цикл уроков по творчеству Чехова А.П.

Урок по теме: Страницы жизни и творчества А.П. Чехова.


Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Наш сегодняшний урок, посвященный творчеству А.П.Чехова, я назвала словами, принадлежащими самому писателю: “В человеке всё должно быть прекрасно”. Именно эти слова потрясающе мудрого человека, пристально вглядывающегося в обыденное существование простых людей, точно характеризуют творчество самого писателя, эстета, художника слова – Антона Павловича Чехова.

Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями художественного мироощущения писателя, понаблюдаем, как формировалось мировоззрение этого талантливого человека, определим, как отразилась эпоха в его произведениях, убедимся, что всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека.

II. Работа по теме.

- Итак, тема нашего урока: “В человеке всё должно быть прекрасно”

(Страницы жизни и творчества А.П.Чехова)

Дальнейшая работа осуществляется с применением презентации учителя “Страницы жизни и творчества А.П.Чехова”

1. Рассказ о детских и юношеских годах Чехова, оказавших влияние на формирование личности будущего писателя

Вывод: Непросто, очень непросто складывалась судьба Чехова. Но это были годы большой внутренней работы для него, голы раннего становления, когда он учился быть независимым, несмотря на трудности жизни, когда он “выдавливал из себя раба по каплям”. Но была огромная воля к жизни, был свой, чеховский юмор, душевная свобода.

“Не стоять ниже уровня среды, в которую попал” - вот, пожалуй, один из девизов Чехова.

2. Московский период.

Ещё в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических журналах.

Писать – было его внутренней потребностью (работа со слайдами 11-16 Приложения).


Художественный талант Чехова формировался в 80-е годы XIX века, в эпоху переоценки ценностей. Нельзя не обратить внимание на особый авторский почерк: его авторский голос скрыт, он изображает общую картину жизни по мельчайшим её деталям. Особенности рассказов Чехова: шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Основной лейтмотив творчества – призыв к духовной свободе и раскрепощению человека.

3. Третий этап творчества (с 1892 года).

Слово учителя о жизни Чехова в Мелихово. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что Чехов был чрезвычайно скромен, не терпел шума вокруг своего имени. Скромность писателя, его равнодушие к славе – вот отличительная черта Чехова. И жизни, и в литературе он стремился к простоте и скромности. Но в то же время он был настоящим борцом за лучшую, светлую жизнь.

3.1.Чехова тревожит будущее страны, его волнуют политические вопросы, он проявляет интерес к общественным проблемам. В повести “Палата №6” дана законченная и бескомпромиссная характеристика современной Чехову социально-политической действительности. “Всюду палата №6”. Это – РоссияПалата – это Русь”.

3.2. Тема любви позволяет поставить этические вопросы, изучить человеческий характер во всех проявлениях

3.3.Тема футлярной жизни – одна из главных тем творчества Чехова. Писатель считает, что футляр – это собственническая сытость, самодовольство; человека не может удовлетворять только лично счастье, он должен стремиться к иной деятельности . Рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” - опровержение основ существующего общественного строя России.

3.4. Тема “дворянских гнёзд” поднята и в повести “Дом с мезонином”. Здесь Чеховым резко подчёркнуты черты изжитости, дряхлости, обречённости. Главная мысль повести – любовь покидает мир, в котором люди одержимы претензиями на право владения истиной и забывают мудрость: “никто не знает настоящей правды”.

- Мы ещё познакомимся с прекрасными произведениями Чехова, созданными в Мелихово, в том числе и с такими, как “Ионыч”, “Попрыгунья”, “Дуэль”, где увидим Чехова-философа, увидим, что его отрицательные персонажи не всегда однозначно плохи, положительные не во всём и всегда правы. А главное, герои не статичны, их характеры меняются. Под слоем бытовых, вроде бы не слишком интересных подробностей, скрыт глубокий философский подтекст.


III. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок, посвящённый теме: “В человеке всё должно быть прекрасно”( по страницам жизни и творчества А.П.Чехова).Наш сегодняшний разговор не должен остаться незамеченным, потому что мы сегодня открыли Чехова-мыслителя, глубоко переживающего за судьбы людей, страны, Чехова - непримиримого борца за освобождение человека от внутреннего рабства, призывающий к духовной свободе и раскрепощению Нас ждут замечательные уроки-“погружения”в рассказы, повести, драматургию Чехова... Мы поговорим и о социальном конфликте, и о любви

А сейчас мне очень хочется отметить всех, кто готовился к этому уроку-открытию вместе со мной и помог мне его провести.

