Культура Руси XII-XIII вв


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Культура русских земель XII-XIII вв.Чупров Л.А. МКОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского краяОсобенности культуры 12-13 веков 2. Накопление научных знаний.3. Литература4. Зодчество. 5. Живопись. 6. Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Особенности культуры 12-13 веков Древнерусская культура в условиях раздробленности получила местные культурные центры. Великий Новгород Псков Владимир на КлязьмеГалич





2. Накопление научных знаний.Большое место в духовной жизни Руси занимала церковная переводная литература. Но внимание переводчиков все больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о вселенной, сведения по:географии ботаникезоологиимедицинеПроисходило точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки.






По уровню этих знаний и их применению на практике Русь стояла в одном ряду с другими странами средневековой Европы.Сведения по:математикемеханикеастрономииагрономииИспользовались в:земледелииРемесленномпроизводствеархитектуреживописи









На Руси появились свои врачеватели — лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря Агапит.Значительно обогатились географические знания русских людей. Этому способствовали:торговые связивоенные походыпутешествияОбразованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте.





фигура князя отступала на задний план. 3. ЛитератураЛетописи теперь ведутся в каждом крупном княжествеинтересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси. Владимиро-суздальские летописи отражалирассматривали историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства, а владимирских князей представляли как преемников князей киевских.В новгородских летописях:Очень подробно и точно освещались события городской жизни.




Возникают новые жанры литературы. 1. Поучения«Поучение детям» Владимир Мономах Центральной идеей «Поучения ...» является идея укрепления единства Древнерусского государства. О собственной жизниНеобходимости соблюдать законы и традицииНеобходимости жить праведноНеобходимости помогать нищимНеобходимости чтить старшихНеобходимости честно выполнять свой воинский долг.Именно эта идея пронизывает рассказ князя о:






Он создает идеальный образ князя — защитника всех обездоленных, который«силой и грозой» сможет установить твердый порядок, оградить своих подданныхот произвола «сильных людей», преодолеть внутренние раздоры и обеспечитьвнешнюю безопасность страны.2. Появляются произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью. «Слово» и «Моление» Даниил ЗаточникАвтор, служилый человек, прожил нелегкую жизнь,побывал в заточении. Он размышляет: о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителеДаниил — сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя он называет «честью и милостью»и противопоставляет этому почетному делуунизительную службу у надменных бояр, которыетворят произвол над простыми людьми.





Почему в двухвековой борьбе со степьюпобеждала Русь, а в последнее время онастала терпеть поражения?3. Сказания и былины. «Слова о полку Игореве»В основу «Слова...» положены события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 года. Но не описание этого похода является цельюавтора, оно служит ему лишь поводом дляразмышления о судьбах Русской земли. Сквозь канву поэтического изложенияявственно проступают очень важные длясвоего времени вопросы: почему князь Игорь потерпел поражение?



Автор ставит князьям в пример Владимира Святого,Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, прикоторых Русь была единым государством ипобеждала своих врагов.Автор четко и прямо называет главнуюпричину страданий русского народа: «Из-за усобиц ведь началось насилие от землиПоловецкой!» Он страстно и проникновенно призываетрусских князей прекратить распри: «Не вздымайте более стягов своих, вложите вножны мечи свои затупившиеся, ибо потерялиуже дедовскую славу».



Большое количество церквей было возведено не только в Новгороде, но и в других городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге.4. Зодчество. Ведущая роль принадлежалановгородско-псковским иВладимиросуздальскимхудожественным школам.Строительство на Русской земле теперь вели русские мастера. Каменное зодчество в утратило свою былую монументальностьХрамы стали строить небольшими и одноглавыми



В древнем городе Ладоге на севере Новгородской республики была построена церковь Святого ГеоргияВ XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник — церковь Спаса на Нередице.


Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведен Успенский собор. Место для храма выбрали на редкость удачно — на крутом берегу Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени — 32 метра.


При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры — неповторимый по своей утонченности храм Покрова на Нерли. Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына. Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня».
Золотые ворота во Владимире были построены в 1164 году, к сожалению, до наших дней  золотые ворота сохранились не полностью
В конце XII века при Всеволоде Большое Гнездо недалеко от Успенского собора построили одноглавый Дмитриевский собор. Стены собора украсили каменной резьбой. Более чем 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ, невиданных растений, а также орнамент вырезали на камне талантливые русские мастера. А так как скульптура не получила большого распространения в древнерусском искусстве (очень уж она напоминала языческих идолов), то рельефы Дмитриевского собора являются уникальными
5. Живопись. носила в основном религиозный характер. чаще стали присутствовать бытовые сюжетыСквозь строгую византийскую академичность проглядывали живые черты народного искусства. преобладали яркие краски — красная, зеленая, синяяВ лицах святых было меньше строгости и аскетизма, они приобретали характерные славянские черты. на иконах святые иногда очень походили на князей-заказчиков




Восстанавливать утраченные ценности было очень трудно: повсюду сказывался не только недостаток средств, но, самое главное, подготовленных людей.6. Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Взлет русской культуры был прерван нашествием Батыя и установившимся затем ордынским владычеством. В развалинах лежали церкви и монастыри.Погибли иконы, церковная утварь. Лучшие мастера были истреблены или уведены в рабство. Многие виды ремесла были забыты. Надолго прекратилось каменное строительство, Было утрачено искусство резьбы по белому камнюПриостановилось развитие фресковой живописи. Во время нашествия погибло огромное количество книгИсчезли библиотеки и школы. Почти полностью прервалось летописание.

Приложенные файлы


Добавить комментарий