9 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с. Канглы
Минераловодского района Ставропольского края


Утверждено

Директор МБОУ СОШ №1 с. Канглы
______________________Ахметова А.А.
«____»______________2012г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературе____________________________________________________________________________________________

Учитель Семенова Индира Акашаевна

Год составления 2012-2013 учебный год

Класс 9
Общее количество часов по плану 102 часа
Количество часов в неделю 3 часа.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классы под редакцией В.Я.Коровиной. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации М. 2009 г.


Учебник
В.Я.Коровина. Литература 9 класс. В 2-х частях М.Просвещение , 2009г.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ





Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение, 2009г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи – 9 часов, на контрольное тестирование - 1 час
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, контрольной тестирование.
В рабочую программу включен региональный компонент (10ч.)




Содержание тем учебного курса.

Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика А. А. Григорьев; «почвенники» Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Региональный компонент:
И.Д Сургучев «Губернатор».
А.С.Грибоедов на Кавказе.
А.С.Пушкин на Кавказе.
М.Ю.Лермонтов на Кавказе.
Л.Н.Толстой на Кавказе.
Пребывание Чехова на КМВ
М.Горький на Кавказе
Произведения ставропольских писателей и поэтов о Великой Отечественной войне


. Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
В том числе



Развитие речи
Региональный компонент
Контрольное тестирование

Введение.
1
-
-
-

Из древнерусской литературы
6
2
-
-

Из литературы 18 в.
9
-
2
-

Из литературы 19в.
54
5
5
1

Из литературы 20 в.
28
2
3


Из зарубежной литературы
4
-
-
-

Систематизация изученного за курс 9 класса
2
-
-
-

ИТОГО
102
9
10
1


Календарно-тематическое планирование


п/п
Система уроков
(тема и цель урока)

Кол-во часов

дата
Дидактическая
модель
обучения
Педагогические
средства,
формы
Вид деятельности
учащихся.
Творческие
и индивидуальные
задания

Планируемый результат и уровень освоения.
Компетенции

Домашнее задание








Учебно-познавательная

Информационная









Базовый
уровень

Продвинутый
уровень



1
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Цель: дать понятие о литера-
туре как искусстве слова, самосознании народа, воплощении героической биографии Родины, о специфике художественного отображения действительности
1

Объяснительно-
иллюстративная
Лекция,
беседа,
работа с
книгой
Фронтальная
Знать теоретико-
литературные понятия: художественная литература
как искусство
слова, историко-
литературный
процесс, художественное отображение действительности.

Умение вступать в речевое общение,
использование различных источников информации





Стр.3
Перечитать «Слово о полку Игореве»

2
Литература Древней Руси
«Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы.
Цель: познакомить с исторической основой «Слова», историей открытия памятника, культурой Руси XII века
1

Объяснительно-иллюстративная
Лекция, беседа, работа с книгой
Фронтальная, групповая
Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.
Знать из дополнительных источников информации о высочайшем уровне культуры Руси XII века.
Умение вступать в речевое общение, использование различных источников информации
ответить на вопросы стр.10




3
Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.
Цель: познакомить с жанром «Слова», проблемой авторства

1

Поисковая
Проблемные задания
Групповая
Знать теоретико-литературные понятия: образ автора, лирическое отступление. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героям
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Проведение информационно-смыслового анализа текста, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге
«Плач Ярославны», «Золотое слово Святослава» наизусть (по выбору)

4
Поэтический мир и герои «Слова». Идейный смысл «Слова...».
Цель: дать характеристику героям и их поступкам, показать роль пейзажа, авторское отношение к происходящему
2

Поисковая
Проблемные задания
Групповая
Знать теоретико-литературные понятия: образ автора, лирическое отступление. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героям
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Проведение информационно-смыслового анализа текста, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге
Выписать художественные средства: эпитет, гипербола, олицетворение, параллелизмы метафора

5
Поэтическое искусство «Слова», связь с фольклором. Жизнь «Слова» в литературе и других видах искусства.
Цель: показать связь «Слова» с фольклором
1

Поисковая
Беседа, работа с книгой, анализ произведения, поисковая
Групповая. Индивидуальная
Знать о художественном своеобразии «Слова», связи с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.
Уметь найти нужную информацию о жизни «Слова» в искусстве, создать связный устный текст на необходимую тему

Умение вступать в речевое общение, использование различных источников информации
Стр.34 задание 1-3

6-7
Р.Р.Контрольное сочинение№1 по «Слову о полку Игореве»
Цель: отработать основные речевые понятия: тема, основная мысль, план сочинения; отобрать текстовой материал, научить приемам цитирования

2

Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная.
Групповая
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.
Уметь самостоятельно редактировать сочинение. Творческий (К) (ЛС)
Создание письменных высказываний
Стр.35-39 прочитать, ответить на вопросы
Инд. сообщение о теории трех штилей

8
Классицизм в русском и мировом искусстве Особенности русского классицизма. М. В. Ломоносов реформатор русского языка и системы стихосложения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»
Цель: дать понятие о классицизме как литературном направлении показать, как просветительские взгляды и патриотизм отражаются в лирике М. Ломоносова, показать новаторство М. Ломоносова как поэта

