Презентация в помощь по подготовке к написанию сочинения — части С на ЕГЭ.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Проблема экологии души
в произведениях русских
писателей
ХХ

века.

Материалы к части С ЕГЭ по
русскому языку.

Дьяченко Е. В.




В литературе 60
-
х годов XX столетия
появилось немало произведений,
осмысливающих с новой высоты
общественного сознания характер
современных противоречий. Новизна
общественной и духовной жизни
сказалась в углубленном исследовании
социальных конфликтов, в объективном
воссоздании сложной нравственной
атмосферы общества, в активном
интересе к внутренней жизни


как
отдельного человека, так и всего народа.

Валентин Григорьевич Распутин





Родился в 1937
году

В
с.Аталанка

Усть
-
Удинского

района

Иркутской
области.




Произведения В. Распутина
выразили общественную потребность
подвести итоги пережитому, обобщить
нравственный опыт народа, выразить
его этический идеал. Реакцией на
потребность общественного
самопознания, на поворот к новому,
к исследованию богатейших запасов
духовности и человечности стала
повесть
"Прощание с Матерой".


Прощание с прошлым…


И опять наступила весна, своя в своем
нескончаемом ряду, но последняя для Матеры,
для острова и деревни, носящих одно название.


В связи со строительством новой ГЭС
островная деревня Матера окажется затоплена.
Строился уже новый посёлок для совхоза, а
старые деревни решено было, чтобы не возиться
с хламьём, пустить под огонь.
Немногочисленные ее обитатели готовятся к
переселению. Умирающая мать зовет к себе
детей. Все, каждый по
-
своему, прощаются с
родными местами...


Раннее утро. Туманная долина. По бесконечной
водной глади плывет лодка.







У кого нет
памяти


у
того нет
жизни.


В. Распутин.

«Что требуется, то и будем делать…»


Раннее утро.
Туманная долина. По
бесконечной водной
глади плывет лодка.



Это бригада рабочих,
которые должны
подготовить к
затоплению целый
остров, на котором
стоит деревня.

Деревня


территория затопления


Кто сможет согласиться с этими "чужими" людьми,
с этими важно
-
официальными санитарами и
"
пожогщиками
", с этими "представителями", для
которых деревня


всего лишь "территория", "зона
затопления". Потому они решительно завоевывают
ее, покоряют, не слишком разбираясь в средствах.
"Зона затопления", "территория"


применимы ли
эти слова к земле, которая тебя вскормила и на
украшение которой ты сам отдаешь все свои силы?
Конечно, нет! Потому до последнего пытаются
протестовать старики и женщины из деревни,
отстаивая каждый кусочек родной земли. Но разве
способны их доводы, их отчаяние пробудить сердца
тех, для кого сами эти люди


лишь "граждане
затопляемые"?!


Трагедия души


Затопление земель


не просто перемена в
жизни, быте, привычках людей. Это трагедия
человеческой души, души всего народа, корнями
своими вросшего в эту землю. И сам вид
изменившейся деревни красноречивее многих
слов говорит об этой трагедии: "Та Матера и не
та... Все на месте, да не все так: гуще и нахальней
полезла крапива, мертво застыли окна в
опустевших избах и растворились ворота во
дворы


их для порядка закрывали, но какая
-
то
нечистая сила снова и снова открывала, чтоб
сильнее сквозило, скрипело да хлопало... "


История деревни


история народа


И дело даже не в том, что будет затоплена самая
лучшая, плодородная земля , а в том, что это
-

земля, "веками ухоженная и удобренная дедами и
прадедами и вскормившая не одно поколение". Это
уже не просто деревня, не просто остров


это
история целого народа, который веками жил здесь,
работал, "поливал своим потом каждую борозду". С
этой землей связаны мечты, надежды, достижения и
потери, радость и счастье. А теперь


невыносимая
боль. Ведь здесь, в этой земле лежат те самые деды и
прадеды. Здесь


вся память народа. А ее
приказывают уничтожить. Вот так просто, в один
момент, лишить людей всего, что составляет основу
их жизни, основу их духовности, нравственности!


