Образовательный материал


Рабочая программа по литературе
в 6 классе
на 2011-2012 учебный год

Программа
Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./ Под ред. В.Я. Коровиной. - 6-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2005.-224 с.


Учебник
Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях./авт.сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2010 год.


Составитель: Новикова В.А.
























Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).
Авторская программа соответствует Госстандарту, его федеральному компоненту, кроме этого в нее включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом: басни Дмитриева И.И. «Муха», И.А.Крылова «Осел и соловей», «Листы и корни», «Ларчик», поэма Некрасова Н.А. «Дедушка», стихотворения Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи», «Посмотри, какая мгла», А.К.Толстого «Где гнутся над омутом лозы», А.А.Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном», стихотворения о войне К,М.Симонова, Д.С.Самойлова, данные произведения включены в рабочую программу.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов).
Из них: уроков развития речи – 8, уроков внеклассного чтения – 8, уроков-практикумов – 8, контрольных работ – 12.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования
являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Виды контроля
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование,

характеристика литературного героя, инсценирование;

- итоговый: тесты, самостоятельные и контрольные работы, включающие задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-

литературных понятий.










Критерии оценивания достижений обучающихся.
Оценка сочинений.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка “1” ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.




Оценка творческих работ.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий.
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ѕ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.
Критерии оценивания презентаций.
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.

Критерии
оценивания
Параметры

Дизайн презентации
- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки – все ссылки работают


Средняя оценка по дизайну

Содержание
- раскрыты все аспекты темы;


- материал изложен в доступной форме;


- систематизированный набор оригинальных рисунков;


- слайды расположены в логической последовательности;


- заключительный слайд с выводами;


- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.


Средняя оценка по содержанию

Защита проекта
- речь учащегося чёткая и логичная;


- ученик владеет материалом своей темы;


Средняя оценка по защите проекта


Итоговая оценка


Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Критерии оценивания динамики
литературного развития каждого учащегося (по рекомендациям В.Г. Маранцмана).
В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:
Эмоциональная реакция
- выразительное чтение;
- ответы на вопросы после первого чтения произведения;
- оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом;
-сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.

Осмысление содержания
- составление плана содержания;
- сжатый пересказ;
- комментирование текста;
- ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера;
- рассмотрение композиции художественного произведения;
- сопоставление литературных произведений;
- сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.

Работа воображения
- творческие пересказы (с изменением лица рассказчика);
- устное словесное рисование;
составление киносценария;
- инсценирование;
-домысливание сюжета;
- реконструкция внесценических эпизодов драмы.


Реакция на художественную форму
- пересказ, близкий к тексту;
- стилистический анализ;
- оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования;
Сопоставление произведения и его реальной основы.

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общую продвинутость класса в той или иной сфере литературного развития.



Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

1. Учебник-хрестоматия «Литература. 6 класс» в двух частях. Автор-составитель, В.П.Полухина, В.Я. Коровина, М.: Просвещение, 2009.
2. «Читаем, думаем, спорим» Дидактические материалы по литературе 6 класс. В.П.Полухина, М.: Просвещение, 2011.
3. «Универсальные поурочные разработки по литературе». Н.В.Егорова, М: «Вако», 2007;
4. « Поурочные разработки по зарубежной литературе». Н.В.Егорова, М: «Вако», 2004;
5. «Тесты по литературе. 5 – 11 классы». Н.Н.Оглоблина, М.: АСТ, 2004;
6.В.Я. Коровина. В.П. Журавлёв. В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». Издательство «Просвещение» - М., 2008.










Тема урока
час
план
факт
Тип урока.
Основные виды деятельности
учителя и
уч-ся
Домашнее
задание
Содержание ФКГОС
цели урока

1
Введение. Литература как художественное отражение жизни.
1


Комбиниров.
Лекция
Беседа.
Стр.5 Вопрос 1-5

Содержание, форма, автор, герои, выражение авторской позиции
Выявление уровня литературного развития учащихся, повторение изученного в 5 классе, знакомство с учебником, дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности.

2
Устное народное творчество.
Обрядовый фольклор.
1


Урок внеклассного чтения
стр.6-10
вопросы
1-8
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки,
масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Познакомить учащихся с образцами обрядового фольклора, заинтересовать их старинной русской обрядовой поэзией

3
Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
1


Комбиниров.
Рассказ учителя. Беседа.
Стр.15
Вопросы
1-6


Пословицы и поговорки – малые жанры УНТ. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и
Показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, научить пользоваться пословицами и поговорками в речи

4
Урок-«посиделки». Подготовка к сочинению
«В чем красота и мудрость русских обрядов?»
1


Урок развития речи. Выразительное чтение, инсценированное исполнение обрядовых песен, устное словесное рисование.
сочинение
Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора: обрядовых песен, пословиц и поговорок. Выражение в них народного духа. Афористичность фольклорных жанров.
Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них.

5
Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
1


Комбиниров.
Рассказ учителя. Обучение чтению.
Пересказ
Вопросы 1,2
стр.22
Исторические события, вымысел, народные идеалы Образно-стилистические особенности жанра летописи.
Знакомство с историей – осознание себя звеном в цепи поколений, показать, как отражены в летописи народные идеалы Знать сказание как летописный жанр; содержание «Сказания о Белгородском киселе».

6
Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха».
1


Урок
усвоения и закрепления
новых знаний.
Рассказ учителя. Беседа.
Составить 5-6 вопросов в тетрадь об И.Крылове
Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Мораль басен и способы ее выражения.Аллегория, мораль
Расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст, рассмотреть особенности языка 18 века

7
И.А.Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».
1


Комбиниров.
Рассказ учителя. Беседа.