1

Объяснительно-иллюстративная
Лекция, беседа, работа с книгой Проблемные задания
Фронтальная, групповая Индивидуальная,
Знать основные черты классицизма как литературного направления.
Знать биографию М. В. Ломоносова, теорию трех штилей, теорию стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, его жанра, темы, идеи, композиции
Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.
Использование различных источников информации Создание устных высказываний
Стр.39-41,
Ответить на вопросы
Стр.42-46,
Выразительно читать оду, прочитать «Оду на день восшествия»

9
М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия 1747 года».. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова
Цель: показать, как просветительские взгляды и патриотизм отражаются в лирике М. Ломоносова, показать его новаторство как поэта
1

Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная, групповая
Знать особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, его жанра, темы, идеи, композиции
Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.
Создание устных высказываний
Отрывок наизусть стр.57-58,

Задание 2 стр.58

10-11
Р.К.№1-2 И.Д Сургучев «Губернатор». Проблематика произведения
Цель: познакомить с творчеством писателя, с проблематикой произведения
2

Поисковая
Проблемные
задания
Индивидуальная,
групповая
Знать особенности раскрытия темы Уметь анализировать произведение
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению,
Создание устных высказываний
Подготовить рассказ о биографии Державина

12
Г. Р. Державин. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».
Цель: познакомить с личностью Державина, основными темами его лирики, новаторством анализировать стихотворение «Властителям и судиям»
1

Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная, групповая
Знать биографию Державина, жанр гневная ода. Уметь анализировать произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции
Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.
Создание устных высказываний
Стр.62-64,
наизусть «Властителям и судиям»

13
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина
Цель: помочь определить, как оценивает собственное творчество поэт, понять, в чем проявляются традиции и новаторство поэта
1

Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная, групповая
Знать новаторство Державина, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции,
Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.
Создание устных высказываний
Стр.64-65, задание 1 стр.67

14
А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности.
Цель: познакомить с личностью писателя, его взглядами, идейным и художественным своеобразием произведения
1

Поисковая
Проблем
ные задания

Индивидуальная, групповая
Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,
давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию.
Навыки интерпретации художественного текста
Проведение
информационно-смыслового анализа
текста, умение вступать
в речевое
общение,
участвовать
в диалоге
Стр.68-74
Ответить на вопросы стр.74

Ин. сообщ. «Жизнь и творчество Карамзина»

15
Н. М. Карамзин. «Осень» как произведение сентиментализма
Цель: познакомить с личностью писателя, разобрать понятие о сентиментализме, совершенствовать навык анализа поэтического текста
1

Поисковая
Проблем
ные
задания

Индивидуальная, групповая
Знать определение «сентиментализм». Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,
выявлять авторскую позицию.
Навыки интерпретации художественного текста
Проведение
информационно-смыслового анализа
текста, умение вступать
в речевое
общение,
участвовать
в диалоге
Подготовить анализ стихотворение «Осень», ответить на вопросы с.103-104.



16
Внимание писателя к внутренней жизни человека в повести Н.Карамзина «Бедная Лиза».
Цель: показать изображение взаимоотношений героев, раскрыть способы характеристики
1

Поисковая
Проблем
ные
задания

Индивидуальная, групповая
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,
давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию.
Навыки интерпретации художественного текста
Проведение
информационно-смыслового анализа
текста, умение вступать
в речевое
общение

С.78-85, выполнить задание1-3

17
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.
Цель: дать понятие о романтизме как литературном направлении
1

Объясни-тельно-иллюст-ративная
Лекция, беседа, работа с книгой
Фронтальная, групповая
Знать основные черты романтизма как литературного направления. Продуктивный

Использование различных источников информации
Стр.105-113, определение выучить наизусть

18
В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка.
Цель: дать представление о личности поэта, многогранности его творчества, совершенствовать навык анализа поэтического текста
1








Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная, групповая
Знать теоретико-литературные понятия: элегия, баллада, лирический герой. Уметь анализировать произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции,
Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.
Создание устных высказываний
Стр.114-120,
«Море» наизусть

19
В. А. Жуковский. «Светлана». Нравственный мир героини баллады.
Цель: дать представление о личности поэта, многогранности его творчества


Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная, групповая
Знать теоретико-литературные понятия: элегия, баллада. Уметь анализировать произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции
Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.
Создание устных высказываний
Стр.128-140


20
А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга
Цель: познакомить с личностью поэта, его судьбой
1

Объясни-
тельно-
иллюст-
ративная
Лекция,
беседа,
работа с
книгой
Фронтальная,
групповая
Знать основные
этапы жизненного
и творческого пути
А. С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву лекции.
Уметь писать эссе
«Грибоедов в моем
восприятии».

Использова-
ние различ-
ных источ-
ников информации
Стр.141-144, перечитать комедию «Горе от ума»

21
А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Особенности композиции комедии
Цель: изучить творческую историю комедии, раскрыть особенности композиции пьесы

1

Объясни-
тельно-
иллюст-
ративная
Лекция,
беседа,
работа с
книгой
Фронтальная,
групповая
Знать историю создания пьесы, особенности ее композиции. Уметь создавать хронологическую канву лекции.
Уметь писать эссе
«Грибоедов в моем
восприятии».

Использова-
ние различ-
ных источ-
ников информации
Стр.144-157,
Описать Фамусова и его гостей

22
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
Цель: жизненные принципы фамусовской Москвы; составить речевую характеристики героев
1

Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная, групповая
Знать теоретико-литературные понятия: комедия. Уметь анализировать произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции
Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.
Создание устных высказываний
Подготовить харатеристику Чацкого.
Задание 4-6 стр.164



23
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
Цель: определить идейно-композиционную роль бала в комедии; понять смысл финальной сцены;
1

Поисковая
Проблемные задания
Групповая
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую,
Уметь строить связное устное высказывание на тему «Мое восприятие образа Чацкого».
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Составление конспекта, участие в диалоге
Монолог Чацкого «А судьи кто» наизусть

24
Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. И.А.Гончаров «Мильон терзаний».
Цель: анализировать язык комедии, изучить статью Гончарова, уметь определять ключевые слова
1

Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная, групповая
Знать теоретико-литературные понятия: критическая статья, отобрать материал из статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний»
Уметь конспектировать статью
Проведение
информационно-смыслового анализа
текста
Составить план статьи стр.158-164

25
Р.К.№3 А.С.Грибоедов на Кавказе.
Цель: познакомить уч-ся с пребыванием Грибоедова на Кавказе

1

Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная, групповая
Знать жизненные этапы Грибоедова на Кавказе.
Уметь конспектировать статью
Проведение
информационно-смыслового анализа
текста
Подготов. к контрольному тестированию

26
Контрольное тестирование№1 по комедии «Горе от ума»
Цели: выявление степени усвоения основных терминов, обобщение изученного
1

Поисковая
Проблемные задания
Групповая
Знать содержание комедии, пути и приемы раскрытия образов комедии.
правильно и быстро подбирать нужный вариант ответа

Использование
мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий
Перечитать лирику Пушкина о дружбе

27
А. С. Пушкин. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина
Цель: проследить основные этапы творческого пути поэта, осознать творчество А. С. Пушкина как выражение высочайшей духовной гармонии, показать глубину настроение и культуру чувств лирического героя
1

Проблемное изложение
Беседа, проблемные задания
Групповая
Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции

Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.
Создание устных высказываний. Использование различных источников информации
Анализ стихотворения «Пущину»

28
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»
Цель: дать понятие о взглядах поэта на свободу как нравственный, социальный, философский идеал
1

Проблемное изложение
Беседа, проблемные задания
Групповая
Знать, что свобода в лирике А. С. Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции
Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.
Создание устных высказываний. Использование различных источников информации
Наизусть «К Чаадаеву», «Анчар» (по выбору)

29
Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...».
Цель: показать настроение, глубину и культуру чувств лирического героя А. С. Пушкина
1

Проблемное изложение
Беседа, проблемные задания
Групповая
Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции

Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.
Создание устных высказываний. Использование различных источников информации
Наизусть «Я вас любил; любовь еще, быть может...».

30
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воз двиг нерукотворный...».
Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».
Цель: раскрыть взгляды А. С. Пушкина на назначение поэта
1

Проблемное изложение
Беседа, проблемные задания
Групповая
Знать взгляды А. С. Пушкина на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение
Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.
Создание устных высказываний.
Наизусть «Пророк», «Я памятник себе воз двиг нерукотворный...» ( по выбору)

31
А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы.
Цель: познакомить с историей создания поэмы, уяснить противоречие двух миров: цивилизованного и естественного, индивидуалистический характер Алеко
1

Поисковая
Беседа, проблемные задания
Групповая
Знать историю создания поэмы, основной конфликт.
Уметь анализировать стихотворное произведение
Уметь строить связное устное высказывание
Создание устных высказываний.
Ответить на вопросы стр.198-199

32
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа
Цель: познакомить с историей создания романа, отзывами критиков о романе, «онегинской строфой», лирическими отступлениями, своеобразием жанра, композиционным параллелизмом
1

Поисковая
Комментированное чтение
Групповая, индивидуальная
Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы»
Уметь анализировать ритмический рисунок стихотворного текста.
Владение различными видами пересказа
Стр.214-226,
Составить по плану сравнит. характер-ку Онегина и Ленского

33
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
Цель: показать Онегина и Ленского: сравнит. характ-ка, помочь представить возможные жизненные пути героев

1

Проблемное изложение
Проблемные задания
Индивидуальная
Групповая
Уметь интерпретировать роль стилистических фигур в тексте.

Уметь составлять цитатную характеристику персонажа
Воспроизведение содержания текста в соответствии с целью учебного задания
Стр.232-236,
Подготовить рассказ о Татьяне.

34
Татьяна Ларина нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
Цель: показать нравственное совершенство Татьяны, богатство ее внутреннего мира, самостоятельность суждений
1

Проблемное изложение
Проблемные задания
Групповая
Уметь интерпретировать роль стилистических фигур в тексте.