"Под лицом надо уважение
к людям иметь, а не
однуё

шляпу".


"Вы знаете, на этом месте разольется море,
пойдут большие пароходы, поедут люди...
Туристы и интуристы поедут. А тут плавают
ваши кресты",


заявляет жителям деревни
товарищ Жук. Там "поедут люди"! А кто же тогда
здесь, сейчас? Этих несчастных даже и за людей
не считают. Тех, чья история связана с Матерой,
кто любил свою родную землю, берег, обогащал,
ценил как самое дорогое в жизни, чиновники и
исполнители ни во что не ставят. Их даже не
удостоили объяснением происходящего: "Что
требуется, то и будем делать. Тебя не спросим".




«Мертвых
грабют
!». С этого начинается тот
этический, философский конфликт, который
приобретает затем форму противостояния памяти и
беспамятства, времени и временности, ценности и
цены. Многое могли бы старухи снести молча,
безропотно, многое, но не это: «Мертвых
грабют



что в их сознании оценивается однозначно:
совершают надругательство. Именно этот конфликт
демонстрирует разное отношение людей к одному и
тому же: что для одних свято, то для других
буднично, что для одних вечно, то для других
бренно. Так, для работников
санэпидемстанции

все
это


чужое, абстрактное, к чему они не имеют
отношения: приказали


выполняют. Для Дарьи и
других
материнцев

кладбище


нечто святое, быть
может, крепче всего связывающее их с жизнью. Не
зря даже сдержанная Дарья ударила одного из
мужиков палкой, со справедливым гневом
вопрошая: «А ты их тут хоронил?

«Смиренно стояли избы в общем
ряду, ведая свою судьбу…»


Глубоким уважением к людям, живущим на
острове сейчас, и тем, кто жил здесь раньше,
проникнуты сердца
матёринцев
. Уважением
ко всему, что создано руками народа, ко
всему, что является частью их истории, их
жизни, частью их души. Именно поэтому
такими проникновенными лирическими
словами и красками описывает автор
прощание людей с собственным жилищем, с
могилами близких.







«Неуважение к предкам есть первый признак
безнравственности »,


говорил Пушкин. И в
этом смысле
материнцы

являют собою как раз
образец людей высочайшей нравственности.
Они чувствуют и свою вину, что не смогли, не
успели противостоять, упредить содеянное. Их
готовность защищать кладбище буквально с
оружием в руках


это естественная потребность
нравственного человека отстаивать честь своего
рода, тех, кто дал ему жизнь и кто уже не в
состоянии постоять за себя, но кто уходил в мир
иной в уверенности, что это сделают потомки


не дадут в обиду. Иначе, зачем они? Как мы
относимся к предкам


далеким ли, близким ли,


так и к нам будут относиться наши потомки,
беря пример с нас.

Образ Дарьи


философский центр
повести


Конечно, в большинстве своем молодежь
была рада переселению, ведь не было у них
за плечами тех лет жизни на острове Матера,
как, например, у старшего поколения.


Самая старая в деревне


старушка Дарья.
Характер видения Дарьи поражает редкой
конкретностью и точностью, она настоящий
“философ”, со своей глубоко оригинальной
мировоззренческой интуицией и системой
ценностей.





Образ Дарьи и есть тот философский
эпицентр, от которого в немалой степени
зависит происходящее. Влияние Дарьи на
односельчан велико и обоснованно. О том,
какова она, мы можем составить представление
из первых же штрихов к ее портрету: «Старуха
Дарья, высокая и поджарая…»; у нее «строгое
бескровное лицо с провалившимися щеками».
«Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на
своих ногах, владела руками, справляла
посильную и все
-
таки немаленькую работу по
хозяйству ». Все в ее хозяйстве прочно и
слажено, прибрано и ухожено


и затевалось
надолго, и продолжается без сучка и задоринки,
по заведенному порядку.