Стр.34-41-басни наизусть
Великий баснописец И.А.Крылов. Слово о писателе.
Образы животных и их роль в басне. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали.
Расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст. Роль власти народа в достижении общественного блага, критика мнимого мудреца и неумелого хвастуна

8
И.А.Крылов. «Осел и Соловей»
Контрольная работа по басням.
1


Комбиниров.
Обучение чтению. Беседа.
тест
Стр.43-44
вопросы.
Тематика басен И.А.Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. выражение народного духа и народной мудрости в баснях.
Расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст. Комическое изображение знатока, не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории

9
А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину».
1


Урок
усвоения и закрепления
новых знаний.
Рассказ учителя. Беседа.
Стих.
«И.Пущину»наизусть
Вопрос 3(устно)

стр.54
Жанр стихотворения-послания. Тема дружбы в лирике поэта; эпитет, метафора
Знать факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»,
жанр стихотворного послания, эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С.Пушкина, обучение чтению, учиться видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл

10
А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
1


Комбиниров.
Рассказ учителя. Обучение чтению.
Стих. «Узник» наизусть; вопрос 4 (ус.)
стр.55
Вольнолюбивая лирика Период кишиневской ссылки поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина. Стремление к свободе.
Понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения. Уметь определять поэтические средства изображения чувств лирического героя, объяснять особенности композиции стихотворения.Обучение выразительному чтению

11
Мир природы и его поэтического изображения в стихотворении «Зимнее утро».А.С.Пушкина. Лирика как род литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.
1


Комбиниров.
Рассказ учителя. Обучение чтению.
Стих. «Зимнее утро».
наизусть
(инд.)
Вопрос 3(у)
Стр.57
Читать
стр.58-59
Пейзажная лирика А.С.Пушкина. Воплощение в стихотворениях мысли о гармонии природы и человека. Звуковая инструментовка стихотворений.
Тема, идея стихотворения, композиция, двусложные размеры стиха
Роль композиции в понимании смысла стихотворения, развитие речи, выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы
Знать, какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа, насколько связаны изображаемая действительность и внутренний мир человека. Уметь анализировать художественные средства, толковать их роль в стихотворении.

12
А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». Сюжет и герои повести «Барышня-крестьянка».
1


Урок
усвоения и закрепления
новых знаний.
Беседа.
Вопрос 1-7(у)

Стр. 152
Лицо и маска героев
Роль случая в композиции произведения Знать сюжет и героев повести Пушкина; уметь анализировать роль эпиграфа

13
А.С.Пушкин. «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.
1


Урок
усвоения и закрепления
новых знаний.
Обучение чтению. Беседа.
1 глава Стр.146-147
Вопросы




Читать
гл.4-5 (озаглавить)


Читать
гл. 6-7(план)
История создания романа: время, отраженное в нем. Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. Проблематика произведения. .конфликт
Знать историю создания романа. Уметь составлять план, сравнивать образы Троекурова и старшего Дубровского, указывая на сходства и различия их характеров, оценивать поведение героев, представлять картины жизни русского поместного дворянства 20-х годов 19 века, изображенные в романе, помочь учащимся разобраться в отношениях между героями

14
Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.
1


Беседа. Практикум.

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке», выяснить мотивировку поступков героев
Знать содержание глав романа, уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе, словесно описывать душевное состояние героев.

15
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
1


Обучение устному рассказу. Беседа.

Авторское отношение к героям, композиция
Развитие понятия о композиции художественного произведения, выяснить характер отношений между Машей и Дубровским Знать содержание анализируемых глав романа; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь составлять устное описание портреты героя, включая в него цитаты из текста романа.

16

Урок развития речи.
Сочинение по повести «Дубровский»
2


Урок развития речи.
Сочинение сравнительная характеристика «Два помещика» (по повести
А.С.Пушки-на«Дубровс-кий»)
Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Отбор материала. Цель сравнение двух героев. Варианты вступление и заключения
Знать содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения, делать выводы.

17









18
М.Ю.Лермонтов. Основное настроение и композиция стихотворения «Тучи».
1


Комбиниров.
Рассказ учителя. Обучение чтению.
Стих. наизусть
Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю.Лермонтова в Москве. Мотивы грусти, одиночество, тоски и любви поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Особенности поэтической интонации стихотворения
П Знать факты из биографии автора, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»;уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте .
Особенности выражения темы одиночества, обучение анализу стихотворения.
Знать определение литературоведческих понятий (композиция, сюжет, поэтический образ, эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение); понимать настроение стихотворения; уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции произведения.

19
Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком».
1


Практикум.
стр. 163-166
выразит.
чтение
Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества.


20
Восточное сказание М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты.
1


Комбиниров.
Беседа. Практикум.
Вопрос 4 (у), стр. 162
Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один из художественных приемов, его роль. Аллитерация. Поэтическая интонация.
Двусложные и трехсложные размеры стиха, поэтическая интонация
Знать определение понятий «лироэпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция»; понимать основную мысль стихотворения; уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям эпизода стихотворения.

21
Урок внеклассного чтения.
Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики»
1


урок внеклассного чтения
Пересказ
эпизода
Характеры героев
Развитие речи учащихся, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя

22
И.С.Тургенев. Духовный мир крестьянских детей в рассказе «Бежин луг».
1


Комбинированный Рассказ учителя. Беседа.
Вопрос 1,2(у) стр. 199
Гуманистический пафос цикла «Записки охотника»., верования, предания
Знать факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг Портреты героев как средство изображения их характеров

23
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг»
1


Практикум.
Речевая характеристика литературных героев.
И.С.Тургенев – мастер пейзажа. Изображение природы в рассказе: описание июльского дня, «торжественной и царственной безлунной» ночи, наступившего утра
знать содержание рассказа, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать, почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; , показать взаимосвязь человека и природы в рассказе уметь сопоставлять словесно художественное повествование с произведением живописи, анализировать
Эпизоды текста.

