С. Я. Маршак слово о писателе. Пьеса-сказка 12 месяцев. Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои в произведении. Столкновение добра и зла.


Урок № 49
Тема: «С. Я. Маршак – слово о писателе. Пьеса-сказка «12 месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои в произведении. Столкновение добра и зла».
Цели урока: 1) расширить знания учащихся о творчестве писателя; дать представление о драматическом роде литературы, рассмотреть жанровые особенности произведения; познакомить с художественными особенностями пьесы-сказки «12 месяцев»; 2) развитие умения работать с деталью, умения анализировать текст драматического произведения, умения вступать в диалог по прочитанному произведению, умения сравнивать, развитие речи; 3) воспитание чувства ответственности за свои поступки, воспитывать самостоятельность и интерес к литературному чтению.
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока
Орг. момент
Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас, точно птицы
Облетая целый свет……
Книгу любят и хранят
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят.
– Готовясь к уроку, я думаю, что вы уже подружились с поэтом, переводчиком, сказочником С.Я.Маршаком. Что вы можете рассказать о жизни и творчестве автора?
II. Проверка домашнего задания
Пересказ биографии писателя.
III. Вступительное слово учителя
- Новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» берет свое начало из славянского фольклора. Именно в древних сказаниях возникли человеческие образы времен года. Сама сказка-пьеса была написана детским писателем и драматургом С.Я.Маршаком в годы Великой Отечественной Войны.
Известно, что западнославянская легенда подсказала только завязку пьесы, а не весь сюжет.
Автор часто говорит о том значении, которое он придает труду в своей пьесе:
"Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом" (статья "Сказка на сцене").
И еще в самом начале работы над пьесой в письме к родным: "Тема углублена тем, что героиня пьесы "12 месяцев" живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду, и т. д." (23 декабря 1942 г.).
IV. Работа по теме
1) Рассмотрение жанровых особенностей произведения.
Учащиеся вспоминают черты литературной сказки как жанр.
– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
– Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)
– Покажите на примерах.
– Где и с кем происходят события, описанные в сказке?
– Кто герои этой сказки? Напоминают ли они народных героев? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные? (Падчерица, Мачеха, Дочка, Солдат, Королева, Учитель Королевы, Двенадцать месяцев. Из них в народных сказках часто встречаются мачеха с дочкой и падчерицей, солдат, королева, волк, лиса, ворон, белка, заяц. Есть сказки и про двенадцать братьев Месяцев. Есть в этой пьесе действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Гофмейстерина, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.)– В каждой сказке есть свои символы. Есть они и в сказке “12 месяцев”. Перечислите их. (Волшебное число, весенний цветок подснежник.)
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь.
И расцвел подснежник.
Волшебное колечко
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К новогоднему шатру.
- Что необычного есть в данном произведении? (Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.)
Драма как род литературы
- Вспомним, что такое роды литературы. (Роды литературы — это три большие группы, на которые делятся художественные произведения.)
- Назовите роды литературы.(Эпос, лирика, драма.)
- К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы? Произведения каких видов мы отнесем к драме?
- Были ли вы в театре? Какие пьесы вы видели? В постановке каких пьес вы участвовали? Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?
(Слово драма переводится с греческого языка как действие. На сцене не звучат слова автора, которые поясняли бы поступки героев. Драматург, т. е. создатель драмы, раскрывает свою идею через диалоги героев. Актеры произносят слова, играя каждый свою роль. Вместо описаний природы на сцене стоят декорации, играет музыка.)- Что можно купить в театре перед спектаклем?
Дети вспоминают, что они покупают программки, в которых перечислены главные действующие лица пьесы и исполнители.
- Перед текстом пьесы тоже есть список действующих лиц. Рассмотрим список действующих лиц к драматической сказке «Двенадцать месяцев».
- Какие пояснения даны автором?
- Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?
(Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.)
2. Словарная работа
– Как вы понимаете значение слова мачеха?
– Что вы можете рассказать о мачехе из нашей сказки? Какая она?
– Каково значение слова падчерица?
– Какой представил нам эту девочку Маршак?
– Ребята, читая сказку, какие слова вам были непонятны?
Словарная работа проводится при этом в процессе анализа, так как текст сказки уже знаком большинству пятиклассников, а затруднения могут вызвать лишь отдельные слова и выражения: играть в горелки, амуниция, играть туш, шапка с черной опушкой, куцых зайцев сорок штук, держава, канцлер, профессор, прокурор, гофмейстерина, муфта.
Играть в горелки. Горелки изначально не были детской игрой: в нее играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту.
Амуниция. Амуниция — совокупность вещей, составляющих снаряжение солдата, кроме мундира, белья и обуви. Амуничные деньги — деньги, выдаваемые солдату на руки на приобретение того или другого предмета, к амуниции относящегося.
Играть туш. Короткое музыкальное произведение, исполняемое, как правило, духовым оркестром в знак приветствия на торжественных церемониях, при награждениях, чествованиях и т. п. ◆ Оркестр играл туш.Гофмейстерина.В России до 1917 г. - придворная дама, возглавлявшая женский придворный штат и заведовавшая канцелярией императриц и великих княгинь; наблюдала за фрейлинами.
- Дайте, пожалуйста, толкование оставшимся словам.
3. Чтение и анализ фрагментов пьесы-сказки.
Чтение и анализ диалога Падчерицы и Солдата (картина первая):
1. Что каждый из героев делал в лесу?
2. О какой истории рассказывает Солдат девушке?
3. Как раскрывается характер Падчерицы в первой картине?
4. Какие наблюдения помогли вам сделать выводы об образе героини?
5. Какие особенности речи характеризуют Солдата и Падчерицу?
6. Что вы узнали о юной Королеве из разговора двух героев?
Чтение и анализ диалога Профессора и Королевы (картина вторая):
1. Как раскрывается характер Королевы в разговоре с Профессором, в ее поступках, отношении к окружающим?
2. Докажите, что Королева часто бывает не права.
3. Сопоставьте образы Падчерицы и Королевы. Чем можно объяснить разницу в их характере и поведении?
V. Закрепление изученного
— Легко ли вам было читать пьесу по ролям? В чем особенность такого чтения?
— Что в сказке жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеемся?
(В пьесе-сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, например Гофмейстерины, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы. Неправдоподобно, фантастично само существование братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.)- Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-Месяцы вправду существуют. Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.
VI. Подведение итогов
– Почему братья-месяцы пришли на помощь Падчерице?
– Что хотел сказать нам автор, рассказывая эту историю?
– Какие отрицательные качества высмеивает автор?
– Какое задание было самым интересным?
– Что может дать человеку знакомство с временами года?
– Что нужно делать и как жить, чтобы быть довольным своей судьбой?
– Какие «сказочные уроки» мы с вами вынесем из пьесы-сказки?
– Хотели бы вы ещё раз встретиться с произведениями С.Я.Маршака?
– Понравился ли вам наш урок?
- Герои пьесы С. Я. Маршака, как и в народной сказке, традиционно делятся на положительных и отрицательных персонажей.
В пьесе даны психологические характеристики героев, образы которых индивидуализированы, неповторимы.
Противопоставление добра и зла в пьесе носит символический характер: идея добра и зла передается не напрямую, а через поступки персонажей.
VI. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к сказке.
Ответить на вопросы письменно:
1. Почему в пьесе-сказке добро побеждает зло?
2. Чем похожа пьеса-сказка на народные сказки?

Приложенные файлы


Добавить комментарий