Форнобуквография

Терехов Б.М.


Фонобуквография
или
слуховая скоропись
на базе традиционного алфавита








Кишинёв, 2011г.

Descrierea CIP a Camerei Nationale Cartii


Терехов Б.М.
Фонобуквография или слуховая скоропись на базе традиционного алфавита. /Б.М.Терехов.- К. : Alina Scorohodova, 2011. – 20 р.
Bibliogr. : р. 19-20 (10 tit.). – 100 ех.
ISBN 978-9975- 4284-3-9.

003.27
Т 35





Данная книга не может быть скопирована
и размножена без письменного согласия
владельца авторских прав.


Об авторе.


Терехов  Борис  Маркович -  один  из   учеников   Александровой Ольги Сергеевны – автора  книги  «Фоностенография или слуховая  скоропись».
Изучал  систему  скоростного   письма  под  её
непосредственным руководством.
Он  широко  использовал  систему  «нотного»  письма,  однако,  всегда  отмечал  трудности  при  чтении  фоностенограмм.
После  глубокого  анализа  самой   системы   фоностенографического  письма    пришёл  к  следующим  выводам:

1.  Без хорошего знания Слухового способа сокращения слов (по Терне) не может быть и речи об успешности фоностенографического письма.

2. Трудность прочтения  фоностенограмм   заложена   в  самой    системе  «нотного»  письма
(в трёхрядке).

По его мнению, именно в этих двух моментах заложены причины, затрудняющие распространение самой фоностенографии, как общедоступной скорописи.


Поставив перед собой задачу модернизации Фоностенографии Терне – Александровой, автор пошёл по двум направлениям:

1. Для облегчения освоения Слухового способа сокращения слов (по Терне) решил наглядно показать, в чём заключается сущность этого способа сокращения слов.
Для решения этой проблемы автор выпустил две книги: «Фонобуквография или слуховая скоропись на базе традиционного алфавита», где показал, что можно сокращать слова с пропуском необязательных для понимания слова букв, и «Краткий словарь слуховых сокращений», где привёл  большое количество примеров слуховых сокращений.

2. Для упрощения чтения фоностенограмм предложил два варианта фоностенографии: один - без «нотного» письма (однорядку) и второй - с «нотным» письмом, но не на трёх уровнях записи (не на трёхрядке), как у О.С.Александровой, а на пяти уровнях записи (на пятирядке).

В обоих вариантах его Фоностенографии была успешно решена задача однозначного обозначения гласных букв при письме.

Однако, Фонобуквография, по его мнению, - наиболее простой и удачный вариант слуховой скорописи.



Предисловие

Среди стенографистов, победивших на конкурсе скоростного письма, был молодой человек, который писал буквами обыкновенного алфавита.
Он писал так быстро, что смог войти в первую десятку, победивших стенографистов.
Он пользовался каким-то особым способом сокращения слов.
Это – исторический факт.
Меня этот случай очень заинтересовал, но все попытки узнать какие – то детали скоростного письма буквами традиционного алфавита оставались без успешными.
Но я знал, что такой способ быстрого письма существует.
И мне, после очень долгих поисков, удалось приблизиться, как мне кажется, к разгадке этого феномена.
Я не могу утверждать, что полностью разгадал то, как писал тот молодой человек, но то, что можно очень быстро писать обыкновенными буквами – это точно.


3




Свой способ быстрого писания я решил назвать «Фонобуквографией или слуховой скорописью на базе традиционного алфавита».
Фонобуквография – это обыкновенное письмо обыкновенными буквами с широким применением УСЛОВНЫХ и СЛУХОВЫХ сокращений
Сегодня, в век технического прогресса и широкого распространения интернета, вопрос о необходимости скоростного письма является вполне актуальным.
Фонобуквография – это не стенография.
Сегодня стенография не пользуется большим спросом и остаётся уделом небольшой группы людей.
Фонобуквография - не имеет такой большой скорости письма, как традиционная стенография, но она гораздо проще любой самой простой стенографии.
Фонобуквография заслуживает того, чтобы ею пользоваться при необходимости быстрого письма или быстрого печатания.
Основное преимущество Фонобуквографии перед стенографией в том, что в ней можно вовсе обойтись без условных сокращений, а, если ими и пользоваться, то очень ограниченным количеством (порядка 100 – 150 условных сокращений).
Любая же стенография, изначально, построена на применении очень большого количества условных сокращений.
4



В известной стенографии ГЕСС таких условных сокращений около 5 000.
Проблема условных сокращений в том, что их надо выучивать и запоминать.
Чем больше условных сокращений, тем сложнее система письма.
Поэтому не следует стремиться к применению очень большого количества условных сокращений. Но и отказываться от условных сокращений полностью тоже не следует.
В Фонобуквографии (по желанию) можно и нужно применять какое-то количество условных сокращений, но в Фонобуквографии, в основном, применяются Слуховые сокращения.
Слуховые сокращения это конёк Фонобуквографии.
Главной особенностью Слуховых сокращений то, что их не надо специально учить и запоминать.
В основе образования Слуховых сокращений лежит Слуховой способ сокращения слов, изобретённый ещё в 1874 году русским стенографом – новатором Терне Михаилом Александровичем.
Слуховые сокращения образуются по определённым правилам с пропуском некоторых букв, не обязательных для понимания смысла сказанного, но с сохранением смыслового корня слова.




5

Фонобуквография

Слово ФОНОБУКВОГРАФИЯ происходит от двух греческих слов : ФОНО – «звук», ГРАФО – «писать» и одного русского – «БУКВО», и означает сокращённое, основанное на закономерностях звучания, письмо буквами традиционного алфавита.
Фонобуквография - слуховая скоропись на базе традиционного алфавита – это обыкновенное письмо обыкновенными буквами с широким применением условных и слуховых сокращений.
Фонобуквография – письмо с большим количеством Условные и Слуховые сокращения.
Условные сокращения – это условно взятые комбинации различных букв алфавита, которыми мы «условно» обозначаем какие-то слова.
Условные сокращения требуют обязательного их запоминания. Поэтому количество их бывает достаточно ограничено, т.к. запомнить большое количество таких условных сокращений бывает не так уж легко..
Чтобы широко использовать при письме условные сокращения, их следует просто выучить.
В «Кратком словарике условных сокращений», собрано 170 условно сокращённых слов.
Кроме этого есть возможность создания собственных условных сокращений по своему разумению.
Еще раз подчёркиваем, что не следует стремиться к использованию очень большого количества условных сокращений.
6
Слуховые сокращения – это сокращение слов по определённым правилам (Слуховой способ сокращения слов по Терне) с сохранением смыслового корня каждого слова.
Слуховые сокращения не требует специального запоминания.
По коротко записанному слуховому корню слова бывает достаточно легко воспроизвести само слово.
Широкое использование при письме слуховых сокращений даёт увеличение его скорости, примерно, до 25-30% и более.
Применение во время письма слуховых и условных сокращений даёт увеличение скорости письма, примерно, до 50-60%.
Увеличение скорости письма является существенным моментом для лиц, которым, по роду их деятельности, приходиться много писать.
Чтобы понять, как образуются Слуховые сокращения, необходимо познакомиться со Слуховым способом сокращения слов..

Слуховой способ сокращения слов
(по Терне)
Слуховой способ сокращения слов впервые описан известным русским стенографом – новатором Терне Михаилом Алексеевичем в 1874 г.
Согласно этого способа слова пишутся не орфографически, а сокращенно, в том "сжатом" виде, в каком они воспринимаются на наш слух при быстром произношении.

7
Основным принципом слухового способа сокращения слов является принцип "пишется, как слышится".
Дело в том, что при медленном слоговом произношении слова произноситься приблизительно так, как они пишутся в обыкновенном письме, т.е. в словах отчетливо звучат все гласные и согласные.
При быстром произношении в словах выделяются ударные слоги и ударные буквы-одиночки, которые произносятся четко, ясно.
Предударные и послеударные слоги и буквы-одиночки становятся менее отчетливыми, подменяются созвучными буквами, часть букв выпадают, являясь необязательными для понимания смысла слова.
Эти особенности звучания быстрой речи положены в основу написания сокращенных слов фонобуквографии.

1. Ударные слоги и ударные буквы-одиночки, которые слышатся отчётливо, обозначаются чётко соответствующими буквами.

2. Предударные и послеударные слоги, которые слышатся неотчетливо, обозначаются приблизительно, могут заменяться условными обозначениями и созвучными буквами.

3. Буквы и слоги, выпадающие при быстром произношении, являясь необязательными для понимания смысла слова, могут пропускаться совсем.

Поясним это на примерах.
8
Рассмотрим несколько примеров:

1. При медленном слоговом произношении фразы: "По улице идет человек" можно выделить 9 слогов (2 буквы-одиночки, 5 простых открытых слогов и 2 простых закрытых слогов):

По у – ли – це и – дет че – ло – век 1 2 3 4 5 6 7 8 9

2. При быстром произношении этой же фразы четко выделяются всего лишь три ударных сложных слога:

Пу–лц дёт чвек
1 2 3
Однако, их вполне достаточно для понимания смысла всей фразы.
3. При медленном произношении фразы: "Солнце светит ярко" выделяются 6 слогов:

Солн – це све – тит яр – ко
1 2 3 4 5 6

4. При быстром произношении – 3 слога.

Сонц светт ярк
1 2 3

Однако и эта фраза, без выпавших из неё гласных и согласных, читается достаточно легко.

Этот способ сокращения слов, их «сжатие» лежит в основе фонобуквографии.
9
«Сжатие» слов за счёт пропуска гласных.

«Анализ часто употребляемых вокализмов показал, что они занимают более 50% массива текста.
Так что, найти способ обозначения вокализмов без значковых букв –
·это означает найти способ удвоить скорость набора текста и начертания при письме
Известно, что очень многие начерки (виды письма), как древние, так и современные обходятся без алфавитных знаков для обозначения гласных».1
Если не искать особый способ обозначения гласных, а просто пропускать их при записи, как это сделала Патканова Е.Н., количество букв в слове уменьшится, а смысл слова (его смысловое ядро) сохранится и мы получаем более компактное написание слова.

Ещё Терне М.А.2 показал, что при очень быстром произношении в каждом слове чётко обнаруживается только одна ударная гласная.

Таким образом, смысловое ядро слова всегда определяется одной или несколькими согласными и только одной ударной гласной.

Однако, при печатании слов иногда приходится печатать и гласные, на которые ударение не падает.

_____________________________________________
1. В.А.Суховеев, 2009год, Интернет
.2. М.А.Терне - автор Слухового способа сокращения слов.

10
I. Правила написания гласных.

1. Если слово начинается с гласной.

а) Если слово состоит из простого обратного слога 1 и ударение падает на гласную, с которой начинается слово, то она записывается, а затем записывается идущая за ней согласная.

ад, от, из, их, ил, яд, он, Ян, ай, ой, ей, эй.

б) Если ударение не падает на первую гласную, то она всё равно записывается, а затем уж записывается следующий за ней слог с ударной гласной.2

о-на, о-ни, у-же, у-сы, у-мы, и-ди,

в) Если слово начинается с простого обратного слога, то он записывается полностью, а затем уж записывается следующий за ним слог с ударной гласной.

Ав-то ар-ба ай-да ах-ти ез-да ей-ей

Иг-ла иг-ра ид-ти из-ба ик-ра ов-ца


1. Простой обратный слог - это слог, состоящий из гласной и одной согласной.
2. Во всех примерах ударная гласная выделена полужирным шрифтом.

11
г) Если слово состоит из одного сложного обратного слога 1 и конечной гласной, то этот слог записывается полностью, а конечная гласная не записывается.

есл (если ), юбк (юбка ), узк (узко ), ямк (ямка ),
амб (амба), авт (авто), арк (арка), охр (охра),
утк (утка), юнг (юнга), явк (явка), язв (язва),

д) Если слово начинается со сложного обратного слога, то он записывается полностью, а затем уж записывается следующий слог с ударной гласной.

Алк-сей , Лексей , Лксей ( Алексей ), Алк-сандр,
Лек-сандр, Лксандр ( Александр ), акр-бат (акробат ) , адр-сат (адресат), авт-кран (автокран), авт-ручк (авторучка), окл-кать (окликать), ухв-тить (ухватить).

Примечание: В некоторых случаях имена собственные могут быть ещё более сокращены и напечатаны так, как они фактически произносятся, с пропуском большего количества букв.

Лксей Лксеич (Алексей Алексеевич),
Сан Санч ( Александр Александрович ),
Ван Ванч (Иван Иванович),
Мхал Мхалч (Михаил Михайлович).

_______________________________________________________________

1. Сложный обратный слог - это слог, состоящий из одной гласной и двух или нескольких согласных.
12
2. Если слово начинается с согласной.

а) Если ударение падает на гласную первого слога, то она записывается, а все остальные гласные пропускаются.

Пушкн (Пушкин) , Тихнв (Тихонов),Лермнтв (Лермонтов), палц (палец), пепл (пепел), турк (турок), будчнк (будочник), булчнк (булочник), конх (конюх),

б) Если ударение падает на гласную второго слога, то этот второй слог записывается полностью, а все остальные гласные пропускаются.

Нкрасв (Некрасов), Тргенв (Тургенев), хдожнк (художник), нследнк (наследник), плковнк (полковник).

в) Если ударение падает на гласную третьего слога, то он записывается полностью, а все остальные гласные пропускаются.

Млко (молоко), длко (далеко), спги (сапоги), прзит (паразит), прлич (паралич), пршют (парашют).

г) Если ударение падает на гласную, которая находится в конце слова, то она записывается всегда, а все остальные гласные пропускаются.

Мсква (Москва), брба ( борьба ), слва (слова ), кно (кино), брда (борода ), дрва (дрова), трва ( трава ) ,


13
3. «Сжатие» слов за счёт пропуска двух неударных рядом стоящих гласных.


а) Если ударение не падает ни на одну из двух разных рядом стоящих гласных, то они могут не записываются.

падт (падают), вешт (вешают), мерт (мериют)..


б) Если ударение падает на одну из двух рядом стоящих гласных, то они обе записываются.

Пион , Фаин (Фаина) , воен (военный), воин, баян.


4. «Сжатие» слов за счёт пропуска согласных букв.


а) Если в слове имеются две одинаковых согласных, то можно записывать только одну из них.

Клас (класс) , прцес (процесс) , сум (сумма).

б) Если слово оканчивается на «тся» и «ться», то эти окончания заменяются на окончание «ца» .

мыца ( мыться) , брица ( бриться).
кпаца (купаться), возица (возиться),
нсица (носиться), косица (коситься)



14

в) Если слово состоит из простого закрытого слога и простого открытого слога, а ударение падает на второй слог, то конечная согласная первого слога может не записываться.

кода (когда), тода (тогда), ссем (совсем).
чвек (человек), щас (сейчас).

г) Если слово состоит из простого открытого слога и простого закрытого слога и ударение падает на первый слог, то бывает достаточно записать только ударный слог (простой или сложный).

хош (хочешь), мож (можешь)

Примечание:

1. Простой открытый слог - это слог, который состоится
из согласной и гласной.
2. Простой закрытый слог - это слог, который состоится
из согласной, гласной и конечной согласной.
3. Сложный слог – это слог, который состоит из двух согласных и гласной


д) При записи окончаний достаточно бывает записать букву одну из гласных букв этого окончания.

- Порой бывает проще записать первую букву окончания:

бела (белая), красна (красная), синя (синяя),
15

- Бывает проще записать вторую букву окончания, пропустив первую:

белй (белый), краснй (красный), синй (синий),


- Иногда можно выкинуть, без ущерба для понимания смысла, и всё окончание.


Бел (белый), чёрн (чёрный), син (синий),

красн (красный), бодр (бодрый), ровн (ровный),























16





Заключение

В этой книги впервые изложена система скоростного письма, названная Фонобуквографией или слуховой скорописью на базе традиционного алфавита.
В основе Слуховой скорописи лежит Слуховой принцип сокращения слов, разработанный еще в 1874 году известным русским стенографом-новатором Терне Михаилом Алексеевичем.
Этот принцип сокращения слов был положен в основу стенографических систем письма самого Терне М.А. и его учеников: Паткановой Е.Н., Александровой О.С. и др.
Однако, к сожалению, эти системы письма не получили широкого распространения.
Одной из причин этого обстоятельства, по моему мнению, является то, что при обозначении гласных предпочтение было отдано «нотному» письму, т.е. позиционному обозначению гласных букв, при котором несколько гласных букв графически обозначались абсолютно одинаково.
Это затрудняло чтение стенограмм.
17
Я одновременно отказался и от стенографического алфавита и от «нотного» письма.
Слуховой способ сокращения слов (по Терне) базируется на буквах обычного традиционного алфавита.
Для скоростного письма очень важно одновременное применение и УСЛОВНЫХ и СЛУХОВЫХ сокращений.
При разумной комбинации этих двух видов сокращений можно достичь достаточно быстрого письма (печатания).
Выражаю надежду, что Фонобуквография найдёт своих последователей и окажет большую помощь при необходимости быстрой записи.
В помощь, изучающих Фонобуквографию могу порекомендовать несколько книг, которые, несомненно, окажутся полезными: «Словарь условных сокращений» и «Словарь слуховых сокращений».
В этих двух «Словарях» приведено большое количество, как условных, так и слуховых сокращений, которыми и следует пользоваться при скоростном письме.
Не исключаю и того, что сам пишущий, по своему усмотрению, кроме предложенных условных сокращений сможет создавать свои собственные условные сокращения и так же широко ими пользоваться.
Создание условных сокращений, так же как и создание слуховых сокращений по правилам Слухового способа – это творческий процесс.
18



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Гильдебранд А.Г. – «Конспект доклада о системе М.А.Терне», Москва, 1927 г.

2. Патканова E.H. - « Курс практической стенографии по слуховой методе М.А.Терне», Сантк-Петербург, 1913 г.

3. Александрова О.С. - «Фоностенография – слуховая скоропись», Государственное Издательство Молдавии, Кишинев, 1958 г.(104стр. 17x26 см.)

4. Александрова О.С. - «Фоностенография или слуховая скоропись», Издательство «Картя молдовеняскэ», 1968 г. ( 125стр., 17 х 22 см.)

5. Терехов Б.М. – «Краткопечатание, вариант массовой слуховой скорописи на базе традиционного алфавита», Кишинёв, 2009 г.
6. Терехов Б.М. - «Фоностенография без «нотного» письма, Система ТЕ», краткий курс, Кишинёв 219

19


7. Терехов Б.М. – «Краткий словарь слуховых сокращений», Кишинёв, 2011 г.
8. Терехов Б.М. – «Краткий словарик условных сокращений», Кишинёв, 2011 г.
9. Терехов Б.М. «Сравнительная характеристика двух фоностенографических систем : Фоностенографии Т-А (трёхрядки» и Фоностенографии Б.Т. (однорядки)», Кишинёв, 2011 г.
10. Терехов Б.М. «Сравнительная характеристика двух фоностенографических систем с «нотным» пиьмом: Фоностенографии Т-А (трёхрядки) и Фоностенографии Б.Т. (пятирядки), Кишинёв, 2011 г.











20










Приложенные файлы


Добавить комментарий