ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ДОНЕЦЬКА ГИМНАЗІЯ № 21
ДОНЕЦЬКОЇ МІСЬКОЇ РАДИ ДОНЕЦЬКОЇ ОБЛАСТІ



МАТЕРІАЛИ
З ДОСВІДУ РОБОТИ

«ФОРМУВАННЯ ТВОРЧИХ ЗДІБНОСТЕЙ УЧНІВ НА УРОКАХ РОСІЙСЬКОІ МОВИ І ЛІТЕРАТУРИ»


Молчанової
Марії Іванівни,
учителя російської мови та літератури








ДОНЕЦЬК-2011


Розглянуто та схвалено
Педагогічною радою Донецької гімназії № 21
( протокол № ___від____ 2011р.) ______________ Ю.М. Усенко



Розглянуто та схвалено
районним об’єднанням
учителів російської мови та літератури
( протокол № 2 від 02.11.2011р.) _____________ Л.А. Кондратьєва



Розглянуто та схвалено
методичною радою РНМЦ
( протокол №_____ від _________2011р.) _____________О.В. Дроздова




Відомості про педагога

1.Прізвище, ім я, по батькові – Молчанова Марія Іванівна
2. Дата народження –
3. Освіта – вища., ДонДУ
4.Спеціальність за дипломом –Філолог. Преподаватель.
5.Місце роботи – Донецька гімназія № 21
6.Посада- вчитель російської мови і літератури.
7.Стаж безпосередньої педагогічної роботи – 24 роки.
8.Стаж роботи на данній посаді – 24 роки.
9.Державні нагороди –
10. Звання –










Содержание




1.Вступление4


2.Использование содержания опыта как системы в действии8

3. Этапы учебно-познавательной деятельности..19

4.Использование интерактивных технологий для
развития творческой одаренности учащихся на уроках
русского языка и литературы.23

5. Выводы.32

6. Список использованной литературы..33

























Тема опыта: " Формирование творческих способностей учащихся на
уроках русского языка и литературы ".

Базовая модель опыта
Актуальность и перспективность опыта:
Обеспечивает условия для развития творческой личности ребенка;
обеспечивает личностно ориентированную модель обучения;
разрешает гарантировать достижение определенного стандарта образования;
оказывает содействие положительной мотивации учеников к познавательной деятельности, потребности в самопознании, самореализации и самосовершенствовании;
делает возможным оригинальный подход к построению структуры современного урока русского языка и литературы.
Цель опыта:
Создание оптимальных условий для развития творческих способностей учеников в процессе учебно-творческой работы на уроках русского языка и литературы;
создание атмосферы сотрудничества, взаимодействия учителя и ученика;
развитие социальной и гражданской компетентности ребенка.
Теоретическую базу опыта представляют положения, которые основываются на психологической теории творческой личности и ее развития. С точки зрения гуманистической психологии каждый человек является уникальной, неповторимой личностью, способной к развитию собственных творческих способностей. Это личность, наделенная необычайно богатым потенциалом, который часто бывает реализованным не полностью из-за объективных и субъективных причин. Поэтому тема формирования творческих способностей учеников на уроках русского языка и литературы остается актуальной и сегодня.
Главным заданием учреждений образований есть создание условий для развития творческой одаренности. Способности, одаренность, талант рассматриваются с различных точек зрения с учетом возрастных особенностей учеников. Основные вопросы, призванные решать задачи гуманитарного цикла, связаны с заданием современной образовательной системы: удовлетворение спроса общества в становлении и развитии творческих, деятельных, одаренных граждан, обновление национальной личности, сбережение духовности, обеспечение и развитие интеллектуального потенциала нации.
Сегодня такие ученые, как В. Барко, О. Мороз, Н. Островерхова, Д. Николаенко, Д. Гордин, В. Короткова считают, что настало время изменить лозунговое воспитание на процесс всеобщего развития потенциальных творческих возможностей каждого ребенка.
Философские, методические, психологические основы развития творческой одаренности формируются на основе иерархии таких понятий: задатки - унаследованные анатомо-физиологические возможности, являющиеся основой для развития на их почве способностей;
способности - индивидуальные особенности, позволяющие в соответствующих условиях более успешно овладеть той или иной деятельностью, решать определенные задания;
одаренность - специфическое единство способностей высокого уровня, а также интересов, потребностей, которые позволяют выполнить определенную деятельность на качественном уровне, отличительному от условного «среднего уровня»;
творческая одаренность - индивидуальный творческий мотивационный и социальный потенциал, позволяющий получить высокие результаты в одной (или более) из таких сфер: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные, психологические и биологические возможности; талант - система качеств, особенностей, позволяющая личности достичь выдающихся успехов в оригинальном осуществлении творческой деятельности. Учитывая специфику поиска, отбора, обучения и воспитания учеников, практические наработки уроков русского языка и литературы, государственный опыт, ставлю перед собой цель: развитие творческих способностей строить на основе государственных стандартов средних школ, региональных и национальных традиций украинского народа.
Новизна опыта – в личностном отношении к ребенку, который становится активным участником творческого процесса, учитывается его мнение, способности, индивидуальность. Ученик не просто слушатель и исполнитель - он творческая личность, а работа на уроке приобретает исследовательский характер: ученик читает, слушает, говорит и пишет.

