Рабочая программа ДХШ по предмету Скульптура

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская художественная школа»









Скульптура
Учебная программа
отделения «Изобразительное искусство»
с 1класс ДХШ
(уровень реализации полного курса - 4 года)

























Мегион 2012

СКУЛЬПТУРА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Скульптура - вид искусства, в основе которого лежит профессиональное мышление, поэтому предмет «Скульптура» должен способствовать развитию у учащихся трёхмерного восприятия объёмной формы
формы и умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство.
Данная программа составлена на основе переиздания Министерской программы «Скульптура» 1982 года, переработанной Республиканским методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры совместно с автором программы преподавателем Е.С. Кузнецовой. Занятия по данному предмету, в основном, практические. Небольшая теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в первом классе, и кратких бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет учащимся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы должны сопровождаться показом иллюстративного материала: гипсовых слепков, репродукций, кинофильмов и т. д. Рекомендуется также проводить экскурсии в музеи, на выставки, устраивать тематические показы или выставки репродукций в мастерской.
В процессе обучения необходимо уделять постоянное внимание межпредметным связям (см. тематические планы программ „Рисунок", „Живопись", „Композиция" для детских художественных школ).

Краткие методические указания

Занятия скульптурой должны начинаться с ознакомления учащихся со скульптурной мастерской, в которой им предстоит заниматься, с ее оборудованием, рабочим местом, инструментом, правилами приготовления и хранения материала (глины, пластилина).
На первом занятии преподаватель дает несложное задание на свободную тему и по результатам его выполнения выясняет степень подготовленности учеников, их видение и понимание объема. Затем рекомендуется провести беседу о скульптуре как об одном из видов изобразительного искусства. Нужно коротко рассказать об ее видах: рельефе, круглой скульптуре (в том числе о скульптуре малых форм), о материалах, в которых работает скульптор. На примере только что выполненных ученических работ преподаватель дает учащимся начальное представление о массе, объеме, о взаимосвязи фигур в КОМПОЗИЦИИ.
Работа над заданием в круглой скульптуре начинается с установки станка, имеющего вращающуюся верхнюю доску. Станок необходимо установить так, чтобы работа находилась на уровне глаз учащегося.
В ходе урока педагог должен учитывать (особенно в 1-2 классах) индивидуальный ритм работы каждого ученика, его работоспособность, степень подготовленности.
Каждое задание должно быть направлено на развитие у учащихся остроты восприятия натуры, координации зрительного аппарата и рук, помогать дисциплинировать внимание, учить выявлять свои ошибки. Ученик обязательно должен время от времени сравнивать натуру со своей работой, отходя на некоторое расстояние от станка (следует напоминать об этом в течение всего периода обучения).
С самого начала занятий педагогу нужно стремиться к тому, чтобы ученики усвоили основные положения работы со скульптурой и необходимые навыки техники исполнения - такие, как лепка из целого куска, умение работать обеими руками, круговой обзор, проверочный отход от выполняемой работы и правильная последовательность ее выполнения - от общего к частному, то есть от общей формы к постепенной конкретизации, детализации изображаемого, и в завершающем периоде работы - от частного к общему (обобщение},
Основой обучения является работа с натуры. Для этого рекомендуется использовать овощи, фрукты, так как они очень разнообразны по форме и интересны по пластике. По мере приобретения учащимися необходимых навыков техники исполнения задачи усложняются, и требования к учащимся возрастают. В дальнейшем объектами учебных заданий могут служить предметы быта, близкие по форме геометрическим телам, рельефные гипсовые орнаменты, птицы, животные и сам человек.
Постановки выполняются как в круглой скульптуре, так и в рельефе. Параллельно делаются наброски с натуры. С первых уроков, преподавателю необходимо обратить внимание учащихся на соблюдение заданного размера работы и пропорций натуры. В тех случаях, это возможно, этюд следует выполнять в натуральную величину.
После натурных постановок предлагаются задания по композиции, на заданную тему. Преподаватель разъясняет учащимся, что работе над композицией: предшествуют поиски темы, сюжета, которые могут быть взяты из жизненных наблюдений или литературных источников, после чего следует подготовительный этап: зарисовки по представлению, с натуры, выполнение эскизов (на бумаге и в материале), из которых только те, что пластически наиболее интересно раскрывают идею, могут стать основой композиции. Такой подход к композиции делает задания увлекательными и дает возможность ученику полнее раскрыться в своем творчестве. Желательно, чтобы этот метод работы вошел в систему творческой работы учащегося. В 1 классе дети работают без каркаса, создавая цельные, в едином куске композиции.
По ходу работы необходимо своевременно объяснить учащимся, что композиция в круглой скульптуре предполагает не одну точку зрения, она должна быть рассчитана на круговой обзор, что скульптуре свойственны точное соотношение объемов, равновесие масс, движение в пространстве, выразительность силуэта, игра света и тени, цельность композиции. Эти свойства скульптуры должны определять требования к работе в течение всего периода обучения.