Проблема ответственности перед
памятью предков


Ты не просто человек, творящий себя с нуля
или которого с того же нуля формирует
жизнь, ты


сын или дочь, большая часть
тебя уходит в прошлое, в предков, они дали
тебе все: само существование, оставили в
наследство навыки, умения, средства. Таково
внутреннее,
неизымаемое

ощущение Дарьи.
Отсюда и ее глубоко личная тема
ответственности перед умершими. Поэтому
переселение для нее смерти подобно.





«Ей казалось, что она хорошо их видит,
стоящих огромным клином, расходящихся
строем, которому нет конца, все с угрюмыми,
строгими и вопрошающими лицами»…





Расставаясь со своей избой, Дарья не только
подметает и прибирает её, но и белит, как на
будущую счастливую жизнь. Страшно огорчается
она, что где
-
то забыла подмазать.


В этих завершающих главах обряжение Дарьей
избы


глава особая, она как прощальный
речитатив, реквием. Превозмогая усталость,
старуха белит избу, подмазывает печь, моет
подоконники, пол и окна. И «чем меньше
оставалось дела, меньше оставалось и ее.
Казалось, они должны были изойти враз, только
того Дарье и хотелось». Но судьба распорядилась
иначе: долго еще, всю ночь, оплакивала Дарья
избу сухими слезами, и изба словно понимала,
что с нею делают.





И, видно, кому
-
то это было
нужно: этот поступок Дарьи даже у
одного из поджигателей вызвал
уважение


дом они собирались
сжечь завтра. Сама Дарья,
простясь

с домом, помнила только, что шла
и шла, сама не зная куда,


до
вечера старухи не могли ее найти.

Притча о «царском листвене»


Дарья


как «царский
листвень
», которому в повести
отведена целая глава. До него тоже добрались чужие руки,
которым приказано очистить, оголить остров. Они рубили
листвень

топором


но топор отскакивал обратно, пытались
пилить


не брала его ствол пила, поджигали


но огонь не
приставал. Эта притча напрямую связана с образом Дарьи, с
ее внутренней крепостью, глубокими корнями, нежеланием
и неумением поступаться вечным во имя временного,
бренного. Кажется, что не мимо Матеры, а мимо нее прошли
века, и из каждого века она брала только плодоносное,
жизнетворное, что теперь оберегала в надежде если и не
передать по наследству, то хотя бы сохранить, коли уж
наследникам эта ноша не по плечу. Земля и человек на ней,
природа и люди


это единство, которое со времен
сотворения мира было незыблемым и которое рушится
теперь с затоплением острова. И это единство Дарья
продолжает сохранять в себе.




Природа в повести

Земля и человек на ней, природа и люди


это
единство, которое со времен сотворения мира
было незыблемым и которое рушится теперь
с затоплением острова. И это единство Дарья
продолжает сохранять в себе. В повести
«Прощание с Матерой», как ни в каком
другом произведении Распутина,
равноправным действующим лицом
становится природа, играющая огромную
роль с первой главы (обещание весны) по
заключительную (туман, прячущий остров).






Матёра


часть Вселенной


Природа и символико
-
фантастический ряд позволяют
воспринимать
Матеру

как
самостоятельную часть
вселенной, модель мира,
призванного жить, но
приговоренного к уничтожению
теми, кому сам этот мир дал право
первого вздоха и готов принять
вздох последний.




Ничего не остается
матёринцам

в этой
жизни. Не может душа человека так
просто смириться с навязанными
переменами. Ведь "все, все кругом
родное".


В своей повести Валентин Распутин
в простых и в то же время ярких
красках показал, что противоречия
между государственной
необходимостью переселения и
сложившимся народным бытом,
традициями, историей с самого начала
чреваты острыми конфликтами.


Проблема памяти


нравственная
проблема


«Прости нам, Господи, что слабы мы,
непамятливы и разорены душой…


Как мало в человеке своего, данного ему
от рождения, и сколько в нём от судьбы, от
того, куда он на сегодняшний день приехал и
что с собой привёз…»…


Что должен чувствовать человек, ради
которого жили многие поколения? Ничего не
чувствует…»




Такие моральные качества и чувства,
как благородство, верность, уважение,
гордость, любовь, стыд не существуют в
отвлеченном виде


они должны
подтверждаться поступками. Именно
поступки, дела, а не слова и благие
намерения доказывают, каков человек и
каковы его принципы. Поэтому
человеческая память


как
хранительница нравственного опыта
предыдущих поколений


играет
первостепенную роль в становлении
человека как личности. А без ощущения
человеком связи с прошлым он
становится ущербным недочеловеком.




Изображая несколько поколений одной
семьи, писатель достаточно прозрачно
высказывает мысль о том, что чем ближе к
настоящему, тем связь поколений все слабее.
Вот старуха Дарья, пятидесятилетний Павел и
его сын, Дарьин внук Андрей. Дарья до слова
помнит завет своего отца: «Живи, на то тебе
жить выпало… живи, шевелись, чтоб
покрепче зацепить нас с белым светом,
занозить в ем, что мы были». И она свято
чтит память об ушедших и тем самым
достигает внутреннего ощущения
исполненности

долга перед ними. Сын ее,
Павел, настроен уже менее решительно, он
понимает мать, но то, что ее волнует,


для
него не самое главное: пообещав выполнить
ее просьбу, он так и не сделает этого.




А Андрей и вовсе не понимает, о чем
речь, всерьез ли бабка заводит столь
странный разговор. Для него не
представляет сложности принять решение
пойти строить именно ту плотину, из
-
за
которой и будет затоплен остров. Его
влекут и вдохновляют достижения
научно
-
технической революции,
прогресс, по сравнению с которым Матера


лишь частный случай, песчинка. Такие,
как Андрей, будут созидать, разрушая, и
когда задумаются, будет уже поздно:
сожженные дотла избы не
восстанавливаются, надорванные сердца
не излечиваются.




Поистине философский спор
внука с бабкой, видимо,
оставляет какие
-
то следы в его
сознании, но переубедить его
Дарье уже не удается. Дело ведь
не в том, что прогресс плох,


нет, он необходим. Вопрос в том,
насколько он нравственно
обеспечен, насколько учтена им
душа человека и сам человек не
как придаток прогресса, а как
потребитель его достижений.


Предупреждение писателя


Рушится Матера со всех сторон. Но
среди начинающихся пожаров, среди
вырубок и надругательств сохраняется
все же нечто стержневое, прочное, что
и держит в уверенности: нет, Матера не
погибнет до конца, такое не может
исчезнуть бесследно. Это нечто


не
только отвоеванное кладбище, но и тот
устойчивый миропорядок, расставание
с которым хочет предотвратить
старшее поколение.

Жизненность повести


В "Прощании с Матерой" писатель показал
нам лишь фрагмент того всеобщего процесса
преобразования, который охватил всю страну.
В то время многие критики считали, что в своей
повести писатель "пытался выжать трагедию из
коллизии
нетрагедийной
". Но это на самом
деле была трагедия


трагедия

всего народа. И
если в "Прощании с Матерой" жертвы еще
только духовные, нравственные, то в
последующих произведениях, таких как
"Пожар", уже появятся настоящие
человеческие жертвы, И предпосылки, почва
для этих страшных плодов была взрыхлена
именно там, на затопленном острове. А ведь,
как уже было сказано, все сюжеты Распутин
брал из жизни.


Экранизация повести

Последняя работа режиссёра


Съемки фильма о
деревенской
Атлантиде «Матёра»
по повести
Валентина
Распутина
«Прощание с
Матёрой». должны
были проходить на
озере Селигер, и в
начале июня 1979
года туда была
запланирована
киноэкспедиция
..

Ранним утром 2 июля
1979 года
киносъёмочная
«Волга»
-
пикап на
пустынном шоссе по
неустановленной
причине вышла на
полосу встречного
движения и
врезалась в
мчавшийся
навстречу
грузовик…

Фильм состоялся


Обладающий резко выраженным
индивидуальным стилем, Климов после
гибели Ларисы
Шепитько
, главного
режиссёра фильма, конечно,
доснял

этот
фильм по
-
своему, привнеся элементы
горького символико
-
сатирического
звучания.


На самом исходе застойного времени
картина прозвучала реквиемом не только
по исчезающей родине, но и по уходящее
в прошлое эпохе. Тем не менее, даже у
партийных чиновников того времени не
хватило духу положить его на полку


поэтому фильм все
-
таки вышел в прокат,
но ограниченным тиражом.


Прочтите эти произведения!


Повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с
Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших
современных русских писателей.

В 1981 рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век
живи
-

век люби".

Появление в 1985 повести Распутина "Пожар",
отличающейся остротой и современностью проблемы,
вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдает
общественной и публицистической деятельности, не
прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ
"В ту же землю"; очерки "Вниз по
Ленереке
"; в 1996
-

рассказы "
Поминный

день"; в 1997
-

"Нежданно
-
негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером").
Живет и работает в Иркутске.



Проблема экологии души


В литературе 60
-
х годов XX
столетия появилось немало
произведений, в которых углубленно
исследуется сложная нравственная
атмосфера общества, лучших
писателей активно интересует
внутренняя жизнь человека
простого, из самой гущи народной
жизни, волнует проблема экологии
души.


Повесть «Пожар» (1985 г.)

Никто


не проживёт


твоей жизни

вместо тебя…


В. Распутин.







Герои повести занимаются
заготовкой леса. Они "словно кочевали с
места на место, остановились
переждать непогоду да так и застряли".
Эпиграф повести: "Горит село, горит
родное"
-

заранее настраивает
читателя на события повести.
Распутин раскрыл душу каждого героя
своего произведения через пожар: "Во
всем том, как вели себя люди
-

как бегали
по двору, как выстраивали цепи, чтобы
передавать из рук в руки пакеты и
связки, как дразнили огонь, рискуя собой
до последнего,
-

во всем этом было что
-
то ненастоящее, дурашливое,
делающееся в азарте и беспорядочной
страсти".




В неразберихе на пожаре люди
разделились на два лагеря: творящих
Добро и делающих Зло. Главный герой
повести Иван Петрович Егоров
-

гражданин законник, как его называют
архаровцы. Автор архаровцами
окрестил беспечных, нетрудолюбивых
людей. Во время пожара эти архаровцы
и ведут себя соответственно своему
обычному житейскому поведению: "Все
тащат! Клавка
Стригунова

полные
карманы набила маленькими
коробочками. А в них, поди, не утюги, в
них, поди,
че
-
то

такое!.. В голяшку
наталкивают, за пазуху! А бутылки
эти, бутылки!" Ивану Петровичу
невыносимо ощущать свою
беспомощность перед этими людьми.




Но беспорядок царит не только
вокруг, но и в его душе. Герой
осознает, что "у человека в жизни
четыре подпорки: дом с семьей,
работа, люди и земля, на которой
стоит твой дом. Захромает какая
-

весь свет
внаклон
". В данном случае
"захромала" земля. Ведь жители
поселка нигде не имели корней,
"кочевали". А земля от этого молча
страдала. Но наступил момент
наказания.





В данном случае роль возмездия
выполнил огонь, который тоже
является силой природы, силой
разрушения. Мне кажется, не
случайно автор завершил повесть
почти по Гоголю: "Что ты есть
молчаливая наша земля, доколе
молчишь ты? И разве молчишь ты?"
Возможно, эти интонации, однажды
уже приковавшие к себе внимание
русской общественности, сослужат
и сейчас нашей родине добрую
службу.





Приложенные файлы


Добавить комментарий