Литература Великобритании XX века


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Литература Великобритании XX века МодернизмС 1920-хИзображение внутреннего мира человекамодернистский романДжойс, Вульф Литературный процесс Великобритании в XX веке Натурализм1870-1910-еФиксация мельчайших бытовых деталейСемейно-бытовой романД.Мередит Неоромантизм1880-1910-еСтранствия и приключениеДетективА.К.Дойль Эстетизм1880-1900-еКульт красотыЭссеО.Уайльд Символизм1890-1910-еМногозначность символовСказкаУ.Б.Йейтс Постмодернизм1960-1980-еМножественность интерпретацийНеовикторианский романДж.Фаулз ЭкзистенциализмС 1950хгерой занят интеллектуальным осмыслениемАнглийский интеллектуальный романА.Мердок Магический реализм1970-1990-еНаличие 2х реальностейНовеллаА.Картер Послевоенный реализм1950-1960-еОбщественно-политическая направленностьРабочий роман, Г.Грин Декаданс Успехи в естественных науках, отказ от рационализма и позитивизма Появление французского экзистенциализма, послевоенные кризисные настроения Кризис викторианской морали Критический реализм1890-1920-еНесправедливость общ.порядкаДрама соц.проблематикиДж.Голсуорси Поэзия «желтых 90х» РеализмС 30 -х гг XIX векаПравдивое изображение реальной действительности Распространение соц. идей Ослабление позиций Англии после войны Кризис культуры Запада после войны, упадок модернизма «Истощение» реалистических форм Натурализм 1870-1910е Предпосылки: становление Англии как колониальной державы, начало эволюционной теории, развитие философии, расслоение романа на старый викторианский и новый, влияние тв-ва франц. натуралистов (Золя, Гонкур).Тематика и проблематика: столкновение консерватизма с внутренними страстями человека, социально-политические проблемы, демократические идеи, народная жизнь. Особенности: фиксация мельчайших бытовых деталей; акцент на связи современного человека с его прошлым, отожествление автора с героем (Мур); взаимопроникновение литературы и журналистики (Мередит).Жанры: исторический роман, «романы характеров и среды» (Т. Гарди), сатирический роман, семейно-бытовой роман, роман воспитания, детективный роман, морской роман.Произведения: Д.Мередит «Эгоист» (1879), Т.Харди цикл «Уэссекские романы» (1871-1895), Дж. Элиот «Мидлмарч» (1872), Дж. Гиссинг «Деклассированные» (1884), Дж. Мур «Исповедь молодого человека» (1888), Дж. Конрад «Ностромо» (1904). Д.Мередит Неоромантизм 1880-1910е Предпосылки: реакция на реализм и натурализм, застой общества: ханжество мещан и декадентство эстетов. Тематика и проблематика: мистические и запредельные стремления души, ее тяготение к тайным силам, к безграничному революционному индивидуализму.Особенности: герои – волевые, целеустремленные личности, жаждущие странствий и приключений, а не мещанского благополучия; динамичное развитие сюжета, наполненного исключительными ситуациями. Жанры: детективный, исторический, приключенческий романы.Произведения: А.К.Дойль - серия детективов о Шерлоке Холмсе (1887-1921), Р.Киплинг «Книга джунглей» (1894), Р. Л.Стивенсон «Остров Сокровищ» (1883). А.Дойль Эстетизм 1880-1900е Предпосылки: спор об этической основе эстетики между Д. Рескином и У. Патером. Творчество художников из «Братства прерафаэлитов, культ сильной личности у Ницше, бунт против викторианской морали.Тематика и проблематика: культ красоты в противовес пошлости буржуазного быта, преобладание эстетических ценностей над социальными проблемами. Особенности: герои - апостолы культа красоты, гедонисты; утонченно-культурная атмосфера.Жанры: поэма, комедия, эссе, философский роман.Произведения: поэзия «желтых девяностых», Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»(1880). О.Уайльд Символизм 1890-1910е Предпосылки: английская поэзия «желтых девяностых», увлечение оккультизмом и сверхъестественным, японским театром, кельтской мифологией и фольклором.Тематика и проблематика: все «природное» - лишь «видимость», намек на загадочную «изначальную» сущность; патриотизм.Особенности:фольклорные, мифологические сюжеты, многозначность символов, богатый и эклектичный культурный подтекст. Жанры: поэма, литературоведческое эссе, стихотворная драма, сказка. Авторы и произведения: У.Б.Йейтс (1865-1939), Сборник эссе «Кельтские сумерки» (1893), сборник стихотворений «В семи лесах» (1903), статья «Символизм в поэзии» (1900). У.Йейтс Критический реализм1890-1920е Предпосылки: расширение оппозиции империализма, протест рабочего класса, широкое тиражирование «массовой» литературы, распространение соц. идей.Тематика и проблематика: противопоставление искусства нравам общества, живущего по омертвелым традициям; несправедливость общественного порядка, стремление изменить окружающую действительность.Особенности: двуплановость, взаимосвязь фантастического и обыденного; характеры героев, как основа содержательного плана романа.Жанры: драма социальной проблематики (Б. Шоу), научно-фантастический(Г. Уэллс), социально-бытовой, сатирический, «антиколониальный» (Э.М. Форстер) роман.Произведения: Г. Уэллс «Машина времени» (1895); Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» (1906-1928); Б.Шоу «Пигмалион» (1912); Э.М. Форстер «Поездка в Индию» (1924). Г.Уэллс Модернизм1920-1940е Предпосылки: теории Фрейда и Бергсона; Первая Мировая война, разложение христианской доктрины; попытки компромисса между зрелым романтизмом и натурализмом, между идеальным образом человека и человеком реальным.Тематика и проблематика: отказ от социальных проблем, раскрытие связей между человеком и окр. миром, изображение внутреннего мира человека, распад личности в обществе.Особенности: «потоки сознания», пессимистическое миросозерцание, мифотворчество, интертекстуальность.Жанры: модернистский роман, поэма, литературоведческое эссе.Произведения: «Улисс» Д.Джойса, «Миссис Дэллоуэй» В.Вульф, «Любовник леди Чаттерлей» Д.Г.Лоуренса, «Бесплодная земля» Т.С.Элиота Д.Джойс Реализм1920-1940е Предпосылки: Первая Мировая война, массовая безработица, «голодные марши», фашистские настроения, угроза нового мирового конфликта, увлечение марксизмом, философия декаданса и модерн. течений.Тематика и проблематика: трагедия «потерянного поколения»; героический персонаж в мире технического прогресса; мотив исчерпанности, бессилия современной цивилизации.Особенности: соединение высокого книжного пафоса с разговорным стилем, просторечием; использование драматургических приемов; порывистая экспрессия, детективные мотивы в сюжете. Жанры: антивоенный социально-психологический роман, роман-антиутопия, сатирический роман, роман-детектив, поэма, роман-джаз.Произведения: Р. Олдингтон «Смерть героя» (1929); О. Хаксли «Дивный новый мир» (1932); Дж. Оруэлл «Жизнь на дне в Париже и Лондоне» (1933); Г.Грин «Брайтонский леденец» (1938). Р.Олдингтон Экзистенциализм Предпосылки: Вторая мировая война, кризисные настроения в обществе после военных событий, национальная гордость («английскость»), французский экзистенциализм Сартра и Камю.Тематика и проблематика: человеческой коммуникации, взаимообщения или интерсубъективности; драматизация философский идей; проблемы человеческой личности и ее самоценности и проблемы нравственного совершенствования; вера в человеческий разум.Особенности: герой, как правило, творческая личность, использование элементов детектива и элементов научной фантастики; стремление показать абсурдность бытия. Жанры: Детектив, философский роман, театр абсурда.Авторы: Айрис Мердок «Время ангелов» (1966), Мюриэл Спарк «Место водителя» (1970), Колин Уилсон «Паразиты сознания» (1967), Джон Фаулз «Коллекционер» (1963). А.Мердок Послевоенный реализм 1950-1960е Предпосылки: ослабление политических и экономических позиций Англии после Второй Мировой войны, подъем забастовочного движения.Тематика и проблематика: мрачный критический реализм, общественно-политическая направленность, интерес к психологии человека.Особенности: деление на «занимательный» и «серьёзный» романы (Г. Грин); парадоксальность образов, афористичность, юмор, сатира, автор не навязывает свою точку зрения, часто - открытый финал.Жанры: «рабочий» роман, «сердитые молодые люди» сатирический, социально-бытовой, психологический, антиколониальный, шпионский романы.Произведения: И.Во «Возвращение в Брайдсхед» (1945), Д. Олдридж «Дипломат» (1949), Г. Грин «Тихий американец» (1955). И. Во «Сердитые молодые люди»1953-1959 Предпосылки: критический реализм 20-30-х гг, протест против лейбористов рабочего класса, нереализованные возможности молодежи. Тематика и проблематика: критика соц. порядков в капиталистическом обществе, протест героя из рабочего или среднего класса против окружающей его действительности. Особенности: выраженная лирическая интонация, сатира; герой – посторонний в обществе, но, в итоге, вынужден смириться с всесилием законов мира.Произведения: «Оглянись во гневе» Дж. Осборна (1956),«Спеши вниз» Дж. Уэйна (1953),«Счастливчик Джим» Э. Кингсли (1954), «Путь наверх» Д. Брейна (1957), «Кушать людей нехорошо» М. Брэдбери (1959) Дж.Осборн Постмодернизм 1960-1980е Предпосылки: кризис культуры Запада после Второй мировой войны, упадок модернизма.Тематика и проблематика: принцип множественности интерпретаций - бесконечность мира имеет как естественное следствие бесконечное число толкований.Особенности: интертекстуальность, многоуровневая организация текста, принцип читательского сотворчества. Жанры: неовикторианский романПроизведения: Ранний постмодернизм: «Женщина французского лейтенанта» Дж. Фаулза (1967),«Золотая тетрадь» Д. Лессинга (1962) Поздний постмодернизм: «Попугай Флобера» Дж. Барнса (1984), «Завещание Оскара Уайльда» П. Акройда (1983) Дж.Фаулз Магический реализм1970-1990е Предпосылки: «истощение» реалистических форм; окружение постмодернистской культуры; влияние классиков магического реализма: Г.Г.Маркес, К.Фуэнтеса и Х.КортасараТематика и проблематика: проблема описания истории, проблемы современного общества, проблемы личности.Особенности: наличие необъяснимого элемента, двух реальностей, избыточность при описании деталей, узнаваемые черты исторической реальности; разрушение представления о времени, пространстве и идентичности. Жанры: Романы, романы-аллегории, мультикультурный роман, новеллы, феминистский романПисатели и произведения: А. Картер «Ночи в цирке», «Машины желания доктора Хоффмана», С. Рушди «Дети полуночи», Д. М. Томас «Белый отель», Ж. Уинтерсон «Определение пола вишни». С.Рушди Рабочий роман 1950-1960е Предпосылки: экономический кризис 60-х годов.Тематика и проблематика: критика общества, приспособленчества. Осознание рабочим своего человеческого достоинства.Особенности: повествование от первого лица; лексика рабочих; юмор. Герой - молодой рабочий, недовольный своим положением и размышляющий над тем, как изменить свое положение. Жанры: Социально-бытовой романПроизведения: «В субботу вечером и в воскресенье утром»(1958), «Ключ от двери» (1961) А. Силлитоу, «День сардины» С. Чаплина (1961) Кадр из к/ф «В субботу вечером и в воскресенье утром» Театр «новой волны» Предпосылки: театр жестокости А. Арто, театр абсурда Э. Ионеско и С. Беккета, интерес к новаторству и использованию сугубо экспериментальных приемов.Тематика и проблематика: неспособность людей к пониманию; бессмысленность существования; беспомощность человека;, враждебность со стороны общества.Особенности: новый герой; демократизация языка; проблемы среднего класса - общенациональны и достойны драматургии; излишняя эмоциональность.Жанры: драма абсурда, социальную драма, историческая драма.Авторы: Джон Осборн «Лютер» (1961), Эдвард Бонд «Спасенный» (1965), Гарольд Пинтер «Сторож» (1959). Э.Бонд

Приложенные файлы


Добавить комментарий