Результативность опыта

Данный опыт способствует решению задач, поставленных перед школой:
- развитие личности ученика как залог его успешной самореализации;
- развитие исследовательских навыков;
- развитие творческих способностей личности.
Развитие творческих способностей может быть эффективным, если в организации творческой деятельности учитывать совокупность взаимосвязанных между собой факторов:
специфическая организация учебно-познавательной деятельности, предусматривающей использование творческих заданий на разных этапах творческого познания;
возможности содержания учебных предметов в творческом развитии личности;
создание специфических взаимодействий между участниками творческого процесса на основе творческого содружества.
Схематично взаимодействие между этими факторами можно изобразить так:
Содержание учебного материала, система творческих работ организация учебно-познавательной деятельности.
На уроках русского языка использую инновационный потенциал, который носит комбинаторный характер, так как предусматривает конструктивные объединения, интеграцию современных педагогических технологий и методик, направленных на развитие творческой личности. Это помогает учителю творчески интерпретировать разные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, а не углубляться в суть только одной технологии.
«Главный закон всех перемен жизни - творчество» - суть компетенции формирования творческой личности ученого Н.А. Бердяева.
Только творчество оправдывает существование человека и определяет смысл его жизни. Для развития интеллектуально-творческих способностей необходимы как определенный уровень развития этих способностей, так и мотивы, черты личности, характерные для творческих людей, которые появляются на фоне общего мотивационного развития личности.
Другими словами, творческих способностей мышления человека на пустом месте не бывает. Чтобы научиться думать творчески, необходимо владеть основными операциями мышления, чтобы стать творческой личностью, необходимо быть разносторонней, воспитанной личностью
Материалы опыта были рассмотрены на заседании творческой группы, РМК учителей русского языка и литературы, даны методические рекомендации по отдельным вопросам ( материалы опубликованы в Збірнику науково-методичних праць «Методичні студії», Интернет-изданиях для педагогов).


Использование содержания опыта как системы в действии
Духовное обновление нашего государства, процесс демократизации общества предусматривают создание благоприятных условий для утверждения атмосферы творчества, многогранного развития личности, ее одаренности.
Задачи учителя - познав природные качества ученика, развивать их, целенаправленно работать в направлении высоких целей - воспитание счастливой, коммуникабельной и творческой личности.
Процесс распознания одаренности, на мой взгляд, распознает семья, развивает и утверждает школа. Через познания - к развитию творческого потенциала каждого подростка, наконец, каждого члена общества - вот суть государственной национальной школы как основа творческих способностей личности.
Моя работа на уроке заключается в создании условий, помогающих в значительной степени поддержать учеников в духовном, интеллектуальном и личностном становлении.
Известный немецкий писатель Гете сказал: «Принимая человека таким, каким он есть, мы делаем его хуже; принимая его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать».
Творчество рождается через свободу общения, через самооценку и самопознание, через эмоциональные переживания.
Важно увидеть у ребенка дар, поддержать его, помочь утвердиться, помочь принять, что творчество - счастливый дар души. Она принуждает к познанию самого себя, утверждение своего «я», утверждение себя как личности.
Научить думать и передавать свои впечатления от прочитанного -главное задание в работе словесника. Считаю, что развитие связной речи - одно из важнейших заданий школьного курса русского языка.
Задача моей работы заключается в формировании у учеников умений и навыков свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности. На мой взгляд, проблема, относительно воспитания людей с высоким творческим потенциалом возникает не только как актуальная проблема современной педагогической науки и практики, но и как социальная необходимость.
Жизнь доказывает, что в сложных условиях, которые постоянно изменяются, лучше всего ориентируется, принимает решение человек творческий, гибкий, креативный, способный к генерированию и использованию нового (новых идей, замыслов, новых подходов и решений).
В наше время наблюдается рост интереса к процессу творчества. Если в некоторых психических процессах человеку помогают сложные механизмы (компьютеры, сканеры), то творчество не может быть формализовано и ограничено определенной программой действий, не может быть механической.
Приоритетной задачам учебно-воспитательного процесса в современной школе есть всестороннее развитие школьников, в частности творческих способностей личности.
Схематически это выглядит так:

