Контрольная работа М. Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Контрольная работа. 7 класс
М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Выполните тестовые задания А1 – А10, выбрав один правильный ответ.
А 1. События, о которых идёт речь в произведении, относятся ко времени правления:
а) Петра I;
б) Ивана Грозного;
в) Владимира Мономаха;
г) Николая II.
А 2. Приближённый царя и глава опричников – это:
а) Кирибеевич;
б) Калашников;
в) Малюта Скуратов;
г) Матвей Ромодановский.
А 3. Причиной грусти Кирибеевича послужило:
а) поражение в кулачном бою;
б) отсутствие денег;
в) зависть;
г) невнимание со стороны жены купца.
А 4. Жену Калашникова звали:
а) Алёна Дмитриевна;
б) Алёна Ивановна;
в) Ангелина Ивановна;
г) Екатерина.
А 5. Узнав о том, что сотворил опричник с его женой, Калашников решил
а) уехать из города;
б) жаловаться царю;
в) драться с опричником в кулачном бою;
г) ничего не предпринимать.
А 6. Когда Кирибеевич узнал, с кем придётся ему драться, он:
а) обрадовался;
б) отказался драться;
в) попросил прощения за свой поступок;
г) побледнел, глаза его затуманились.
А 7. После удара Калашникова Кирибеевич:
а) упал замертво;
б) остался стоять;
в) припал на колено;
г) ударил в свою очередь.
А 8. Царь, увидев результат боя, приказал:
а) наградить Калашникова;
б) заключить Калашникова в острог;
в) отрубить Калашникову голову;
г) взять Калашникова к себе на службу.
А 9. Калашников должен был драться с опричником:
а) чтобы его не посчитали трусом;
б) чтобы больше впредь никто не трогал его жену;
в) чтобы показать свою силу;
г) чтобы отстоять честь жены и семьи.
А 10. Как выражается связь с устным народным творчеством в «Песне про купца Калашникова»:
а) через изображение давно минувшего времени;
б) через речь героев, построение произведения;
в) через использование имён реальных исторических лиц;
г) через намеренное изображение жестокости и несправедливости?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания А11 – А12, В1 – В5 (ответ – слово или словосочетание).
Вот молча оба расходятся,
Богатырский бой начинается.
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил впервой купца Калашникова,
И ударил его посередь груди
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева,
И погнулся крест и вдавился в грудь;
Как роса из-под него кровь закапала;
И подумал Степан Парамонович:
«Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!»
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.
И, увидев то, царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови чёрные;
Повелел он схватить удалова купца
И привесть его пред лицо своё.
Как возговорил православный царь:
«Отвечай мне по правде, по совести,
Вольной волею или нехотя
Ты убил насмерть мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?»
«Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что, про что не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Прикажи меня казнить и на плаху несть
Мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову

·Да двух братьев моих своей милостью...»
А 11. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
а) баллада
б) быль
в) былина
г) поэма
А 12. Какой эпизод произведения изображён во фрагменте?
а) кулачный бой на Москве-реке
б) суд Ивана Грозного
в) сбор бойцов для кулачного боя
г) разговор купца Калашникова со своими братьями
В 1. Поединок Кирибеевича и Калашникова является решающим в сюжете поэмы. Каким термином обозначается момент наивысшего напряжения действия?
В 2. С традициями какого фольклорного жанра связано изображение поединка как боя богатырей?
В 3. Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная М. Ю. Лермонтовым в данном фрагменте?
В 4. Какое изобразительно-выразительное средство, представляющее собой уподобление одного явления другому (например, «как роса... кровь закапала», «повалился на холодный снег... будто сосенка») использовал автор?
В 5. Каким термином обозначают средство художественной выразительности, представляющее собой устойчивое образное определение, характерное для произведений устного народного творчества («кудри золотые», «небо чистое», «добрые молодцы», «могучие плечи», «удалой боец»)?
С 1. Выберите один из предложенных ниже вопросов и дайте на него развернутый ответ ограниченного объёма (510 предложений).
1) Почему Калашников, признавая, что убийство Кирибеевича было совершено им умышленно, отказывается назвать царю его причину?
2) Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенности «государственного» закона и нравственного «частного» человека?
3) Что послужило причиной поединка Кирибеевича и Калашникова?
4) Почему гибель изначально виновного перед Калашниковым Кирибеевича описывается в поэме с сочувствием и даже жалостью. К опричнику?
5) Почему Лермонтов обращается именно к эпохе русского средневековья (16 век). Какой предстаёт в поэме эпоха правления Ивана Грозного?
6) В чём нашла выражение царская «милость», о которой просил Ивана Васильевича Калашников?

Ответы
Контрольная работа. 7 класс
М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

А 1. б
А 2. в
А 3. г
А 4. а
А 5. в
А 6. г
А 7. а
А 8. в
А 9. г
А 10. б
А 11. г
А 12. а
В1
кульминация

В2
былина

В3
диалог

В4
сравнение

В5
постоянный эпитет

С1 (1). Можно выделить, пожалуй, две наиболее значимые причины, по которым Калашников умалчивает о мотивах убийства Кирибеевича. Во-первых, вслух рассказать о домогательствах к Алёне Дмитриевне со стороны опричника это значит сделать семейный позор общеизвестным, нанести новую душевную рану любимой жене, дать повод обывателям, собравшимся на площади посмотреть кулачный бой, к обсуждению частной жизни. Однако более существенной следует признать вторую причину: Калашников берётся держать ответ «перед Богом единым» ведь именно Богом утверждён его союз с Алёной Дмитриевной. Поэтому царь не может быть последним «поверенным» в делах Калашникова: купец признаёт над собой лишь высший суд. Отчасти такое решение Калашникова вызов Ивану Васильевичу и шаг к смертному приговору; но честь рода и право на сохранение собственного достоинства для «удалого купца» превыше всего.


Приложенные файлы


Добавить комментарий