IV. Домашнее задание.

Читать рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”




Тема урока: Гибель души в рассказе А. П.Чехова «Ионыч»

Цель: Раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскуднения личности в рассказе;

Обучение комментированному чтению в сочетании с эвристическим методом.

Развитие умений учащихся лингвостилистического анализа художественного произведения.

Ход урока

Слово учителя.

Чехов рассказе «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскуднения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени.

Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о духовной деградации человека? Он обостренно воспринимал новые веяния времени и предчувствовал зреющие в стране перемены. Только в 1898 году им были созданы рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «По делам службы», «Душечка», «Новая дача». В этих рассказах критика времен Чехова заметила изменения в авторской манере. «Всюду за фигурою рассказчика, - писал А. Измайлов в «Биржевых ведомостях» 28 августа 1898 года – виден субъективист автор, болезненно чувствующий жизненную нескладицу и не имеющий силы не высказаться Объективное, спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, а философия факта».

Чтобы понять это, надо обратиться к истории создания рассказа «Ионыч» и его содержанию.

2. Сообщение (презентация) учащегося «История создания рассказа А. П. Чехова «Ионыч»»

3. Работу над рассказом построена в форме лингвостилистического анализа:

Какова центральная тема рассказа?

Какова основная идея произведения?

Какова композиция рассказа?

Слово учителя.

Как и в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

Необходимо проанализировать первые предложения, т.к. они несут наибольшую эстетическую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных украшение города С. Казалось бы, ничто не вызывает сомнения. Но так ли это? Ещё раз перечитаем начало текста (учитель или один из учеников зачитывает вслух первый абзац рассказа).

Итак, чеховская манера повествования отличается лаконичностью, простотой. Писатель сразу вводит читателя не только в ход событий, но и одним-двумя предложениями рисует обстановку. Но Чехов редко выражает свою точку зрения, давая, обычно, читателям домыслить то, на что лишь сделан намёк (подтекст). Так и первое предложение начинается придаточным предложением, стоящим перед главным. Такое построение не случайно. Оно сразу же акцентирует внимание читателя на том, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Точно также думают и местные жители, о чем свидетельствует вставная конструкция «как бы оправдываясь».

(В литературном произведении идейно-нравственную ценность представляют даже такие, казалось бы, незначительные художественные элементы, как позиция главных и придаточных предложений, порядок слов, использование вводных предложений).

Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев, (фамилии у Чехова как правило, «говорящие»).

- О чем заставляет задуматься фамилия этого героя?

- Каковы взгляды, характер человека?

Анализ 1 главы.

Итак, о Старцеве известного пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком.

Обратите внимание на такую художественную деталь (чтение последнего предложения 3-го абзаца рассказа).

Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на таких художественных деталях: «своих лошадей у него не было». Замечание это специально для читателя (вводное предложение выделено скобками), а сам автор знает, что будет дальше.

Очень важно научиться «чувствовать» автора, видеть его точку зрения на описываемые события. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед ними не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: «Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - не хотелось вставать».

- Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

(Автор считает, Что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна. Но после трудного, полного тяжелой работы дня можно слушать все, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.)

- А как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили?

(Найдите описание этого эпизода в тексте и зачитайте вслух).

(Старцев впервые видит таланты Ивана Петровича. И снова мы видим глазами автора: «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, и предлагал смешные задачи и сам решал же их, и все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку : большинский, недурственный, покорчило вас благодарю».)

- Какой вывод можно сделать по этому эпизоду?

(Чехов дает понять, что это остроумие никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой.)

Вывод:

Мы видим через основные художественные детали, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье – люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов.

Старцев почти того же мнения о творчестве Вера Иосифовны, но на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, надоедливая, бездарная, но все же это культурные звуки.

Итак, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно», не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Анализ 2 главы.

Между событиями, описываемыми в перврой и второй главе, прошло больше года. Время здесь – важная художественная деталь.

Что же изменилось за этот год?

Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? Найдите отрывки в тексте рассказа.

Может быть, Котик – редкое исключение из читателей города С., и чтение свидетельствуют о ее духовности?

Что вынесла Котик из знакомства с Писемским?

