Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности.доклад на семинаре




«Православная педагогика как система духовно- нравственного
становлени личности»


Православная педагогика - воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления.

Воцерковить педагогику-это значит наполнить православным смыслом уже сложившийся научный строй педагогики как науки.

Педагогика воцерковления- педагогика преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке, явления Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования человека .
Православная педагогика не есть нечто архаичное, не имеющее связи с современным миром.
Более 100 лет назад К.Д.Ушинский, говоря о привнесении в систему воспитания и образования материалистических воззрений, исключения из неё понятии веры, воспитания духовности так рисовал результаты такого педагогического процесса:
«оправдание деспотической власти одного человека наддругим,презрение к человеческой личности,равнодушие к праву и правде,полная бесправность отношений,уважение к одной физической силе,жестокость-словом все те страшные явления,которые замечаем мы в обществахдикарей и язычников»
Более ста лет назад «учитель всех учителей» описал ПРЕДПОЛАГАЕМУЮ картину общества, а сегодня мы узнаем в ней нашу действительность.
Православная педагогика рассматривает образование как одну из важнейших частей ВОСПИТАНИЯ.
Знания-это богатство.Но ведь важно не только иметь богатство, но и уметь им правильно распорядится, сохранить его,умножить, чтобы оно принесло пользу и человеку и другим людям.
«При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум. оставляя без внимания сердце.-на сердцеболше всего нужно обращать внимание
(св.праведный Иоанн Кронштадский)
Все основные принципы православной педагогики основаны на том, что школа учит читать, писать,считать, но в неразрывной связи с этим учит знать Бога и любить Его,и бояться,любить Отечество, почитать родителей.
ЛюбитьБога может лишь послушный ему человек.исполняющий заповеди Божии.Без послушания нет любви,а где нет любви- там все приходит в упадок и разрушается.Если отец в семье не слушает Бога, жена не слушает мужа, то и дети не слушают родителей. Такая семья распадается.
Непослушный ребенок,вырастая,не может стать законопослушным гражданином,сыном своего отечества. Непослушные люди разрушают государство.
Непослушные Богу учителя и родители не могут научить своих детей, учеников знать Бога,не могут научить почитать старших,любить свое Отечество.
Духовное всегда вдохновенно. Человек духовный всегда возжигает огонь в сердцах своих детей и учеников.
Стремление к совершенству- главная профессиональная черта учителя. Нельзя учить своему- надо учить только Божиему. Тогда через учителя Сам Бог будет воспитателем порученных ему детей.
Личности педагога в православной педагогике отводится главная роль-роль ВЕДУЩЕГО, который ВЕДАЕТ,т.е. не толко знает, но и делает, ведет за собой.
Многие (можно сказать почти все) принципы православной педагогики находят свое отражение в педагогике традиционной. Замена терминологии не может исказить сути.
«Учи как учащийся»-этот принцип провозглашает основные правила обучения-личный пример наставника, опосредованное обучение,учажение к ученику. «Обличай с любовью»,-говорили святые отцы. Важно не то, ЧТО ты говоришь, а то Как ты это говоришь. Разве в наших школах сегодня это менее актуально?
«Понуждение к добру»-это то, чего так опасается привнесенная нам с Запада теория СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА,его равноправия со взрослыми.
Все доброе дается трудом. Доброделанию необходимо учиться..Без принуждения этого не выработать.Садовник молодое деревце к колышку привязывает, чтобы ровно росло. Как же мы можем лишать надежной опры в лице любящего и требовательного наставника детей наших.
Принципы правосланой педагогики, ее идеи сегодня возвращаются в нашу жизнь, возрождаются в школах, в политике государства.
Высказывание святителя Феофана Вышенского о том, что «нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем-крайняя степень нечестия» может служить эпиграфом к Закону о детях –Закону 1539 Краснодарского края.
БЫТЬ культурным человеком.
«Православие лежит в основе нашей культуры.И потому не является ли чисто риторическим утверждение о равном освещении всех религий.? Каждому понятно, что недьзя одновременно изучать все культуры и все языки.Великие сокровища Православия даны нам, не воспользоваться этим- непростительное преступление»
( Патриарх Алексий Второй).
Человек живет одновременно в мире национальной культуры и в мире той цивилизации, к которой он принадлежит. Чтобы быть культурным и цивилизованным человеком каждый житель России,кроме своей национальной традиции.,должен освоить Основы Православной Культуры,иначе ему трудно, а порой и невозможно будет войти в современное общество. Православное христианство-язык современной культуры. Не зная его –невозможно быть культурным человеком.

Введение в школах преподавания такого предмета, как основы православной культуры предполагает задачу гораздо более широкую, чем просто сообщение детям информации о святынях и православных традициях.
Невозможно обучить детей математике, если сам учитель не владеет умением решать задачи, считать и пр. Невозможно и преподавание ОПК без постижения главных, духовных основ этого предмета самим учителем.

В школе «Фавор» сложилась и развивается система построения процесса воспитания и обучения именно на принципах православной педагогики.
При условии, что школа не является закрытым специализированным культовым учреждением, постоянно взаимодействует с социумом, данная система позволяет ввести наших учеников в мир духовности, в мир Православия опосредованно. Вся жизнь школы пронизана православными традициями, правилами, и ученики входят в этот мир не как в музей, они живут в нем.

Система, созданная в школе «Фавор», универсальна и динамична.
Прежде всего Устав школы,локальные акты (правила для уч-ся и пр.) закрепляют законодательно ряд обязательных режимных моментов, среди которых:
-посещение воскресных богослужений
-соблюдение молитвенного правила
-школьная форма
- построение годового календарного графика по церковному календарю.
Опыт школы показывает, что во многом определят состояние ребенка в школе, его душевную камфортность, степень адаптации к традициям школы атмосфера семьи. Резкое непрятие родителями основ христианской морали, принципов православного воспитания рано или поздно приводит к тому, что ребенок переходит в светскую школу, но такие случаи единичны. Гораздо чаще родители приходят в храм, приходят к вере вместе с детьми.
Говоря об особенностях учебного процесса в школе, нельзя не отметить тот факт, что в нашем педколлективе работаю самые обычные люди, учителя с большим стажем работы в светских школах. Но если педагог, как истинный учитель, «учится всю жизнь», то работа в школе «Фавор» позволяет каждому прикоснуться к прекрасному миру Православия. Богатейшая библиотека как книг по теории педагогики, методике, так и по православной тематике для мирян-прекрасное условие для самообразования. Консультативную помощь каждый может получить,как говорится,«из первых рук» в беседе с настоятелем. Именно с целью духовного просвещения издается у нас и о-п газета «Фавор».
Следует отметить, что тема православной педагогики обширна и многогранна .

Однако мы сегодня предлагаем вам остановиться на одном из аспектов православной педагогики - это обеспечение НЕПРЕРЫВНОСТИ духовного образования и воспитания в учебном и воспитательном процессе. Сегодня в наших школах ученики идут на урок ОПК, получают определенную информацию, например о православных традициях Рождества, а потом готовят вечеринку к Хэллоуину или Дню св. Валентина. Знания, полученный по основам православной культуры, просто уходят, не получая практического подтверждения, дальнейшего развития. Наши дети не видят ,если можно так сказать, практической значимости того, что им дают на уроке. Непонимание рождает неверие, формализм, лецимерие, кощунство.
Западная культура, всевозможные религиозные учения выходят на детей, на молодежь прежде всего именно с позиции практики: фильмы, песни, этикетки, наклейки и пр. с символикой сатанистов и иже с ними переполняют наш рынок. Но если в школе, даже в самой обычной, о духовной культуре и нравственных ценностях говорят не только на ОПК и классном часе раз в месяц, тогда и только тогда возможен положительный результат, только при таком условии преподавание ОПК станет на уровень именно образовательного предмета.
В нашей школе создана именно такая система: тема уроков ОПК трансформируется, отражается в каждой из граней уч-воспит. процесса.
Это можно увидеть на схеме (слайды).
Завершить свое выступление я хочу словами К.Д.Ушинского «Религиозность, Храм-вот та укрепляющая атмосфера, в которой воспитывается христианское дитяНе извлекайте из нее детей, если не хотите, чтобы они задохнулись за неимением нравственного воздуха».













Виталий Викторович Трункин





Приложенные файлы


Добавить комментарий