Рис.1 Творческие способности учащихся
Развивать творческие способности можно по-разному. Отдельные ученики (одаренные) преимущественно самостоятельно тренируют свои задатки, чтобы развить их в способности, и совершенствуют свои способности, чтобы они стали творческими. Но для развития творческих способностей большинства школьников важной есть именно роль учителя. Задачи учителя - познав природные качества ученика, развивать их, целенаправленно работать в направлении высоких целей – воспитание счастливой, коммуникабельной и творческой личности.
И единым, по моему мнению, наиболее эффективным средством достижения цели есть инновационные технологии обучения. Инновационный подход обеспечивает положительную мотивацию получения знаний, активное функционирование интеллектуальных и волевых сфер, оказывает содействие развитию творческой личности.
Для себя приемлемой считаю такую модель творческой личности ученика:


Рис.2 Система творческих способностей учащихся
Создание ситуации успеха, благоприятных условий для полноценной деятельности каждого ребенка - основная цель, которая положена в основу инновационных технологий обучения.
Особое значение на уроках уделяю развитию речевой деятельности учеников, умению писать сочинения (сочинение-миниатюра, сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование). С целью научить учеников писать сочинение мною разработана «Рабочая(эспериментальная) тетрадь по русскому языку «Учимся писать сочинение» для уч-ся 7-9 классов, что может быть определенным этапом при подготовке к ВНО.
На уроках русского языка также широко использую работу с опорными словами, сочинением-миниатюрой по картине, сочинением на заданную тему, сочинением по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинением по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить ученикам речевую деятельность. Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
Самой природой творческой деятельности определяется содружество как особенность взаимодействия между учителем и учениками, в котором предусматривается самостоятельность, добровольность, высказывание каждым собственных мыслей, идеи решения проблемы и др. Исследования этих вопросов доказывают, что содружество и сотворчество предполагают выполнение учителем следующих педагогических условий:
частичная помощь ученикам на определенном этапе их самостоятельной творческой деятельности (если в этом есть необходимость): в выборе темы сочинения, определения темы, поисков путей решения проблемы и др.;
демонстрация учителем собственных творческих работ, их обсуждение с учениками;
вера в творческие возможности учеников, отношение к ним как к полноценным партнерам, стремящимся к взаимопониманию;
искренность поведения учителя в учебно-воспитательном процессе, поддерживать интересы учеников к творчеству.
Содружество во взаимодействии между участниками творческого процесса сказывается также на оценивании его результата. Оно предвидит, прежде всего, дифференциацию оценивания, в зависимости от достижений учеников в учебно-воспитательном процессе. Если ученик недостаточно хорошо выполнил творческую работу, целесообразно словесное оценивание. При достижении средних и высоких результатов творческой деятельности следует использовать оценку в баллах, однако, не ограничиваться ею, а прокомментировать ответ. Такое оценивание стимулирует ученика к высоким результатам деятельности, наполняет его верой в собственные силы и пробуждает надежду к успеху. Поэтому считаю, что, работая над темой по самообразованию «Формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы ", на практике доказываю, что детей можно и нужно успешно обучать.
Основу интереса к учению составляют глубокие и прочные знания. Нет знаний – нет интереса, поэтому для того, чтобы возбудить устойчивый интерес к учению, надо с первой и до последней минуты урока в активную работу включать всех учащихся. Нетрадиционные формы урока позволяют сделать это.
Сегодня учителя в практике работы все чаще используют нестандартные уроки, которые методически узакониваются, приобретают наряду с традиционными статус организационной формы обучения.
Необычность таких уроков активизирует деятельность учащихся, развивает интерес к предмету, усиливает мотивацию обучения, воспитывает творческую личность.
Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, - мечта любого учителя.
Немаловажную роль в овладении методикой подготовки и проведения таких уроков сыграло для меня изучение и использование на практике всех особенностей и богатых возможностей личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
Личностно-ориентированный подход, а также технология построения личностно-ориентированного урока базируется на шести основных принципах: принцип самоактуализации, принцип индивидуальности, принцип субъектности, принцип выбора, принцип творчества и успеха, принцип доверия и поддержки.
Актуализация субъектного опыта учащихся – один из необходимых аспектов построения личностно - ориентированного урока.
В представленных методах и приемах актуализации субъектного опыта учеников я, прежде всего, выделяю психологическую составляющую. Именно это составляет элемент новизны разработок.
В своей педагогической практике апробирую способ интеграции отдельных элементов таких современных технологий обучения :
Проектное обучение.
Интерактивная технология.
Коммуникативно-ситуативные упражнения по развитию жизненных компетентностей школьников.
Например, на уроках русского языка предлагаю классу такие задания:
1. Ваш друг переходит дорогу в неположенном месте, объясняя при этом, что транспорт еще далеко. Убедите его, используя побудительные предложения ,что так поступать нельзя.
2. Вы на природе. Разожгли костер, испекли картофель. Пошел дождь. Все быстро собрались и побежали к транспорту, забыв убрать мусор и залить водой огонь. Какую беду таит такая беспечность? Даже если пошел дождь?! Аргументируйте выбор типа речи и стиля вашего выступления перед учащимися 3 и 7 классов.
3. В классе карантин. Одноклассник заболел гепатитом . Попробуйте порассуждать, почему важно соблюдать правила личной гигиены не только сейчас, но и всю жизнь. Не забывайте об аргументах , фактах, доказательствах.(6 класс. Урок речевой деятельности. Типы и стили речи. Ситуация общения).
4. У вас нет настоящего друга. Приятелей много, а друга нет. Вы боитесь раскрыться перед другими, боитесь непонимания. Напишите письмо человеку, которого хотели бы видеть своим другом, используя вводные слова и односоставные предложения.(8 класс . Односоставные предложения. Предложения с вводными словами).
В процессе творческих заданий формируется определенный творческий продукт(оформленный результат деятельности ученика, например, написание рассказов, стихотворений, сказок, басен и др.) Рассмотрим систему творческих заданий, которые использовались в процессе изучения русского языка и литературы в 6 классе.
Таблица количественных и качественных показателей в заданиях по усовершенствованию творческого потенциала в 6-Б классе

Вид работы
Кол-во выпол-
ненной работы
Кол-во наибо-
лее удачных
работ
Кол-во удач
ных работ
Кол-во неудач-
ных работ

Составление предложений
21
10
9
2

Сочинение-миниатюра
по заданному плану
21
9
7
5

Написание сочинения
21
7
10
4

Высказывание собствен-
ного мнения к заданной
жизненной ситуации

21

13

8

-

Написание отзыва о
прочитанной басне
21
9
9
3



Умелое применение инновационных форм работы, по моему мнению, даст возможность учителю успешно решить затронутые проблемы. Для этого определила следующий алгоритм:
определить уровень подготовленности класса к восприятию той или иной технологии;
провести достаточную предыдущую подготовку;
обеспечить последовательность в освоении учениками определенных приемов работы;
дать ученикам инструктивные материалы.
Результативность творческого процесса обуславливается организацией учебно-познавательной деятельности школьников, которая с целью развития творческих способностей учеников предвещает учет определенных данных:
использование творческих заданий на определенных этапах учебно-познавательной деятельности
осуществление обучения на высоком уровне сложности, однако, под наблюдением психологов, лишь такое обучение подталкивает к творчеству;
возрастание преимущественно диалогической формы обучения как доминирующей формы учебного общения;
системное создание ситуаций свободного выбора учебных заданий.






























Показатели качества







14


















·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Составление
предложений
Сочинение-миниатюра
по заданному плану
Написание сочинения
Высказывание собственного мнеия к заданной жизненной ситуации
Написание отзыва о
прочитанном











Кол-во наиболее








удачных работ








Кол-во удачных








работ








Кол-во неудачных








работ

















Таблица количественных и качественных показателей в заданиях по созданию творческого продукта

Вид работы
Кол-во
Выпол-
нен
ных
работ
Кол-во наибо
лее удач

ных
работ
Кол-во
удачных
работ
Кол-во
неудачных
работ

Передайте мысли героя в соответствую
щей ситуации. Представьте разговор двух
героев художественного произведения
21
7
10
4

Опишите внешность героя художествен
ного произведения
21
11
7
3

Напишите сочинение (загадку, басню, стихотво-
рение) на основе предложенного или самостоя
тельно придуманного сюжета
21
8
10
3

Выскажите личное суждение о поступках
героев художественного произведения,
и о прочитанном произведении
21
10
9
2