24
Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело», «С поляны коршун поднялся», «Листья»..
Роль антитезы в стихотворении.
1


Практикум.
Выразительное чтение стр.202-206,
вопросы
А.А.Фет – русский поэт 19 века. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Изобразительно-выразительные средства языка
Знать факты биографии автора, литературной деятельности, определения литературоведческих понятий; понимать основной прием пейзажной лирики Тютчева – изображение природы через восприятие человека, смысл произведения; уметь находить в тексте средства художественной изобразительности, объяснять их роль, отличать пейзажную зарисовку от переданного в образной форме размышления о жизни человека, выразительно читать стихотворения.

25
Природа как воплощение прекрасного в стихотворении А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила».
1


КомбинированРассказ учителя. Обучение чтению.
Стих. наизусть
Эстетизация конкретной детали
Обучение анализу стихотворения

26
А.А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы» Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.
1


Беседа. Практикум.
Стих. наизусть
Сочетание космического масштаба и конкретных деталей
Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

27
Урок развития речи.
Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
1


Урок развития речи.
устное словесное рисование.
. Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Обучение анализу стихотворения

28
Картины подневольного труда и мысль о величии народа – созидателя в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»
1


КомбинированРассказ учителя. Обучение чтению.
Вопрос 6 (у), стр 225 Выразит.
чтение
стр.226-
241.
ТН.А.Некрасов - певец тяжелой доли русского народа. Картины подневольного труда и прекрасной осенней поры, изображенные в стихотворении. Величие народа в созидании духовных и материальных ценностей.

Знать факты биографии и творческой деятельности автора» определение понятия «сюжет»; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; уметь отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами.

29
Урок внеклассного чтения.
Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка».
1


урок внеклассного чтения
Читать стр. 242-

244
Декабристская тема в творчестве Н. А.Некрасова: изображение декабриста, поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
Знать содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип героя; понимать отношение автора к описываемым событиям; уметь выразительно читать.

30
Трехсложные размеры стиха.
Викторина по произведениям Н.А. Некрасова.

1


урок контроля
задание 2
стр.244
Время, описанное в произведении. Связь поколений. Нравственный аспект поэзии Некрасова. Трехсложные стихотворные размеры. Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Биографические сведения.
Стихотворение «Железная дорога»
Поэма «Дедушка» Нравственный аспект поэзии Некрасова.
Знать определения понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»; уметь составлять опорный конспект по статье учебника, определять размер стихотворения.
Уметь анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности.

31
Н.С.Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера.
1


КомбинированРассказ учителя. Беседа.
Читать стр.258-274
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» - «шедевр лесковского творчества» (Ю.Нагибин). Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека.
Знать факты биографии и литературной деятельности автора, определение понятий «сказ», «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя.

32
Урок развития речи.
Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша»
1


Урок развития речи.
Вопрос 6 (у), стр. 294
Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении. Понятие каламбура.
Знать и понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении.

33
Урок внеклассного чтения.
Рассказы Антоши Чехонте «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие.
1


Урок внеклассного чтения.

пересказ
Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе.
Знать факты биографии и творчества писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать смысл названия рассказа; уметь делать наблюдения над речью героя, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

34
Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий».
1


Практикум.
Стр. 304-308 - 1 стих.
Юмор и сатира в рассказе А.П.Чехова Рабская угодливость , чинопочитание, самоуничижение - уродливые явления человеческой жизни.
Знать содержание рассказа, определение понятий «юмор» и «сатира»; понимать, каково авторское отношение к чинопочитанию и угодливости; уметь сопоставлять рассказы Чехова, выявлять в них общее.

35
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.
1


урок-концерт
Иллюстра-ции к стихотворениям Читать стр.3-27

(2 часть)
Творчество поэтов XIX века: Фета, Баратынского, Никитина, Тютчева, Полонского, Мережковского и Майкова, анализ лирического произведения языковые средства выразительности
Знать поэтов XIX века: Фета, Баратынского, Никитина, Тютчева, Полонского, Мережковского и Майкова.
Уметь анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности.

36
Прекрасное - вокруг нас в сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок».
1


Рассказ учителя. Обучение чтению.
Читать стр.38-39
иллюстрация
Сказка-быль Слово о писателе. История создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское отношение к героям.
Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Погорельского, авторское отношение к героям повествования; уметь отмечать сказочные и реальные моменты в повествовании

37
Урок внеклассного чтения.
Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса».
1


Урок внеклассного чтения.

Вопрос
2(у) стр.28
Читать стр.29-37
Романтическая мечта Слово о писателе.
Торжество мира
романтической мечты в повести.
Нравственный максимализм и душевная чистота ее
главных героев
Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности, понятие «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, анализировать авторский стиль.

38
М.М.Пришвин. Слово о писателе. Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти в сказке-были «Кладовая солнца».
1


КомбинированРассказ учителя. Обучение чтению.
Читать стр.41-76

Слово о писателе. Заочная экскурсия в деревню Дудино на родину писателя. Сказка-быль «Кладовая солнца». Особенности изображения М.М. Пришвиным мира природы. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы
Знать содержание сказки; понимать смысл понятий «сказка-быль»; уметь выделять сказочные и реальные моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать.

39
Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
1


Комбинирован Беседа. Практикум.
Притчу наизусть
Стр.47
Две загадки Антипыча: «что есть правда, какая она, где живет, как её найти» и совет «ходить голенькими и разутыми». Образ мудрого правдоискателя-рассказчика.
Практикум, анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе», показать метафорический смысл сказки-были, раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы

40
Урок развития речи.
Классное сочинение . «Сравнительная характеристика Насти и Митраши».
2


Урок развития речи.
Вопрос 2
Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Цель сравнения Насти и Митраши.
Знать содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения.

41





Составление плана сравнительной характеристики, вариантов вступления и заключения сочинения.



42
Урок развития речи.
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.
1


Урок развития речи.
Выразит.
Чтение
Стр.79-86
Факты биографии Симонова, Самойлова. Лирические и прозаические произведения о Великой Отечественной войне; отражение в искусстве.
Обучение выразительному чтению стихотворений К.М.Симонова, Д.С.Самойлова, рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, показать, как высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями

43
Урок внеклассного чтения.
А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война.
1


Урок внеклассного чтения.

вопросы
Фонохрестоматия
Обучение чтению, познакомить с чертами личности писателя, показать автобиографичность рассказа, отметить особенности его композиции, своеобразие языка

44
Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
1


КомбинированРассказ учителя. Обучение чтению.
Стр.91-110
Вопросы стр.110-111
Слово о писателе. Яркость и самобытность языка рассказа. Авторское отношение к героям. Нравственная проблематика произведения.
Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа; уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия.

45
Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
1


КомбинированРассказ учителя. Обучение чтению.


Вопросы
111-112
анализ эпизода «Я отправился по землянику, чтобы трудом заработать пряник»
Постановка нравственных вопросов: честность, доброта, долг, попытаться вызвать у учеников отклик на эти вопросы

46
Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой»
1


Комбинирован Беседа. Практикум.
Презентация словариков сибирских диалектов, языковой анализ текста.
Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа. Юмор в рассказе.
Уметь находить и анализировать лингвистические особенности речи героев рассказа; понимать, почему писатель использует диалектные и просторечные слова, поговорки в своем произведении.

47
Герой рассказа и его сверстники в произведении В.Г.Распутина «Уроки французского». Отражение трудностей военного времени.
1


КомбинированРассказ учителя. Обучение чтению.
Читать стр.

115 – 120
Познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества, прояснить мотивы поведения героя рассказа
Познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества, прояснить мотивы поведения героя рассказа Знать автора, содержание рассказа; понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя.

48
Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
1


КомбинированРассказ учителя. Обучение чтению.
Пересказ эпизодов
Стр.121-154
Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. в жизни главного героя.
Раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»

49
Душеная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.
1


КомбинированРассказ учителя. Обучение чтению.
Вопрос 7-9

Стр. 155
Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни главного героя.
Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику.

50
Урок развития речи.
Классное сочинение по произведениям В.П.Астафьева и
В. Г.Распутина.
.
1


Урок развития речи.
Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина»
Нравственный выбор героев рассказов
Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение); уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью.

51
Тема Родины в поэзии Н.М.Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.
1


КомбинированРассказ учителя. Беседа.
Выразит.
чтение Вопрос 6 (у), стр. 202-204
Слово о поэте. Основные мотивы лирики поэта. Человек и природа в «тихой» лирике Н.М.Рубцова. Искренняя любовь к родине и близким людям. Особенности лирики Н.Рубцова.
Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества; понимать, что тихо произнесенные, сокровенные выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; уметь устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений, соотносить название стихотворения с его содержанием, определять особенности композиции.

52
Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
1


КомбинированРассказ учителя. Беседа.
Подгото
вить
вопросы по рассказу
Слово о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия.
Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа; уметь выражать впечатление от прочитанного, анализировать эпизоды

53
Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном» С.А.Есенин. Стихотворения «Мелколесье», «Степь да дали», «Пороша»



КомбинированРассказ учителя. Обучение чтению.
Выразит.
чтение Анализ одного из стихотворений Есенина (на выбор)
Поэтизация родной природы Слово о поэте. Трагическое мироощущение человека начала 20 века. Утрата душевного покоя, тоска по гармонии.
Знать автора; понимать, как лирика блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века; уметь находить в стихотворениях художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, выразительно читать стихотворения.

54
А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие»
1


Практикум.
Выразит.
чтение стр. 201
Слово о поэтессе. Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики А. Ахматовой.
Понимать, как в одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир его образов, особенность лирики поэтессы – ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность; уметь выражать впечатления от прочитанного, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя

55
В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина.
1


Комбинирован
Рассказ учителя. Беседа.
Стр. 158 – 173 чит.
Слово о писателе. Страницы творчества. Главные герои рассказа В.М. Шукшина, их нравственная сущность. Непосредственность, простодушие, наивность, трогательное обаяние героев. Авторское отношение к героям.
Знать содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа; уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, формулировать собственное отношение к персонажам.

56
Урок внеклассного чтения.
Любовь к малой родине, язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации в творчестве К.Кулиева и Г.Тукая.
1


Урок внеклассного чтения.

Наизусть 1 стих на выбор стр. 206-212

Слово о поэте. Тема малой родины, «родимого края». Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Родина как источник сил для преодоления испытаний. Основные поэтические образы, символизирующие Родину. Тема бессмертия народа.
Знать сведения об авторе; понимать, почему поэт считает себя вечным должником своего народа; уметь объяснять роль художественных приемов, используемых автором, соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

57
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.
1


Урок
усвоения и закрепления
новых знаний Рассказ учителя. Беседа.
Читать стр. 213-218
Мифы Древней Греции - древнейшие произведения народного творчества, колыбель европейской культуры и литературы. Боги и герои древнегреческой мифологии. Отражение в древнегреческих мифах представлений об идеальном человеке. Сочетание реальности и фантастики в легендах и мифах; троянский цикл.
Знать определение понятий «миф», «мифология», время появления мифов; понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов, отличие мифа от сказки; уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки.

58
Урок внеклассного чтения.
Мир древнегреческих мифов.
1


Урок внеклассного чтения.

Пересказ подвигов



59
Геродот. «Легенда об Арионе».
1


Комбинирован
Рассказ учителя. Беседа.
Нарисовать иллюстрациюстр.224
Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность.
Знать определение понятия «легенда», «миф»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности и черты мифа, составлять художественный рассказ о герое., показать как преобразуются античные образы в литературе на примере стихотворения А.Пушкина «Арион»

60
«Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы.
1


Комбинирован
Рассказ учителя. Обучение чтению.
Выразительное чтение стр.231-247
Героический эпос Великие испытания, выпавшие на долю героев. Противоречивые образы Одиссея и Ахилла.
Познакомить учеников с образом Гомера, рассказать о предыстории его великих произведений, дать учащимся почувствовать неповторимость, богатство и красоту поэмы Гомера Понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им с юмором и смехом, комизмом, значение поэм Гомера.

61
М.Сервантес Сааведра. Дон Кихот – герой, живущий в воображаемом мире.
1


Комбинирован
Рассказ учителя. Обучение чтению.
Стр.263-265
Слово о писателе. «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображаемом мире. Образ Санчо Пансы.Рыцарский роман, пародия
Познакомить учеников с великим романом о верности идеалам, душевном благородстве и наивной простоте героя, помочь понять, почему «Дон Кихот» - книга на все времена Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «Рыцарский роман»; уметь сравнивать героев; выражать авторское отношение к героям и свое собственное.

62
Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе Ф.Шиллера «Перчатка».
1


Комбинирован
Рассказ учителя. Обучение чтению.
Читать стр.267-272
И.Ф.Шиллер – великий немецкий поэт и драматург. Жанр баллады. Повествование о феодальных нравах. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий достоинство и честь. Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.
Знать автора, сведения о его биографии и творческой деятельности, определение понятия «баллада», ее отличия от былины и песни.; понимать проблемы, поставленные автором в балладе, поступок героя; уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого

63
Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе».
1


Комбинирован
Рассказ учителя. Практикум.
Стр.275-291.
Слово о писателе.
Проспер Мериме – французский писатель-реалист, мастер новеллы и разносторонняя личность конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.
Знать автора, сведения о его жизни, творческой деятельности, определение понятия «новелла»; понимать смысл названия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение. дать понятие о героическом характере в литературе, вызвать учеников на самостоятельные размышления о жизни

64
М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна»
1




Урок внеклассного чтения
беседа
Пересказ эпизодов сравн.хар-ка героев
Слово о писателе, памятнике его героям. Стремление к независимости – отличительное качество маленьких героев М.Твена. Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое в романе.
Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, определение понятий «комическое», «юмористическое»; уметь сравнивать поведение Тома и Гека. . Средства создания комического. Юмор в произведении.

65

Философская сказка-притча А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
2


Практикум.
Вопрос 2(у) стр. 313
Сказка-притча Слово о писателе. Удивительная жизнь удивительного писателя. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче
Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления); понимать философский смысл сказки; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки.

66









67
Литературная игра «Что? Где? Когда?»
1


Урок-игра
контроль
Индивидуальные задания
Биографические сведения о писателях Содержание литературных произведений; теоретико-литературные сведения.
Знать теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы

6 класса; уметь пересказывать эпизоды произведений,

68
Итоги года. Задания для летнего чтения.
1


Заключительный урок

Выявление уровня литературного развития учащихся.
Знать содержание изученных произведений.

















КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ





















Тест по теме: «Пословицы и поговорки»
1. Что такое пословица?
А) образное сочетание слов;
Б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;
В) законченное высказывание назидательного содержания.
2. Закончите пословицы, стараясь соблюдать рифму.
А) Как вору не воровать, а петли ему
Б) На что и клад, когда в семье
В) Не везде – сила, где уменье, а где
Г) На языке мед, а в сердце
3. Выберите пословицы близкие по смыслу.
А) Любишь кататься, люби и саночки возить.
Б) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
В) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть.
Г) С кем поведешься, от того и наберешься.
1) Слово – не стрела, а хуже стрелы разит.
2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
3) С кем хлеб соль водишь, на того и походишь.
4) С милым рай и в шалаше.
4. Выберите пословицы и поговорки о:
А) труде; Б) добром и худом слове;
В) богатстве и бедности; Г) родине;
Д) учении.
1) Красна птица оперением, а человек – умением.
2) Горька работа, да сладок мед.
3) Не ножа бойся, а языка.
4) Где кто родился, там и пригодился.
5) За ученого двух неученых дают, да и то не берут.
6) Своя земля и в горсти мила.
7) Без корня и полынь не цветет.
8) Злато не говорит, да много творит.
5. В чем различие пословицы и поговорки?
А) в меткости и образности высказывания;
Б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок – сравнение;
В) пословица – законченное суждение, поговорка – часть суждения.
6. Вставьте по смыслу пропущенные слова «пословица» и «поговорка».
- цветочек, а - ягодка.
Объясните свой выбор.
7. К какой жизненной ситуации применима пословица «Цыплят по осени считают»


Самостоятельная работа по теме: «Фольклор»
1. Какие песни называются обрядовыми?
2. Определите по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.
А) Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе – пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!
Б) Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
А мы, девушки, её встречаем,
А мы, красные её встречаем!
Ай да Масленица, погостюй недельку,
Широкая, погостюй другую!
Масленица: «Я поста боюсь!»
«Ой да Масленица, пост еще далече,
Широкая, пост еще далече!»
В) Уж ты, пташечка,
Ты залетная!
Ты слетаем на сине море,
Ты возьми
Ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!
Г) Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодешенька,
Весь год веселешенька!
3. Что такое пословица и поговорка. В чем их основное отличие?
4. Определите, пословицы это или поговорки:
А) Хороша кашка, да мала чашка .Б) Ищи ветра в поле.
В) Медведь на ухо наступил. Г) После драки кулаками не машут.
Д) Работать с огоньком. Е) Не умеешь шить золотом, так бей молотком.
Ж) При царе Горохе. З) Без обеда не красна беседа.
5. Составьте небольшой рассказ, используя следующие поговорки:
Ни свет, ни заря; час битый; с минуты на минуту; день-деньской; без году неделя; убить время.
Темы могут быть такие: «На рыбалке», «прогулка в лес», «На лыжах»



Самостоятельная работа по теме: «Древнерусская литература»
1. Назовите временные рамки древнерусской литературы.
2. Какое событие предшествовало появлению письменности на Руси?
3. В каком городе и когда появились первые летописные записи?
4. В начале 12 века Нестор-летописец начал записывать события, происходящие на Руси. Эта книга получила название «исторической энциклопедии». О чем речь?
5. Что такое фабула?
6. Древнерусская литература считается творчеством коллективным или для неё характерно творчество отдельных авторов?
7. Что считается источником древнерусских произведений?
8. Какие художественные приемы характерны для произведений древнерусской литературы?

Тест по теме: «Лирика А.С.Пушкина»

1. Лирика – это
А) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;
Б) род литературы, в котором рисуются отдельные состояния характера в определенный момент жизни;
В) стихотворение из двух строк.
2. Выпишите лишние понятия. Объясните свой выбор.
Лирика, переживание, строфа, стих, рифма, ритм, размер, рассказ, хорей, ямб, роман.
3. Что называют стопой в стихосложении?
А) регулярное сочетание ударного слога с безударным в стихотворной строке;
Б) стихотворную строчку;
В) четверостишие.
4. Почему мы говорим «четырехстопный ямб»?
А) в стихотворной строке четыре слова;
Б) в стихотворении четыре строки;
В) в стихотворной строке четыре чередующихся ударных и безударных слога.



Контрольная работа по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
1. Владимир был:
А) чиновник; Б) гвардейский офицер; В) полковник.
2. Владимира заставило срочно поехать домой:
А) сообщение от отца; Б) письмо от няни; В) решение продать поместье.
3. У Дубровского отобрали имение:
А) за незаконное владение; Б) за неуплату долгов; В) по ложному доносу.
4. Владимир поджег дом, чтобы:
А) отомстить Троекурову; Б) расправиться с подьячими, исправником и Шабашкиным; В) дом не достался врагу.
5. Владимир Дубровский стал французом-учителем, чтобы:
А) отомстить врагу; Б) быть рядом с Марьей Кирилловной;
В) обучать сына Троекурова Сашу.
6. Марья Кирилловна влюбилась в Дефоржа:
А) после занятия с ним музыкой; Б) узнав в нем Дубровского;
В) оценив его смелый поступок.
7. Дефорж убил медведя:
А) на охоте; Б) в доме Троекурова; В) на дворе барской усадьбы.
8. Троекуров полюбил Дефоржа:
А) за хорошее преподавание французского языка; Б) за смелость;
В) за доброе отношение к Саше.
9. Дубровский-разбойник наказал приказчика Глобовой, потому что тот:
А) утаил деньги; Б) свалил на Дубровского пропажу денег;
В) Отказался объяснить, кому предназначены эти деньги.
10. Марья Кирилловна вышла замуж:
А) по расчету; Б) по любви; В) по принуждению.
11. В случае трудностей Маше необходимо было:
А) написать письмо и передать его через верных людей Дубровскому;
Б) прислать нарочного к Дубровскому;
В) бросить кольцо в дупло заветного дуба.
12. Марья Кирилловна отказалась от помощи Дубровского, потому что:
А) разлюбила его;
Б) обиделась на него за опоздание;
В) обвенчалась в церкви с Верейским и должна хранить ему верность.
13. Роман заканчивается:
А) свадьбой Дубровского;
Б) арестом Дубровского;
В) отъездом его за границу.


Проверочная работа по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»

.
5. Какова основная тема стихотворения А.С.Пушкина «Узник»?
А) описание природы;
Б) призыв к свободе;
В) любовь к животным и птицам;
Г) призыв к свержению существующего строя.
6. Когда и где написано стихотворение «Узник»?
А) 1818г., Санкт-Петербург;
Б) 1820г., Москва;
В) 1832г., Кишинев;
Г) 1823 г., Одесса.
7. Почему героем стихотворения «Узник» А.С.Пушкин делает орла? Потому что
А) орел является символом свободы и гордости;
Б) орел – самая мудрая птица;
В) А.С.Пушкин любил орлов;
Г) главным героем стихотворения является сам А.С.Пушкин.
8. Что общего между образами узника и орла?
А) ощущение тоски;
Б) стремление к свободе;
В) ностальгия;
Г) любовь к Кавказу.
9. С какой целью в последнем четверостишии стихотворения автор повторяет слова «Туда, где»?
А) для создания мелодичности стихотворения;
Б) это особый способ рифмовки;
В) для передачи стремления вырваться из неволи.
10. Определите лирический жанр стихотворения А.С.Пушкина «Пущину».
А) баллада;
Б) послание;
В) ода;
Г) поэма.
11. Определите размер стихотворения «Зимнее утро».




Тест по теме: «Лирика Лермонтова»
1. Что общего в тематике стихотворений М.Ю.Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Парус»?
А) гражданская тематика; Б) вольнолюбие; В) пейзаж; Г) тема одиночества.
2. Найдите слово, которое присутствует в каждом из перечисленных стихотворений М.Ю.Лермонтова: «На севере диком», «Листок», «Утес» - и определяет все его творчество.
3. В начале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками небесными, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните?
А) тучи свободны от всего: и от страстей, и от страданий; Б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»;
В) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны.
4. Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?
А) свободолюбивым порывом;
Б) неразделенностью любви;
В) непрочностью человеческих отношений;
Г) бунтарством, мятежным неприятием мира.
5. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?
А) потребительское отношение человека к природе;
Б) трагическое столкновение красоты с законами бытия;
В) роковой смысл ропота пальм на Бога.
6. Какова основная тема стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком»?
А) разлука двух влюбленных;
Б) трагическая непреодолимость одиночества;
В) неразделенная любовь.
7. Что символизирую собой герои стихотворения «Листок»?
А) листок
Б) чинара;
В) море
1) спокойствие, отрыв от реальной жизни, неспособность к состраданию
2) одинокая, бесприютная, скитальческая жизнь, неприкаянность
3) жизнь и смерть.
8. Назовите основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.




1. Узнайте по описанию героя рассказ.
А) Лицо его «было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость, сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку». На вид ему было не более двенадцати лет.
Б) «Мальчик лет десяти возбуждал мое любопытство своим задумчивым печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке, по крайней мере, - не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно»,
В) «Волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов».
Г) «Старшему изо всех вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его худеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги – не отцовские»
2. Какой смертью умер Павел?
3. Что такое былички?
4. Какую историю рассказал Костя? От кого он ее услышал?
5. О каком природном явлении рассказывает Павел?
6. Федя, по наблюдениям автора, был сыном богатого крестьянина, и ему приходилось быть запевалой у костра, т.е. поддерживать разговоры. Сам же он говорил мало. Почему?
7. В какое время года происходят события, описанные в рассказе?
8. Как звали собаку охотника? Почему герою «стало совестно» перед своей собакой?








Тест по стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога»
1. Эпиграф – это
А) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя;
Б) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами;
В) краткое описание развития сюжета;
Г) изображение действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых герои находятся до начала действия произведения.
2. С какой целью Н.А. Некрасов использует эпиграф?
А) образно, метафорически выразить основную мысль произведения;
Б) проверить справедливость утверждения генерала;
В) выразить авторское отношение к событиям и героям;
Г) стремление к оригинальности;
Д) привлечение внимания к основной проблеме произведения.
3. Почему именно разговор генерала с Ваней вынесен в эпиграф произведения?
А) в разговоре генерал приводит несправедливое, предвзятое утверждение, возмущающее автора;
Б) разговор имеет важное значение для воспитания мальчика;
В) основная задача стихотворения – опровергнуть высокомерное мнение генерала.
4. С какой целью Н.А.Некрасов вводит в стихотворение «Песню мертвецов»?
А) напугать читателя;
Б) показать широкую панораму России;
В) изобразить реалистическую картину строительства железной дороги;
Г) вызвать сострадание к тяжелому положению народа.
5. Сопоставьте строки. Что в них выражено?
1) любо нам видеть свой труд ;
2) Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой
А) авторское противоречие;

Тест по сказу Н.С Лескова «Левша».
1.Что хотел посетить в Англии Александр Павлович?
А) музей;
Б) картинную галерею;
В) кунсткамеру.
2. Что испытывал Александр Павлович при виде заграничных чудес?
А) чувство зависти;
Б) удивление;
В) обиду за русских мастеров, не умеющих делать подобные вещи.
3. Что умела стальная блоха?
А) прыгать;
Б) шевелить усиками;
В) танцевать.
4. Какую сумму заплатил русский царь за стальную блоху?
А) одну тысячу рублей;
Б) один миллион рублей;
В) десять тысяч рублей.
5. Кому поручил Николай Павлович превзойти англичан?
А) первому министру;
Б) донскому атаману Платову;
В) военному министру.
6. Чем можно объяснить гнев Платова на оружейников?
А) ничего не придумали нового;
Б) сломали блоху;
В) потеряли блоху.
7. Почему Левша держал в секрете выполненную работу?
А) не смог ничего придумать;
Б) не хотел раньше времени раскрывать секрет;
В) боялся царского гнева.
8. С какой целью царь Николай Павлович послал Левшу в Англию?
А) продолжить учебу и образование;
Б) научиться мастерству у англичан;
В) доказать англичанам, что русские мастера могут превзойти других своих умением.
9. При каком условии Левша согласился погостить у англичан?
А) если ему дадут право на жительство в Англии;

Проверочная работа по сказке-были М.М.Пришвина
«Кладовая солнца»

1. Назовите фамилию ребят. Можно ли считать ее «говорящей»?
2. Какое крестьянское хозяйство досталось ребятам?
3. Почему детей все любили и уважали?
4. Какая самая сладкая клюква?
5. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес «по ягоду»?
6. Что такое палестинка?
7. Какие два дерева стояли и стонали на все Блудово болото?
8. Какие птицы выясняли отношения рядом со спорящими братом и сестрой?
9. Что случилось после ссоры и птичьей драки?
10. Кто и почему жил в картофельной яме возле сторожки?
11. Какую пословицу Антипыча забыл Митраша, когда пошел своей дорогой?
12. Кто такой Серый Помещик?
13. Что за старушки обитали в болоте?
14. По какой примете на болоте можно отыскать человеческую тропу?
15. Что такое Слепая Елань?
16. Почему Митраша не кричал, оказавшись в болоте?
17. Какие звери встречались Насте и Митраше в лесу?
18. Как Митраша выбрался из болота?
19. Как окончил свою жизнь Старый Помещик?
20. Почему Травка пошла с детьми?21. Как были использованы Настины ягоды?
22. Что понимает писатель под выражением «кладовая солнца»?
23. Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, Пришвин отказался от такого названия?








Самостоятельная работа по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Б) жалоба труженика;
В) осознание значения понесенных жертв.
6. Как показан автором генерал?
А) сочувственно;
Б) иронически;
В) сатирически.
7. В чем суть спора и разногласий генерала и попутчика?
А) в том, кто является строителем железной дороги;
Б) во взглядах на роль народа в истории развития общества;
В) в понимании значения культуры для народа.
8. Н.А.Некрасов основной целью создания стихотворения видел
А) изображение процесса строительства железной дороги;
Б) создание картины бедственного положения народа;
В) выражение негодования по поводу бесправного положения народа и вера в его светлое будущее;
Г) стремление поделиться впечатлениями о пейзажах, которые автор наблюдал по дороге из Петербурга в Москву.
9. Определите размер стихотворения.
А) четырехстопный ямб;
Б) трехстопный хорей;
В) четырехстопный амфибрахий;
Г) четырехстопный дактиль.















Б) если найдут невесту;
В) если разрешать посетить оружейные заводы.
10. Какой секрет хотел передать Левша царю, вернувшись в Россию?
А) не закупать оружие у англичан;
Б) не чистить дула ружей кирпичом;
В) не доверять англичанам секрет изготовления российского оружия.
11. Какой «прием» оказали больному Левше на Родине?
А) поместили в хорошую больницу;
Б) бросили умирать в больнице для бедных;
В) срочно оказали медицинскую помощь.
12. Почему погиб талантливый мастер?
А) от бездушия полицейских властей;
Б) от тяжелой неизлечимой болезни;
В) от отсутствия близких людей.























Тест «Да – нет» по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»
1. В пятый класс герой пошел в 49 году.
2. Главный герой был самый старший, а всего в семье было трое детей.
3. С французским у главного героя не ладилось, так как он не мог запомнить слова, и были трудности с переводом.
4. Когда мальчик начал играть в чику, выиграл в первый же раз.
5. Мальчик не дружил с одноклассниками не от робости, молчаливости, а от дикой тоски по дому.
6. Вадик мстил главному герою и не давал играть, потому что мальчик часто выигрывал.
7. Классным руководителем была учительница русского языка – Лидия Ивановна.
8. Чтобы купить мальчику сапоги кирзовые, мать продала швейную машинку – единственную ценность в доме.
9. Голод заставил мальчика отправиться в холмы и начать опять играть на деньги.
10. Мальчик отрицал Лидии Михайловне, что играет на деньги даже после того, как его сдал Тишкин.
11. Мальчика снова избили на четвертый день, когда он выиграл 1 рубль.
12. Однажды мальчику в школу принесли посылку – коробку, полную печенья и конфет.
13. Эта посылка была от Лидии Михайловны.
14. Лидия Михайловна научила играть мальчика в «пристенок» или «замеряшки».
15. Заняться французским языком на дому не дали результата.
16. Лидия Михайловна уехала через три недели, после того, как директор узнал про игру на деньги.
17. Лидия Михайловна уехала на Кубань.
18. После январских каникул мальчику пришла по почте посылка с макаронами и тремя яблоками.
19. Эта посылка была от матери.
20. Рассказ назван «Уроки французского», потому что в нем идет речь о том, как главный герой изучал французский язык и как нелегко он ему давался.
Если не согласны, то самостоятельно объясните, почему так назван рассказ и какова его основная мысль.




1. По приведенным цитатам угадайте, о ком идет речь. Подготовьте о каждом из них небольшое сообщение:
А) «(Ученик) встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к Авдеенко, который плохо учится»
«-Кто так решил? Ведь ответ неправильный?
- Правильный, - кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие».
Б) «Рядом со с мной сидел тихий и скромный ученик Я любил разговаривать, а он любил сидеть тихо. Нас посадили вместе, чтобы мы влияли друг на друга, но, по-моему, из этого ничего не получилось Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался еще тише»

В) «Вот он и стоял у доски с яростным и угрюмым лицом, как будто раньше знал, а теперь никак не может припомнить своей мысли».

«(Он) подошел к столу, длинный, нескладный, и по лицу его было видно, что он так и не решил, что лучше: получить двойку или идти первым на укол».

2. Прочитайте цитаты, относящиеся к Харлампию Диогеновичу. Составьте его характеристику, используя также другой материал рассказа:

«Он был по происхождению грек».

«Он сразу установил в нашем классе образцовую дисциплину»

« Иногда он заставлял нас смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем».

«Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках Я не помню, чтобы он на кого-нибудь кричал, или уговаривал заниматься, или грозил вызвать родителей в школу. Все эти штучки были ему ни к чему».

« Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, - не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек».

«Харлампий Диогенович не давал никому привилегии».

« Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».








Литература 6 класс

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14- 20 -15




{ђ Заголовок 215

Приложенные файлы


Добавить комментарий