Обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста (По В.А. Соллогубу)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста (По В.А. Соллогубу)Карелия. Суоярви. Мищенко С.Н. Формирование умений развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст; создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль; формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Композиция сочинения Способы формулирования проблемы От позиции автора к проблеме Речевые клишеОб этом много пишут …Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:... Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему. Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги …   Как выявить проблему в художественном тексте Текстуальный Комментарий Комментарий художественного текста Комментарий художественного текстаУкажи, на каком материале автор рассматривает проблему (воспоминания, диалоги, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы). Передай содержание текста, но не пересказывай, а комментируй то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции). Что такое позиция автора? Позиция автора – это вывод, к которому он приходит, рассуждая над проблемой. Позиция автора может быть прямо не выражена. Клише: автор не даёт готовых решений поставленных вопросов. Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решение проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, как взволнованно, эмоционально он пишет о том, что его волнует, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается следующем… Как выявить позицию автора?Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Найдите ответ автора на сформулированный вопрос (проблему): Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам? АргументацияКомпозиция аргумента Аргументировать – приводить доказательства, аргументы. Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни…). ЗаключениеЗаключение – это последняя часть сочинения-рассуждения, где необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, соответствующий данной проблеме. Типы заключений: яркий пример–обобщение, цитата с комментарием, вывод-впечатление и др.Речевые клишеВ заключение хотелось бы отметить...Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…Таким образом, нельзя не согласиться…Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что… Текст На сколько частей можно разделить текст? Кто его герои? Что узнаём о каждом из персонажей? Герои текста: офицер и уездная дама. Героиня рассказывает о себе: «женщина несветская», (1)На дворе метель бушевала, с ожесточением рвала ставни и разыгрывалась во всё степное раздолье. (2)Наступила глухая полночь. (3)Все заснули, кроме офицера, который шёпотом разговаривал со своей соседкой. - (4)Я виноват перед вами, — говорил офицер, — я сказал глупость. (5)Вы, кажется, на меня рассердились. - (6)Нет, я не рассердилась. (7)Только я женщина несветская, я не привыкла к подобным любезностям. (8)Я знаю, вы смеётесь над уездными дамами, и Пушкин над ними смеялся... (9)И подлинно, есть много в них смешного, но, может быть, в то же время много и грустного.
«ей скучно в деревне». Свою жизнь она сравнивает с «темницей, ссылкой, вечным заточением».(10)Подумайте, - продолжала она, как будто говоря сама с собой, - что такое судьба женщины молодой, знающей только по книгам, что есть хорошего в жизни? (11)Муж её в отъезжем поле. (12)0н, может быть, человек хороший... (13)Да всё не то: скучно в деревне... и не то что скучно, а досадно, обидно как-то. (14)Все жалеют об узнике в темнице; никто не пожалеет о женщине, с детства приговорённой к вечной ссылке, к вечному заточению.
Какой основной художественный приём использует автор, рассказывая о судьбах своих героев? Противопоставлены по образу жизни, но ощущают себя одинаково. Как? Из рассказа офицера узнаём, что он, наоборот, «человек светский», но тоже дожил до «тяжкой скуки». Дополняется характеристика дамы через сопоставление с героем: она познала «холод одиночества», а он «холод общественной жизни».(15)А вам весело в Петербурге?-(1б)Весело, - сказал, вздохнув, офицер, — да, мне там очень весело, слишком весело... (17)Я человек светский. (18)Только что странно: я от излишества, вы от ... - мы оба дожили до одного, то есть до тяжкой скуки. (19)Вы жалуетесь, что в вашей одинокой ссылке вам негде развернуть души и сердца; мы же, вечно ищущие недосягаемого, мы чувствуем, что душа и сердце подавлены в нас.
Что их объединяет?Неудовлетворённость жизнью. В чём видят герои причину своей неудовлетворённости жизнью?Ей недостаёт развлечений, общества, он пресыщен светским образом жизни.Почему люди страдают от скуки? Только ли в недостатке общения и развлечений тут дело?Какую важную проблему поднимает автор в 1 части текста?Проблему неудовлетворённости жизнью.(20)Вы знаете холод одиночества, но вы, слава богу, не знаете еще холода общественной жизни. (21)Вы знаете, что любить надо, а мы знаем, что любить некого. (22)В вас кипят надежда и сила, нас давит бессилие и немощь.

Найдите ключевые слова 2 части текста. Какой композиционный приём использует автор в этой части? Противопоставление. Какие понятия противопоставляет он? Истинная и ложная любовь. Какую любовь герой считает ненастоящей? Когда любят не тебя, а твоё положение в обществе, когда нет искренности. - (23)Вы были влюблены? — спросила она едва внятно...- (24)Ещё бы! (25)Да и как! (2б)Да что в том толку... (27)В свете идти на любовь - значит идти на верный обман. (28)Любовь - душа вселенной; но этой душе куда как тесно в свете, и знаете ли почему? (29)Потому, что за ней выглядывает тщеславие. (30)Я тоже иногда думал, что меня любили, а вышло что же? (31)Любили не меня, а бального кавалера, светского франта, и я не знал, как совладать со своими соперниками.

Какой должна быть подлинная, настоящая любовь? Чистой, искренней. Для неё нужны «душевная свежесть и неиспорченность». Какую проблему поднимает автор? Проблему настоящей любви.- (32)Неужели? - сказала она невольно. - (33)Да кто ж они могли быть?-(34)Да мало ли их... (35)Бальное платье, мелочная досада, глупая сплетня, завидное приглашение, маскарадный наряд и тьма подробностей, составляющих, так сказать, всю сущность светских женщин.- (36)Так вы не верите в любовь?-(37)Сохрани бог! (38)В любовь нельзя не верить; но я говорю только, что любить-то некого. (39) Для любви нужно столько условий, столько счастливой случайности, столько душевной свежести и неиспорченности. (40)0н замолчал. (По В.А. Соллогубу)

Какие высказывания, на ваш взгляд, наиболее точно отражают позицию автора, его концепцию любви?Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её, ни счастья - выше наслаждения служить ей. (Шекспир У.)Мучительная любовь не есть истинная... (Герцен А. И.).Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни. (Толстой Л. Н.)У любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. (Паустовский К. Г.) Сформулируйте авторскую позицию по двум проблемам в форме вопроса 1) Проблема неудовлетворённости жизнью (почему люди страдают от скуки? Только ли в недостатке общения и развлечений тут дело?). 2) Проблема настоящей любви (кто может любить по-настоящему?). 
Прокомментируйте, как автор раскрывает ту и другую проблему Неудовлетворённость жизнью свойственна людям. Но что вызывает её? Автор, сопоставляя своих героев, пытается понять, почему они страдают от скуки. Провинциальной даме, «женщине несветской», не хватает развлечений, общения. Герой рассказа, молодой офицер, «человек светский», наоборот, пресыщен светским образом жизни и тоже дожил до «тяжкой скуки». Она познала «холод одиночества», а он «холод общественной жизни». Видимо, дело не только в недостатке общения и развлечений. Во второй части текста мы находим ответ на вопрос. Герои страдают от того, что в их жизни нет места настоящим чувствам. Размышляя о том, что есть настоящая любовь, в чём её сила, автор показывает двух молодых людей: провинциальную даму и «человека светского». Оба они несчастны, оба причины своей неудавшейся жизни связывают с неблагополучием той общественной среды, в которой вынуждены вращаться. Представители разных сословий, они оба испытали чувство одиночество и разочарования. Дама , муж которой постоянно в делах, не знает любви. Молодой офицер был обманут в лучших своих чувствах.
Сформулируйте позицию автора по обеим проблемамПроблема неудовлетворённости жизнью Авторская позиция: Скука возникает не только от недостатка общения и развлечений, но и от избытка их, если жизнь лишена настоящей любви и душевного тепла. Проблема настоящей любви Авторская позиция: Настоящая любовь возможна и при случайном стечении обстоятельств и только для людей искренних, наделенных глубокой и неиспорченной душой. 

Сформулируйте своё отношение к поставленным проблемам и свои представления об этомТезис – положение, которое нужно доказать ( Я согласен с автором в том, что…)Логический переход (Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях обращались к вопросу/проблеме…) Подберите аргументы, подтверждающие вашу точку зренияВ каких произведениях русской классики поднимаются сформулированные проблемы?Пушкин А.С. «Евгений Онегин»Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»Толстой Л.Н. «Война и мир»Чехов А.П. «О любви»Толстой Л.Н. «Война и мир»Куприн А.И. «Гранатовый браслет»Бунин И.А. «Солнечный удар» Проблема неудовлетворённости жизнью (аргументы) В рассказе А.П. Чехова «О любви» мы видим, как два человека, одинаково не удовлетворенных сложившейся жизнью, полюбили друг друга. Но ни у Алехина, ни у Анны Алексеевны не хватило мужества отказаться от привычного уклада, изменить свою жизнь, следуя за настоящей любовью. В итоге оба они оказываются несчастными людьми. Их жизнь лишена настоящей любви и душевного тепла. Евгения Онегина, героя одноимённого романа А.С. Пушкина, отличают неудовлетворённость жизнью, критическое отношение к светскому обществу. Разочарованность привела его в деревню, где он встречает Татьяну Ларину, которой свойственны искренность, чистота, умение любить. В Онегине же «рано чувства все остыли». «Резкий, охлаждённый ум» и неспособность к сильным чувствам стали причиной драмы несостоявшейся любви, а следовательно, и утраты радости в жизни. Проблема настоящей любви «Случайное стечение обстоятельств» привело к встрече героев рассказа И. Бунина «Солнечный удар». Поручик и молодая замужняя женщина встретились на пароходе. Утром они расстались, пережив чувство, равное «солнечному удару». Эта короткая встреча через боль, отчаяние расставания обернулась для поручика настоящей, хотя и трагической любовью. Чувство подлинной любви пережил в молодые годы герой рассказа И. Бунина «Тёмные аллеи». Осознал он это спустя долгие годы, когда судьба вновь свела его с Надеждой на постоялом дворе. Теперь он понял, что это были “лучшие минуты”, которые до конца дней будут давать ощущение полноты и одухотворённости бытия. Напишите сочинение по одной из проблем текста

Приложенные файлы


Добавить комментарий