(Только одно – смешное, с ее точки зрения отчество писателя. Это не случайная деталь. Чехов использует ее еще раз, чтобы показать легкомысленность этой героини (недаром ее называют Котик), неумение видеть главное, настоящее как в литературе, так и в жизни, в сцене отказа Дмитрию Ионычу в 3 главе: “Я хочу быть артисткой, хочу славы, успеха, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой – о, нет, прости же!...”.)

Как и многие писатели А.П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь дает Старцеву еще один шанс остаться человеком.

Получив записку о свидании, Дмитрий Ионыч ни минуты не сомневался, что на кладбище ее не будет, что он сам уже не способен на такие глупости: “Так думал Старцев, бродя, в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище”. Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью: “У него уже былы своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке”.

Когда Старцеы оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предолжением.

Читатель к такому концу уже внутренне готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: “У Старцева перестало беспокойно биться сердце” и т.д.).

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктирным, что подтверждается повторением художественных деталей.

Анализ 4 главы.

Как всегда, эстетически насыщен первый абзац. Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов повторяет: “Но вот прошло 4 года”.

- Какие изменения произошли в семье Туркиных?

- Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

Слово учителя.

Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

5 глава – итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. Зачитываем первый абзац.

Вспоминем начало рассказа. Обывательский город С. и Старцев – два противоположных полюса. В конце старцев уже свой, такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут уже прото Ионычем. Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя человеком. Эту мысль подчеркивает как бы вскользь замеченное автором: “за все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней”.

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остается и следа. Вот и все что можно сказать про него.

А что же с Туркиными? У них все по-прежнему. Конец рассказа по-чеховски “не закончен”. Это как бы кусок, выхваченный из жизни. Потому и глаголы употреблены здесь не в форме прошедшего времени, как во всем рассказе, а в форме настоящего, так называемого абстрактного: “Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:

Прощайте, пожалуйста! И машет платком”.

4. Поисковое задание:

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно – его моральное и духовное опустошение.

Что можно сказать о композиции рассказа в целом?

Вывод учителя: итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чухова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное изображение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждения, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если человек подменяется сила обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, приходит омертвление человеческой души – самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступал перед действительностью, он всем своим существом врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом,уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмыслены и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Но все же создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула и других людей, как врачи Кириллов (“Враги”) и Дымов (“Попрыгунья”). Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

5. Рефлексия:

Какие выразительные средства несут в рассказе “Ионыч” наибольшую художественно-эстетическую нагрузку и рассказывают основную мысль произведения?

Как используются художественные детали в раскрытии образа Старцева?

С помощью, каких изобразительных средств создается автором собирательный образ жителей города С.

Почему рассказ является протестом против разрушения человеческой личности?

Как вы понимете призыв: “Берегите в себе человека!”?

Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же этого сатира, которая разоблачает слабого и безвольного героя?

6. Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру на тему “Есть ли настоящая жизнь в рассказе “Ионыч”.































Смысл названия рассказа А.П. Чехова
«Человек в футляре»
Цели урока:

Объяснить смысл названия рассказа.
Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст.
Развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения, а также развитие мышления, устной речи.

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Итак, сегодня нам предстоит разговор о произведении А. П. Чехова "Человек в футляре".
Учитель. Мы продолжаем чтение и обсуждение чеховских рассказов в рамках празднования юбилея А. П. Чехова. Вы уже познакомились с некоторыми его юмористическими рассказами, Также мы говорили и о том, что Чехов был мастером короткого рассказа. Прочитаем высказывание М.Горького о писательской манере А. П. Чехова.
Как вы его понимаете?
Обсуждение.
Учитель. Сегодня на примере рассказа "Человек в футляре" мы снова убедимся в том, что это действительно так, что каждое слово в произведениях Чехова несёт определённый смысл.
Учитель. Ребята, дома вы прочитали рассказ А. П. Чехова "Человек в футляре". Понравился ли вам этот рассказ?
Ответы учащихся.
Учитель. Как построен рассказ?
- Рассказ в рассказе. Приём обрамления.
Учитель. Кто эти запоздавшие охотники?
- Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин.
Учитель. Кто рассказывает о Беликове?
- Учитель гимназии Буркин.
Учитель. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
Учитель. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра? Обратимся к вашим читательским дневникам. Зачитывайте цитаты, давайте свою интерпретацию, делитесь чувствами и догадками.
III.
"Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу".
Вывод: Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу - ключ к рассказу. Такие люди - явление нередкое.
Учитель. Что говорится о Беликове?
- Товарищ Буркина. Умер месяца два назад.
Чем он примечателен? (зачитываем цитаты из читательского дневника).
Учитель. А сейчас проведём лексическую работу: выписываем ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова.
Тёплое пальто на вате Зонтик в чехле
Калоши Нож в чехольчике
Лицо "в чехле" - поднятый воротник Часы в чехле из серой замши
Тёмные очки Вата в ушах
Коляска с поднятым верхом Стремление окружить себя оболочкой
Преподавал древние языки Мысль запрятать в футляр
"Как бы чего не вышло" Спальня точно ящик
IV. Беседа по вопросам.
Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?
- Беликов выступал на педсоветах:
":на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло:"
- Имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает:
"Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью".
- Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом.
"Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко".
Как к Беликову относятся коллеги?
- Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят.
"Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!"
Так кто виноват в том, что Беликов терроризирует весь город?
- Те самые умные, образованные, интеллигентные люди.
Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих?
- Беликов едва не женился.
Какое участие приняли окружающие в этом событии? (пересказ эпизода)
- Все стали уверять его, что он должен жениться (пересказ эпизода).
Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко?
- Возненавидел.
"Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.
- Не понимаю, - говорил он нам, пожимая плечами, - не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая:"
- По какой причине первого мая Беликов вышел из дома "зелёный, мрачнее тучи?"
- Карикатура, нарисованная на Беликова во множестве экземпляров.
"Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: "влюбленный антропос". Выражение схвачено, понимаете ли, удивительно. Художник, должно быть, проработал не одну ночь, так как все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, - все получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление".
Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий?
- Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде.
"- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?
- Что же тут неприличного? - сказал я. - И пусть катаются себе на здоровье.
- Да как же можно? - крикнул он, изумляясь моему спокойствию. - Что вы говорите?!"
- Разговор Беликова с Коваленко. Беликов: "Я должен доложить:"
Какое слово находит Михаил Саввич?
- Фискал.
Чем заканчивается разговор?
- Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы.
"- Доложить? Ступай, докладывай!
Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?"
Показ отрывка из кинофильма "Человек в футляре".
Здесь "спуск с лестницы" символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения.
Чем закончилось сватовство?
- Заливчатым варенькиным "ха-ха-ха". Эта сцена его убила.
"Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом:
- Ха-ха-ха!
И этим раскатистым, заливчатым "ха-ха-ха" завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал".
Беликов в гробу. Как понять фразу: "Хоронить таких людей: большое удовольствие"? (Кощунство).
Рассуждения ребят.
Чего достиг Беликов?
- Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр - гроб. Лежит там, улыбаясь.
Что изменилось в жизни города?
- Ничего. Таких людей много.
Конец рассказа. Мавра уходит. Что говорит Иван Иваныч?
Читаем.
Как реагирует Буркин?
- Это из другой оперы. Спать пора.
Вывод: Буркин тоже человек в футляре. (Обратить внимание ребят на начало рассказа: "Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках".)
V. Подведение итогов.
В чём смысл названия рассказа?
Рассуждения ребят
Учитель. В финале рассказа читателю предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый футляр в окружающей жизни. Приходится признать, что человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра. И жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова "Человек в футляре" показывает, насколько сильной бывает пошлость, мешающая человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но, тем не менее, такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что все-таки с пошлостью можно справиться. От человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявить истинные чувства
VI. Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос: в чём смысл названия рассказа А. П. Чехова "Человек в футляре"?

Работа над рассказом «Дама с собачкой»:

Беседа по тексту:

Где происходят события, описанные в рассказе?

Что нам известно про главных героев до момента их знакомства?

Оба героя – семейные люди. Чего не хватает в их семейных отношениях?

На чем строятся их семейные отношения?

С какой целью, кроме отдыха, приехали герои в Ялту?

Работа с текстом:

Какой «горький опыт» имел Гуров?

Какое впечатление Гуров производил на женщин и почему ему было скучно в компании мужчин?

Почему Гуров решил, что даме с собачкой «нудно тут»?

С какой целью Гуров решил познакомиться с «дамой в берете»?

Какое впечатление произвела Анна Сергеевна на Гурова?

Зачитайте, чем отличалась Анна Сергеевна от предыдущих женщин Гурова!