Известно, что внимание школьников средних классов непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка подчинен воспитанию культуры внимания. С достаточно развитой речью детям можно предложить приём рисования по ходу слушания текста (памятки - зарисовки), этот приём развивает внимание, память, мышление, проявляются предпосылки к творчеству.
Необходимо помнить, что продуманная организация учебно-воспитательного процесса - успех в работе с детьми.
Этапы учебно-познавательной деятельности
Восприятие и усвоение.
Осмысление.
3. Запоминание.
4. Преобразование, обобщение, систематизация.
На этапе восприятия актуальны задания - наставления на последующую учебно-познавательную деятельность, дальнейшее осмысление, понимание учебного материала и определенные виды учебных заданий, выполнение которых способствует формированию позитивной мотивации воспроизведения учебного материала.
Вот примеры таких заданий:
Задание 1. Прослушайте прочитанный мною отрывок из мифа «Дедал и Икар» и охарактеризуйте главного героя , создайте словесный портрет Дедала. Почему мы забываем о том, что Дедал был талантливым скульптором, а вспоминаем то, что он совершил преступление? Считаете ли вы гибель его сына отместкой богов за преступление?
Задание2. Прослушайте стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Во время прослушивания постарайтесь представить все, что в нем описывается, потому что потом мы проанализируем стихотворение. Вслушайтесь в слова. Возможно, некоторые из них вас удивят, заставят задуматься. Пометьте их для себя на черновике.
Задание 3. Мы прочитали повесть А.С.Пушкина «Дубровский». Представьте, что Владимир Дубровский все-таки арестован и предстал перед судом. Выберите роль, в которой вы хотели бы выступить на суде: адвокат, свидетели: Маша Троекурова, К.П.Троекуров, Спицын, князь Верейский. Нарисуйте их.
Следующий этап - осмысление учебного материала, предусматривающий раскрытие внутренних связей между его отдельными элементами, раскрытие сути явлений и процессов реальной действительности. Для осуществления этого процесса необходима специальная умственная деятельность, выполнение проблемных заданий, эвристических вопросов.
Можно предложить ученикам такие творческие оценочные задания:
Задание 1. Какие чувства вы испытывали к К.П.Троекурову, который считает, у кого деньги и власть, тот и прав? (Повесть А.С.Пушкина «Дубровский).
Задание 2. Хотел (а) бы я иметь такого друга как Владимир Дубровский и почему? Обмен мнениями предполагает применение вербального метода поискового характера: устные высказывания, диалоги, эвристическая беседа, дискуссия, а также использование частично-поисковых и оценочных творческих заданий. Задание по оцениванию необходимо формулировать с помощью дополнительных заданий, поскольку ученики еще не могут самостоятельно всесторонне давать оценку предмету, явлению.
Обучение учебного материала требует использование вербальных методов реконструированного типа (эвристическая беседа, устные и письменные отчеты на вопросы и др.) а также заданий реконструированного и репродуктивного типа. Осмыслению учебного материала способствует выполнение творческих заданий на основе текста: главное место среди них занимает самостоятельная работа: написание сочинений разных жанров, ролевое перевоплощение и др.

Результаты самостоятельной работы в процессе изучения повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Вид работы
Всего учеников
Высокий уровень
Достаточный уровень
Средний уровень
Начальный уровень

Кратко перескажите текст от имени Маши
21
11
7
3
-

Представьте, что вы можете общаться с главными героями. Какие слова вы хотели сказать Троекурову?
Владимиру Дубровскому?Маше Троекуровой?
21
9
10
2
-

Домашние задания, оценивание, стиль обучения
Рассмотрим, какие особенности имеют домашние задания в связи с необходимостью развития творческих способностей учеников. Уместны домашние задания творческого характера при организации домашней работы учеников, также важно определенное кол-во заданий для обеспечения выбора, удовлетворения направленности интереса, учитывание уровня развития школьников и др.
Типовые виды домашних заданий
Откорректируйте текст.
Передайте мысли героя художественного произведения.
Нарисуйте иллюстрацию к художественному произведению.
Напишите сочинение на основе предложенного или самостоятельно придуманного сюжета.
Напишите сочинение на определенную моральную (морально-этическую) тему.
Результаты учебной деятельности учеников с учетом вышесказанных параметров привели к следующим показателям





Успешность Качество знаний Коэффициент
эффективности
учебной деятельности

Использование интерактивных технологий для развития творческой одаренности учащихся на уроке литературы на примере изучения басен И.А.Крылова
Басни И.А.Крылова есть прекрасный материал для развития учеников, поскольку проблемы, интересующие учеников: добро и зло, сочувствие и равнодушие, лень и лесть, невежество и др. показаны автором очень необычно. Во время чтения басен у учеников возникает желание высказать свое отношение к героям, осудить их поведение или одобрить хорошие поступки, то есть, включиться в самостоятельный творческий процесс.
Остановимся на динамике формирования творческих способностей учеников в процессе изучения басни «Волк и Ягненок» и охарактеризуем сущность и последовательность учебных заданий и организационных форм работы на уроке. Следует обратить внимание на развитие компонентов творческих (интеллектуально-эвристических) способностей шестиклассников, предложив для этого соответствующие задания. Целесообразно эту басню сначала эмоционально и выразительно прочитать учителю, а не ученикам, чтобы заинтересовать детей, заставить их задуматься и проникнуться различными чувствами соответственно к созданным басням. После этого начинаем работу, направленную на решение в ней проблемы и творческое развитие каждого ученика. Во-первых, следует обмениваться впечатлениями. Такая работа поможет ученикам понять свои чувства, высказать свое отношение к конкретным героям басни, их поступкам и действиям.
Следующие вопросы, заданные ученикам помогут им высказывать свою мысль:
Понравилась вам басня?
Может, кому-то из вас басня показалась неинтересной? Если да, то почему?
Какие чувства вы испытывали, слушая басню? Ваши чувства были одинаковыми или менялись?
Если менялись, то почему?
Такие задания помогают ученикам упорядочить свои мысли, анализируя произведение, способствуют развитию одной из творческих возможностей личности - умению самостоятельно высказывать свое мнение.
Чтобы выявить, как ученики поняли произведение и затронутые в нем проблемы, необходимо предложить им такие задания исследовательского характера, помогающие увидеть противоречия и проблемы:
Задайте (опираясь на содержание басни) учителю вопросы, на какие вы хотели бы услышать ответ.

Представьте, что вы можете пообщаться с героями (Волком, Ягненком и их автором) О чем бы вы их спросили?
Работать целесообразно коллективно, но без нажима. В процессе творчества следует придерживаться принципа доброжелательности и поощрять, привлекать ребят к интересной работе. Затем необходимо определить моральную проблему басни, охарактеризовав героев (черты характера, желания каждого, действия и поступки). Если ученики заинтересуются в выполнении этого задания, можно предложить им краткий словарик доступный для детей этого возраста терминов основных качеств человека. После этого в форме беседы можно перейти к выяснению отношения учеников к проблеме добра и зла. Этот вид работы способствует формированию высоких человеческих качеств, влияет на развитие способностей учеников выдвигать гипотезы и высказывать свои мысли, оценочные суждения.
Рассмотрев проблему произведения, проанализировав черты характера героев, обращаем внимание на особенности басни как жанра. Для этого ученики знакомятся с литературоведческой статьей учебника, и в конкретном художественном тексте мораль, аллегорию фразеологизмы.

Для развития детской фантазии предлагаются такие письменные задания:
Инсценируйте басню, перескажите ее в лицах.
На основе текста и созданного в вашем воображении образа героя, опишите его.
Как вы относитесь к поступкам Волка, что вам не нравится в его словах, действиях?
Как бы вы хотели закончить басню. Почему?


Результаты работы занесла в таблицу
Инсценируйте басню,
перескажите в лицах
На основе текста и созданного в вашем
воображении образа героя, опишите его
Попробуйте представить и описать . что могло спасти Ягненка
Как вы
отнеслись
к поступка
Волка. его вседозволенности?
Постарайтесь представить, каким бы был финал басни, если бы вместо Ягненка перед Волком оказался Лев?

ВЫСОКИЙ
ДОСТАТОЧ
СРЕДНИЙ
ВЫСОКИЙ
ДОСТАТОЧ
СРЕДНИЙ
ВЫСОКИЙ
ДОСТАТОЧ
СРЕДНИЙ
ВЫСОКИЙ
ДОСТАТОЧ
СРЕДНИЙ
ВЫСОКИЙ
ДОСТАТОЧ
СРЕДНИЙ

12
7
2
8
8
5
11
5
5
12
7
2
13
6
2

Во время работы я организовала взаимопроверку и взаимооценивание учениками творческих работ, что развивает у них терпимое отношение к недостаткам других, способствует развитию объективности, критичности в оценочных суждениях.
Следовательно, в процессе изучения басни «Волк и Ягненок» на уроке были использованы четыре типа заданий: на развитие способностей видеть проблему, развитие гипотетического мышления, на развитие независимости оценивания, на развитие фантазии.
Для достижения результативности в развитии творческих способностей учеников мною проводятся уроки - конференции, уроки - семинары, уроки -диспуты, уроки - исследования, уроки - интеллектуальной деловой и ролевой игры. Такие уроки способствуют гражданскому воспитанию, отвечают требованиям современного общества. Я организовываю соответствующую подготовительную работу к подобным урокам, что обеспечивает их
результативность. Совершенствуя речевое воспитание на уроках, методы своей работы планирую с учетом повышения культуры речи учащихся: стараюсь обогащать словарный запас учеников, анализирую средства выразительности.
Время неумолимо идет вперед и требует, прежде всего, обновления содержания и методов преподавания, проще говоря, применения новых технологий обучения. На мой взгляд, учителя-новатора повторить невозможно, но следовать за ним необходимо. Для этого необходимо, прежде всего, хорошо знать своих учеников.
Хорошо знать своих учеников – значит дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы.
Не будем забывать, что любой труд интересен, если он разнообразен. С огромной силой воздействует на ученика, на его отношение к предмету яркость и эмоциональность подачи материала. Но главное – опять же – знать своих учеников!
Есть дети со слабым уровнем развития. Если у них что-то не получается, они быстро теряют веру в свои способности, наступает апатия, иногда раздражительность, подавленное настроение. Они ничего не будут делать на уроке, пока учитель не вернет им эту веру в свои силы. Таким детям нужно давать в течение урока работу, которая их увлечет и будет им посильна. Для этого готовлю такие задания, которые легко выполняются с помощью алгоритма, образца или памятки-шпаргалки. Они должны будут выполнять базовый уровень материала, стандарт. Предлагаю ученикам 6 класса следующее задание: вставьте буквы и объясните написание:
1 вар: Медвед, ноч, лошад, рож, помощ, ландыш, товарищ.
2вар: Реч, кон, капел, вещ, ключ, еж, дрож.
Ребята среднего уровня способные, усидчивые, но безынициативные, иногда нерешительные в трудных обстоятельствах. Они тяжело переживают неудачи. Им даю задания творческого характера, задания для развития сообразительности и инициативы. Но такие учащиеся уже выполняют задания повышенного уровня, нежели ребята первой группы. Им предлагается следующее:
Составьте словарный диктант из 10-15 слов с изученными орфограммами. Орфограммы обозначьте.
И, наконец, сильные ученики. Это труженики, терпеливые и упорные, они успешно справляются с заданиями учителя, и им легко можно дать упражнения углубленного уровня.
Например: 1. Прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные орфограммы. Укажите, используя условное обозначение, какие слова используются в прямом значении, а какие – в переносном: Плачущая бреза – плачущий рбенок; дремлет сбака – дремлет лес; влнистое облако – влнистые волосы; железный гвоздь -железные нервы.
2. Составьте предложения с одной парой словосочетаний .
Таким образом, учитель должен умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая уровни работоспособности и обучаемости детей, а также общее для класса и типичное для отдельных учащихся.
Задача учителя – научить детей быть грамотными и подвести всех, но разными методами, к стандарту, при этом используя принципы наблюдения и прогнозирования.
В современной школе у ребят нет возможности на уроках литературы по-настоящему полно осознать языковые средства создания художественных образов. Однако выход может быть найден в следующем: по возможности интегрировать работу на уроках по предметам русский язык и литература. Иначе говоря, создать возможность для объединения этих предметов. На таких уроках можно давать систематические знания по литературе, изучая творчество писателей, выражать собственное мнение в слове письменном и устном.
Основная цель таких уроков – научить ребят чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом, усваивать душою самобытность русского слова, выражать себя в слове, овладевая несметным богатством родного языка.
В зависимости от темы по предмету  проводятся такие уроки и на русском языке (если нужно актуализировать учебный материал по грамматике и лексике). Конечно же, основной объем работы лежит на уроках литературы.
Выстроить работу на уроках можно в следующей последовательности (по уровням языка):
фонетический
словообразовательный
лексический
морфологический
синтаксический
символические образы в произведении.
Обратить внимание нужно на следующие моменты, которые определяют общие вопросы организации работы на уроках. Эти вопросы направлены на то, чтобы научить школьников чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания.
Литература как учебный предмет направлена, прежде всего, на духовно-нравственное воспитание учащихся. Ведущая педагогическая идея моего подхода – анализировать проблематику и идейный смысл изучаемых произведений на уроках литературы, опираясь на субъектный опыт учащихся, и на основе рефлексии формировать потребность в самодиагностике.

Другими словами, познавая литературу, дети имеют возможность познать и оценить самих себя.
Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить, что в нём заложено, а не обучать его, «отливая в определённую форму», придуманную кем - то заранее. Ученик является центральной фигурой в процессе обучения, где, в первую очередь, меняется традиционная парадигма образования: учитель - учебник – ученик на новую ученик - учебник – учитель.
Выстроенная модель сотрудничества учителя и ученика делает школу для ребёнка комфортным местом, а учебную деятельность - средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого уровня.
Постоянно углубляя свои знания, обрабатывая дополнительную литературу, приучаю к этому и своих учеников. Стремлюсь донести к ним такую аксиому - учебник не является единым источником знаний, поэтому следует изучать разные взгляды на проблему из словарей, справочников, пособий.
Тщательно готовлюсь к каждому уроку, продумывая ход занятия, подбирая эффективные методы и приемы. Помогают в этом современные технологии.
Так, новый материал по русскому языку подаю детям в виде таблиц, рисунков, блок-схем, пирамид и т.п. Начиная изучение темы, мы с учениками индивидуально, фронтально или в группах анализируем и обсуждаем учебный материал. Основные понятия по теме фиксируем в опорных конспектах, а потом усваиваем путем неоднократного повторения, подбираем примеры.
Надо заметить, что ученики сами оценивают эффективность опорных схем, ведь "так интереснее, понятнее и легче". Часто побуждаю детей к самостоятельному составлению зрительных опор. При этом оцениваю оригинальность подхода. Конечно, для этого ученики должны быть подготовлены.
Итак, в процессе своей работы я убедилась, что лишь удачная интеграция современных педагогических технологий интерактивного, личностно-ориентированного, проектного обучения на основе постоянного развития критического мышления учеников даст возможность развивать творческие способности, а значит, и формировать творческую личность ученика.
Неотъемлемой частью учебного процесса является внеклассная работа по русскому языку и литературе, проводимая в разнообразных формах. Это олимпиады, викторины, оформление стендов, изготовление альбомов, презентаций, просмотр и обсуждение фильмов, телепередач, ежегодно в ноябре в гимназии проводятся Предметные недели . Стараюсь охватить ребят всех классов, в которых я работаю. Предметная неделя показала, что у учащихся развит познавательный интерес к русскому языку и литературе, они охотно участвовали во
всех мероприятиях и проявляли свои интеллектуальные способности. У учеников появилось желание вникнуть в содержание того, что изучается; желание самостоятельно управлять своей познавательной активность, улучшились их успехи в учебе.
выводы
Считаю, что мне есть чему порадоваться. Ведь мои ученики неоднократно приобретали победы в олимпиадах и конкурсах, работают над подготовкой научно-исследовательских работ МАН. И эти заслуги я, в первую очередь, адресую им, а не себе, а отдачи ищу в уважении, искреннем отношении, творческому сотрудничеству и взаимопонимании.
Однако в своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь и с проблемами: в учебном плане наметилась тенденция к сокращению часов русского языка, что приводит к снижению грамотности учащихся. Дети стали меньше читать, реже посещать театры, библиотеки, музеи. В кабинете русского языка нет компьютера, оргтехники.
Но все же в своей работе стремлюсь стимулировать желание учиться, актуализируя полезные мотивы деятельности, структурируя учебный материал , своевременно чередуя различные умственные знания, опираясь на общечеловеческие потребности(новизну учебного материала, практическую занимательность, противоречивость материала) и возрастные индивидуальные особенности учащихся.
Пути решения проблем:
-продолжать работу над формированием творческих способностей учащихся;
-продолжать изучать метод личностно-ориентированного обучения;
-продолжать изучение новых педагогических технологий;
-продолжать сочетать традиционные и новые методики преподавания русского языка и литературы.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Буряк С.Д. Интерактивные и нестандартне уроки зарубежной литературы.X., 2005.
2. Залевская А.А. Вопросы теории двуязычия; Монография, Тверь, 2009.
3. Ильин Г.Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте
психологии образования // Вопросы психологии. 1992 № 3-4.
4.Любимов О.И. Путь к творчеству. Изучение произведений по опорным конспектам. Русский язык в школе, 1990. № 1;
Лазарев В.А. Ключи с правом передачи. Концептуальные схемы анализа художественных произведений, изучаемых в 9-10 классах. Русский язык в школе, 1991, № 7.
Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя.
7.Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения//Вопросы психологии. 1995. №1.








13PAGE \* MERGEFORMAT14215




Рисунок 17Описание: http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/227000/226775-a79f58a9c5d12b0a.jpgСхема 38Рисунок 1

Приложенные файлы


Добавить комментарий