Лермонтов Мцыри

Открытый урок литературы в 8-м классе на тему "В чём загадка Мцыри?"
Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Цели урока:
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся.
Закрепить навыки рассуждения на литературную тему
ХОД УРОКА
I. Слово учителя
– Основным художественным принципом романтизма, которому следовал Лермонтов, является романтический индивидуализм. Не всякая личность может быть избранной. Неслучайно у Байрона – это бунтарь, высоко «возносящийся над толпой», у Гофмана – это изгой, чудак, одинокий мечтатель. Позиция романтической личности – сосредоточение на собственном «я», поэтому ей трудно жить в окружающем мире. Таким образом, возникает антитеза «личность – мир», в которой реализуется идея романтического двоемирия. Мир постоянно выталкивает личность, а личность отчуждается от мира. В результате, не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
II. Беседа по тексту
В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?
В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит « неслужащий монах», нечто вроде послушника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек. Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Как помогает нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока, эпиграф к поэме?
Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.



1
Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?
Состояние одиночества главного героя, отчуждение в стенах монастыря обусловлено обстоятельствами в жизни Мцыри. Судьба героя – данность, которая дана читателю. Другими словами, личность Мцыри самоценна. Психология молодого человека противоречива: у него слабое тело и могучий дух. В нём убита жизненная сила, причиной чего стало пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря. Но с другой стороны, у юноши не сломлен дух. Он остаётся самим собой, естественным человеком, который тянется к природе, к естеству. Какую роль сыграли монахи в жизни Мцыри? Почему он задыхался в стенах монастыря? Монастырское воспитание не коснулось Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в его сознании живёт память о земле предков. Заметим, что состояние героя не объясняется, а подаётся как данность.
В чём смысл жизни
у монахов
у Мцыри

Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья
Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия. Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека

Каково отношение Лермонтова к переживаниям своего героя?
Лермонтов не уходил от современности. Он писал о том, что волновало и мучило лучших людей его поколения; их думы и чувства, их стремления он воплощал в героях своих произведениях. Действие поэмы происходит в современном времени, и герой тоже является современником, которому тяжело и трудно, так же как и Лермонтову.
Почему, по-вашему, повествование передано герою?
В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?). Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.
В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления. Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь. 2
Столкновение мировоззрений
с одной стороны
с другой стороны

Смирение Пассивность Боязнь потрясений и бурь Отказ от земных радостей Жалкое упование на рай небесный
Жажда бури, тревог, битвы, борьбы Тяга к свободе, к сильным и вольным людям Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства

Сила духа романтического героя в его способности пережить одиночество у монахов. Но одиночество Мцыри достигает апогея, и он бежит из монастыря.
Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри? Найдите признаки романтической поэмы? ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Кульминацией поэмы является бегство. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среде. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.
Какую функцию несёт естественная среда?
В сознании Мцыри живёт образ далёкой и желанной родины, где «чудный край тревог и битв», где люди вольные как птицы. Здесь не говорится о жестокости о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов увидел Кавказ только с положительной стороны, так как для Мцыри здесь всё родное, близкое. Этот край у поэта очеловечен. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.
Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?
Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:
Воспоминанья тех минут Во мне, со мной пускай умрут.
Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня 3
пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.

Как противостоит мир природы миру монастырских стен?
В поэме Лермонтов повествует о взаимоотношениях монахов и мальчика. Мотив зла снят целиком, монахи не били ребёнка, не подвергали насилию, не обижали. Жители монастыря испытывали «жалость», в «хранительных стенах обучали врачеванию. Зло монахов в том, что они насилуют волю Мцыри. Монахи окружили его удушающей заботой, заключив тем самым в тюрьму.
Слова автора (гл.2)
Монолог Мцыри

«Хранительные стены» монастыря
«Сумрачные стены» (гл. 4) «Стены глухие» (гл. 24) «Кельи душные» (гл. 3) «Плиты сырые» (гл. 21) Монастырь – тюрьма (гл. 20, 21) Плен (гл. 3)

«после к плену он привык, Стал понимать чужой язык, Был окрещён святым отцом И, с шумным светом незнаком, Уже хотел во цвете лет Изречь монашеский обет»
«Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской» (гл.3)

«Из жалости один монах Больного призрел»
«И всё зачем? Чтоб в цвете лет Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой, Надежд обманутых укор И вашей жалости позор!..» (гл. 20)

Мцыри сжигает страсть к воле, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой. Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества.
Здесь надо обратить внимание на сцену с барсом. Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.) Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары. В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно 4
противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.
Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?
Природа подарила Мцыри мир подлинной жизни, но не открыла ему своих дверей. И послушнику не удалось уйти далеко от «сумрачных стен». Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь. В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения люде, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях. Когда Мцыри задал вопрос:
прекрасна ли земля. для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы?
Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.
Почему поэма имеет открытый финал?
Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя. У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:
«Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил»
III. Домашнее задание: написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»











5
Приложение 1
История создания поэмы. .
В 1837 году Лермонтов задумал написать« записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных , книг не читал. Страстная душа томится». От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди»- монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удаётся бежать. В этих двух произведениях, где большое место занимают монологи-исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году. Именно в.ней замысел Лермонтова нашёл наиболее совершенное воплощение.
Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия XII. Там, по свидетельству родственников поэта А.П. Шан- Гирея и А.А.хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах древней обители.
Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.






























Приложение 2
В 1 – й Книге Царств (гл.14), откуда Лермонтов взял строку для эпиграфа, рассказывается следующая история.
Во время битвы с врагами «люди израильские были истомлены; а Саул (их царь) весьма безрассудно заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи»
Только сын Саула Ионафан «протянул конец палки, которая была в руке его, обмакнул её в сот медовый и обратил её и к устам своим, и просветлели глаза его». Правда, Ионафан не знал о заклятии отца. Но когда ему сказали о заклятии, он возмутился: «Смутил отец мой землю: смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил этого мёду».
Бог дал знамение Саулу, а тот, узнав, что его сын, Ионафан, нарушил заклятие, решил казнить его. И тогда Ионафан произнёс знаменательные слова: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот я должен умереть» (ср. «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю») Важна интонация, с которой произносятся эти слова. Из библейского контекста ясно, что Ионафан говорит не в смирении, не в отчаянии. На смирение он вообще был не способен; и позднее он вступал во враждебные отношения с отцом, и тот называл его «сыном негодным и непокорным». Слишком незначителен «грех» («Я отведал немного мёду») и несоразмерно велико наказание («и вот я должен умереть») – таков смысл слов Ионафана. Интересно, что, когда Саул так же несправедливо осудил на смерть друга Ионафана Давида, Ионафан гневно бросил отцу: «За что умерщвляешь его? Что он сделал?» Недаром народ, несмотря на то что бог косвенно обвинил Ионафана, дав знамение Саулу, единодушно выступил против решения Саула: «Да не будет этого!» И освободил народ Ионафана, и не умер он».2


































Приложение 3
Художественная система романтизма

1. Ведущий принцип романтизма – индивидуализм (сосредоточение на собственном «Я»)


центральная антитеза «личность – мир», где реализуется идея романтического двоемирия


не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины.

2. Самоценная личность
Личность (микрокосмос) – это центр мира, равновелик и противопоставляется остальному миру (макрокосмосу)
А) Внутренний мир – это малая духовная, но Вселенная, где всё пропущено через душу. Тело для романтиков – признак второстепенный, смерть не означает окончания жизни.

Б) Внешний мир никогда не изучался представителями романтизма как самостоятельный. Всё отражено в душе. Только проникнув в неё, можно судить об окружающем мире. О действительности судят душой – это было открытием романтизма.

В) Характер героя суверенен и самоценен. Он взят вне каких – то обстоятельств. «Всё, чем я наделён, я обязан себе»

Романтический герой изначально одинок


Главным приёмом раскрытия образа является исповедь

3. Система жанров
Жанрами романтизма стали лирические произведения: элегия, послание, мадригал. Посвящение, песня. Ведущими жанрами стали баллада и поэма. Лиризм стал основой жанровой системы романтизма.
Поэтика романтизма

Мотив отчуждения:
А) сиротство в мире, одиночество
Б) отчуждение
В) бегство
Портрет героя нормативен.
А) глаза чёрные или голубые ( они привлекают к себе внимание)
Б) взгляд, который свидетельствует о внутреннем богатстве человека
В) высокий лоб. Возможны морщины
Г) чёрные волосы до плеч



Появлению героя всегда предшествует развёрнутый авторский вопрос, который создаёт атмосферу таинственности.


Заголовок 115

Приложенные файлы


Добавить комментарий