путешествие в страну Олонхо

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 им.Л.А.Попугаевой»
Муниципального образования «Мирнинский район»
Республики Саха (Якутия) г. Удачный






Урок по краеведению
Тема : «Путешествие в страну Олонхо»
для учащихся 5-х классов







«Путешествие в страну Олонхо»

СЛАЙДЫ 1, 2.
Цель:
воспитание чувства настоящего хозяина родной земли;
формирование и развитие интереса к красоте и неповторимости родного края;
расширение кругозора, наблюдательности;
воспитание патриотических чувств.

Задачи:
дать знания о культуре и фольклорных традициях якутского народа. Воспитать
интерес к истории и культуре родного края, чувство гордости за свою Родину и свой народ, а также уважения к фольклорному наследию.
сформировать интернациональное сознание учащихся.


СЛАЙД 3.
Что может быть милей Бесценного родного края? Н. Языков

Детство – самая благодатная пора для формирования патриотических чувств и интернационального сознания учащихся. Поэтому именно в этом возрасте необходимо дать знания о культурном наследии и фольклорных традициях не только своего народа, но и народов, живущих рядом, воспитать интерес, уважение и чувство гордости за свою Родину, свой народ.

СЛАЙД 4.
I. Что такое ОЛОНХО?

25 ноября 2010 года Всемирная организация ЮНЕСКО признала якутское ОЛОНХО шедевром устного нематериального наследия человечества.


СЛАЙД 5.
У народа Саха еще с древности широко были развиты шуточные песни, сказки, анекдоты, пословицы, поговорки, рассказы и предания о замечательных людях. Но венцом словесного искусства являются большие героические сказания, которые называются Олонхо.
ОЛОНХО общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества
больших сказаний. Каждое сказание называется по имени главного героя, которому посвящена глава. В силу того, что жанр устный, не все сказания сохранились.  

СЛАЙД 6.
Средний размер Олонхо составляют 10-15 тысяч стихотворных строк. Самые крупные Олонхо состоят из 20 и более тысяч стихотворных строк. Монологи героев Олонхо поются, остальное декламируется в быстром темпе, но нараспев, примерно как речитатив. Все Олонхо исполняется одним человеком, это театр одного актера. Для песен Олонхо характерно разное по тембру и тону исполнение ролей.

СЛАЙД 7.
В песнях заметно звукоподражание ржанию коня, голосам различных птиц и зверей. Выдающимся олонхосутам такое разнообразие удавалось, оно вызывало восхищение слушателей и придавало исполнению Олонхо необыкновенно яркий, живописный характер. 

СЛАЙД 8.
Олонхо было принято исполнять в течение нескольких суток. Начинали его исполнять обычно после ужина. И исполняли всю ночь, с небольшими перерывами, во время которых исполнитель отдыхал. Бывали случаи, когда пели более 10 часов подряд. Раньше объем Олонхо определяли не по количеству стихотворных строк, как сейчас, а по длительности исполнения. За основу измерения объема Олонхо принималось исполнение в течение 1-ой ночи – такие Олонхо считались краткими (сокращенными), в течение 2-х ночей – средние Олонхо, в течение 3 и более ночей – крупные Олонхо. Естественно, тексты сказители знали наизусть. В настоящее время профессиональных сказителей осталось очень мало, а до Великой Отечественной войны их насчитывалось около четырехсот человек.

СЛАЙД 9.
По сюжетной теме Олонхо можно разделить на три типовые группы:
Олонхо о заселении Среднего Мира потомками божеств айыы, от которых пошло
племя УРААНХАЙ САХА. Средний мир заселяется отверженными провинившимися потомками божеств айыы, которых зовут абаасы-аймага.

Ученик декламирует отрывок из Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» о создании якутской земли:

Далеко, за дальним хребтом И задолго до тех времен,
Давних незапамятных лет, Когда великий Улуу Тойон
Где все дальше уходит грань И гремящая Куохтуйа Хотун
Грозных, гибельных, бранных лет, Еще не жили на хребте
За туманной дальней чертой Яростью объятых небес,
Несказанных бедственных лет, Когда еще не породили они
Когда тридцать пять племен, Тридцать девять свирепых племен,
Населяющих Средний мир, Когда еще не закляли их
Тридцать пять улусов людских Словами разящими, словно копье,
Не появились еще на земле; Люди из рода айыы-аймага
Задолго до той поры, С поводьями за спиной -
Как родился Арсан Дуолай, В те времена
Злодействами возмутивший миры, Была создана
Что отроду был в преисподней своей Изначальная Мать-земля.
В облезлую доху облачен,
Великан с клыками, как остроги;
Задолго еще до того,
Как отродий своих народила ему
Старуха Ала Буурай,
С деревянной колодкой на ногах
Появившаяся на свет;
В те годы, когда тридцать шесть
Порожденных ими родов,
Тридцать шесть имен и племен
Еще неведомы сыновьям
Солнечного улуса айыы
С поводьями за спиной,
Поддерживаемым силой небес,
Проводящим будущий день;









СЛАЙДЫ 10, 11.
2.Олонхо о родоначальниках племени, предназначенных божествами быть прародителями ураанхай саха и совершающих героический поход за невестой суженой, которую герой, часто именуемый Эр СоEотох (Одинокий Муж), добывает победой над соперниками в богатырском состязании и единоборстве.

Отрывок из Олонхо «Эр Соготох» ( в переводе с якут. одинокий муж), который совершает героический поход за невестой суженой, которую он добывает, одерживая победу над соперниками в богатырском состязании и единоборстве декламируют ученики
Посмотри на меня,
Послушай меня!
Посланный защитить
Подсолнечный род айыы
С поводьями за спиной
Скачущий на Вороном коне,
Стоя рожденным на грани небес,
Стремительный Нюргун Бооотур,
Прославленный дядя мой!

Растерзает меня
Адьярский сын,
Сожрет меня
Невидимкин сын!
Разбита в кровь голова моя,
Изранено тело мое,
Разорвана толстая кожа моя,
Пролита моя черная кровь
От гибели защити
Белое дыхание мое!
От смертного холода огради
Черное дыхание мое!

Если ты на небе – опустись!
Если ты под землей – поднимись!

Так, рыдая, пел, заклинал
Погибающий сын айыы.
Кому погибнуть не суждено,
Тому и помощь впору придет


Прославленные на земле
Исполины – богатыри – Непомерно могучий
Хаан Дьаргыстай,
Стремительный Нюргун Бооотур
И воительница рода айыы
Прекрасная Кыыс Нюргун
В эту пору ехали невдалеке.
Крик отчаянный услыхав,
Бросились на помощь они;
Налетели, да как взялись колотить
Разбойника-абаасы,
Выходца из подземной тьмы,
Крадующегося по ночам
На подошвах своих меховых

Оказывается, нам суждено
Оградить потомков айыы!
Заступиться нам суждено
За солнечные улусы айыы!
Эй, смелей!
Налетайте богатыри!
Воскликнула Кыыс Нюргун
И с плеча хлестать начала
Волшебной плетью-копьем
Исполина – абаасы,
Так, что он опомниться не успел,
Так, что он прибегнуть не сумел
К восьмидесяти уловкам своим

СЛАЙД 12.
3. Олонхо о защитниках племени айыы с главным героем Ньургун Боотуром.

II. Традиции исполнения ОЛОНХО

СЛАЙДЫ 13.14, 15.
Кто такой ОЛОНХОСУТ?
Олонхосут - мастер словесного искусства, обладающий свободной поэтической
импровизацией, техникой горлового пения «кылысах», которая представляет собой уникальный феномен горлового пения якутов.

СЛАЙД 16.
Кылысах является характерным национальным признаком эпического пения якутов и представляет собой сохранившиеся до наших дней древние основы горлового пения тюркских народов.

СЛАЙД 17.
Олонхосуты - сказители держат в своей памяти десятки тысяч стихотворных строк.
Песни-тойуки в Олонхо представляют собой прямую речь персонажей и исполняются олонхосутом в том стиле, которого требует происхождение героя Олонхо.

СЛАЙД 18.
2. Особенности исполнения Олонхо:
Талант сказителя должен отличаться многогранностью. Помимо актерского и
певческого мастерства сказители должны обладать даром импровизации и ораторским искусством. Олонхо исполняется без музыкального сопровождения.

СЛАЙД 19.
Речи персонажей поются для каждого в особой тональности, остальной текст
сказывается говорком. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей. «Нюргун Боотур Стремительный» наиболее известный из якутских олонхо, состоит из 36 000 тысяч стихотворных строк.

СЛАЙД 20.
3. Традиционные формы и способы исполнения Олонхо:
Олонхосуты прошлых лет при исполнении Олонхо имели такие традиции:
- Обязательно садятся на табуретку
- Занимают особое положение, которое меняют в зависимости от содержания Олонхо
- Обычно Олонхо исполняет один человек
- Садятся около камелька, т.к. огонь объединяет всех, все тянутся к теплу.

СЛАЙД 21. Демонстрация музыкальной композиции (гортанное пение).

СЛАЙДЫ 22, 23.
4. Известные сказатели Олонхо:
В начале 20 века в каждом якутском селении насчитывалось по несколько
олонхосутов.
Профессиональные олонхосуты обычно были бедными людьми. Они тратили очень
много времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декламации. Из-за этого им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно мясом, зерном.

СЛАЙД 24.
Наиболее известные нам сказатели Олонхо:
Ойунский Платон Алексеевич
Был одним из основоположников современной якутской литературы и поэзии. Платон Алексеевич был страстным любителем и популяризатором Олонхо. В юности он сам был известным олонхосутом. Именно он записал самый известный якутский Олонхо – Нюргун Боотур Стремительный, писал он его 2,5 года.

СЛАЙД 25.
Зверев Сергей Афанасьевич.
Зверев Сергей Афанасьевич - Кыыл Уола работавший уже в советское время также был известным олонхосутом. По мотивам Олонхо Нюргун Боотур Стремительный создал одноименную драму.


СЛАЙДЫ 26-33.
Персонажи Олонхо:
Ньургун Боотур
Туйаарыма Куо
Айталыын Куо
Ардамон Дар Даман
Кыыс Бухатыыр
Кыыс Кыскыйдаан
Сорук Боллур

5. О чем повествует Олонхо
СЛАЙДЫ 34, 35.
Действие Олонхо происходит в трех мирах: Верхнем, Среднем и Нижнем.
СЛАЙД 36.
В середине мироздания находится Аал луук Мас – Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.

СЛАЙД 37.
Основная тема Олонхо - это судьба эпического племени Айыы, утверждение
счастливой и богатой жизни в Среднем мире.

СЛАЙД 38.
В сюжетном отношении выделяют 3 группы сказаний:
- первую группу составляют Олонхо о заселении Среднего мира людьми племени
Айыы. Отверженные потомки божеств Айыы, изгнанные из Верхнего мира, оказываются в среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и они становятся ее первыми жителями.
СЛАЙД 39.
- ко второй группе Олонхо относятся сказания о героях - первопредках Средней земли.
Главный герой обычно носит имя Эр Соготох (в переводе Муж одинокий).

СЛАЙД 40.
- третью группу Олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных
действий Абааасы.

Учитель:
Дорогие, ребята, сегодня мы с Вами в течение 40 минут познакомились с таким видом устного народного творчества народа Саха как ОЛОНХО. Мне, хочется, надеяться, что за это время, Вы смогли прочувствовать, пережить и вникнуть в услышанное, полюбить это повествование.
Скажите, что Вам показалось наиболее интересным, что тронуло Ваше сердце?
А что Вам показалось наиболее трудным в Олонхо?
А как зовут главного героя якутского Олонхо? Верно, это Нюргун Боотур стремительный, а не напоминает ли он Вам одного героя русского фольклора?
Вспомните, как называются темные силы в Олонхо? А кто творит зло и мешает торжеству правды и добра в русских сказках?
А смогли ли Вы рассказать Олонхо?
А кто нибудь из Вас пишет стихи? Сочиняет рассказы? Это трудно? Или Вас всегда посещает муза и Вам легко набросать за вечер пару тройку четверостиший?
Это замечательно, хочется, надеяться, что Ваши имена через много-много лет будут стоять в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Толстым, Ойунским
Ребята, тех из вас, кто сочиняет стихи, кто рисует хорошо или не очень, кто пишет сочинения и прозу, и тех, кто просто не равнодушен к том, что сегодня услышал, я хочу попросить выполнить к следующей пятнице творческое домашнее задание: написать четверостишие или нарисовать рисунок по тематике Олонхо.


Материалы и оборудование: слайды - фотографии с музыкальным сопровождением «Природа Якутии», плакат «Здесь Родины моей начало» и выставка рисунков учащихся 5 а класса «Олонхо глазами детей».

15

Приложенные файлы


Добавить комментарий