Задача педагога - направлять творческую мысль учащегося, бережно сохраняя то, что предложил сам ребенок, и, добиваясь при этом, чтобы работа была грамотно построенной и выразительной. В 12 классах темы для композиции должны быть особенно занимательными, так как без заинтересованности, увлеченности дети не смогут найти удачных композиционных решений.
Очень содержательно и интересно проходит работа над композициями по сказкам А. С. Пушкина, Г. X. Андерсена, народным сказкам. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский в воспитании детей особое место отводил сказке. Он подчеркивал, что она неотделима от красоты, что благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
Дети хорошо чувствуют характеры персонажей, так как давно знакомы с миром сказок. Поэтому они не просто расставляют фигурки на плоскости, а делают их действующими лицами, которые как бы живут и двигаются в пространстве в различных ситуациях, связанные разными взаимоотношениями.
Не менее плодотворно проходит работа над композицией на тему „Цирк".Перед учащимися ставится задача показать то, что больше всего поразило их в цирке. Композиция должна нести то живое впечатление, которое осталось у ребенка от увиденного. Композиционные решения на данную тему очень разнообразны. Часто, это животные, с которыми работают на арене артисты цирка (например; животные, выполняющие какие-либо трюки, танцующие собачки, лошади и т. д.). Но это всегда действие, всегда движение.
С первого класса учащиеся должны знать, что законченность работы - это ее выразительность при правильном построении и выполнении задачи, поставленной педагогом.
На первом году обучения, выполняя копию несложного гипсового орнамента, учащиеся получают начальное представление о рельефе. Работа над этюдом в рельефе начинается с установки специального станка для лепки барельефа, приготовления доски, которая покрывается слоем пластилина, служащий фоном рельефа. Затем на выровненную поверхность учащийся наносит контурный рисунок модели, стараясь передать особенности постановки, пропорции, движение. Исполнив контурный рисунок на фоне, учащийся при ступает к прокладке и лепке рельефа. Высоту его устанавливает преподаватель с учетом особенностей данной постановки, кроме тех случаев, когда копируется орнамент, и, следовательно, высота рельефа задается натурой. После выполнения рельефа гипсового орнамента, определения его основных соотношений и пропорций. Учащийся приступает к работе над натюрмортом. Детальной и конкретной проработке, передавая индивидуальные особенности каждого предмета, сохраняя правильные пропорции.
Уже на первом году обучения учащиеся начинают лепить фигуру человека, сидящего в несложной позе. Главное в этой работе уловить и обобщенно передать характер и движение объема в пространстве.
На втором году обучения значительно усложняются, задачи натурных постановок. Продолжается работа над орнаментом, натурой, ставятся натюрморты; композиция создается на основе пройденного материала. Дается понятие о каркасе, объединяется его значение в скульптуре. Здесь педагогу важно обратить внимание учащихся на то, что каркас должен строиться прочно и обдуманно, и уже в нём необходимо представить себе будущую работу: почувствовать ее движение, пропорции, соотношение объемов в пространстве.
Приобретение навыков в изготовлении каркаса начинается с установки металлического крюка, рассчитанного на вес выполняемого скульптурного этюда. После установки крюка учащийся изготавливает железный проволочный каркас из отдельных прочно скрепленных частей. При изготовлении каркаса для лепки фигуры учитываются особенности данной постановки и движение модели. Изготавливая каркас для лепки головы, необходимо на основу прикрепить деревянные крестики на проволоке.
После изготовления каркаса приступают к прокладке этюда в глине или пластилине. Работая над его основными частями, необходимо одновременно добиваться предельно точного изображения натуры и целостности этюда.
На третьем и четвертом годах обучения учащиеся продолжают работу над копированием классических орнаментов, добиваясь выразительности и возможно большей верности оригиналу, продолжают работу с натуры по темам „Животное", „Человек", в которой большое внимание уделяется передаче характера и состояния модели, проработке формы; выполняют задания по композиции.
На четвертом году обучения много времени отводится работе с натуры (этюды: „Розетка", фигура человека в движении и гипсовая античная голова). Продолжается работа по представлению, созданию композиции. Закрепляются начальные профессиональные навыки работы в скульптуре - как в объемной, так и в рельефе.
Некоторые задания могут выполняться в керамической глине с последующим обжигом.
Домашние задания, выполняемые учащимися, контролируются учителем с последующим обсуждением их со всей группой. Содержание домашних заданий согласовывается с классными занятиями по скульптуре. В качестве домашних заданий можно дать лепку несложного натюрморта, наброски животных, человека. Домашние задания выполняются, в основном, в пластилине, в небольшом размере (10-,15см.).
В 4 классе в течение всего учебного года внеклассным заданием является работа над эскизами итоговой композиции.
Учитель отбирает и сохраняет лучшие работы каждого ученика на протяжении всего периода обучения. В течение учебного года рекомендуется проводить коллективное обсуждение выполняемых учащимися заданий. В течение учебного года рекомендуется также организовывать тематические, а в конце года отчетные выставки ученических работ. При этом лучшие работы должны быть отобраны в методический фонд школы или сфотографированы.
Предлагаемый в программе тематический план является примерным. В него могут, быть внесены те или иные изменения, целесообразность которых диктуется специфическими условиями работы. Эти изменения должны быть обсуждены на педсовете и утверждены заместителем директора детской художественной школы по учебной работе или директором. -

Примерный тематический план

№ заданий
Наименование заданий
Количество часов

1
1 класс

Вводная беседа и задание на свободную тему (знакомство с групой)

2

2
Лепка рельефа из цветного пластилина
4

3
Корнепластика
4

4
Натюрморт из простых предметов быта, овощей,фруктов, близким по форме к геометрическим телам
8

5
Этюд «Животное» (работа с натуры в классе)
6

6
Этюд «Птица» (работа с натуры в классе)
6

7
Наброски с натуры сидящего человека
2

8
°Двухфигурная композиция по представлению, наблюдению: «Дети и животные»
8

9
Работа в рельефе на свободную тему.
8

10
Лепка простого орнамента «Цветок лотоса»
6

11
Декоративное панно
6

12
Северная фантазия
4

13
Композиция на тему сказки А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена или народных сказок (двух-трёхфигурная композиция)
8


Итого
72





Содержание предмета

1 класс

Раздел программы по скульптуре для 1 класса предусматривает освоение следующих задач:
первоначальные сведения о пластических материалах глине и пластилине);
развитие наблюдательности и зрительной памяти;
развитие творческого воображения;
изучение основных принципов построения композиции;
приобретение первоначальных профессиональных навыков работы (лепка из целого куска обеими руками, круговой обзор, отход от работы)
приобретение обязательного в процессе работы навыка отхода от станка – для осуществления сравнения выполняемого задания с натурой или для его кругового обзора.
Воспитание у детей понимания материала и любви к нему.


Вводная беседа и задание на свободную тему
(знакомство с группой)

1 урок. Рассказ о скульптуре с использованием иллюстративного материала: её видах, жанрах, материалах, об оборудовании мастерской.
Задание№ 1 Лепка на свободную тему.
Обсуждение выполненных работ. При соответствующих условиях на примере этих же работ можно дать первое понятие о массе, объёме, а взаимосвязи фигур в композиции.
Материал: пластилин. Высота 10-15 см.
Задача: знакомство учащихся с мастерской , а учителя – с группой. Дать учащимся первоначальные сведения о скульптуре. Выявить степень подготовленности учащихся.

Задание №2 Лепка рельефа из цветного пластилина.
Работа попредставлению.
1 урок. Подготовка основы, выбор цвета и композиции. Выбор персонажа, его характера и настроения. Декорирование.
Материал: Цветной пластилин,картон. Размер: 15х20.
Задача: Развитие творческой фантазии и воображения. Вызвать интерес. Сформировать понятие декоративности композиции в скульптуре.




Задание №3 Корнепластика.
1 урок. Беседа о корнепластике, показ работ из метод.фонда или наиболее интересных работ предыдущих классов. Подбор необходимого природного материала.Поиск образа.
2 урок. Работа с материалом. Воплощение образа можно из цельной коряги, так и из нескольких. Придать устойчивость работе.
Материал: коряги необычных форм, древесные грибы, веточки, шишки и т.п. Размер: по выбору учащегося и в зависимости от размера материала.
Задача: Развивать фантазию, образное видение, анализировать формы. Научить правильно обращаться с инструментами.Вырабатывать аккуратность, серьёзный подход к работе.


Задание №4 Натюрморт из простых предметов быта, овощей, фруктов, близким по форме к геометрическим телам.
Объект постановки: предметы быта (крынка, кувшин, яблоко и т.д.)
Для постановки используются два предмета (по выбору учителя).
Постановка может быть оживлена добавлением небольшой веточки какого-либо растения с минимальным числом листиков или гроздью ягод.
На группу в 15 человек даются две постановки.
1-2 уроки. Компоновка на общем плинте двух предметов. Работа сначала в общих массах (внимание на правильность их весовых соотношений). Проведение в процессе работы измерений.
3-4 уроки. Продолжение работы над постановкой с целью достижения выразительности. Детальная проработка формы, точность пропорций и выявление специфических особенностей модели.
Материал: пластилин. Размер: натуральная величина.
Задача: дать понятие о взаимосвязи фигур в композиции. Обучать правильной лепке форм предметов, использованию знаний, полученных на первых занятиях, т.е. приёмам передачи масс объёма, пропорций, характерных особенностей предметов. Дать понять о круговом обзоре скульптуры (любую объёмную работу в процессе её создания необходимо смотреть со всех сторон, лепить обеими руками).

Задание №5 Этюд «Животное» (работа с натуры в классе).
Объект постановки: чучело животного (белка, кролик и т.п.)
1 урок. Наблюдение животного, его характерных особенностей, движения. Выбор движения для работы. Набор массы.
2 урок. Распределение в пространстве основных объёмов и масс, определение их соотношений. Передача характерных особенностей животного.
3 урок. Проработка деталей и завершение работы.
Материал: глина, пластилин. Размер не более 20 см.
Задача: развивать остроту видения – умение выявлять и передавать особенности строения, характера животного, соотношения объёмов фигуры. Заострять внимание на конструкции животного.

Задание №6 Этюд «Птица» (работа с натуры в классе).
Объект постановки: чучело птицы (тетерев, сова, голубь и т.п.)
1 урок. Наблюдение птицы, её характерных особенностей, движения. Выбор движения для работы. Набор массы.
2 урок. Распределение в пространстве основных объёмов и масс, определение их соотношений. Передача характерных особенностейптицы.
3 урок. Проработка деталей и завершение работы.
Материал: глина, пластилин. Размер не более 20 см.
Задача: развивать остроту видения – умение выявлять и передавать особенности строения, характера птицы, соотношения объёмов. Заострять внимание на конструкции птицы.

Задание №7 Наброски с натуры сидящего человека.(одетого) в двух позах.
Объект постановки: в течение двух уроков учащиеся делают наброски с натурщиков или с друг друга. Позы несложные, сидя.
Материал: бумага, мягкий материал, графит.
Задача: наблюдение модели: знакомство с пропорциями человеческой фигуры. Учить передавать в наброске движение, пропорции фигуры. Обратить внимание на выразительность силуэта, позы, возрастные особенности.

Задание №8 Двухфигурная композиция по представлению, наблюдению: «Дети и животные».
Работа по представлению, памяти и представлению.
1-2 уроки. Беседа о взаимосвязи фигур в композиции, о соотношении и смысловой нагрузке масс и объёмов, игры света и тени, выразительности силуэта, о цельности композиции. Беседа иллюстрируется репродукциями и материалами из методического фонда. Лепка основных объёмов. Выявление их взаимосвязи, характерных особенностей построения изображаемого. Набор массы.
3-4 уроки. Передача пластики объёмов, их пропорций, движения ритма композиции при круговом обзоре.
Материал: скульптурный пластилин. Высота 15-20 см.
Задача: передать взаимосвязь фигур, отношений, настроений, характерных особенностей. Обратить внимание на цельность композиции, выразительность силуэта круговой обзор.







Задание №9 Работа в рельефе на свободную тему.
Работа по представлению.
1 урок. Повторение понятия рельеф и его видов. Определение темы. Поиск композиции. Подготовка плинта.
2-3 урок. Набор массы. Работа над передачей характера, формы, выразительности движения; уточнение взаимосвязи фигур и предметов, выявление настроения; проработка деталей.
4 урок. Детализация. Завершение работы.
Материал: Скульптурный пластилин. Размер: 18х18



Задание №10 Лепка простого орнамента «Цветок лотоса».
Объект постановки: гипсовый слепок растительного орнамента «Цветок лотоса».
1 урок. Набивка пластилина на фанеру или картона и выравнивание фона. Нанесение на фон возможно более точного рисунка, передача пропорций и характер модели.
2 урок. Набор массы по рисунку формы в полном её объёме с соблюдением симметрии и движения форм.
3 урок. Работа над уточнением размеров, формы и объёма. Завершение работы.
Материал: скульптурный пластилин. Размер: по выбору преподавателя.
Задача: объяснить основные принципы построения рельефа. Дать понятие о симметрии. Изучать растительные формы и движения. Обратить внимание на пластическое решение рельефа. Напоминать об обязательном отходе от работы с целью постоянной проверки и сравнения с натурой.


Задание №11 Декоративное панно.
Работа по представлению из пласта.
1 урок. Беседа о новом материале и его свойствах. Показ работ из глины.
Поиск персонажа, эскиз.
2 урок. Раскатываем один пласт для основы, второй для персонажа.
Вырезаем детали, соединяем с основой.
3 урок. Декорирование. Завершение работы.
Материал: глина. Размер: по усмотрению педагога.
Задача: Познакомить с новым материалом. Научить правильно работать и
обращаться с глиной. Уметь использовать приёмы декорирования.


Задание №12 Северная фантазия.
Работа по представлению.
1 урок. Беседа о нашем крае и лесных обитателях. О его коренных жителях, их мифологии и быте. Поиск композиции на эту тему.Работа может быть выполнена как в рельефе, так и в объёме. Набор массы.
2 урок. Работа над передачей характера, формы, выразительности движения; уточнение взаимосвязи фигур и предметов, проработка деталей. Завершение работы.
Материал: глина, пластика. Размер: по выбору учащегося, согласуя с педагогом.
Задача: Расширить знания о нашем крае и уметь создать художественный образ, по своим впечатлениям от увиденного и услышанного, в материале. Развивать воображение и творческую фантазию.


Задание №13 Композиция на тему сказки А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена
или народных сказок (двух-трёхфигурная композиция).

1 урок. Выбор сюжета. Эскиз композиции. Лепка основных объёмов выбранной композиции с учётом кругового обзора. Выявление движения и взаимосвязи фигур.
2-3 уроки. Работа над передачей характера, формы, выразительности движения; уточнение взаимосвязи фигур и предметов, выявление настроения; проработка деталей.
4 урок. Детализация. Завершение работы. Проверка работы (оценка самим учащимся художественных качеств скульптуры), её обобщение.
Материал: скульптурный пластилин. Размер: по выбору учащихся и согласовано с преподавателем.
Задача: используя в композиции не более двух-трёх фигур (включая птиц, животных, человека, различного вида предметы), стремиться к выразительности композиционного решения.

Задание№29 Этюд животного (стилизация)
1 урок. Беседа о стилизации. Выбор животного, сего стилизация. Если необходим каркас, то его изготовление и выявление в нём движения.
2 урок. Прокладка объема, передача характерного движения, строения и пропорций модели.
3 урок. Уточнение пропорций. Проработка деталей, передача фактуры. Завершение работы. Материал: пластилин. Размер: 12-17 см.
Задача: создать стилизованный образ животного, по выбору. Стремиться к выразительности движения, точности передачи пропорций. Самостоятельно построить каркас, добиться его трехмерности.


Задание№30 Композиция в объёме на историческую тему (не более трёх фигур)
Более конкретно тема композиции может быть сформулирована
учителем (например, „Куликовская битва", «Восстание декабристов» ит.д.).
урок. Беседа об особенностях выразительных средств в зависимости от вида скульптуры (малых форм, станковой, монументальной).
урок. Прокладка композиции в заданном размере. Распре деление основных масс в пространстве, их взаимосвязь, круговой обзор.
3 урок. Уточнение ритмического строя и силуэта композиции; движения, пропорций.
4 урок. Работа над образным строем композиции. Отбор и уточнение деталей. Достижение пластической цельности работы. Материал: глина, пластилин. Высота: 25-30 см. Задача: развить у учащихся умение выбирать в большой теме конкретный сюжет, использовать вспомогательный документальный материал. Передать в работе характер события, эпохи, пластически организовать объемно-пространственную композицию. Цельность и образная выразительность средств композиции; соответствие выразительных средств теме композиции и виду скульптуры.



Перечень учебно-методического обеспечения.

Скульптурные станки;
Пластилин, глина;
Стеки; петли и т.п.
Доска, мел, ветошь;
Стулья, натурные столики;
Работы из методического фонда;
Лучшие работы, предыдущих классов;
Иллюстрации работ известных скульпторов.

Список литературы.

И. М. Чайков Лепка и формовка скульптуры. М. 1953.
Г. Федотов Глина и керамика. М. 2004.
Г. Федотов Глина. М.1997.
О. Воронова Искусство скульптуры. М.1981.
В. Кард Сказки из пластилина. С-Пб. 1997.
Б. Рейд Обыкновенный пластилин. М. 1998.










































 "$z|¦КтЩ "$vx
·
·
·
·
·
·
·15

Приложенные файлы


Добавить комментарий