Уметь составлять цитатную характеристику персонажа
Воспроизведение содержания текста в соответствии с целью учебного задания
Задание 8 стр.248

35
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем Цель: показать эволюцию взаимоотношений двух героев, совершенствовать навык анализа поэтического текста
1

Поисковая
Семинар
Групповая
Знать основные тропы, уметь находить их в тексте.
Уметь анализировать текст
Анализ изобразительно-выразительных средств художественной речи
наизусть «Письмо Татьяны» и «Письмо Онегина»

36
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
Цель: показать философские проблемы в видении поэта; психологизм, глубину лирических отступлений, выяснить, что отличает автора от героя?
1

Проблемное изложение
Проблемные задания
Групповая
Уметь составлять вопросы по теме урока
Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа.
Выявление
авторской
позиции
Стр.240-241
Инд.стр.
(2 чел.)
Стр. 246-247

37
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Пушкинский роман в зеркале критики Цель: доказать обоснованность слов В. Г. Белинского, назвавшего роман «Энциклопедией русской»;
1

Поисковая
Комментированное чтение
коллективная
Уметь составлять вопросы по теме урока
Уметь воспринимать и анализировать критическую статью.
Конспектирование статьи
Перечитать трагедию «Моцарт и Сальери» стр.199-214

38
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Их нравственные позиции в сфере творчества Цель: познакомить с историей создания трагедии, уяснить основную проблему трагедии
1

Поисковая
Беседа, проблемные задания
Групповая
Знать историю создания трагедии основной конфликт.
Уметь анализировать произведение
Уметь строить связное устное высказывание
Создание устных высказываний.
Подготов-ся к сочинению по творчеству Пушкина

39-40
Р.Р.Контрольное сочинение№2
по творчеству А.С.Пушкина
Цель: отработать основные речевые понятия: тема, основная мысль, план сочинения; отобрать текстовой материал, научить приемам цитирования

2

Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная.

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.
Уметь самостоятельно редактировать сочинение.
Создание письменных высказываний
Подготовить чтение стихотвор. Пушкина о Кавказе.

41
Р.К. №4 А.С.Пушкин на Кавказе
Цель: познакомить уч-ся с пребыванием и творчеством А.С. Пушкина на Кавказе


1

Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная, групповая
Знать жизненные этапы Грибоедова на Кавказе.
Уметь конспектировать статью
Проведение
информационно-смыслового анализа
текста
Перечитать стихотворения Лермонтова


42
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно...», «Когда волнуется желтеющая нива»
Цель: исследовать тему одиночества лирики М. Ю. Лермонтова
1

Поисковая
Семинар
Групповая
Знать основные тропы, уметь находить их в тексте.
Уметь определять стихотворный размер, анализировать текст на фонетическом уровне
Анализ изобразительно-выразительных средств художественной речи
Стр.250-262,
Наизусть
«И скучно и грустно...»

43
Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Есть речи значенье...» Цель: исследовать тему поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

1

Поисковая
Семинар
Групповая
Знать основные тропы, уметь находить их в тексте.
Уметь определять стихотворный размер, анализировать текст на фонетическом уровне

Анализ изобразительно-выразительных средств художественной речи
Наизусть «Смерть поэта», задание 5 стр.265, изучить стр.273-277

44
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и Послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы..» Цель: исследовать любовную тему в лирике М. Ю. Лермонтова
1

Поисковая
Семинар
Групповая
Уметь анализировать текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, славянизмы)
Уметь интерпретировать текст находить ключевые слова
Использование словесных формул для анализа текста
Анализ стихот. «Расстались мы»

45
Эпоха безвременья в лирике
М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России
и ее своеобразие. «Родина».
Цель: выявить особенности раскрытия темы Родины в лирике М. Ю. Лермонтова
1

Проблемное
изложение
Беседа, проблемные задания
Групповая
Уметь выделять смысловые части текста.
\
Уметь формулировать микротемы, анализировать текст на морфологическом уровне
Умение вступать в речевое общение
Наизусть «Родина», перечитать роман «Герой нашего времени»

46
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе
Цель: дать понятие о смысле названия романа, его жанре, особенностях композиции, ее общем принципе: от загадки к загадке
1

Проблемное изложение
Лекция,. беседа
Фронтальная
Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции
Уметь выявлять
смысл названия
художественного
произведения.

Использование дополнительной литературы к уроку
Стр.288-294, 295-296


47
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Цель: помочь почувствовать романтическую загадочность и «демонизм» героя, его трагедию и индивидуализм; исследовать отношения с Бэлой, Максим Максимычем.
1

Проблемное изложение
беседа
Индивидуальная,
групповая
Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции
Уметь выявлять
смысл названия
художественного
произведения.

Использование дополнительной литературы к уроку
Стр.294-297,
Стр.300-304

48
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
Цель: показать особенности жанра дневника; раскрыть конфликт Печорина и окружением, помочь понять его боль от отсутствия внутренней жизни, причины замены ее внешней активностью; раскрыть хорошее и дурное в главном герое
1

Проблемное изложение
беседа
Индивидуальная,
групповая
Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции
Уметь выявлять
смысл названия
художественного
произведения.

Использование дополнительной литературы к уроку
С.295-296, 298-300,
315-317

49
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
Цель: раскрыть конфликт Печорина и окружением, его понимание дружбы
1

Проблемное изложение
беседа
Индивидуальная,
групповая
Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции
Уметь выявлять
смысл названия
художественного
произведения.

Использование дополнительной литературы к уроку
С.304-311

50
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
Цель: раскрыть образ Печорина в системе женских образов, его отношение к любящим его женщинам, его понимание любви
1

Проблемное изложение
беседа
Индивидуальная,
групповая
Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции
Уметь выявлять
смысл названия
художественного
произведения.

Использование дополнительной литературы к уроку
С.311-315

51
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского.

1

Поисковая
Комментированное чтение
коллективная
Уметь составлять вопросы по теме урока
Уметь воспринимать и анализировать критическую статью.
Конспектирование статьи
Вопросы и задания на с.317-318

52-53
Р.Р.Контрольное сочинение№3
по творчеству М.Ю.Лермонтова
Цель: выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему и полно ее раскрыть; выявить правильность речевого оформления

2

Поисковая
Составление плана
Фронтальная
Уметь сохранять логику изложения, удерживаться в границах темы
Уметь осмысливать роль и значение произведения в историко-литературном аспекте
Владение
письменной
речью
Прочитать стихотвор. о Кавказе М.Лермонтова

54
Р.К.№5 М.Ю. Лермонтов на Кавказе
Цель: познакомить уч-ся с пребыванием поэта на КМВ, организовать заочное путешествие по лермонтовским местам
1

Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная, групповая
Знать жизненные этапы Лермонтова на Кавказе, произведения, написанные на Кавказе.
Уметь конспектировать статью
Проведение
информационно-смыслового анализа
текста
Подготовить рассказ о творчестве Гоголя, перечитать «Миргород»

55
Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»
Цель: рассказать о творчестве писателя, раскрыть проблематику и поэтику первых произведений Гоголя
1

Поисковая
Беседа, проблемные задания
Групповая
Знать биография писателя, историю создания первых произведений
Уметь анализировать произведение
Уметь строить связное устное высказывание
Создание устных высказываний.

Стр. 322-324,
Стр. 328-330,
Стр. 335-343


56
«Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы
Цель: дать понятие об особенностях жанра, композиции, роли авторских отступлений, смысла названия произведения
1

Проблемное
изложение
Лекция, беседа, выступления учащихся
Индивидуальная, групповая
Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие
Иметь представление о хронотопе художественного текста
Составление литературоведческого комментария к тексту
Подготовить анализ эпизода « Чичиков у помещика»
стр. 351-361

57
Система образов поэмы «Мертвые души». Чичиков у помещика.
Цель: показать способы и приемы типизации при создании характеров; раскрыть сатирические приемы в поэме
1

Поисковая
Семинар
Групповая
Знать содержание, уметь характеризовать персонажей поэмы.
Продуктивный (К)
Уметь анализировать художественный текст на морфологическом, фонетиче-ском уровнях.
Пересказ эпизодов в форме описания
Найти в тексте описание города стр.

58

Образ города в поэме «Мертвые души»
Цель: раскрыть место города в поэме, уметь анализировать эпизоды из текста
1

Поисковая
Работа с текстом,
беседа
Групповая
Понимать роль города в раскрытии образа главного героя



Уметь оценивать поступки главного героя с нравственных позиций

Анализ эпизодов




Стр.344-350

59
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы
Цель: показать сатирическое изображение нового «героя» эпохи, раскрыть способы характеристики персонажа

1

Поисковая
Работа с текстом,
беседа
Групповая
Понимать роль главного героя в системе образов.





Уметь оценивать поступки главного героя с нравственных позиций


Пересказ текста в форме повествования





Найти в тексте лирические отступления, подготовить их анализ

60
«Мертвые души» поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора.
Цель: дать понятие о взглядах писателя на судьбы России, его христианской позиции; о мастерстве и новаторстве Гоголя
1

Поисковая
Семинар
Групповая
Уметь составлять вопросы к изученному произведению






Уметь формулировать авторскую позицию, религиозные и философские аспекты произведения

Использование словесных формул в устном высказывании




Наизусть отрывок «Эх, тройка»

61
Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души».
Цель: показать способы и приемы типизации при создании образов, раскрыть значение комического и лирического в поэме
1

Поисковая
Семинар
Групповая
Уметь составлять вопросы к изученному произведению






Уметь находить комическое и лирическое в поэме



Использование словесных формул в устном высказывании




Прочитать статью Белинского о поэме Гоголя

62
Поэма в оценках В. Г. Белинского.
Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению№1
по творчеству Н.В.Гоголя
Цели: формировать навык написания сочинения на заданную тему
1

Поисковая
Организация совместной учебной деятельности
Групповая
У м е т ь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению
Темы:
1.Чичиков – главный герой поэмы Гоголя.
2. Образы помещиков в поэме Гоголя.
3. Образ Руси в поэме Гоголя.
Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал
Прочитать «Белые ночи» Достоевского

623
Ф. М. Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».
Черты его внутреннего мира
Цель: рассказать о творчестве писателя, оценить особенности образа главного героя, обучать аналитическому чтению
1

Поисковая
Работа с текстом,
беседа
Групповая
Понимать роль главного героя в системе образов




Уметь находить черты внутреннего мира героя


Пересказ текста в форме повествования


Стр.367-390, Перечитать пьесу Островского «Бедность не порок»

64
А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада
Цель: выявить значение драматур
гии А.Островского, познакомиться с содержанием пьесы, раскрыть патриархальный мир в пьесе.
1

Поисковая
Работа с текстом,
беседа
Групповая
Понимать роль главного героя в системе образов






Уметь оценивать поступки героев с нравственных позиций




Пересказ текста в форме повествования





Стр. 391-395
Ответить на вопрос 6-11
стр. 396

65
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.
Цель: провести углубленный анализ части текста, жанра и конфликта пьесы, обучать монологическому высказыванию
1

Поисковая
Работа с текстом,
беседа
Групповая
Понимать роль главного героя в системе образов






Уметь оценивать поступки героев с нравственных позиций




Анализ действий главных героев пьесы




Задание 1-3 стр.396, перечитать повесть Толстого «Юность»

66
Л. Н. Толстой. Автобиографическая трилогия «Юность». Формирование личности героя повести.
Цель: работать над понятием «диалектика души», проводить аналитическое чтение
1

Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная, групповая
Знать биографию писателя, приемы психологического самоанализа главного героя
\Уметь оценивать поступки героев с нравственных позиций

Проведение
информационно-смыслового анализа
текста
Стр.3-13
Задание 2 стр.14

67
Р.К.№6 Л.Н.Толстой на Кавказе
Цель: познакомить уч-ся с пребыванием Толстого на Кавказе
1

Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная, групповая
Знать жизненные этапы Толстого на Кавказе.

Создание устных высказываний
Прочитать рассказ Чехова
«Смерть чиновника»

68
А. П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора
Цель: познакомить с основными этапами творчества Чехова, раскрыть тему маленького человека в рассказе, художественное мастерство рассказа
1

Проблемное изложение
Беседа
индивидуальная
Знать чеховское отношение к теме «маленького человека. Уметь выделять главное в прочитанном
Иметь представление о раскрытии данной темы другими писателями (Пушкин, Достоевский)
Создание устных высказываний
Стр.15-24

69
А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
Цель: раскрыть художественное мастерство рассказа, развить представления о жанровых особенностях рассказа, рассказать о пребывании Чехова на Кавказе
1

Проблемное изложение
Беседа
Индивидуальная, групповая
Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале
Иметь представление о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века
Создание устных высказываний
Стр.24-26

70
Р.К.№7. Пребывание Чехова на КМВ
Цель: рассказать о пребывании Чехова на Кавказе
1

Проблемное изложение
Беседа
групповая
Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале
Иметь представление о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века
Создание устных высказываний
Перечитать стихотворения о природе

71
Лирика Н. А. Некрасова,
Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Цель: познакомить с творчеством поэтов; показать их роль в развитии поэзии, раскрыть эмоциональное богатство русской поэзии
1

Объяснительно-иллюстративная, поисковая
Лекция, работа с текстом
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Знать главные факты биографии и основные вехи творческого пути поэтов, их программные произведения
Уметь делать сопоставительный анализ на основе тематики и проблематики.
Составление тезисов лекции и конспекта; использование дополнительных источников информации
Наизусть одно стихотворение
(по выбору)

72
Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений
Цель: познакомить с многообразием жанров и направлений в литературе XX века
1

Проблемное изложение
Лекция
Фронтальная
Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале
Иметь представление о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века
Обобщение материала урока в виде схемы
Стр. 41-43

73
И. А. Бунин. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы
Цель: познакомить с историей создания новеллы, пробудить интерес к творчеству Бунина, анализ действий героев
1

Проблемное изложение
Беседа
Индивидуальная,
Знать биографию Бунина, историю создания новеллы, определение жанра «новелла»
Иметь представление о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века
Создание устных высказываний
Стр.44-54,
54-59

74
Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования
Цель: показать индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви, определить проблематику новеллы
1

Проблемное изложение
Беседа
групповая
Уметь анализировать прочитанное, определять проблематику новеллы
Иметь представление о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века
Создание устных высказываний
Ответить на вопросы стр. 60

75
Р.К. №8 М.Горький на Кавказе
Цель: познакомить учащихся с пребыванием Толстого на Кавказе
1

Поисковая
Беседа
коллективная
Знать этапы жизни Горького на Кавказе

Создание устных высказываний
Перечитать повесть М.Булгакова «Собачье сердце»

76
М. А. Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.
Цель: работать со статьей учебника о Булгакове, сделать обзор повести «Собачье сердце», раскрыть ее проблематику
1

Объяснительно-
иллюстративная,
Лекция
Беседа
Фронтальная
Знать основные факты творческой биографии писателя, его главные произведения, уяснить смысл названия

Составление связного высказывания
Стр.111-117

77
Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров
Цель: выяснить опасность позиции «взять все и поделить», ответственность людей за судьбу России, совершенствовать навык анализа эпизода
1

Поисковая
Проблемные задания
Индивидуальная, групповая
Уметь характеризовать образы героев повести.

Создание устных высказываний
Ответить на вопросы стр118

78
М. А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя
Цель: познакомить с этапами жизни и творчества писателя, помочь уяснить, в чем смысл названия рассказа
1

Объяснительно-
иллюстративная,
Лекция
Беседа
Фронтальная
Знать основные факты творческой биографии писателя, его главные произведения, уяснить смысл названия

Обобщение материала урока в виде хронологической таблицы
Стр. 167-190

79
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.
Цель: показать роль пейзажа, детали, композиции в раскрытии проблематики рассказа
1

Поисковая
Беседа
Групповая, индивидуальная
Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».
Уметь характеризовать образ главного героя.
Уметь давать пространственно-временную характеристику текста
Составление связного высказывания
Стр.190-193
Анализ эпизода «Встреча Соколова с Ваней»

80-81
Р.К.№9-10 Произведения ставропольских писателей и поэтов о Великой Отечественной войне
Цель познакомить с прозой и поэзией ставропольских писателей и поэтов о ВОв, совершенствовать навыки анализа
2

Поисковая
Беседа
Групповая, индивидуальная
Знать особенности анализ поэтического и прозаического текстов
Уметь характеризовать прочитанное
Уметь давать пространственно-временную характеристику текста
Составление связного высказывания
Наизусть стихотворение о войне (по выбору),
Подготовиться к сочинению

82-83
Р.Р.Контрольное сочинение №4 «Верстами войны»
Цели: формировать навык написания сочинения на заданную тему
2

Поисковая
Организация совместной учебной деятельности
Групповая
У м е т ь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению
Темы:
-«Великая Отечественная война в литературе ХХ в.» ( по произведениям)
-Великая Отечественная война в летописи моей семьи (свободная тема)
Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал;
Прочитать рассказ Солженицына «Матренин двор»

84
А. И.Солженицын. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.
Цель: познакомить с личностью писателя, раскрыть образ рассказчика, проблематику произведения
1

Проблемное
изложение

Беседа, проблемные задания
Коллективная, групповая. Индивидуальная: сообщение о жизни и творчестве А. И. Солженицына
Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа
Уметь раскрывать образ рассказчика
Владение монологической и диалогической речью
Стр.233-277

85
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи
Цель: раскрыть тему праведничества, определить способы раскрытия образа главной героини
1

Поисковая
Беседа, проблемные задания
Коллективная, групповая.
Уметь раскрывать нравственный смысл произведения
Уметь раскрывать образ главной героини - праведницы
Владение монологической и диалогической речью
Стр.277-28/1, ответить на вопросы

86

А. А. Блок. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока.
Цель: познакомить с творческой биографией поэта, раскрыть глубину образа лирического героя в поэзии А. А. Блока; показать своеобразие патриотической лирики поэта
1

Объяснительно-
иллюстративная, поисковая
Беседа, . практикум
Фронтальная, групповая
Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.
Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы
Уметь воспринимать творчество А. А. Блока в контексте эпохи; делать сравнительный анализ поэтических произведений.
Составление хронологической таблицы; участие в обсуждении
Стр.61-75, наизусть одно стихотворение ( по выбору)

87
Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано...»,
«Край ты мой заброшенный...» Цель: познакомить с творчеством С. А. Есенина; показать своеобразие любовной лирики поэта
1

поисковая
Лекция, работа с текстом
Фронтальная, групповая
Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества
Уметь анализировать цветовую лексику в канве стихотворения.

Привлечение дополнительных источников информации.
Стр 76-86 наизусть одно стихотворение ( по выбору)

88
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...».
Цель: показать своеобразие раскрытия темы любви и образа России в творчестве С. А. Есенина
1

поисковая
Лекция, работа с текстом
Фронтальная, групповая
Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества
Уметь анализировать цветовую лексику в канве стихотворения.

Связное высказывание о народно-песенной основе есенинских произведений
Стр. 86-96 наизусть одно стихотворение ( по выбору)

89
Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Маяковский о труде поэта
Цель: показать своеобразие лирики Маяковского, обучение анализу стихотворений поэта.
1

поисковая
Лекция, работа с текстом
Фронтальная, групповая
Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества
Уметь анализировать
Ритмику и интонации в стихотворениях Маяковского
.

Связное высказывание о
лирике поэта
Стр.97-103, анализ одного стихотворения

90
М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Родина». «Стихи о Москве».
Цель: познакомить с творческой биографией поэта, раскрыть глубину образа лирического героя, показать особенности поэтики
1

поисковая
Лекция, работа с текстом
Фронтальная, групповая
Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества
Уметь анализировать.
поэтическое произведение.
Привлечение дополнительных источников информации.

Стр.123-125
Наизусть одно стихотворение ( по выбору) Стр.126-128
Анализ одного стихотворения

91
Н. А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Цель: изучить очерк жизни и творчества поэта, анализировать стихотворения
1

поисковая
Лекция, работа с текстом
Фронтальная, групповая
Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества
Уметь анализировать поэтическое произведение.

Привлечение дополнительных источников информации.
Стр. 161-166,
Наизусть одно стихотворение (по выбору)

92
Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Трагические интонации в любовной лирике
Цель: познакомить с творческой биографией А. А. Ахматовой; показать особенности поэтики, раскрыть основные мотивы творчества; показать особенности поэтики, своеобразие раскрытия темы любви в лирике Ахматовой

1

Объяснительно-
иллюстративная, поисковая
Лекция, семинар
Фронтальная, групповая
Знать основные этапы биографии
А. А. Ахматовой.
Владеть навыками анализа поэтического текста на лексическом и фонетическом уровнях.
Уметь составлять вопросы по творчеству А. А. Ахматовой в форме викторины; интерпретировать ключевые слова и символические образы. Уметь интерпретировать ключевые слова и символические образы.
Составление связного высказывания по теме
Стр. 130-142
Наизусть одно стихотворение (по выбору) Стр.143-146
Анализ одного стихотворения

93
Б. Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу» Философская глубина лирики Пастернака «Быть знаменитым некрасиво...», «Во всем мне хочется дойти...».

Цель: познакомить с творчеством поэта, выяснить проблематику и своеобразие лирики Пастернака.
1

поисковая
Лекция, работа с текстом
Фронтальная, групповая
Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества
Уметь анализировать поэтическое произведение.

Создание устных высказываний
Стр.194-204
Анализ одного стихотворения Стр.205-207 наизусть «Во всем мне хочется дойти...».

94
А. Т. Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»
Цель: очерк жизни и творчества поэта, анализ лирики о Родине, совершенствовать навык анализа поэтического текста

1

поисковая
Лекция, работа с текстом
Фронтальная, групповая
Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества
Уметь анализировать поэтическое произведение.

Создание устных высказываний
Стр.208-217

95
Проблемы и интонации стихов о войне А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом».
Цель: анализ лирики о войне, раскрыть взгляды поэта на войну , совершенствовать навык
анализа поэтического текста


1

поисковая
работа с текстом
Фронтальная, групповая
Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества
Уметь анализировать поэтическое произведение.

Создание устных высказываний
Стр.217-220 наизусть отрывок «Я убит под Москвой» стр.225-226

96
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIXXX веков
Цель: познакомить с текстами стихотворений, положенных на музыку, раскрыть художественное своеобразие романса



1

поисковая
Лекция, работа с текстом
Фронтальная, групповая
Знать особенности поэтики, определении «романса»
Уметь анализировать поэтическое произведение точки зрения его жанра .

Создание устных высказываний
Стр.286-296,
Анализ одной песни

97
Античная лирика.
Катулл. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии
Цель: познакомить с личностью поэтов, раскрыть поэзию Катулла как противостояние жестокости властолюбию Рима; помочь уч-ся определить традиции од Горация в русской поэзии

1

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с книгой

Коллективная, групповая.
Индивидуальная: сообщение о литературе эпохи античности

Уметь раскрывать щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в стихах



















Уметь раскрывать лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов античности

















Владение монологической и диалогической речью




















Стр.303-315

98
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер
Цель: познакомить с биографией писателя, выявить смысл поэмы; выявить философский характер произведения
1

Объяснительно-
иллюстративная

Беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная, групповая. Индивидуальная, сообщение
Уметь раскрывать тему произведения эпохи средневековья: страдание и очищение
Знать о влиянии Вергилия, Беатриче на творчество поэта
Уметь раскрывать лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов античности




Владение монологической и диалогической речью



Стр.315-325

99
У. Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.). Общечеловеческое значение героев Шекспира.» Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы
Цель: познакомить с биографией Шекспира; выявить своеобразие сонета как жанра; дать понятие об истории создания трагедии «Гамлет», выявить основной конфликт, сюжет
1




Знать биографию В. Шекспира, своеобразие сонета как жанра, теоретико-литературные понятия: конфликт,
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно
Проведение информационно-смыслового анализа текста, умение вступать
Стр.326-334

100
И.-В. Гете. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия.
Цель: познакомить с биографией Гете, выявить своеобразие сонета как жанра; дать понятие об истории создания трагедии, сюжет и проблематику, роль системы образов в раскрытии идейного содержания
1





Уметь выделять и формулировать тематику, проблематику, идейное содержание произведения, давать характеристику героям, выражать свое отношение к прочитанному.

Стр.335-346

101-102
Систематизация изученного за курс 9 класса
Цель: выявить уровень литературного развития учащихся; подвести итоги года и дать задание на лето
2

Поисковая
Проблемные задания,
Индивидуальная






Методическая литература:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
4. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
5. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.


Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ________________ Шешенова А.Т..
учителей-словесников «______»_____________________2012 г.
от_____________2012 г. №____
__________________ Семенова И.А.

15

Приложенные файлы

  • doc 1401160-9kl
    Размер файла: 337 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий