Рабочая программа 6 класс (В Коровина)102 часа. Учебник В. Полухиной

Раздел I.
Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МОБУ СОШ с. Поляковка
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает на изучение предмета «Литература» в VI классе 2 часа, но в нашей школе был добавлен еще 1 час для успешного усвоения программного материала.
Обучение ведётся по учебнику Литература. 6 класс в 2-х частях автор-составитель - В.П. Полухина Москва «Просвещение» 2004






Раздел II.
Учебно-тематический план курса

Содержание

Кол-во часов

Введение.



Устное народное творчество.



Из древнерусской литературы.



Из русской литературы ХVIII века



Из русской литературы XIX века.



Из русской литературы XX века.



Зарубежная литература.



Повторение пройденного.



Всего часов

102




Раздел III.
Содержание тем учебного курса.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Сочинение по пословице.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.
«Муха» Противопоставление труда и безделья Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Выстрел» Мастерство композиции и повествования. Эпилог.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Анализ стихотворения.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством». «Старосветские помещики»
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Анализ стихотворения
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Сочинение.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Внеклассное чтение «Человек на часах»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Внеклассное чтение «Пересолил», «Лошадиная фамилия»
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Подготовка к домашнему сочинению.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Сочинение.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Подготовка к сочинению.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. Анализ стихотворения.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к родному краю, верность обычаям, семье, традициям. Книга в жизни человека.
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ». Родина как источник сил для преодоления испытаний и ударов судьбы. Поэтические образы, символизирующие Родину. Поэт – вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинному народному пониманию правды жизни. «Вечный» образ мировой литературы.

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.


Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».


Раздел IV.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Раздел V.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные издания.
Для учащихся (рекомендуемые):

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Для учителя (рекомендуемые):

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Мультимедийные пособия (рекомендуемые)

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Дополнительная литература (рекомендуемая):

1) Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.
Москва «ВАКО» 2006
К учебникам – хрестоматиям: В.П. Полухиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.:Дрофа)
2) Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.
М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
3) В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание
Москва «Просвещение» 2003
4) Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.
Москва «Просвещение» 2004
5) В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 5 класс.
Москва «Просвещение» 2002
6) Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки.
Москва «Классик Стиль» 2005
7) И.И.Аркин Уроки литературы в 5 – 6 классах. Практическая методика. Книга для учителя
Москва «Просвещение», «Учебная литература» 1996








Раздел VI
Календарно – тематическое планирование

Тема урока, № п/п
Тип, форма
урока
Работа со слабоуспевающими учениками
Планируемые результаты
освоения материала
Домашнее задание
Дата проведения






По плану
Фактическая

Введение. (1 час)
1. Художественное произведение. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: литература как особая форма познания действительности; автор и герой в литературном произведении; литература и другие виды искусства
Уметь: задать вопрос, принять участие в обсуждении
Владение монологической и диалогической речью





Устное народное творчество ( ч)


2. УНТ. Обрядовый фольклор.
Рассказ учителя с элементами беседы, сопоставление литер. и фольклорных произведений, словарная работа, выразительное чтение

Знать: понятие обрядового фольклора; его основные жанры: колядки, масленичные пес-ни, весенние, летние и осенние песни.
Уметь: анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен.
Показать, что народная поэзия – источник вдохновения для писателей и композиторов; эстетическое значение обрядового фольклора




3-4. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Загадки. Афористичность загадок.
Рассказ учителя, беседа, работа со словарем

Знать: понятия пословицы и поговорки, загадки, тематическое многообразие пословиц и поговорок; народная мудрость в пословицах.
Уметь: отличать пословицу от поговорки; использовать пословицы в речи, толковать их прямой и переносный смысл
Красоту и ценность русских пословиц и поговорок




5. Р.Р Сочинение по пословице









Древнерусская литература ( ч)


6. Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»
Рассказ учителя, беседа, устное рисование, чтение

Знать: жанры ДРЛ; летопись, стилевые особенности летописи; сказание как летописный жанр; содержание «Сказания о белгородском киселе»
Уметь: выполнять художественный пересказ текста; характеризовать поэтику произведения
Знакомство с историей – осознание себя в цепи поколений; отражение народных идеалов в летописях: патриотизма, ума, находчивости.





Русская литература XVlll века ( ч)



7. Русские басни. И.И.Дмитриев. «Муха»: осуждение безделья, лени, хвастовства.
Рассказ учителя, беседа, чтение.

Знать: творчество баснописца, представление о басне
Уметь: правильно оформлять результаты с/р с книгой





Русская литература XlX века


8. И.А.Крылов. «Листы и корни»: роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик»: критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
Рассказ учителя, работа по учебнику, комментированное чтение





Знать: творчество Крылова
Уметь: говорить на тему




9. «Осел и Соловей»: комическое изображение «знатока», непонимающего истинного искусства
.
Выразитель-ное чтение, беседа, анализ



Уметь: пользоваться терминологией изучаемого материала




10. А.С.Пушкин.
Лицейские годы. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину».
Рассказ учителя с элементами беседы, выразительное чтение







Знать: сведения о лицейском периоде жизни Пушкина; мотивы лирики поэта
Уметь: выступать с подготовленным сообщением
Сочинение-миниатюра «Дружба в моей жизни»




11. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
Рассказ учителя, с/р, анализ стихотворения

Знать: вольнолюбивый характер стихотворения; интонационная окраска стихотворения
Уметь: выразительно читать; вступать в речевое общение




12. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека.
«Зимняя дорога»: приметы зимнего пейзажа, навевающего грусть.
Беседа, выразительное чтение, объяснение учителя, закрепление теоретических знаний.


Знать: двусложные размеры стиха; понятие об антитезе в стихотворении «Зимнее утро»
Уметь: характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию




13. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха



Знать: понятие стихотворная речь, двусложные размеры стиха
Уметь: определять размер стихотворения




14. О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства

Слово учителя, чтение, беседа



Знать: понятия «сюжет» и «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы; историческую подоплеку произведения; роль эпизода в повести; авторское отношение к героям.


Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа; анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения





15 Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын

Аналитическое чтение, беседа, устное рисование






16 Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян
Беседа






17. Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына. Композиция
Анализ текста, анализ планов, выбор эпизодов для сочинений






18. Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши







19. Изображение русского барства. Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кириловны и Дубровского








20. Р.Р. «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?»
Сочинение.







21. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка»
Слово учителя, беседа

Знать: содержание текста, историю создания повести; художественные особенности повести
Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов
Нравственные аспекты – тема «маленького человека»




22. « Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы


Знать: содержание текста, историю создания повести; художественные особенности повести
Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов





23. Выстрел»: три выстрела и три рассказа о них. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» цикл повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием



Знать: факты биографии, содержание и тематику произведения
Уметь: выразительно пересказывать текст




24. Контрольная работа (или тестирование) по творчеству А.С.Пушкина.
Урок проверки ЗУН






25. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи»: тема, идея, композиция стихотворения.
Слово учителя, чтение, обсуждение

















Знать: факты биографии, содержание и тематику стихотворения
Уметь: выразительно читать стихотворный текст




26. Мотив одиночества в стихотворениях Лермонтова «Листок», «На севере диком», «Утес».


Объяснение теоретических понятий




Знать: понятия «антитеза», «метафора»; мотивы лирики поэта; трехсложные размеры

Уметь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства




27. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.







28 Трехсложные размеры стиха



Знать: понятие стихотворная речь, трехсложные размеры стиха
Уметь: определять размер стихотворения




29. Р.Р. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова







30-31- 32. Н.В.Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством».
Слово учителя, чтение, обсуждение, пересказ, анализ

Знать: нежинский период жизни Гоголя; понятия «повесть» - малый эпический жанр, «олицетворение», «юмор»
Уметь: характеризовать композицию, язык, стиль произведения; характеризовать героя; выполнять художественный пересказ некоторых эпизодов




33 ВЧ «Старосветские помещики» Н.В.Гоголь








34. И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков




Рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ



Знать: содержание понятия «пейзаж»;
портреты героев как средство изображения их характеров.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа; выявлять роль психологической детали, авторскую позицию; исследовать речевую характеристику героев
Отражение существенных черт русского национального характера




35. Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.







36. Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа.







37. Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Тютчева: «Листья», «Неохотно и несмело».
«С поляны коршун поднялся». Судьба человека и судьба коршуна.
Рассказ учителя, выразит. чтение, беседа

Знать: роль антитезы в стихотворении.
Уметь выразительно читать поэтический текст




38. Р.Р. Обучение анализу стихотворения.



Знать: план анализа стихотворения
Уметь: анализировать стихотворение




39. А. А. Фет: страницы биографии. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»: жизнеутверждающее начало в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи
Рассказ учителя, выразит. чтение, беседа

Знать: о роли детали в поэтическом тексте
Уметь: анализировать поэтический текст
Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.




40. Природа как воплощение прекрасного в стихотворении «Еще майская ночь». «Учись у них у дуба, у березы...»: природа как естественный мир, служащий камертоном для жизни человеческой души



Знать: о роли детали в поэтическом тексте
Уметь: анализировать поэтический текст
Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.




41. Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа. Роль пейзажа

Слово учителя, чтение








Знать: факты жизни и творчества Некрасова; содержание стихотворения; обличительный пафос стихотворения; своеобразие композиции:
эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики; роль пейзажа, в организации поэтического текста; трехсложные размеры стиха








42. «Железная дорога». Роль пейзажа в стихотворении. Картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин. Народ созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа

Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ, беседа, объяснение теоретических вопросов

Уметь: определять тематику произведения; особенности языка и стиля; определять размер стихотворения





43 Диалог-спор. Горькая ирония автора при описании «светлой стороны». Своеобразие композиции стихотворения. Размеры стиха



Знать: понятие «ирония», особенности композиции произведения
Уметь: определять размер стиха




44. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова.
Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ, беседа

Знать: о реализации декабристской темы в творчестве Некрасова




45. Контрольная работа по творчеству М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А.Фета, И. Тургенева, Н Некрасова.







46. Жизненный опыт И. С. Лескова основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования. Изображение Александра I и атамана Платова

Рассказ учителя, выразительное чтение, объяснение теоретических понятий, беседа

Знать: сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения; автор и сказитель (рассказчик) в сказе
Знать: понятие «речевая характеристика»




Уметь: характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов; выполнять характеристику героя, характеризовать язык и стиль писателя; составлять цитатный план произведения





47. Изображение Александра I и атамана Платова. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров


Беседа, аналитическое чтение, устное рисование







48. Образ левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от униженности и бесправия народа








49. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приемы сказочного повествования. Лесков «писатель будущего»









50 ВЧ. «Человек на часах» Н. С. Лескова



Знать: содержание произведения
Уметь: выразительно пересказывать прочитанное




51.. Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша».
Слово учителя, чтение, беседа

Знать: фольклорные элементы в сказе, «цитата»




52. А. П. Чехов автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация
Слово учителя, чтение, анализ

Знать: сведения из биографии Чехова; жанр юмористического рассказа; природа смешного в рассказах Чехова
Уметь: характеризовать поэтику и стиль




53«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Чехов «художник жизни»


Знать: понятия «речевая характеристика», юмор Уметь: характеризовать поэтику и стиль




54. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы А. Чехова


Уметь: характеризовать поэтику и стиль





Родная природа в стихотворениях русских поэтов. (2 часа)


55. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град...». А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...» Выражение переживаний и мироощущения автора поэтического текста
Урок-концерт; выраз.чтение, беседа, сопоставление стих-й, устное рисование

Знать: художественные средства, передающие состояние природы и человека в пейзажной лирике; лирика как род литературы.
Уметь: анализировать лирическое произведение, на-ходить языковые средства выразительности
Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.




56. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри какая мгла...» Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе
Выраз.чтение, беседа, сопоставление стих-й, устное рисование

Знать: художественные средства, передающие состояние природы и человека в пейзажной лирике; лирика как род литературы.
Уметь: анализировать лирическое произведение, на-ходить языковые средства выразительности
Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.




57. Р.Р. Родная природа в произведениях русских поэтов, художников и музыкантов XIX века

Выраз.чтение, беседа

Знать: взаимосвязь стихотворения , музыкального произведения и картины-пейзажа




58. Обобщающий урок по теме «Литература XlX века»
Проблемные задания различного уровня сложности.

Знать: историко-культурные сведения; биографические сведения о писателях; содержание произведений; изученные теоретико-литературные понятия
Уметь: выразительно читать фрагменты текста; владеть навыками пересказа; давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений.





Из русской литературы XX века


59. А. П. Платонов: страницы биографии. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни

Слово учителя, чтение, анализ

Знать: сведения из биографии писателя; образную систему рассказа; авторское отношение к изображаемому
Уметь: откликнуться на прочитанное, высказать свою точку зрения, анализировать




60. Р.Р «Сказка нужна не только детям, но и взрослым» (К. Г. Паустовский)


Уметь: строить текст-рассуждение




61. А.С.Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.
Рассказ учителя, пересказ эпизодов, устное рисование

Знать: содержание повести; авторская позиция в произведении.
Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику повести; владеть различными видами пересказа
Понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою




62. Душевная чистота героев А. Грина



Уметь: анализировать поступки героев, давать им характеристику




63. М. М. Пришвин: становление писателя. «Кладовая солнца»

Рассказ учителя, комментированное чтение, устное рисование, беседа

Знать: биографические сведения о Пришвине; жанр «сказка-быль»
Уметь: давать характеристику героям




64. «Кладовая солнца» как сказка-быль









Чтение, беседа, анализ


Знать: особенности композиции; символическое содержание пейзажных образов; основная мысль произведения; философский смысл названия

Уметь: проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать свое отношение к прочитанному; характеризовать художественное своеобразие сказки; обсуждать нравственные вопросы, поставленные в произведении
Раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы




65. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»







66. Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе. Смысл названия произведения. Образы Травки и Антипыча. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы








67. РР Подготовка к сочинению «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».







68-69. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»; Д.И.Самойлов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.
Литературно-музыкальная постановка

Знать: факты биографии Симонова, Самойлова; лирические произведения о ВОв
Уметь: выразительно читать стихотворные тексты; осмыслять тематику, нравственные аспекты произведений
Воспитание патриотизма через осмысление темы войны; отражение темы войны в искусстве




70. В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенное время.
Слово учителя, чтение, беседа

Знать: факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра; понятия «сюжет», «конфликт»
Уметь: проводить анализ отдельных эпизодов; характеризовать сюжетную линию произведения




71. Самобытность героев рассказа «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.




Комментированное чтение



Знать: понятие «художественной детали»; пейзаж и его роль в произведении; речевая характеристика героя.

Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении




72. Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.







73. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Подготовка к домашнему сочинению

Уметь: строить связный текст, анализировать и исправлять его




74. В.Г.Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.
Слово учителя, чтение, комментирование

Знать: факты биографии писателя; отражение в рассказе послевоенной тематики; элементы композиции (посвящение, предисловие) и их назначение; приемы характеристики героя
Уметь: характеризовать героя; составлять устный портрет литературного героя; приводить примеры сравнений из других произведений; проводить сравнительный анализ образов




75. Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.
Беседа-раз-мышление по прочитанному

Знать: смысл названия рассказа; понятия «рассказ», «сюжет», «герой», «повествователь»
Уметь: составлять устный портрет литературного героя; проводить сопоставительный анализ образов; характеризовать внутренние качества человека




76 Р.Р. Подготовка к сочинению «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В.Г Распутина»


Уметь: строить связный текст, анализировать и исправлять его




77. Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.
Слово учителя, чтение,анализ

Знать: сведения о жизни и творчестве поэта; понятие «ассоциация»; поэтический мир поэта
Уметь: «видеть» роль художественной детали в тексте произведения




78-79. Ф.Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
Слово учителя, чтение, беседа

Знать: факты биографии писателя; содержание рассказа; роль юмора в повествовании
Уметь: характеризовать художественные особенности рассказа; постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении





Родная природа в русской поэзии XX века.


80-81. А.А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном». Поэтизация родной природы. С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине С.Есенина. А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие».
Слово учителя, сообщения учеников, защита творческих работ

Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; темы лирики поэтов; понятие «аллитерация»; цветопись и звукопись поэзии; песни на стихи Есенина;
средства создания поэтических образов; способы выражения чувств в лирике
Уметь: выразительно читать стихотворный текст; находить фольклорные элементы в поэзии; выполнять частичный анализ текста поэтического произведения
Чувство любви к родной природе и Родине.




82. Р.Р. Анализ стихотворения. А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие».


Знать: план анализа стихотворения
Уметь: анализировать стихотворение по плану





Писатели улыбаются


83. В.М.Шукшин. «Срезал». Особенности героев Шукшина. «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.
Слово учителя, чтение, беседа

Знать: особенности творчества Шукшина
Уметь читать и анализировать прочитанное произведение





Из литературы народов России.


84 Габдулла Тукай – татарский поэт. «Родная деревня», «Книга».
Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ». Любовь к Родине в стихотворениях поэта.
Слово учителя, чтение, беседа

Знать: общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Уметь читать и анализировать прочитанное произведение
Великая роль книги в жизни человека.
Любовь к малой родине, верность традициям народа.
Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.




85. Кайсын Кулиев балкарский поэт. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ». Родина – источник сил и вдохновенияю


Знать: общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Уметь читать и анализировать прочитанное произведение
Любовь к малой родине, верность традициям народа.
Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.




86. По страницам литературы XX века.
Игра-путешествие

Знать: биографические сведения о писателях; содержание и авторов литературных произведений; теоретико-литературные сведения
Уметь: давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений





Из зарубежной литературы. (10 часов)


87-88. Мифы народов мира. Мифы Древ-ней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор Авгия».
Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, опорные записи


Знать: понятие мифа; понятие «герой» в древнегреческой мифологии; содержание некоторых мифов; значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии; отличительные особенности мифа и сказки

Уметь: выполнять художественный пересказ эпизодов; анализировать и делать собственные выводы
Картина мира в представлениях древних




89. Миф «Яблоки Гесперид».
Беседа, записи в тетрадях, работа с иллюстрациями






90. Геродот. «Легенда об Арионе».



Рассказ учителя, чтение, беседа, комментарий учителя

Знать: понятие легенды, содержание «Легенды об Арионе»; отличительные особенности легенды
Уметь: владеть навыками пересказа




91. Гомер. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы.


Знать: эпос как род литературы; содержание фрагмента произведения, понятий «гипербола», «постоянный эпитет»
Уметь: давать характеристику герою, анализировать его поступки; проводить сравнительный анализ образов (Одиссей и Геракл)




92. Урок-конкурс «Олимпийские игры»
Урок-конкурс

Знать: содержание изученных мифов, понятие мифа; основные образы древнегреческой мифологии
Уметь: давать характеристику герою, делать анализ эпизода, владеть навыками пересказа
Развитие интереса к мифологии




93. М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие.
Урок внекл. чтения; слово учителя, беседа

Знать: жизненный и творческий путь Твена; содержание произведения;
средства создания комического; юмор в произведении.
Уметь: составлять словесный портрет героев (устное рисование); оцени-вать и анализиро-вать поступки ге-роев.




94. М.С.Сааведра. Роман «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Образ Санчо Пансы.
Урок внекл. чтения, беседа

Знать: проблематику романа
Уметь: давать оценку действиям героя; раскрывать содержание понятий «вечный образ», «иллюзия», «действительность»
Уметь строить рассуждение на нравственно-этические темы
Народное понимание правды жизни как нравственная ценность.




95. Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
Слово учителя, чтение, беседа

Знать: биографические сведения о Шиллере; содержание баллады; жанр баллады
Уметь: проводить сравнительный анализ с балладами других авторов




96. П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.
Слово учителя, беседа

Знать: биографические сведения о писателе; определение жанра «новелла»; содержание произведения
Уметь: проводить сравнительный анализ жанров «новелла» и «рассказ»




97. А.де С. Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми.
Урок внекл. чтения

Знать: жанр «притча»
Уметь: давать характеристику герою, делать анализ эпизода, владеть навыками пересказа
Вечные истины в сказке.




98. Письменная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Ответ на вопрос: «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?».

Знать: изученный материал




99. Итоговый урок по литературе. Задания для летнего чтения.
Игра.

Знать: теоретико-литературные понятия, изученные в курсе 6 класса; содержание произведений
Уметь: пересказывать эпизоды произведений, давать характеристику героям; формулировать тему и идею произведения




100-102. Резервные уроки.



















13PAGE \* MERGEFORMAT14915




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий