исторические памятники Казахстана

Мавзолей Бабаджи-Хатун ( XI век). (слайд 3)

Мавзолей Бабаджи-хатун построен в XI веке, имеет редчайший конструкции шатровый купол. Мавзолей знаменит своим зонтичным куполом, покоящимся на шестнадцатиребровом барабане. Зонтичное ребристое покрытие купола не имеет аналогов в среднеазиатской архитектуре. Имеет подкубическую форму 6,9 на 9,5 метров с толстыми стенами из обожженного кирпича с тремя идентичными фасадами. Посередине главного фасада в стене, которая выходит на восток, построена округлая арка, в ней и находится вход в мавзолей. С левой и правой стороны от входной ниши стены разделяются узкими, высокими и неглубокими нишами не доходившие до земли. Над каждой из ниш в стены вмурованы медальоны. Ниши и медальоны оформлены в форме буквы «П». На главном фасаде, закрывающем барабан есть надпись на арабском языке: «Эта величественная гробница, называемая Абаджи-Хатун. Строитель ее» Западная стена оставлена совершенно гладкой с тщательной обработкой тонких швов кладки. Мавзолей отличается строгой простотой форм, органичностью конструкции и архитектурного декора, и умелым использованием обожженного кирпича.

Бабаджа хатун был няней и наставницей Айша биби. Она с рождения воспитала ее, обучила грамоте, арабскому, персидскому языкам.
Сердце матери, Айша биби, Ануар ана билось в тревоге, словно знало, что мать больше никогда не увидит своего дитя.
- Одно успокаивает меня, Бабаджа, ты рядом с девочкой моей,- сказала вслед Ануар ана.
Преданность ее госпоже не знало границ. После смерти Айша биби Бабаджа, до конца свой жизни, жила неподалеку и держала в чистоте мавзолей. Поэтому, когда Бабаджа умерла ее, похоронили неподалеку. Карахан баба построил мавзолей преданной няне.


Мавзолей Карахана (XI век) (слайд 4)

Мавзолей Карахана (Аулие-Ата) расположен на западной окраине современного города Тараз. Мавзолей возведен над могилой известного хана из династии караханидов Ша-Махмуда Богра Карахана. Четыре стены мавзолея и две гладкие башни, кроме обрушившегося купола, сохранялись до 90-х годов XIX века. В 1905 году разрушенные части памятника были убраны, и в 1906 году на месте был построен новый мавзолей, не похожий на прежний. Сооружение мавзолея финансировал Саид Бакханов, бывший, в то время ишаном города Ташкента. Новый мавзолей Аулие-Ата – четырехгранный, состоит из среднего большого помещения и трех небольших. Потолок среднего помещения закрыт наподобие войлочной юрты. Сзади имеются две башни. Глвый вход мавзолея расположен на южной стороне, входная дверь инкрустирована узорами. Внутренние стены мавзолея сложены из прежнего кирпича, с наружной стороны использован новый кирпич.
Своей красотой восхищал ценителей архитектуры России еще в 1902 году, как гениальное творение древнего Тараза. Как показали археологические раскопки, для отделки этого сооружения применялись до 30 наименований фигурных кирпичей, изготовленных с исключительно высоким мастерством. По одной из легенд Аулие-Ата Карахан будто бы является потомком знаменитого Ходжи Ахмеда Яссави, похороненного в Туркестане . Другое предание повествует, что мавзолей Абд-ар-Рахима, одного из трех святых, пришедших из Сирии в Срднюю Азию насаждать мусульманство. Абд-ар Рахим носил имя Аулие-Ата Карахан и у него была дочь по имени Айша-Биби. Отец похоронен на реке Талас в Таразе, а дочь в двух фарсангах (то есть примерно в 8 километрах) от могилы отца.
По предположению некоторых историков, мавзолей был построен над могилой первого принявшего мусульманскую веру таразско-турецкого владыки Карахана (возможно основателя караханидской династии). Сведения о мавзолее Карахана дошли до нас в виде фотографии конца XIX века и внешних описаний его историками, этнографами, археологами. При историко-архивных и библиографических исследованиях стало ясно, что он был одним из выдающихся творений центральноазиатского зодчества, и не случайно его архитектура по сей день привлекает внимание исследователей.



Некрополь и подземная мечеть Караман-Ата на
Мангышлаке (слайд 5)

Некрополь Караман-Ата находится в центральной части полуострова Мангышлак, в 5 км западнее урочища Кандыбас. В западной части некрополя вблизи от перекрестка грунтовых дорог находятся подземная мечеть Караман-Ата, туркменские стелы - кулпытасы и полуразрушенный шестигранный мавзолей.
Подземная мечеть Караман-Ата, вырубленная на пологом склоне большого холма, состоит из трех основных помещений. В зале сохранился круглый столб, предназначенный для обеспечения прочности потолочной толщи грунта. Сделано это было не напрасно, так как средний большой потолок обрушился, завалив значительную часть молитвенного зала. Из-за неглубокого заложения все стены в помещениях - низкие.
Полы покрыты наносной глиняной массой. В северо-восточной части мечети расположено третье, круглое в плане помещение, в котором, по преданию, находится склеп Караман-Аты. Длинный коридор связывает его с молитвенным залом. Общее запущенное состояние, видимо, объясняется удаленностью памятника от населенных пунктов.



Мавзолей Абат-Байтак в Актюбинской области
(слайд 6)
Скульптурный памятник Абат-Байтак расположен в двенадцати километрах восточнее села Бескопа Кобдинского района Актюбинской области. Мавзолей построен на территории бывшего бассейна реки Сары-Хобда. Этот памятник был открыт в ХIХ веке французским путешественником Жозефом Кастанье, а в 50-70 годы ХХ века известный исследователь М. Мендикулов установил, что памятник датируется примерно началом XII века, ко времени возникновения Золотой Орды, когда кыпшакские ханства были тесно связаны с Хорезмом.
Памятник воздвигнут в честь сына известного философа Асана кайгы Абата. Во время раскопок, проводимых на территории захоронения, были найдены останки трех человек. Название – Байтак происходит от слова широкий, безграничный.
Как правило, такие строения в степи возводились в честь ханов или потомков торе. Близ мавзолея Абат-Байтак находится другое захоронение, сооружение меньших размеров – Кыз аулие. Высота мавзолея Абат-Байтак 14,5 метра . Как полагают исследователи, первоначальная ее высота достигала до 16 метров , но со временем нижняя часть была занесена песком. Памятник построен из жженого кирпича.
Такого рода скульптурные памятники ранее были обнаружены на территории Великой степи, Средней Азии, в Поволжье и Азербайджане. Воздвигнут он в бассейне древней реки Сары Кобда. Есть предположение, что верх мавзолея был позолочен и украшен голубыми изразцами, чтобы издалека был виден путнику, проходившему в этих местах.
Строительство велось многие годы. Особенность его в том, что при строительстве мавзолея были использованы кирпичи, изготовленные только из местных материалов. В XVIII - XIXвеках недалеко от мавзолея было захоронено множество людей. Это можно наблюдать по уникальным по форме кулпытасам, которые и сейчас возвышаются здесь в большом количестве.
Когда раскопали курган, находящийся в 15 - 20 километрах от мавзолея Абат-Байтак, в нем были обнаружены редко встречающиеся захоронения, которые ученые относят ко второй половине правления Золотой Орды. В 2007 году мавзолей Абат-Байтак был реконструирован
Предполагают, что когда-то мавзолей сверкал яркими золотыми красками и голубыми изразцами, был виден путнику издалека. Между кирпичами в щелях и сейчас проглядывает кое-где голубая глазурь. Мавзолей строился не один сезон и не один год.
При строительстве использовался кирпич только местного происхождения.
В XVIII - IX в.в. около памятника образовался огромный некрополь, на котором сформировался великолепный ансамбль резных кульпытасов. Среди них множество уникальных образцов камнерезного искусства.
При раскопке курганов в 15 - 20 км от мавзолея было обнаружено редкое погребение времен Золотой орды, примерно 2-я половина XIII века. Там же было обнаружено средневековое оседлое земледельческое поселение со следами развитой высокой культуры.

Мавзолей Ахмеда Яссави (слайд 7)
Город Яссы был местом проповеднической деятельности Ходжи Ахмеда.
Здесь он прожил большую часть своей жизни и был похоронен. Родился Ходжа Ахмед в городе Сайраме близ Шымкента в 1103 году. Первым духовным наставником и воспитателем Ахмеда был знаменитый шейх Арслан-Баб. После его смерти Ходжа Ахмед переехал в Бухару и прошел сложный курс суфийского учения.
Некоторое время он был главой общины суфиев в Бухаре, позже переехал в город Яссы. Здесь он разворачивает свою проповедническую деятельность. В своих проповедях Ходжа Ахмед Яссави призывал людей быть добрыми, учил презирать стяжательство и алчность. Его стихи пользовались огромной популярностью, их заучивали наизусть и распевали далеко за пределами Дешти-Кыпчака.
Умер он в 1166 - 67 году и был похоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества и поклонения мусульман. Ее трехкратное посещение приравнивалось к хаджу в Мекку.
Нынешний мавзолей над могилой Ходжи Ахмеда Яссави был воздвигнут 233 года спустя после его смерти по приказу Тимура. В 1389, 1391, 1394, 1395 годах Тимур в многочисленных кровопролитных битвах сокрушил могущество Золотой Орды, сжег ее столицу – город Сарай-Берке и в честь своей победы решил построить на месте пришедшего в ветхость старого мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави новый грандиозный мемориальный комплекс. Тимур руководствовался не только религиозными соображениями.
Этим актом он поднимал свой авторитет, утверждал идею незыблемости своей власти. Различные источники свидетельствуют о том, что Тимур лично участвовал в разработке проекта будущего мавзолея, давал конкретные указания строителям.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави представляет собой огромное продольно-осевое портально-купольное сооружение. Размеры его в плане - 46,5 x 65,5 метра. Толщина наружных стен составляет 1,8-2 метра, центральной части – 3 метра.
Здание имеет огромный портал и ряд куполов. Вокруг его центрального зала – казанлыка - объединено более 35 помещений различного назначения. Казанлык перекрыт самым большим из сохранившихся в Казахстане и Средней Азии кирпичным куполом диаметром 18,2 метра. По своему масштабу Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави равен соборной мечети Биби-ханым в Самарканде (Узбекистан).
И в настоящее время Туркестан является местом паломничества туристов всего мира, прибывающих, чтобы увидеть непревзойденный шедевр средневековой архитектуры - Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави.
Напротив мавзолея, с правой стороны, в глубине – находится галерея каменных изваяний, культурно исторический музей, исторический (культурный-заповедник) музей «Азарет-Султан», Туркестанский городской музей, ворота (Дарваза) ( XIX в).
Комплекс мавзолея Ахмеда Яссави включает – мавзолей Есимхана ( XVI в.), мавзолей Рабии Султан Бегим конец ( XV в.), Мавзолей Ахмеда Яссави ( XI I - XIV в.в.), Мечеть «Жума» (1878 г.) (слева – 100 м), подземная мечеть Хиловат ( XII - XV в.в.), восточные бани ( XV - XVI в.в.).
Мавзолей Арыстанбаб. (слайд 8)

Недалеко, в 2-х километрах, от городища Отрар находится мавзолей проповедника Ислама, религиозного мистика жившего в XII в., учителя и духовного наставника Х. А. Яссави Арыстанбаб (памятник архитектуры XIV в.).
Как говорится в легенде, перед смертью Мохаммед дал аманат – четки Арыстан – бабу, который он предал одиннадцатилетнему мальчику, в будущем известному Ходжа Ахмеду Яссави.
В мавзолее Арстанбаб похоронен учитель и духовный наставник Х.А. Яссави. Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.
Архитектурный памятник XIX века, недалеко от села Шаульдер Южно-Казахстанской области. Мавзолей приобрел нынешний облик в 1910 году. В плане постройка вытянута по фасаду и состоит из двух частей: северной – мавзолея и южной – мечети.
Мечеть состоит из просторного молитвенного зала с михрабом и подсобных помещений. Основные размеры 35 х 12, высота 12 м., сложен из жженого кирпича Арыстанбаб - святой. Согласно религиозным легендам, был первым учителем Ходжи Ахмеда Ясави. Народ признал Арыстанбаба святым (аулие). Поэтому каждый четверг паломники проводят ночь на его могиле и читают молитвы. Широко распространено народное выражение: "Ночуй у Арыстан-Баба, проси у Ходжи Ахмеда".
·Мавзолей Арыстан-Баба - памятник, возведенный над могилой Арыстан-Баба, духовного учителя Ходжи Ахмеда Ясави, который был проповедником мусульманской религии среди населения Туркестана. Комплекс формировался путем пристроек к первоначальному помещению усыпальницы, где захоронен Арыстан-Баб, второго помещения - гурханы в левом крыле - для последователей его религиозного учения- и мечети со вспомогательными помещениями. Они объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре. Комплекс построен в XII в. Мавзолей Арыстан-Баба в начале XX в. был реставрирован на средства местного населения.


Мавзолей Козы- Корпеш и Баян- Сулу. (слайд 9)


Расположен на левом берегу реки Аягоз в Семипалатинской области Казахстана.
Эта знаменитая гробница, связанная с именами героев лирико-эпической поэмы, является одной из древнейших в Казахстане, дошедших до нашего времени с некоторым изменением своего первоначального вида.
Мазар имеет остроконечный купол, сложен из камня, постепенно сужается кверху. Высота около 12 метров.
Достоверных данных о том, в каком веке построен памятник, до сих пор нет. Предполагается, что он был построен до распространения ислама на территории Казахстана. Перед входом в мавзолей были установлены четыре каменные скульптуры.
В 1856 году они были зарисованы на бумаге Чоканом Валихановым. На рисунке изображены три женщины и один мужчина. По народному преданию, одна из женщин - Баян сулу, вторая - ее младшая сестра Айкыз, третья - сноха, мужчина - Козы.
Позднее каменные скульптуры исчезли.
Первоначально объемная композиция с квадратным планом (6 x 6м) представляла собой четырехгранную пирамиду, образованную путем напуска рядов кладки и увенчанную фигурным шпилем. Позднее ребра стен были сглажены вершиной купола, а конусообразные очертания и верхняя отремонтированная часть покрыты слоем штукатурки.
Кроме того, входной проем мавзолея был перекрыт аркой, обрамленной тонким наличником-архивольтом, что не согласуется со строгим характером древнего памятника. Башенный характер объемной композиции, архаизм строительной техники, а также мужские и женские скульптуры с кубками позволяют отнести этот памятник к домусульманскому времени, то есть к X - XI веках.


Урочище Жидебай. Родина Абая. (слайд 10)
В Семипалатинске сохранилось немало мест, связанных с именем Абая. В десятилетнем возрасте будущего поэта отдали учиться в медресе Ахмета Ризы, которое считалось одним из лучших мусульманских учебных заведений того времени.
Деревянное здание медресе и мечети, уничтоженное пожаром в 1949 году, было восстановлено к 150-летию Абая и ныне входит в комплекс зданий Государственного историко- культурного и литературно- мемориального заповедника- музея Абая. Также в этот комплекс в центре города входит дом купца Романа Ершова, где Абай в зрелом возрасте неоднократно бывал в гостях. В современном здании музея, возведенном в 1995 году, насчитывается более полутора десятков тематических залов и экспозиций, которые знакомят посетителей с жизнью и творчеством Абая и его учеников.
Неподалеку – дом Анияра Молдабаева, где обычно останавливался Абай, приезжая в Семипалатинск, и где ему была отведена комната. Сохранились и здание первой общественной библиотеки в Казахстане, открытой в 1883 году, постоянным читателем которой был Абай. Правда, сейчас здесь располагается банк.
В Семипалатинске имя Абая носят драматический театр, улица, площадь- здесь гордятся великим земляком. Каждую осень на родине поэта в Жидебае проводят Абаевские чтения, где юные поэты, певцы, литераторы пробудят Пушкинские чтение – ведь именно Абай первым перевел Пушкина на казахский язык.
Урочище Жидебай, находится в 178 км . к юго-западу от Семипалатинска и в 25 км . от райцентра Караул.
По пути достопримечательности: дом-музей Мухтара Ауэзова в Борли, памятник влюбленным Енлик и Кебеку, гора Орда, где стояла ставка Чингизхана, семейная усыпальница Ускенбаевых в Акшокы, где похоронен отец Абая Кунанбай, место рождения Абая у родника Каскабулак, памятный знак «Центр Евразии».
К 150-летнему юбилею Абая в 1995 году в Жидебае был возведен мемориальный комплекс, авторы которого – алматинские архитекторы во главе с Беком Ибраевым. Башни мемориала расположены на платформе, три яруса которой – как прошлое, настоящее, будущее.
С одной стороны - возвышается мавзолей Абая высотой 32 метра и 12 метров в диаметре, с другой стороны –мавзолей Шакарима, племянника и ученика Абая, такой же величественный, но на 1 метр меньше высотой и в диаметре. Вместе с Абаем захоронен и его брат Оспан, а неподалеку находится могилы самых близких Абаю женшин - матери Улжан и бабушки Зере.

Мавзолей Енлик и Кебека. (слайд 11)

Еще издали виден пирамидальный обелиск, установленный на массивном фундаменте шатровой формы. Внутри - две могилы, на них плита с надписями: «Енлик – Кебек. Середина XVIII века. Казнены родовыми феодалами за протест против феодализма и бесправия женщин-казашек».
За сухими строчками музейного текста встает повесть о большой трагической любви казахской девушки Енлик и Джигита Кебека, описанное в свое время Абаем.

Мемориальный комплекс Коркыт-Ата. (слайд 12)
Сооружен на железнодорожном разъезде Коркыт в 1980 году в 18 км от села Жусалы Кызылординской области, за 77 км, перед Байконуром. Авторы памятника известный архитектор Б. А. Ибраев и физик С. И. Исатаев.
Памятник представляет собой четыре вертикальных стеллы из железобетона, высотой 8 м, с раструбами в верхней части. Каждая стелла ориентирована по сторонам света. В этой части, где сходятся раструбы, находится орган из 40 металлических труб. При ветре он издает звуки, напоминающие звучание кобыза.
Внутри памятник образует стрельчатый свод, покрывающий центральный символ-ось. Он украшен орнаментом «туйе табан» («след верблюда»), символизирующим верблюдицу Коркута Желмая, которая обладает волшебной силой.
Это архитектурный комплекс, посвященный мыслителю, философу, сказителю ( VII – X в.в). основоположнику казахской струнно-смычковой музыки Коркыт-Ата.
Первопредком казахов считается Коркут , прилетевший с небес на Землю и положивший на берегу Сыра (р. Сыр-Дарья) свой кобыз, где и было возведено первое жилище. Имя его состоит из двух частей : “кор” и”кут” . “Кор ” означает “зло,несчастье” , ”кут” –“добро,счастье”.
В имени первопредка казахов воплотилось представление о добре и зле, давшее возможность сформировать свое отношение к окружающему миру, и эмоции, связанный с осознанным существованием на Земле.
Отголоски всеобъемлющего космогонического мировоззрения сохранены в казахском языке до сих пор: “кор болма” – пожелание избежать беды., “кутты бол” - пожелания счастья и добра.

Мавзолей Айша-Биби (XI - XII век) (слайд 13)

До 2003 года мавзолей находился под стеклянным саркофагом с четырех сторон и шиферной крышей без купола, без восточной и частично северной и южной части стен. Мавзолей имел кубическое основание, увенчанное куполом. По четырем углам мавзолея располагались колонны, по центру каждого фасада размещались ниши, перекрытые стреловидными арками. Сооружение размерами 7,6 х 7,6 метров. В центре мавзолея расположено надгробие размерами 3 на 1,4 метра. Стены мавзолея толщиной 80 см. В стенах проложены деревянные балки из арчи с целью прочного соединения стен и колонн. Это единственный в Казахстане уникальный памятник, целиком облицованный резной терракотой с богатейшей орнаментировкой в виде плиток с 60-ю разновидностью узоров, карнизов, не оливных изразцов и стильных надписей. В декоре мавзолея богаты и разнообразны композиционно соединенные орнаменты в виде геометрических рисункво, состоящих из переплетений многоугольников, крестов, звезд, , а также растительных мотивов в виде стеблей с цветами. Капители и колонны из терракотовых блоков покрыты, как и вся стена, тончайшими рисунками, представляющими богатейшее собрание мотивов народного орнамента. Мавзолей может быть сравним лишь с таким мировым шедевром древнего зодчества, как мавзолей Исмаила Самани в Бухаре. На одной из угловых башен мавзолея сохранились строки древнего двустишия: “Осень тучи Земля прекрасна”.
По преданиям и известным легендам в мавзолее похоронена дочь известного поэта и ученого XII века Хаким-Ата, которая внезапно умерла во время визита к своему жениху Кара-Хану.

Городище Бузук. (слайд 14)

В 1999 году в пяти километрах от Астаны были начаты археологические раскопки городища Бузук. Возглавил эти исследования академик Кималь Акишевич Акишев.
Факт присутствия вблизи столицы Казахстана средневековых построек интересен тем, что культура древних кочевников до сих пор остается Терра инкогнита для многих европейцев. Скудость письменных и архитектурных памятников часто подвигает ученых мужей говорить о том, что признаков цивилизации, якобы, потому мало, что никакой цивилизации у кочевников не было.
Цивилизация в степи развивалась в климатогеографических условиях, отличных лесистых и приморских континентальных ландшафтов. Следовательно, она не могла быть похожа на известную европейскую, она непременно существовала, но была другой.
Сначала найденное городище называли Акжол, потом удалось установить его средневековое название - Бузук. Это памятник средневековья, который относится к X – XII веку нашей эры. Время было определено по характеру кирпича, который нашли еще до раскопок на поверхности - по его формату, технологии изготовления, температуре обжига.
Об этом памятнике есть письменные упоминания. Впервые на нем в 1816 году побывал русский горный инженер Иван Шангин. Он по заданию Генерального штаба обследовал долины рек Нура и Ишим, В своем дневнике он записал, что на берегу озера Бузук, недалеко от Акмолинска находятся какие-то развалины, возможно, остатки поселения.
Дневник был опубликован в 1820 году в “Сибирском вестнике”. Сегодня по результатам раскопок имеется довольно точное представление о планировке этого города, его размерах и назначении. Причем планировку удалось уточнить по аэрофотосъемкам. Оказалось, что на снимках обозначено и озеро, и четко просматривается город вблизи него.
На фотографиях хорошо видно, что город состоял из трех частей. Его центральная часть в плане представлена в виде трех лепестков - округло-четырехугольных кварталов. Центральная объединяющая часть этих кварталов - это возвышенная площадка, на которой сохранились остатки минарета и остатки трех-четырех мавзолеев.
Все они были сооружены из жженого кирпича. Причем, обжиг кирпича и сырье к нему производились тут же на месте. Здесь размещался производственный комплекс, где заготавливали сырье (глину), сюда же подводилась вода из озера. Самотеком невозможно было обеспечить производственный комплекс водой, потому что городок стоял на возвышенности, и вода подавалась с помощью чигирной установки.
Комплекс включал две печи для обжига кирпича.
Помимо образцов квадратных кирпичей нашли так называемую резную терракоту, то есть кирпичи, на которых наносились резные рисунки. Видимо, в соответствии с традициями центрально-азиатского строительного искусства, башня минарета имела три пояса украшения. По религиозным представлениям того времени это символизировало три света: небо, землю и подземное царство.
С другой стороны центральных развалин находится некрополь - кладбище, где обнаружены остатки кирпичного мавзолея из обожженного кирпича.
По результатам раскопок можно предположить, что в городище жили мастера, которые умели сооружать печи в которых обжигался кирпич, знали, как заготавливать и сушить гляну Они владели технологией изготовления кирпича при определенной температуре. Были строители, способные возводить довольно сложные культовые сооружения.
Полученные данные позволяют сделать заключение о том, что город Акжол в X - XII веке был военной ставкой иди летней резиденцией предводителя кыпчакских племен. В то время эта страна называлась Деши-и-Кипчак, и здесь располагалось - Кипчакское ханство, его возникновение и развитие приходятся как раз на этот период.




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий