Рп Словесность 7 кл


Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу составлена на основе авторской программы под редакцией Р.И.Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы» (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е.И.Харитонова. – М.: Дрофа, 2010.) к учебному пособию «Русская словесность. 8 класс» (Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: учебное пособие / Р.И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2009).Программа рассчитана на 35часов (1 час в неделю).
Курс рассчитан на более углублённое изучение уже знакомых учащимся тем, что требует необходимости систематизировать весь материал по той или иной теме.
Цель данного курса заключается в том, чтобы повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету.
Основные задачи курса:
выработать навыки работы с текстами для изложений;
научить учащихся простым способам написания сочинений;
научить оценивать свою работу по предложенным критериям;
повторить орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические нормы современного литературного языка;
отработать практические навыки употребления слов, предложений.
Важно воспринимать язык не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.
Форма организации работы учащихся в рамках данного курса - практические знания, на которых девятиклассники повторяют и практически применяют свои знания, а также тренируются в выполнении разных тестов. Кроме того, предусмотрены практикумы творческого плана: интерпретация и рецензирование научного и публицистического текстов, что должно стать надёжной основной речевой и коммуникативной компетентности ученика. Важно организовать исследовательскую и проектную деятельность обучающихся. Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
Подзаголовок «От слова к словесности» свидетельствует о том пути, которым учащиеся идут в освоении учебного предмета: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, а затем — произведение как результат употребления языка. Поэтому сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком — к смыслу, идее произведения словесности.
Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практически направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи тестов, комплексного анализа текста, составления собственных художественных текстов малых жанров, сочинений.
Требования к умениям и навыкам учащихся за курс 7 класса
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
- умение работать со словарями различного типа, определять темы и основную мысль текста,
- применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;
- использование языковых средств для устного высказывания с использованием диалога;
- создание устного монолога в научном стиле;
- понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении;
- умение различать роды словесности;
- понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой;
- использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве;
написание сочинений на заданную тему;
Учебно-тематический план
№ урока Раздел программы Тема урока Дата
1 Слово и словесность 3 часа Язык и слово. Значение языка в жизни человека. 2 Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка. 3 Русская словесность , ее происхождение и развитие. 4 Разновидности употребления языка
3 часа Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка. Использование языка в жизни и литературе. 5 Литературный язык. 6 Язык художественной литературы. 7 Формы словесного выражения 3 часа Устная и письменная форма словесного выражения. Диалог и монолог в художественных видах письменности. 8 Изображение разговорного языка в художественном произведении. 9 Стихотворная и прозаическая форма словесного выражения. Сочинение Стилистическая окраска слова. 4 часа 10 Cтилистические возможности лексики и фразеологии. 11 Стилистические возможности грамматики. 12 Стилизация как воспроизведение чужого стиля. 13 Пародия – воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния. Анализ текста 14 Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности 1 час Три рода словесности: эпос, лирика, драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. 15 Устная народная словесность, ее виды и жанры. 3 часа Эпические виды народной словесности: сказка, быль, легенда, пословицы, песня, былина, анекдот.16 Лирические виды народной словесности: песня, частушка. сочинение 17 Драматические виды народной словесности : народная драма, театр Петрушки. 18 Духовная литература, ее жанры. 3 часа Библия, ее уникальность. 19 Жанры библейских книг: историческая повесть, житие,притча, молитва, проповедь…
20 Своеобразие стиля Библии. Использование библейских мотивов и стиля в худ.лит.
21 Эпические произведения, их виды. 6 часов Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман. 22 Литературный герой в рассказе и повести. 23 Языковые средства описания характера: портрет. Пейзаж, интерьер. Сочинение- Характеристика героя. 24 Сюжет. Этапы сюжета. 25 Композиция рассказа и повести. 26 Автор и рассказчик в худ. Произведении. 27 Лирические произведения их виды. 4 часа Виды лирики. 28 Своеобразие лирического произведения. КАТ 29 Лирический герой. Ролевая лирика. 30 Композиция лирического стихотворения. Анализ стихотворения 31 Драматические произведения, их виды. 1 час Виды драматического рода словесности: драма, комедия, трагедия. Герои драматического произведения 32 Лиро-эпические произведения. 2 часа Взаимосвязь родов словесности. Баллада, поэма, повесть, роман в стихах, стихотворения в прозе. 33 Значение стихотворной и прозаической словесности. Использование форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу. 34-35 Итоговый урок 2 часа Взаимовлияние произведений словесности.
Использование чужого слова в произведении. Основное содержание
Слово и словесность
Язык и слово. Значение языка в жизни человека. Многогранность понятия слово. Словесность как словесное творчество, способ, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
/// Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.
Разновидности употребления языка
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
/// Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.
формы словесного выражения
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной формах.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
/// Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова. Стиль
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: Иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра. Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
/// Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Роды, виды и жанры произведений словесности
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
/// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
/// Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народ-
ной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры
Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
/// Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении. /// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
/// Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
/// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых
средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения, их виды
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
/// Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных по-средством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей. /// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
Русская словесность
7 класс
Контрольная работа
Эпические, лирические, драматические, лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

1. Важнейшие виды эпической словесности – это:
а) роман, повесть, рассказ, очерк, басня, мемуары;
б) народная сказка, легенда, народная песня, пословица, загадка;
в) ода, элегия, песня, сатира, послание, эпиграмма, идиллия;
г) трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.
2. Главная форма словесного выражения в эпическом произведении – это:
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение;
г) описание с элементами рассуждения.
3. Выберите наиболее точное и правильное определение сюжета:
а) частица картины жизни, нарисованная в художественном произведении, имеющая значение для понимания целого;
б) фрагмент художественного произведения, обладающий относительной законченностью;
в) система событий, изображённых в произведении, их последовательное развёртывание;
г) совокупность событий в произведении.
4. Композиция эпического произведения – это:
а) части эпического произведения, не входящие в цепь событий, составляющих сюжет, но важные для понимания смысла произведения;
б) событие, с которого начинается действие;
в) самый напряжённый момент в развитии сюжета эпического произведения;
г) построение произведения.
5. Укажите признаки эпического произведения:
а) изображение субъективно: непосредственно выражается состояние личности;
б) изображение объективно: автор как бы со стороны видит события и героев;
в) объективность: автор видит героев со стороны; субъективность: герои непосредственно выражают своё состояние;
г) монолог повествователя сочетается с диалогами и монологами героев.
6. Укажите признаки лирического произведения:
а) изображение субъективно: непосредственно выражается состояние личности;
б) изображение объективно: автор как бы со стороны видит события и героев;
в) объективность: автор видит героев со стороны; субъективность: герои непосредственно выражают своё состояние;
г) монолог, в котором выражается состояние личности.
7. Важнейшие виды лирической словесности – это:
а) роман, повесть, рассказ, очерк; б) сказка, легенда, песня, пословица, загадка;
в) ода, элегия, стихотворение;
г) трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.
8. Композиция лирического стихотворения состоит из:
а) строк;
б) абзацев;
в) строф;
г) слов.
9. Основные виды драматических произведений – это:
а) трагедия, комедия, драма;б) ода, элегия, песня, сатира, послание, эпиграмма, идиллия;
в) роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, поэма;
г) театр Петрушки, народная драма, раёк, представление скоморохов.
10. Укажите признаки драматического произведения:
а) изображение субъективно: непосредственно выражается состояние личности;
б) изображение объективно: автор как бы со стороны видит события и героев;
в) объективность: автор видит героев со стороны; субъективность: герои непосредственно выражают своё состояние;
г) автор выражает свою точку зрения через диалоги и монологи героев и изображение событий.
11. Пьеса – это:
а) вид драматического рода словесности: произведение, в котором герои представлены в смешном виде;
б) вид драматической устной народной словесности: юмористическое кукольное представление, в котором главное лицо – Петрушка.
в) вид драматических произведений, в которых изображается обыкновенная жизнь обыкновенных людей;
г) вид драматического рода словесности: произведение, в котором изображаются люди с сильными страстями, столкновение героя с непреодолимыми препятствиями, в результате чего герой гибнет или переживает крушение.
12. Акты, явления, сцены, картины, сценические эпизоды, реплики – это единицы композиции:
а) пьесы;
б) лирического стихотворения;
в) поэмы;
г) романа.
13. Укажите признаки лиро-эпического произведения:
а) объективность: автор видит героев со стороны; субъективность: герои непосредственно выражают своё состояние;
б) изображение субъективно: непосредственно выражается состояние личности;
в) изображение объективно: автор как бы со стороны видит события и героев;
г) объективно изображённые герои, события, непосредственное выражение мыслей и чувств автора.
14. Основные виды лиро-эпических произведений – это:
а) роман, повесть;
б) баллада, поэма;
в) ода, элегия;
г) комедия, драма.
15. Стихотворный рассказ о событии с лаконичным, напряжённым сюжетом и открытой эмоциональной оценкой изображаемого – это:
а) поэма;
б) ода;
в) баллада;
г) элегия.
16. Определите жанр произведения Дмитрия Шеварова. Это:
а) стихотворение в прозе;
б) эссе;
в) лирическая миниатюра;
г) очерк.
Русская словесность
7 класс
Контрольная работа

Ответы
1. а
2. а
3. в
4. г5. б, г6. а, г7. в
8. а, в, г9. а
10. в, г11. в
12. а
13. г14. б
15. в
16. б
Русская словесность. 7 класс. Контрольная работа
Устная народная словесность, её виды и жанры.
Духовная литература, её виды и жанры.
1. Основные виды эпической народной словесности – это:
а) роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, поэма; б) сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка;
в) ода, элегия, песня, сатира, послание, эпиграмма, идиллия;
г) трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.
2. Какая группа сказок в этом перечне лишняя:
а) волшебные;
б) социально-бытовые;
в) приключенческие;
г) сказки о животных?
3. Выберите наиболее точное и правильное определение пословицы:
а) пословица – это придуманное народом изречение;
б) пословица – это краткое изречение, отражающее разные случаи в жизни и содержащее самостоятельное суждение;
в) пословица – это краткое изречение, содержащее часть суждения;
г) пословица – это совет, бытовое правило.
4. Какое из этих высказываний является поговоркой:
а) лягушки кричат – спать пора;
б) заяц дорогу перебежит – к несчастью;
в) без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
г) после дождичка в четверг?
5. «Чужими руками жар загребать» – это:
а) пословица;
б) поговорка;
в) афоризм;
г) загадка.
6. Былины – это:
а) краткие исторические рассказы о реальных событиях;
б) вид эпической устной народной словесности, героическая песня, в которой отражена реальная историческая основа и изображаются герои и события, созданные народной фантазией;
в) особый вид сказок;
г) жанр устного народного творчества, меткие образные выражения.
7. Какой жанр народных песен в этом перечне лишний:
а) исторические;
б) обрядовые;
в) плясовые;
г) эстрадные?
8. Частушка – это:
а) эпическое произведение, состоящее, как правило, из четырёх строк;
б) двустишие или четверостишие, исполняемое во время народных гуляний;
в) вид лирической устной народной словесности: двустишия или четверостишия, возникающие как импровизация, выражение различных чувств;
г) вид устной народной поэзии, предназначенный для исполнения под балалайку или гармонь.
9. Основные драматические виды устной народной словесности – это:
а) трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль;
б) ода, элегия, песня, сатира, послание, эпиграмма, идиллия;
в) роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, поэма;
г) театр Петрушки, народная драма, раёк, представление скоморохов.
10. В переводе с греческого «Библия» означает:
а) «вера»;
б) «книги»;
в) «правда»;
г) «любовь к людям».
11. Что не является чертой библейского стиля:
а) ритмичность, деление на отрезки – стихи;
б) рифма;
в) крылатые слова;
г) иносказание.
12. Из каких частей состоит Библия:
а) из Книги Бытия и Псалтири;
б) из Книги Чисел и Книги Царств;
в) из Ветхого Завета и Нового Завета;
г) из книг пророка Моисея и книг Иисуса Навина.
13. Какие эпические жанры есть в Библии?
а) повесть, притча, проповедь, родословие, жизнеописание;
б) роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, поэма;
в) молитва, пророчество, плач, афоризм;
г) псалом, гимн, обличение, пророчество.
14. Притча – это:
а) нравоучительное ораторское произведение, содержащее моральные требования и призывающее слушателя к их выполнению;
б) просьба, обращённая к Богу или святым;
в) нравоучительное аллегорическое произведение, содержащее религиозно-моральное поучение;
г) хвалебная песнь.
15. Псалом – это:
а) нравоучительное ораторское произведение, содержащее моральные требования и призывающее слушателя к их выполнению;
б) просьба, обращённая к Богу или святым;
в) нравоучительное аллегорическое произведение, содержащее религиозно-моральное поучение;
г) хвалебная песнь.
Ответы
1. б
2. в
3. б
4. г5. б
6.тб
7. г8. в
9. г10. б
11. б
12. в
13. а
14. в
15. г
Стилистическая окраска слова. Стиль. Контрольная работа.
Цели урока:
1. Проверка уровня теоретических знаний и практических навыков учащихся по теме: «Стилистическая окраска слова. Стиль.» посредством теста и письменной работы.
2. Развитие логического мышления учащихся.
3. Воспитание умения рационально распределять своё время.
Оборудование:
1. Учебник «Русская словесность. От слова к словесности. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений». 4-е изд., М., «Дрофа», 2004. / Альбеткова Р. И., с . 104 – 133.

Ход урока.
1. Вступительное слово учителя. Формулировка темы, целей и задач урока.
2. Выполнение учащимися контрольной работы: ответы на вопросы теста и письменная работа по сравнительному анализу отрывков из повести «Тарас Бульба» с целью определения их стилистической окраски.
Контрольная работа «Стилистическая окраска слова. Стиль».
1. Что такое лексическое значение слова?
А) Это его эмоциональная окраска;
Б) Это его стилистическая принадлежность;
В) Это его смысловое значение.
2. Что такое смысл слова?
А) Это его лексическое значение.
Б) Это его лексическое значение, стилистическая принадлежность и эмоционально-экспрессивная окраска.
В) Это его эмоциональная окраска.
3. Как называются слова, употребляющиеся и в разговорном, и в книжном языках и не несущие дополнительной окраски, зависящей от сферы употребления или от эмоции?
А) Стилистически нейтральными.
Б) Стилистически окрашенными.
В) Эмоционально-экспрессивными.
4. Как называются слова, в которых ярко проявляется положительные или отрицательные эмоции?
А) Просторечными.
Б) Стилистически окрашенными.
В) Эмоционально-экспрессивными.
5. Как называются слова, которые принадлежат к одной из разновидностей или одному из стилей языка?
А) Стилистически нейтральными.
Б) Стилистически окрашенными.
В) Эмоционально-экспрессивными.
6. Какими средствами можно придать речи определённую стилистическую окраску?
А) Средствами лексики, фразеологии и грамматики.
Б) Посредством использования синонимов.
В) Посредством использования стилистически нейтральной лексики.
7. Стиль в художественной литературе – это:
А) исторически сложившаяся разновидность употребления языка.
Б) единство всех элементов художественной формы произведения, выраженной средствами языка.
В) своеобразие творческой манеры писателя.
8. Стилизация – это:
А) использование черт чужого стиля с целью подражания.
Б) воспроизведение черт чужого стиля с художественной целью, образ чужого стиля.
В) искажение черт чужого стиля с целью осмеяния.
9. Пародия – это:
А) воспроизведение черт чужого стиля с целью изображения предмета и выражения отношения к нему.
Б) воспроизведение черт чужого стиля с целью осмеяния.
В) форма словесного выражения, содержащая насмешку.
10. Найдите третьего лишнего в следующих группах слов:
А) Душистый, ароматный, благовонный.
Б) Лопать, есть, кушать.
В) Животное, зверь, зверюшка.
Г) Гоготать, смеяться, хохотать.
Д) Испугаться, сдрейфить, струсить.
Ж) Недостаток, дефицит, нехватка.
11. Письменная работа.
Задание:
Сравните два отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Как меняется речь Тараса в зависимости от того, с кем он говорит и о чём говорит? Укажите слова и выражения, которые вам кажутся характерными для первого и второго вида высказывания (бытовой речи и торжественной, приподнятой речи). Какова стилистическая окраска приведённых ниже отрывков? Какие лексические и грамматические средства языка помогают придать высказыванию эту окраску?
1) – А поворотись-ка сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?
2) – Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя! Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.
3. Анализ заданий, выявление трудностей, с которыми столкнулись учащиеся в процессе их выполнения (если позволит время).
Домашнее задание. По учебнику «Русская словесность» для 5-го класса повторить тему «Три рода произведений, созданных писателями» (с. 131 – 132).

Приложенные файлы


Добавить комментарий