все национальности, деревни и города. Все внесли свою лепту. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до 3 тысяч казаков, более тысячи стрельцов и много крестьян. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Вся русская земля встала против захватчиков. Начались бои за Москву. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году. Она была чудесным образом найдена в городе Казани. Однажды на город обрушился страшный пожар, после Божия Матерь явилась во сне 9-летней девочке Матроне и сама указала место на пепелище, где находится ее образ. Многие люди, собравшие к месту обретения иконы, чудесно сохранившейся в огне пожара, стали свидетелями чудотворений совершившихся от этого образа. Икона стала всенародной святыней и милостью Божией Матери к русскому народу, знамением особого участия Пресвятой Богородицы в судьбах России. Примером может служить историческое событие, которое свидетельствует о помощи Пресвятой Владычицы нашему народу. Когда поляки захватили Москву, долго и горячо молились у Казанской иконы наши воины, их Жены, дочери и матери.
У Казанской Божией Матери
Тихо теплятся огни.
Жены, дочери и матери
К Ней приходят в эти дни
И цветы к Её подножию
Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь-Дева, силой Божией
Охрани ушедших в бой».
Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразится им со славою
И от смерти их спаси.
На Кресте Твой Сын Единственный
За любовь Свою страдал,
И Его глагол таинственный
К этим битвам Русь позвал,
У Казанской Божией Матери
Дивно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.
Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город, и в январе Москва была освобождена от поляков.
Спасли, сохранили страну, сделали возможным ее возрождение, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр 1 назвал «спасителем Отечества»
Музыкальная фонограмма
1 куплет песни из к.ф. «Офицеры»
Ученик:
Еще рыскали по русской земле польские отряды, надеясь, что вернется их власть. Хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля их Сигизмунда третьего. Один из отрядов проникнул в костромские пределы. Искали 16-летнего Михаила Романова, избранного Земским Собором на царство. Искали, чтобы убить. Вблизи от его убежища, недалеко от села Домнино, поляки встретили Ивана Сусанина и потребовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Известив Михаила об опасности, он повел поляков в другую сторону, в болото. Враги поняли хитрость крестьянина и жестоко расправились с ним. По восшествии на престол Михаила Федоровича, в 1613 году, потомству Сусанина была дана жалованная грамота на участок земли при селе Домнино; ее подтверждали и последующие государи.
Отрывок из думы К. Рылеева «Иван Сусанин»
Учитель: Иван Сусанин—герой освободительной борьбы, которую вел русский народ против польских и шведских интервентов в начале 17 века. Его имя навечно вписано в историю нашей страны, оно стало символом величия духа и самопожертвования. Из глубины веков встает перед нами светлый образ простого русского человека, отдавшего жизнь за родную землю. Память о патриоте живет в народных преданиях, сказаниях. Глинка «Иван Сусанин» Ученик:
В 17 и последующих столетиях у Сусанина были последователи. В мае 1648 года, когда войска Богдана Хмельницкого гнали с украинской земли польских захватчиков, крестьянин Никита Галаган, став проводником одного из отрядов, завел шляхтичей в непроходимое болото.
В октябре 1812года подвиг Сусанина совершил на смоленской земле крестьянин Семен Шелаев, погубивший большой отряд Наполеона. На подобные подвиги шли люди разных национальностей, возрастов и профессий в годы Великой Отечественной войны, шли старики и попавшие в окружение бойцы Красной армии, партизанские связные, женщины и дети.
Ученик: Осенью 1967 года в древнем русском городе Костроме, на Молочной горе, в торжественной обстановке был открыт памятник Ивану Сусанину. Когда с монумента спало покрывало, тысячи людей увидели изваянную из белого камня пятиметровую фигуру крестьянина-патриота, устремившего свой взгляд на волжские просторы. Левой рукой он опирается на посох, жестом правой как бы предупреждает: «На Русскую землю врагам нет дороги!» На постаменте надпись: «Ивану Сусанину—патриоту земли Русской». Учитель:
Трудные минуты история преподносила нам не раз, и единение народа проявлялось вновь. Независимо от национальности, религии, социального положения.
- Как вы думаете, актуальна ли проблема единения для современной России? (В России, кроме русских, проживают представители других национальностей).

Приложенные файлы


Добавить комментарий