Почему героиня не хочет и не может оправдать свое поведение?

Как Гуров отнесся к откровению Анны Сергеевны?

Расскажите, какими были отношения героев до того, как они разъехались по домам.

Зачитайте эпизод, где рассказывается про состояние героя после возвращения домой (гл. 3 – в начале).

Попробуйте ответить на вопросы, которые ставит себе Гуров.

Опишите состояние Гурова, когда он решил встретиться с Анной Сергеевной.

Расскажите про встречу героев в театре.

Как дальше развивались отношения героев? Зачитайте отрывок (глава 4: «у него было 2 жизни»).

Докажите цитатами из текста, что герои по-настоящему любят друг друга.

Подумайте, почему любовь Анны Сергеевны и Гурова приобретает трагическое звучание.

Обобщение материала:

Подумайте, почему Чехов назвал рассказ «Дама с собачкой».

А какое название дали бы вы этому рассказу?

Как вы думаете, что хотел сказать Чехов, описав нам эту историю?

Слово архивариусу. История создания этого рассказа.

Внимание! Задание!

Учитель: Этот рассказ не имеет сюжетного завершения. Как вы думаете, почему? И как дальше сложится судьба героев?

Обобщение материала:

Таким образом, можно подвести итог:

Чехову важно сказать не то, куда хотят уйти герои, а то, от чего они бегут.

Трагическая судьба героев заставляет задуматься над тем, почему люди несчастны, что надо делать, чтобы привнести в жизнь радость, искренность, любовь.





























Предметная тема: «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».

Ход урока.

Оргмомент. Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».
Что вы знаете о Чехове, какие его произведения читали?
Слово о писателе. Индивидуальный ответ.
Работа с текстом (беседа)
Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?
(Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)
О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?
(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)
Как развивались отношения между героями?
(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)
Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?
(Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, , которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

4.Словарная работа.
Что такое счастье?

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.
Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?
(На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, чтомешало любить».)

Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
(Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

Какое значение имеют картины природы в рассказе?
«Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
В конце рассказа пейзаж преображается: «дождь перестал и выглянуло солнцепрекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)

5.Решение основной проблемы урока:
Что мешает счастью героев?

Прочитайте слова Л.Н.Толстого –
«Любовьобращает жизнь из бессмыслицы в нечто
осмысленное, из несчастья делает счастье.»
Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связиЛюбовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья?
(Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)

Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди?


6.Подведение итогов урока.
О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
К каким выводам вы пришли?
































Пьеса “Вишневый сад” занимает особое место в творчестве А. П. Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекли их на положение жертвы. В “Вишневом саде” действительность выражается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами. На смену дворянству идут люди деловые и практичные, они настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколениям принадлежит право изменить эту “нескладную, несчастливую жизнь”. Отсюда основная идея пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии, призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости.
Эта идея раскрывается в ясной группировке основных образов пьесы. Прошлое России представляет поместное дворянство неразумные владельцы вишневого сада Гаев и Раневская; русскую буржуазию купец Лопахин. Аня, дочь Раневской, и студент Петя Трофимов будущее страны.
Вера в будущее России, в неограниченные возможности народа, который создаст новые сады, вот авторское отношение к жизни, идейная основа глубокого лиризма пьесы. Заброшенная часовенка, около которой могильные плиты, а за ней “далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город”, напоминает об умирании прошлого и рождении будущего, нового. Ощущение близкой катастрофы владельцев вишневого сада, их унылое, подавленное настроение передает двукратное повторение отдаленного звука лопнувшей струны, “замирающего, печального”. Мечте о будущем противостоит уродливая жизнь людей-“недотеп”. Причем Чехов сознательно обнажает столкновение мечты и действительности.
Создавая характеры людей, которым присущи типические черты той или иной общественной группы, писатель избрал наиболее трудный путь. Неизбежность крушения прошлого становится совершенно очевидной, когда мы видим не худших, а лучших его представителей. По своим личным качествам и Раневская, и Гаев, и Симеонов-Пищик люди скорее хорошие, чем плохие. И все-таки все они “существуют неизвестно для чего”, так как их общие, наиболее характерные черты присущи отживающей паразитической жизни.
“Хороший она человек. Легкий, простой человек”, говорит о Любови Андреевне Лопахин. И действительно, внешне она добра, обаятельна, непосредственна. Когда слышишь ее трогательное обращение к детству, чистоте, саду, то веришь в искренность ее слов. Речь героини изобилует эмоциональными выражениями, эпитетами и сравнениями. Но эмоциональность часто переходит в излишнюю манерность и чувствительность. Эта особенность ее речи не оставляет сомнения в том, что Раневская не способна на действительно глубокое чувство.
На Раневскую похож ее брат Гаев. Перед лицом жизни он слаб и беспомощен. Он не понимает происходящих изменений, умеет говорить только юбилейные речи и этим пустым фразерством создает иллюзию яркой и полезной жизни. И брат, и сестра непрактичны, неспособны к делу, но очень любят высокие слова.
Итак, все органически присущие представителям дворянского мира качества оказываются той причиной, благодаря которой становится естественным процесс его отмирания как класса.
Новую силу, которая пришла на смену дворянству, представляет Лопахин делец, коммерсант, практик. И опять Чехов сознательно изображает лучшего, наиболее симпатичного представителя русской буржуазии. Лопахин выгодно отличается от Раневской и Гаева своей энергией и деловыми качествами. Ему присущи облагораживающие черты раздумья, он тонко чувствует красоту мира. Параллельно с этим автор обнажает хищническую сущность лопахиных: ведь рубит же в конечном счете купец вишневый сад. Лопахины настоящее, но они необходимы России лишь на определенном этапе развития.
“Вечный студент”, разночинец, сын лекаря, Петя Трофимов представляет демократические силы страны, которые противостоят и паразитизму барства, и разрушительной деятельности новых хозяев жизни. Героя отличает горячая вера в торжество справедливой социальной жизни в недалеком будущем. Вот почему этот человек исключительно честен, не скован традициями и предрассудками, лишен меркантильных интересов. В нем отражаются революционные настроения демократического студенчества. С другой стороны, в образе Пети присутствует та же “недотепистость”, что и в персонажах “прошлого”. Так Чехов выражает некоторое сомнение в способности героя к чему-либо, кроме красивых речей. Но так или иначе, а своей критикой несправедливой жизни, защитой человеческого достоинства, призывами к свободной жизни Петя содействует пробуждению сознания юной Ани, зарождает в ней жажду разумного, духовно богатого, светлого мира.
Идеи Трофимова падают на благодатную почву. Аня доверчиво впитывает их в себя. Но путь Ани к новой жизни труден. По складу характера она во многом близка к матери: питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы девушка беспечна, быстро переходит от озабоченности к легкомысленному веселью. Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать со старым жизненным укладом. Ее эволюция происходит на наших глазах. Новые взгляды героини еще наивны, но она навсегда прощается с прошлым. Уходя вместе из старого дома, Петя и Аня говорят: “Прощай, старая жизнь!”, “Здравствуй, новая жизнь!” И им хочется верить...
В пьесе “Вишневый сад” показаны три поколения, противоборствующие друг с другом. В этой сложной борьбе побеждает молодость будущее России.


























Пьесу «Вишневый сад» называют лебединой песнью Чехова. Ею и был завершен творческий путь писателя. В «Вишневом саде» автор выразил свои убеждения, мысли, надежды. Чехов считает, что будущее России принадлежит таким людям, как Трофимов и Аня. В одном из писем Чехов писал: «Студенты и курсистки - это хороший и честный народ. Это надежда наша, это будущее России». Именно они, по мнению Чехова, и являются истинными хозяевами вишневого сада, который автор отождествлял с родиной. «Вся Россия - наш сад», - говорит Петя Трофимов.

Владельцами вишневого сада являются потомственные дворяне Раневская и Гаев, Поместье и сад - собственность их рода на протяжении многих лет, однако хозяйничать здесь они уже не могут. Они - олицетворение прошлого России, за ними будущего нет. Почему?

Гаев и Раневская - люди беспомощные, праздные, не способные на какие-либо активные действия. Они восхищаются красотой цветущего сада, он навевает нос-тальгические воспоминания у этих людей, но и только. Их имение разоряется, а эти люди не могут и не пытаются ничего сделать ради того, чтобы положение каким-то образом поправить. Цена такой «любви» невелика. Хотя Раневкая и говорит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно». Но возникает вопрос, что это за такая любовь, если она уехала из России пять лет назад и вернулась сейчас только потому, что потерпела фиаско в личной жизни. А в финале пьесы Раневская вновь покидает Родину.

Конечно, героиня производит впечатление человека с открытой душой, она сердечна, эмоциональна, впечатлительна. Но эти качества сочетаются с такими чертами ее характера как беззаботность, избалованность, легкомыслие, граничащие с черствостью и безразличием к окружающим. Мы видим, что на самом деле Раневская равнодушна по отношению к людям, даже порою жестока. Иначе как объяснить тот факт, что она отдает последний золотой прохожему, а прислуга в доме остается жить впроголодь. Она благодарит Фирса, справляется о его здоровье, и оставляет старого, больного человека в заколоченном доме, просто-напросто позабыв о нем. Это, по меньшей мере, чудовищно!

Как и Раневская, Гаев обладает чувством прекрасного. Хочется отметить, что он больше, чем Раневская производит впечатление барина. Хотя этого персонажа можно назвать точно таким же бездейственным, беспечным и легкомысленным, как и его сестра. Словно маленький ребенок, Гаев не может отказаться от привычки сосать леденцы и даже в мелочах рассчитывает на Фирса. Его настроение очень быстро меняется, это непостоянный, ветреный человек. Гаев расстраивается до слез от того, что имения продаются, но едва он услышал стук шаров в бильярдной, то сразу повеселел, подобно ребенку.

Безусловно, Гаев и Раневская - это воплощение прошлой уходящей жизни. Их привычка жить «в долг, за чужой счет» говорит о праздности существования этих героев. Они точно не хозяева жизни, поскольку даже их материальное благополучие зависит от каких-либо случайностей: или это будет наследство, или ярославская бабушка пришлет им денег для того, чтобы рассчитаться с долгами, или денег одолжит Лопахин. На смену таким, как Гаев и Раневская, приходят совершенно иного склада люди: сильные, предприимчивые, ловкие. Одним из таких людей является другой персонаж пьесы Лопахин.

Лопахин воплощает настоящее России. Родители Лопахина были крепостными, но после отмены крепостного права судьба этого человека изменилась. Он выбился в люди, разбогател, и теперь в состоянии купить имение тех, которые когда-то были его хозяевами. Лопахин чувствует свое превосходство над Раневской и Га-евым, да и те относятся к нему с уважением, поскольку осознают свою зависимость от этого человека. Ясно, что Лопахин и такие люди как он очень скоро вытеснят родовитых дворян.

Однако Лопахин производит впечатление человека, который является «хозяином жизни» только в данный, короткий промежуток времени. Он не хозяин вишневого сада, а лишь временный его владелец. Вишневый сад он собирается вырубить, а землю продать. Думается, что, приумножив свои капиталы от этого выгодного ему предприятия, он все же не займет в будущем господствующего места в жизни государства. В образе этого персонажа Чехову мастерски удалось изобразить причудливое и противоречивое соединение черт прошлого и настоящего. Лопахин, хотя и гордится нынешним положением, ни на секунду не забывает о своем низком происхождении, в нем слишком сильна обида на жизнь, которая, как ему кажется, была несправедлива к нему. Очень скоро читатель и зритель понимает, что Лопахин всего лишь промежуточная ступень между прошлым и будущим поколениями.

В пьесе Чех«Ьва мы видим и персонажей, противопоставленных разрушительной деятельности Лопахина и бездействию Раневской и Гаева. Это Аня и Петя Трофимов. Именно за такими людьми, по мнению автора, будущее России. Трофимов - горячий искатель правды, который искренне верит в торжество справедливой жизни в ближайшем будущем. Студент Петя Трофимов беден, терпит лишения, но как человек честный отказывается от жизни за чужой счет. Он говорит много о том, что необходимо переустройство общества, но реальных поступков пока не совершает. Но он прекрасный пропагандист. Это один из тех, за кем идет молодежь, кому верят. Аню увлекает призыв Трофимова изменить жизнь, и в конце пьесы мы слышим ее слова, призывающие «сажать новый сад». Автор не дает нам возможности увидеть плоды деятельности представителей нового поколения. Он лишь оставляет нам надежду на то, что слова у Пети Трофимова и Ани не будут расходиться с делами.

Три поколения людей изобразил Чехов в своей пьесе «Вишневый сад», и каждый персонаж олицетворяет жизнь России: Раневкая и Гаев - прошлую, Лопахин - настоящую, Трофимов и Аня - будущую. Время показало, что Чехов был абсолютно прав - в скором будущем русский народ ожидала революция, и именно такие люди как Трофимов и вершили историю.
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий