Урок русского языка 10 класс Лингвистический анализ художественного текста

Класс: 10
Предмет: русский язык

ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема: Лингвистический анализ художественного текста

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, тексты И. С. Тургенева стихотворений в прозе «Голуби», «Без гнезда», план анализа текста, поэтическая тетрадь.
Цель урока: проверить и оценить самостоятельную работу над текстом; скорректировать и развивать навыки анализа текста; активизировать речь учащихся; побудить учащихся к творческой деятельности над текстом; готовить к письменному сочинению.

Ход урока:
В конце жизни И. С. Тургенев (1818 - 1883) создает несколько миниатюрных прозаических произведений, в том числе и «Стихотворения в прозе» (I часть опубликована в 1882 г). Последние годы писатель провел во Франции, вдали от родины, и этим объясняется настроение грусти, печали, тоски, характерные для этого цикла. В тоже время обостренная чуткость к слову, великолепное литературное мастерство и настоящий талант делают эти миниатюры подлинными шедеврами.
Поэтому перед вами стоит ответственная и сложная задача – не просто написать сочинение, а стать соавтором великого писателя; тактично сохраняя дух и смысл его творения, воспроизвести свой вариант его произведения. Задача усложняется еще и жанровым своеобразием этого текста.
Беседа по тексту:
1. - К какому стилю принадлежит этот текст? (Художественному). Почему? (потому что он полон зримых картин, образов, создает определенное настроение).
- Можно ли пересказать обычное стихотворение? (невозможно, так как разрушится его поэтичность)
- А стихотворение в прозе? (можно постараться воспроизвести, сохранив его образную систему, настроение, его смысл)
Определение «Стихотворение в прозе» в поэтической тетради
2. - О чем это произведение, какова его тема? (Это стихотворение в прозе о чувствах лирического героя, его переживаниях, вызванных наблюдениями за парой голубей)
- Тему и идею этого стихотворения легче понять при сопоставлении с другим произведением этого цикла – «Без гнезда». Выразительное чтение
Прочитайте начало этого стихотворения в прозе. (ученик читает I абзац )
- Какова главная мысль? (в этом стихотворении проводится параллель между состоянием души лирического героя и одинокой птицы без гнезда. Стихотворение о тоске лирического героя по дому, по тому месту на земле, где ты не одинок и где тебя понимают).
Сопоставим стихотворение в прозе «Без гнезда» со стихотворением «Голуби»
- Какое из них более грустное? («Без гнезда»)
- Почему?
- Похожи ли их темы? (хотя темы и схожи, но в стихотворении «Без гнезда» лирический герой не видит надежды обрести дом. Он отчаивается и предвидит лишь гибель. В миниатюре «Голуби», наоборот, лирического героя примиряет с одиночеством и бесприютностью любование двумя голубями, сидящими рядом под навесом крыши)
- Прочитайте конец стихотворения «Без гнезда» («Устала бедная птица») и конец стихотворения «Голуби» («Нахохлившись оба»)
- Каким чувством пронизано все стихотворение «Голуби»? (светлым, умиротворенным, хотя и грустным)
В своей работе вы должны обязательно сохранить это чувство. Как? Какими средствами передать его? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к анализу текста, его языка.
Чтение и языковой анализ текста начнем с составления плана текста.
- На какие смысловые части вы разделили текст?
- Какие основные образы вы увидели в этом стихотворении? На что мы должны обратить внимание, слушая текст?
Смысловые части
Основные образы

1. Перед грозой
1. Образ лирического героя

2. Голуби
2.Предгрозовое поле, туча, солнце

3. Буря
3. Голуби - летящие над полем
сидящие под крышей

4. Голуби и автор
4. Буря, гроза

- Какие основные образы вы увидели в этом стихотворении? На что мы должны обратить внимание, слушая текст?
4. Лингвистический анализ (читаем 1 часть до слов «Она по-прежнему давила безмолвно землю»)
а) Словарная работа
зыбь – легкая рябь на водной поверхности, а также слабое волнообразное колебание верхушек растений на большом пространстве
межа – граница земельных участков
томление – мучительное, тягостное ожидание чего-то
- Найдите и запишите опорное сочетание, кратко передающее основное содержание 1 части («Назревала гроза великая»)
!!! Обратите внимание, что гроза НЕ ПРИБЛИЖАЛАСЬ, НЕ НАДВИГАЛАСЬ, а именно НАЗРЕВАЛА, т. е. процесс происходит исподволь, почти незаметно. В прямом или переносном значении употреблено это слово? (в переносном)
- Чьими глазами увидено это назревание грозы? Докажите. (глазами лирического героя: «я стоял» «передо мною» «я глядел»)
- Обратите внимание, что все пространство для лирического героя делится на «около меня» и «за рожью» (запись на доске)
- Что же он видит «около меня», «передо мною»? Запишите в одну колонку контекстуальный синоним к словосочетанию СПЕЛАЯ РОЖЬ (то золотое, то посеребренное море - )
- Каково состояние этого «моря» и всей природы? (состояние затишья перед бурей)
Выпишите опорные сочетания, передающие это состояние. (не бегало зыби – не струился воздух – все притаилось – все изнывало – не слыхать, не видать ни одной птицы)
- Что же видит лирический герой «там, за рожью»? (темно-синяя туча)
Выпишите контекстуальные синонимы к этому словосочетанию (грузная громада – злая туча – синяя громада)
Обратите внимание на свет «около меня» и «за рожью» («солнце еще светило – горячо и тускло», «под зловещим блеском последних лучей – темно-синяя туча», «давила безмолвную землю», «пухла да темнела»)
Посмотрите на запись и скажите, на каком приеме построена эта часть текста? (на приеме противопоставления - антитеза)
Обратим внимание на синтаксические конструкции, использованные в тексте, найдите их особенности
Безличные предложения (не бегало зыби; не слыхать, не видать ни одной птицы; думалось; смутно было на душе)
Инверсия, создающая впечатление величественности грядущего события (но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух; назревала гроза великая)
Обилие восклицаний (в какой части текста и почему они возникают)
Обращения (к молнии, к грому, к туче – эмоционально-экспрессивные, передающие напряженное душевное состояние лирического героя) – повторяем постановку знаков препинания при обращении

Читаем и анализируем 2 часть текста (от слов «И вот по одноцветной ее синеве» до слов «летят домой ровным полетом два белых голубя»)
- Какие главные образы вы увидели в этой части текста? (сначала один белый голубь, потом два белых голубя)
- Подберите контекстуальные синонимы, сохраняя последовательность употребления их в тексте (что-то – белый платочек – снежный комок – белый голубь; два платка – два комочка – два белых голубя)
- Почему именно в такой последовательности использованы автором контекстуальные синонимы? (создается эффект постепенного приближения и узнавания)
- Какой прием использован автором при построении этой части текста? (параллелизм)
- Какая часть речи преобладает в этой части текста? (глаголы: замелькало – летел – летел, летел – потонул, мелькают – несутся - летят)
- Что подчеркивается при помощи глаголов? (движение)
Однако между этими двумя изображениями действия есть такое предложение «Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь»
- Какую роль это предложение играет здесь? (напряженная пауза, ожидание. Эпитет ЖЕСТОКАЯ подчеркивает зловещий характер этой паузы, имеет эмоциональное и оценочное значение)
Обратите внимание, что пауза заканчивается многоточием и сразу после него идет восклицание «Но глядь!» Какое значение оно имеет? (передает неожиданность того, что последует за ней)
Попробуйте представить нарисованную писателем картину. В ней есть контраст, противопоставление. В чем оно выражается? (цветовой контраст – одноцветная синева – белые голуби)
3 часть текста (от «И вот, наконец, сорвалась буря» до «запахло серой») очень небольшая, но чрезвычайно выразительная. Каким опорным сочетанием можно передать происходящее здесь? (сорвалась буря)
- Какая часть речи преобладает? Почему? (Глаголы. Автор передает быструю смену явлений, стремительное движение: визжит – мечется ветер – мчатся облака – все закружилось, смешалось – захлестал, закачался ливень – молнии слепят – стреляет гром)
Обратите внимание на синтаксические конструкции
Инверсия подчеркивает динамизм описания (визжит ветер, мчатся облака, захлестал ливень)
Перечисление и бессоюзная связь частей предложения усиливают впечатления движения
Сравнения (мечется как бешеный ветер, стреляет как из пушки гром) *перед союзом КАК не ставится запятая т. к. это сравнения устойчивые
- Какими фонетическими средствами автор передает грохот бури? (аллитерация – ГР-ТР стреляет отрывистый гром)
Найдите предложение, в котором мы видим лирического героя. (Я едва добежал домой)
- Видим ли мы прямое выражение его отношения к буре? (нет)
Однако по характеру описания можем предположить это отношение. Каково оно? (одновременно и восхищение силой и мощью стихии, и отношение к ней как к чему-то разрушительному, противоположному гармонии и миру)
Что противопоставляется в 3 и 4-ой частях. Для ответа на этот вопрос сопоставьте смысл белых голубей и бури. (белые голуби – символ мира, покоя, гармонии, благодати. Буря - разрушительная стихия, что подчеркивается сравнением «стреляет как из пушки гром» - поэтому эти части противопоставлены друг другу)

Последняя часть текста. Читаем от «но под навесом крыши» до конца
- Как соотносится заключительная часть текста с предыдущей? (противопоставлены)
- Каково господствующее настроение? (3 часть – движение, смятение, разрушение, зло; 4 часть – умиротворение, согласие, спокойствие, добро)
- Какими средствами писатель добивается резкой смены интонации в 4 части? (после динамического перечисления в 3 части Тургенев употребляет в начале 4 части большое сложноподчиненное предложение, осложненное однородными членами и вводной конструкцией; глаголов становится мало, зато много существительных)
- Какими лексическими и синтаксическими средствами выражены чувства автора в заключительном абзаце текста? (повтор слова ХОРОШО передает теплое чувство гармонии, а повтор слова ОДИН подчеркивает острое ощущение собственного одиночества, внутреннюю тоску лирического героя. Восклицание и обилие многоточий свидетельствуют о недосказанности, внутренней напряженности переживаний автора, о смятении и противоречивости его чувств)
- Какова же идея этого тургеневского стихотворения в прозе. Ради чего оно написано?
- Почему это произведение называется «Голуби»? (именно с образом двух белых голубей, олицетворяющих тепло и сердечность, гармонию и покой, проводит автор внутреннюю параллель, сопоставляя с ним жизнь одинокого человека. Этот образ – носитель мысли стихотворения в прозе)
- Это стихотворение в прозе написано, чтобы передать чувства автора и его душевное состояние: он глубоко переживает свое одиночество, тоскует по кому-нибудь, кто мог бы быть ему верным другом, кто понял бы его и разделил с ним и радости, и тревоги. Ему недостает в жизни ощущения спокойствия и гармонии, образ которых он видит в паре белых голубей, сидящих «рядышком». И именно этот образ примиряет его с собственной его жизнью и делает его печаль светлой. Это настроение светлой поэтической грусти – определяющее настроение произведения. И наша задача – сохранить его в изложении.
Написание изложения (сочинения)
Спасибо за урок
Итог урока. Оценки.

ПРИЛОЖЕНИЯ

И. С. Тургенев
«Голуби»
Стихотворение в прозе
Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребренным морем – раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душистый воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Все притаилось Все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! – думалось мне, - сверкни, золотая змейка, дроги, гром! Двинься покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.
Летел, летел – все прямо, прямо и потонул за лесом.
Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.
И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, все закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой
Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.
Нахохлились оба – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них Хоть я и один один, как всегда.

И. С. Тургенев
«Без гнезда»
Стихотворение в прозе
Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Остаться тошно а куда полететь?
И вот она расправляет свои крылья – и бросается вдаль стремительно и прямо, как голубь, вспугнутый ястребом. Не откроется ли где зеленый, приютный уголок, нельзя ли будет свить где-нибудь хоть временное гнездышко?
Птица летит, летит и внимательно глядит вниз.
Под нею желтая пустыня, безмолвная, недвижная, мертвая.
Птица спешит, перелетает пустыню – и все глядит вниз, внимательно и тоскливо.
Под нею море, желтое, мертвое, как пустыня. Правда, оно шумит и движется – но в нескончаемом грохоте, в однообразном колебании его валов тоже нет жизни и тоже негде приютиться.
Устала бедная птица Слабеет взмах ее крыл; ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу но не свить же гнезда в той бездонной пустоте!..
Она сложила, наконец, крылья и с протяжным стоном пала в море.
Волна ее поглотила и покатилась вперед, по-прежнему бессмысленно шумя.
Куда же деться мне? И не пора ли и мне – упасть в море?
План анализа текста
Прочитайте текст
Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы
К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (художественному, публицистическому, научному)
Какого типа речи текст? (описание, повествование, рассуждение)
Определите жанр текста. (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.) Какое настроение преобладает в тексте.
Определите тему текста
Озаглавьте текст. Если заглавие есть, подумайте над его смыслом (Почему именно такое заглавие выбрал автор?)
Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план.
Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонаций)
Как соотносятся начало и конец текста?
Не каком приеме/приемах построен текст? (сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувств, постепенное развитие мысли, быстрая смена событий, динамичность, неторопливое созерцание и пр.)
Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора)
Понаблюдайте над лексикой текста:
- найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю; обратите внимание на правописание этих слов;
- найдите опорные слова в каждой части текста;
- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;
- обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально окрашенные слова (эмоционально-оценочные), на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?)
- выделите фразеологизмы (зачем они употреблены автором?)
- обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение)
Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков - ассонанс). Чего автор достигает их употреблением?
Какими морфологическими средствами пользуется автор? (обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)
Понаблюдайте над синтаксисом текста. (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий; восклицательных, вопросительных предложений; многоточие; перечисления; прямой речи и диалога)
Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого-то чувства, настроения, состояния.
Каково ваше впечатление от текста?


Приложенные файлы


Добавить комментарий