Технологии коррекции произносительной стороны речи дошкольников при дислалии и легкой степени дизартрии


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВПРИ ДИСЛАЛИИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ ДИЗАРТРИИ Дислалия – нарушение звукопроизношения, которое обусловлено либо слабостью нейродинамических процессов, либо нарушением взаимодействия речедвигательного и речеслухового анализаторов, либо нарушением анатомического строения периферического речевого аппарата ФОРМЫ ДИСЛАЛИИМеханическая (органическая)2. Функциональная - акустико-фонематическая - артикуляторно-фонематическая - артикуляторно-фонетическая Механизм нарушения звукопроизношения при механической дислалии Анатомические дефекты артикуляционного аппарата дефекты звукопроизношенияфонетическое недоразвитие речи Коррекционная работа при механической дислалии Подготовительный этап/помощь специалистов-медиков, развитие моторики артикуляционного аппарата, формирование правильных артикуляционных укладов, развитие кинестетических ощущений/2. Этап постановки /от артикуляционной гимнастики, от опорных звуков, механический, смешанный/3. Этап автоматизации Механизм нарушения звукопроизношения при акустико-фонематической дислалии Нейродинамические сдвиги в центральном отделе речеслухового анализатора первично страдает фонематический слухребенок не опознает тот или иной акустический признак звука (фонематическое недоразвитие речи) замены или смешения звуков (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) Коррекционная работа при акустико-фонематической дислалии Подготовительный этап:- развитие фонематического слуха и навыка звукового анализа (на сохранных звуках и дефектных) Б.М. Гриншпун: работу по дифференциации звуков необходимо проводить так, чтобы неправильное произношение не мешало ребенку, опора только на слуховое восприятие материала. 2. При заменах звуков:постановка заменяемого звука- автоматизация этого звукауточнение артикуляционных и акустических характеристик звука-заменителя- дифференциация звуков 3. При смешениях звуков:уточнение артикуляционных и акустических характеристик одного звукауточнение артикуляционных и акустических характеристик другого звука- дифференциация звуков Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонематической дислалии Нейродинамические нарушения в речедвигательном анализатореарт.база не полностью арт.база полностьюсформирована сформированазамена на более простой неустойчивый звуковойпо артикуляции звук облик слова(субститут) (смешение звуков)фонетическое недоразвитие речи Коррекционная работа при артикуляторно-фонематической дислалии Подготовительный этап:- развитие артикуляционной моторики- развитие фонематического слуха 2. При заменах звуков:постановка заменяемого звука- автоматизация этого звукауточнение артикуляционных и акустических характеристик звука-заменителя- дифференциация звуков 3. При смешениях звуков:уточнение артикуляционных и акустических характеристик одного звукауточнение артикуляционных и акустических характеристик другого звука- дифференциация звуков Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонетической дислалии слабость мышц артикуляционного аппарата не сформированы правильныеартикуляционные уклады звуки произносятся ненормированно(искажения, аллофоны) фонетическое недоразвитие речи Коррекционная работа при артикуляторно-фонетической дислалии Подготовительный этап:формирование правильных артикуляционных укладовразличение на слух правильного и дефектного произношенияотработка опорных звуков2. Этап постановки3. Этап автоматизации Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата«Стертая» дизартрия – менее выраженная симптоматика, связанная с «точечными» поражениями головного мозга, проявляющиеся в основном в специфических нарушениях произношения отдельных групп звуков «Стертая» форма дизартрии (Р.И. Мартынова, 1975)Дизартрический компонент (В.А. Ястребова, 80-е)Легкая степень дизартрии (Г.В. Чиркина) Дизартриясиндром артикуляционных расстройств ( дистония )синдром нарушения речевого дыхания (не могут осознанно управлять вдохом-выдохом)синдром ритмико-мелодической недостаточности (нет осознанного интонирования, управления силой, высотой голоса) Коррекция нарушений произносительной стороны речи при легкой степени дизартрии Ни один массаж не заменит артикуляционной гимнастики.Главное – научить детей управлять своими мышцами осознанно!Могут применяться отдельные массажные приемы для оживления кинестезий. Развитие моторики артикуляционного аппарата:упражнения по общей программе/тренируют силу, выносливость артикуляционных мышц, координацию, переключение/Мышцы шеиМышцы губМышцы языкаНижняя челюстьМягкое небо «Любопытная Варвара»«Улыбка», «Хоботок», «Трубочка», «Оскал»,«Заборчик», «Усы», Цепочка звуков«Вкусное варенье», «Часики»,«Качели»,«Кошка лакает молоко»,Упражнения с ложкой, пуговицей на нитке«Пила» - «Молоток»«Покашливание», «Позевывание», А-Э упражнения по специальной программе (направлены на формирование артикуляционных укладов) На примере звука Р.2. Развитие навыка правильного дыхания:«Поплевывание с губ», «Удлиннение выдоха с губ», «Поплевывание с кончика языка», «Удлиннение выдоха с кончика языка», «Желобок», «Фокус» 3. Постановка звуков:от артикуляционной гимнастикиот опорных звуковмеханическийсмешанныйПорядок постановки определяется индивидуально, с учетом артикуляционной сложности звуков и артикуляционных возможностей ребенка Гласные звукиА Э О И У ЫЗвуки рекомендуется отрабатывать намягкой атаке.Привлекать внимание детей к оральному образу звука, использовать различные способы самоконтроля, муляжи, ручные модели, пиктограммы. Схема артикуляционной близости согласных звуков взрывные щелевыеП Б Ф ВТ Д Р Х С ЗК Г Щ Ш Ж Р Ц=Т+С Ч=ТЬ+Щ Л А, Ы Отдельные приемы постановки звуковС – боковойСь от «ть»Ш – от Т или «ступеньки»Л – от гласного АР – от «грибочка», серия движений При вызывании звука рекомендуется не давать домашнее задание на проговаривание звука, не вводить в речевой материал. Дать мозгу «усвоить информацию». 4. Автоматизация звуков:слог – слово – фразаГлавное – не заучивание, а осознанное использование звука, включение его в коммуникацию (игры, учебная деятельность, единый речевой режим). 5. Формирование интонационной выразительности речи 1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речиЗадачи:показать, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций,познакомить с различными видами интонаций, средствами их выражения, научить различать разнообразные интонационные структуры в чужой речи.Подготовительные ритмические упражнения на восприятие и воспроизведение ритмов /готовят к восприятию интонаций, создают предпосылки для усвоениялогического ударения, правильного членения фразы/.Материал для упражнений – ритмические структуры:/// - изолированные удары,/// // - серии простых ударов,// UU //- акцентированные удары. 1 направление. Формирование общих представлений об интонационной выразительности.2 направление. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.Средство выражения Способ обозначения /. / 3 направление. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.Средство выражения Способ обозначения /?/ 4 направление. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.Средство выражения Способ обозначения /!/ 5 направление. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи./уточнить средства выражения, способы обозначения; определять интонацию предложений в текстах, стихотворениях/ 2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речиЗадачи:сформировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи,отдифференцировать интонации в экспрессивной речи.Подготовительные упражнения/развитие элементов интонации: темпа и тембра голоса, силы и высоты голоса, голосовых модуляций, логического ударения, физиологического, фонационного и речевого дыхания и др./Упражнения по развитию силы голоса1. Усиление голоса /немая артикуляция, шепот, тихо, громко/ О-О-О-О2. Ослабление голоса /громко, тихо, шепот, немая артикуляция/ У-У-У-У3. Прямой счет с постепенным усилением голоса: 1-2-3-4-54. Обратный счет с постепенным ослаблением голоса: 5-4-3-2-1 Казнить нельзя помиловать. На утес одинокий орел садится. Поездку отложить нельзя выезжать. Детей отправьте вечером встретим. Упражнения по развитию высоты голоса 1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков У У У У 2. «Вопрос-ответ»Был сапожник? /высоко/Был. /низко/ …Правила работы с речевым материалом на 2 этапе1) речевой материал подбирается по принципу «от простого к сложному»,2) весь речевой материал отрабатывается сопряженно с логопедом, отраженно, затем самостоятельно. 1 направление. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения 1) Упражнения по освоению ритмики словаодносложные слова и предложения с ними/суп, стол, сын спит/двусложные слова /лиса, мороз/трехсложные и четырехсложные слова /молоко, балерина/.2) Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударенияс ударением на первом слоге /Утром холодно./с ударением на одном из средних слогов /Машина поехала./с ударением на конечном слоге /Самолет летит./с различными комбинациями по месту ударения /Станция метро./3) Отработка повествовательной интонации с выделением логически ударного слова /Его зовут Саша Его зовут Саша Его зовут Саша/ 2 направление. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения 1) Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, выделение вопросительной интонацией слова в начале, в середине, в конце предложения /Нос? Это нос? Снежинки? Летят снежинки? Можно взять санки? Это твоя сумка? Ты идешь домой? /2) Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словомв начале предложения /Куда ты идешь?/в середине предложения /Ты когда пойдешь гулять?/3) Закрепление вопросительной интонации на материале стихотворений3 направление. Работа над интонационной выразительностьювосклицательного предложения1) Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий2) Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание 3) Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах 4 направление. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи Работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети подражают голосам, интонациям героев; передают их мимику, жесты, повадки.Важна подготовительная работа.

Приложенные файлы


Добавить комментарий