Образ Фамусова в комедии Грибоедова горе от ума


Образ Фамусова в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Презентация. Слайд 1)
Цель: создать у учащихся представление о Фамусове как о живом человеке, а не как о каком-то отвлеченном образе.
Задачи: анализируя текст комедии, выявить
- моральный облик Фамусова;
- его отношение к крепостному праву;
- определить значение речи в создании характера персонажа;
- убедиться в типичности образа.
Оборудование: компьютер, телевизор, фрагменты видеофильма «Горе от ума», презентация Microsoft Office Power Point «Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
План урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Проверка домашнего задания. Мини – исследование.
4. Сообщение новой темы.
5. Знакомство с новой темой:
а) знакомство с планом работы над образом; беседа по вопросам с привлечением текста;
в) просмотр видеофрагмента;
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент.
Готовность к уроку: текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», тетрадь с подобранным дома цитатным материалом.
Постановка цели и задач урока.
Итак, в процессе чтения комедии Грибоедова «Горе от ума» мы пришли к выводу о том, что идейный смысл её заключается в противопоставлении двух общественных лагерей и этим определяется система действующих лиц. Поэтому задачей дальнейшей работы над текстом будет изучение образов комедии в данной системе. В этом вам помогут современные компьютерные технологии и текст комедии.
Предлагаю вначале познакомиться с планом работы над образом ( Слайд 2):
1.Первое появление Фамусова на сцене.
2.Фамусов-барин-крепостник.
3.Речевая характеристика Фамусова и её значение в создании Грибоедовым правдивого многогранного образа.
4.Типичность образа Фамусова.
Перепишите план в свои тетради.
Проверка домашнего задания.
Учитель:
- Грибоедов начинает «лепить» образ Фамусова, приоткрывая перед зрителем его нравственное, моральное лицо. Дома вы должны были перечитать первые сцены действия и провести мини-исследование на тему: «Фамусов, поучая свою дочь, хвастается: «Монашеским известен поведеньем!» Так ли это?
Ответы (примерные) учащихся:
Нет, не так.
Во-первых, Фамусов снисходительно по-барски заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой, несмотря на то, что он пожилой человек, важный барин. В этой сцене Фамусов не только не приятен, но и смешон, когда, услышав из соседней комнаты голос Софьи, трусливо крадётся из комнаты на цыпочках;
во-вторых, в знаменитом монологе 2-ого действия «Петрушка, вечно ты с обновкой…» он говорит:
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчёту
По моему: должна родить…
Эти слова ещё раз подтверждают наше представление о моральном облике Фамусова.
Просмотр видеоролика( Д.I, явл.1-2) (Слайд 3)
Беседа по вопросам, работа с текстом:
Учитель:
- Откуда же у Фамусова самоуверенность и важность? Свои ответы подтвердите текстом.
Ответы учащихся:
- Фамусов принадлежит к знатным и богатым дворянам. Его дядя, Максим Петрович, играл немалую роль при дворе Екатерины. Фамусов одного круга с московскими « тузами»: Максимом Петровичем и самим Фомой Фомичём. Его «домашние» друзья- князья Тугоуховские, княгини Хрюмины, преуспевающий «не нынче- завтра генерал» Скалозуб.
- Фамусов гордится своей принадлежностью к обществу московских дворян, известных хлебосольством, гостеприимством, жизнью на широкую ногу. Он поклонник старины, её обычаев, дворянских традиций и уклада жизни. С благоговением говорит он о прежних временах и нравах высшего дворянства при Екатерине .- Давайте прослушаем монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера», из которого видно, как Фамусов, считая себя патриотом, расхваливает Москву и её дворянские традиции. ( Слайд 4)
- За что же Фамусов хвалит Москву? Найдите ответ в тексте.
-Что больше всего восхищает Фамусова и можно ли разделять с ним это восхищение?
- Фамусов - типичный барин-крепостник. Обладать и распоряжаться по своему усмотрению крепостными крестьянами представляется ему законным, справедливым. Жизнь за счёт труда крестьян для него естественна; крепостные порядки должны быть, по его мнению, незыблемыми.
- Он не видит чувства человеческого достоинства в своих крепостных слугах, угрожает им расправой, хотя они ни в чём не виноваты (14 явление 4д.) В обращении с ними он груб и резок, говорит недовольным тоном рассерженного барина, ругает их «ослами», «чурбанами», называет Петрушками ,Фильками, Фомками, не считаясь ни с возрастом, ни с достоинством человека.
- Будучи помещиком, Фамусов, однако, живет не в деревне, в имении, а в Москве и занимает видную должность по службе. Чем же является для него служба? Выполнением гражданского долга?
- Нет, служба для него - только средство получения наград, чинов, денег. Дела по службе он передоверил Молчалину – секретарю, проживающему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях.
Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Как типичного бюрократа, Фамусова не интересует содержание бумаг, он смертельно боится только одного: «чтоб множество не накоплялось их». Хвастаясь своим обычаем, он говорит:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Учитель: Эти слова, благодаря своей меткости, стали крылатым выражением; его используют, когда говорят о бюрократах.
- Фамусов окружил себя на службе родственниками. Он с гордостью говорит:
При мне служащие чужие очень редки;
Всё больше сестрины, свояченицы детки.(Д.II, явл.5)
Так и самому Фамусову удобно, и родным выгодно. Он говорит Скалозубу:
Как станешь представлять к крестишку ли,
к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку! (Д.II,явл.5)
- Самое важное для Фамусова как чиновника – это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким путём выслужиться.
- Каков же у Фамусова идеал человека?
- Идеалом для него является Максим Петрович – вельможа екатерининского времени. В те времена, по выражению Чацкого, «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным барином, ел на золоте, «езжал – то вечно цугом»; «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Именно таким путём он приобрёл вес, «выводил в чины» и «пенсии давал» при дворе Екатерины II. (Д.II, явл.2)
- Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем:
Покойный был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат и на богатой был женат… (Д.II, явл. 1)
-Таким людям Фамусов стремится подражать, их способы получения чинов и денег он считает самыми верными.
-Фамусов говорит Софье, что он целый день мечется «как словно угорелый, по должности, по службе хлопотня», однако уже по тому, что он вносит себе на память в календарь, можно заключить: не служебные дела занимают его время; есть верные люди, которые выправят все бумаги, а он их только подпишет. Но в таком случае чем же занят Фамусов?
- Об этом он сам говорит в знаменитом монологе, которым начинается II действие комедии:
К Прасковье Фёдоровне в дом
Во вторник зван я на форели…
…Ешь три часа, а в три дни не сварится!..
…В четверг, одно уж к одному,
А может, в пятницу, а может, и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
- Фамусов и сам по – московски гостеприимен, охотно принимает гостей, любит поиграть в карты и посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие, говорит, что первый догадался о его сумасшествии, что Чацкий унаследовал от матери, якобы сходившей с ума восемь раз, странности характера, но основной причиной сумасшествия Чацкого он считает учение.
Просвещение для него – это опасность, угрожающая привычным устоям жизни. Фамусов говорит с ненавистью:
Ученье – вот чума, учёность – вот причина,
Что нынче пуще, чем всегда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений,-
и заканчивает свою мысль категорическим требованием:
…нет! уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь. ( Д. III, явл.21)
Узнав от Лизы, что Софья якобы целую ночь читала по – французски, Фамусов говорит:
Скажи – ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтеньи прок – от не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится. (Д. I, явл.2)
- Как же следует, по мнению Фамусова, воспитывать молодёжь?
- Фамусов подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами – гувернёрами. Он добродушно ворчит:
А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!(Д.I, явл. 4)
Однако он и сам следует моде:
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать. (Д. I, явл.4)
- Учителей, которых приглашали для обучения детей, Фамусов называет « побродягами». Он считает, что дело не в учителях и « не в мадаме сила», - детей нужно воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя» - говорит он Чацкому, а дочери внушает:
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца. (Д. I, явл.4)
- Фамусов самодоволен до крайности. Он не только не видит в своём ничего плохого, но, наоборот, считает себя и таких людей, как Максим Петрович и Кузьма Петрович, примером для всех, образцом для подражания и любит всех поучать.
-Он ненавидит и боится молодых людей, которые стремятся к просвещению, науке, искусству, хотят « служить делу а не лицам». Это, например, двоюродный брат Скалозуба, который, по его словам,
…набрался каких – то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать. (Д.II, явл. 5)
- Чацкого он с возмущением называет «карбонари», « опасным человеком», с раздражением кричит: « Он вольность хочет проповедать!», « Да он властей не признаёт!», «Тебя уж упекут под суд!», «Не слушаю, под суд!» По его мнению, таких людей нельзя допускать « на выстрел подъезжать к столицам» (Д.II, явл. 2,3)
-Обратим внимание на тон речи Фамусова в разговоре с Чацким и Скалозубом.
- Во втором действии комедии Фамусов в разговоре с Чацким от поучительного тона быстро переходит к раздражённым выкрикам разгневанного барина, не считающего нужным сдерживать себя с человеком, у которого всего 400 душ крепостных. Иначе он разговаривает со Скалозубом: у него появляются вкрадчивые манеры и льстивый тон, в словах ласкательные суффиксы ( «отдушничек», « в петличке орденок»), он даже начинает добавлять услужливое «с», называет его «дорогим», не знает ,куда его посадить, торопится с ним породниться,
- Яркий колорит речи Фамусова, её многотональность играет большую роль в создании его многогранного, живого образа.
Будучи типичным московским барином, Фамусов часто употребляет в своей речи простонародные выражения: «прок – от», «испужал», «зелье», «чай», «откудова», «давиче», «мочи нет» и др.
-Фамусов умеет сказать меткое слово, не лишён остроумия, находчив. Когда Чацкий на вопрос Фамусова, не хочет ли он жениться, отвечает тоже вопросом: «А вам на что?», Фамусов находчиво и не без иронии говорит:
Меня не худо бы спроситься,Ведь я ей несколько сродни;По крайней мере, искониОтцом недаром называли. (Д.II, явл. 2)
Вывод: Так через речевую характеристику Фамусова автор достигает исключительной жизненности, индивидуальной особенности образа этого московского барина.
Итог урока. Грибоедов создал более многогранные образы, нежели его предшественник Фонвизин. Его Фамусов не только заядлый крепостник, бюрократ и враг просвещения, но и гостеприимный хозяин, и сообразительный, подчас остроумный, умеющий убеждённо отстаивать свои взгляды человек.
Фамусов воплощает в себе черты, присущие многим московским дворянам того времени, и индивидуальные, свойственные только ему. Это – то и придаёт образу жизненность и правдивость. Слайд 5
Домашнее задание.
I группа - Фамусов и Скалозуб (сравнительная характеристика), оформить в виде таблицы;
II группа - доклад «Образ Алексея Степановича Молчалина»; прочитать статью учебника (стр.153-154)
III группа – выписать в тетрадь наблюдения над образом Софьи известных критиков; прочитать статью учебника (стр.155-156) Слайд 6

Приложенные файлы


Добавить комментарий