Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина Алые паруса

Департамент образования и науки Кемеровской области
Областная научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ
«Мы – будущее Кузбасса (юниор)»




Секция «Русская лингвистика. Литература»


Тема работы:
Жестокая реальность и романтическая мечта
в повести А.С. Грина «Алые паруса»

Автор:
Янова Мария Юрьевна
МОУ «Яйская средняя общеобразовательная школа №2» пгт Яя

Руководитель:
Черкашина Галина Григорьевна
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория



Кемерово, 2010
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
13 LINK \l "_Toc255987431" 14Введение 13 PAGEREF _Toc255987431 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc255987432" 14Основная часть 13 PAGEREF _Toc255987432 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc255987433" 14Лонгрен в тяжкой жизненной борьбе прокладывает путь будущей красоте. 13 PAGEREF _Toc255987433 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc255987434" 14Ассоль – символ непоколебимой верности мечте 13 PAGEREF _Toc255987434 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc255987435" 14Эгль заронил в душу Ассоль «семена крупной мечты» 13 PAGEREF _Toc255987435 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc255987436" 14Артур Грэй открывает истину сотворения чуда 13 PAGEREF _Toc255987436 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc255987437" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc255987437 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc255987438" 14Литература 13 PAGEREF _Toc255987438 \h 14131515
15

Введение
Подарок читателям полный надежды на лучшее будущее

Перед своей исследовательской работой по произведению А.Грина «Алые паруса» я поставила следующую цель:

Сопоставление жестокой реальности и романтической мечты автора произведения посредством его героев

Для достижения этой цели мною выбраны следующие задачи:

научиться проводить исследовательскую работу литературного произведения;
познакомиться с биографией А. Грина;
узнать, каким видят Грина люди, близко его знавшие;
познакомиться со взглядами критиков на феерию «Алые паруса»;
исследовать мир героев данного произведения;
понять, в чём же заключается успех феерии А. Грина «Алые паруса» у читателей.
ответить на предполагаемый вопрос, поставленный автором данным произведением: «Нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели?»

Прочитав произведение А.С. Грина «Алые паруса», я долго оставалась под впечатлением чего-то завораживающего, сказочного, чистого. У меня появилось желание познакомиться поближе с гениальным автором и его удивительным творением. Я узнаю, что Грин прожил тяжёлую жизнь
К. Паустовский пишет, что жизнь писателя была ограничена обывательской Вяткой, грязной ремесленной школой, ночлежными домами, непосильным трудом, тюрьмой и хроническим голодом. И вот этот человек создаёт поэму, утверждающую силу человеческого духа, насквозь просвеченную, как утренним солнцем, любовью к жизни к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.
Ю. Тарасов. « 1920-й. Петроград третьего года гражданской войны. На углу Невского и Мойки в квартире бежавших богачей Елисеевых открыт Дом искусств, ставший общежитием для многих литераторов.
Здесь, в невзрачной, темноватой комнате с единственным окном во двор сидел человек и писал на огромных листах, вырванных из бухгалтерских книг: «и она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем её чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю». Грин дописывал свою светлую сказку «Алые паруса». Гордый, «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности» цвет - такой цвет мечты, которую Грин задумал подарить людям».
В такое тяжёлое время, время, когда всё рушится, когда ломаются судьбы, Грин создаёт это удивительное произведение, произведение полное надежды на лучшее будущее, где призывает верить в чудеса, мечтать и воплощать свои мечты в реальность.
Мечтами об «ослепительном случае» на неожиданное счастье и радости полна его повесть «Алые паруса". Грин называл её феерия.


Основная часть
Лонгрен в тяжкой жизненной борьбе прокладывает путь будущей красоте

Конфликт между капернцами и Лонгреном
Я хотела бы начать свою работу с описания уважаемого мной образа этого произведения – образа отца главной героини. Какой-то теплотой наполнился весь мой внутренний мир при чтении строк об этом человеке. По воле судьбы, Ассоль (главная героиня произведения) с младенческих лет лишена матери. Лонгрен – отец девочки «малообщительный по натуре, после смерти жены стал ещё замкнутее и нелюдимее». Он ни с кем не общался. Может, не мог простить землякам смерти своей Мери? Я думаю, он не хотел мстить им, нет. Не хотел мстить даже Меннерсу (у которого она просила помощи на существование и который потребовал за это любви). Он, просто, не мог простить
Автор Александр Грин не хотел наделять жестокостью недоступный для постороннего взгляда образ Лонгрена. Он не желал, чтобы его слепило чувство мести. Позже я поняла, что объясняется это тем, что он сам не выносил всякое насилие.
Н. Вержбицкий: «Я знал, что Грину претит всякая жестокость, хотя сам долгое время был её жертвой. Значит, - думал я, - он так силён душой, что не позволяет себе быть рабом чувств мести. Ну что ж, судьба да хранит его светлую душу и незлобное сердце!.. Не каждый на это способен».
Лонгрен «зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе». Окружающие не могли этого понять, такая отцовская любовь, видимо, здесь была несвойственна мужчине. Они относились к Лонгрену с пренебрежением, осуждающе. Редкий из обитателей Каперны способен «помнить оскорбление и более тяжкое, чем перенесённое Лонгреном, и горевать так сильно, как горевал он до конца жизни» об умершей жене. Лонгрен стал «выше других», то есть видел дальше и больше тех, кто в оскорбительных действиях лавочника усмотрел бы только признаки дурного характера. Наблюдая жалкую борьбу Меннерса с суровым океаном, матрос не испытал мстительного удовлетворения. «Чёрную игрушку я сделал» - так говорит он дочери о случившемся. То не было насилием в прямом смысле слова и не было местью вдовца, ослеплённого страданием. Если бы произошло убийство человека человеком, недалёкие жители деревни поняли бы Лонгрена, мстившего за жену. Но он молчал и стоял, недвижный, на фоне бушующих волн, и, словно сама судьба, словно безмолвное орудие высшей справедливости, вершил непреклонный суд над уродством жизни, принявшим образ хищного собственника, живодёра, душителя. То вселенское зло каралось восставшей, грозной и прекрасной стихией, чьей частицей ощутил себя и сам Лонгрен. Этого и не могли простить ему односельчане. Образ Лонгрена очень важен в системе феерии. Он в тяжкой жизненной борьбе прокладывает путь будущей красоте, взяв на себя «сложное искусство ращения девочки».

Рождение мечтательницы на свет
На самом же деле (если порассуждать), Лонгрен по своей натуре был человеком добрым и великодушным. Ведь не мог недобрый человек заниматься таким ремеслом как изготовление игрушек – забаву и усладу для детей! Кроме того, он умел фантазировать, мечтать. Часто после работы, держа Ассоль на коленях и беседуя с ней, он «переходил к широким картинам морских скитаний, вплетая суеверия в действительность – в образы своей фантазии. Тут появилась и тигровая кошка, вестница кораблекрушения, и говорящая летучая рыба, не послушаться приказаний которой значило сбиться с курса, и Летучий Голландец с неистовым своим экипажем. Приметы, приведения, русалки, пираты – словом, все басни, коротающие досуг моряка. Рассказывал Лонгрен также о потерпевших крушение, об одичавших и разучившихся говорить людях, о таинственных кладах, бунтов каторжников и многом другом, что выслушивалось девочкой внимательнее, чем, может быть, слушался в первый раз рассказ Колумба о новом материке. «Ну, говори ещё», - просила Ассоль, когда Лонгрен, задумавшись, умолкал, и засыпала на его груди с головой полной чудесных снов».
Это же он, своими руками, случайно, сам того не ведая, сотворил сюжет её мечты – маленькую белую яхту с алыми парусами! Увидев её «Ассоль пришла в восхищение. Пламенный весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь». Именно эта яхта с алыми парусами привела девочку к странному незнакомцу Эглю – собирателю песен, легенд, преданий и сказок, которому предназначено сыграть важную роль в жизни девочки данного произведения.
Узнав о встрече дочери с незнакомцем и о его сказочном предсказании, Лонгрен не стал разочаровывать Ассоль: «вырастет, забудет, - подумал он, а пока не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много ведь придётся в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых. Проезжий человек пошутил с моей девочкой. Что ж?! Добрая шутка! Ничего – шутка! А насчёт алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Так рассуждал Лонгрен, ясно понимая реальную действительность с её волчьими законами, но веря в лучшее будущее для своей дочери.
Отчуждённость обитателей Каперны от «внушительно» непонятного матроса довершает рождение мечтательницы на свет.

Ассоль – символ непоколебимой верности мечте

«Нетрафаретный» образ главной героини
С первых страниц произведения понимаешь, на сколько автор любит свою героиню, на сколько он хочет, чтобы она понравилась и читателю: «Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой».
А имя её звучало «так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины» - Ассоль. Она – главная героиня Гриневской феерии «Алые паруса», ставшая символом непоколебимой верности мечте.
Ассоль не скрывала от других своей мечты и своих ожиданий, и потому её начали считать не вполне нормальной и смеялись над ней. Точную характеристику всего в нескольких словах даёт жителям деревни Каперна сказочник Эгль: « у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом» Вот такой невежественный народ окружал нежные и мечтательные души дочери и отца.
Ю. Тарасов «Таких жителей объединяет одно – они не умеют и никогда не научатся летать, кроме того, они не верят (представить трудно!) в сказки. Эти злые люди постоянно мстят Ассоль и её отцу, за то, что те не как все».
Не только богатым внутренним миром, но и внешне Ассоль была не похожа на других женщин Каперны. Эти женщины были плотного телосложения, имея «масляную кожу толстых икр и могучих рук». Ассоль же была тоненькая, хрупкая, невысокая девушка. Взгляд «с робкой сосредоточенностью глубоких душ». Милое личико «не подвластно словам, кроме слова «очарование». «Как женщина она была непопулярна в Каперне». Над ней посмеивались, но многие в глубине души подозревали, «что ей дано больше прочих». И больше ненавидели её за это.

«Истинные» друзья Ассоль
Мечтательная Ассоль и реальная природа в феерии как бы слиты воедино. Решив воссоединить красоту, заложенную внутри и существующую вне человека, автор умело и тонко показывает единство этих образов.
А. Грин: «Бесценная радость существования заключена для нас в природе, потому что мы сами – неотделимые её частички».
Не имея рядом сверстников, Ассоль находит себе «истинных» друзей в образе природы. «То были крупные и старые деревья среди жимолости и орешника». Здесь героиня чувствовала себя как дома. «Здоровалась с деревьями, как с людьми, то есть, пожимая их широкие листья: «Вот ты, вот другой ты. Много же вас, братцы мои!» «Братцы» гладили её своими листьями и «родственно скрипели в ответ». Грин, чтобы показать близость и взаимопонимание природы и человека, широко использует приёмы олицетворения. У цветов он замечает «особенные лица», у стеблей – «почти человеческие намёки – позы, усилия, движения, черты и взгляды». Ассоль жалеет колокольчик, которого согнул толстый жук: «Стряхни толстого пассажира», - советует она. По мнению автора, мечтательный образ молодой девушки не мог быть равнодушным к окружающей красоте природы. Красота эта подпитывала, успокаивала, помогала в трудные минуты одиночества. Для девушки, умеющей дружить с деревьями и собаками лучше, чем с людьми, и испытывающей от пребывания в городской толпе больше страха и душевного неудобства, чем от одинокой ночной прогулки по лесу, несложно было сохранить веру в рассказанную сказку до вполне зрелых лет.

Ожидание – главное достоинство героини
Анализируя образ героини, я сначала думала, что она не заслуживает такого внимания и любви. Ну что она сделала, чтобы мечта сбылась?! И вот прочитав воспоминания К.Паустовского об Александре Грине, я узнаю, что писатель принадлежал к людям, страдающим вечным нетерпением. Ожидание нагоняло на него скуку, и было мучительным. И меня осенило: «Она ждала!!! Она терпела унижения!» А что может быть мучительнее?! Такие муки и страдания должны быть вознаграждены.

Эгль заронил в душу Ассоль «семена крупной мечты»

Образ Эгля очень важен в системе феерии. Он развивает далее сюжет, невольно данный Лонгреном, о белой яхте с алыми парусами. В нескольких строках Грин блестяще открывает внутренний мир этого героя. Эгль видит людей «насквозь». Взглянув на девочку, он произносит: «Это что-то особенное! Слушай-ка, ты, растение!.. » Он называет маленькую Ассоль растением, имея в виду, ещё маленький, нежный и трепетный росток, которому суждено вырасти. Эгль мечтатель, шутник и фантазёр. Фантазии рождаются у него в голове, можно сказать, на ходу: «Кораблекрушение причиной того, что я в качестве берегового пирата могу вручить этот приз, - сказал он, подавая Ассоль её игрушку. – Яхта, покинутая экипажем, была выброшена на песок трёхвершковым валом – между моей левой пяткой и оконечностью палки». «Непонятная речь старика со сверкающими глазами, величественность его бороды и волос стали казаться девочке смешением сверхъестественного с действительностью». Увидев в лице Ассоль «невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы, - он подумал. – Ах, почему я не родился писателем? Какой славный сюжет». Он в шутку представился главным волшебником и подарил девочке мечту, предсказав, что счастье принесёт ей человек, который явится к ней на корабле с алыми парусами. Девочка поверила навсегда в то, что предсказание это осуществится. Мудрый старик не ошибся, заронив в эту душу «семена крупной мечты».

Филипп косвенно и прямо содействует победе замысла Грэя – своими мыслями о жизни и своими действиями в пользу Ассоль

Общение Ассоль и Филиппа
Филипп - второстепенный герой феерии Грина. У него довольно приземлённая профессия угольщика, но относится он к ней уважительно, называя её «свободным угольным делом». Филипп является одним из земляков Ассоль и Лонгрена. Но в отличие от других окружающих людей, он, презиравший «суды и толки», относится к девушке с симпатией и интересом. Он понимает, что она не такая как все, но именно это в ней его и привлекает. Угольщик Филипп друг и слушатель Ассоль, на свой лад комментирует способность мечтательной героини преподносить видимое по своему: «Она говорит как большая, но причудливый её разговор то же, да не совсем так». Филиппа удивляет и веселит её разговор о своём ремесле: «Так хочу наловчиться, чтобы у меня сама на доске плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему». Обыденное в своём разговоре она могла превратить в романтику: «Когда рыбак ловит рыбу, он думает, что поймает большую рыбу, какой никто не ловил».

Заразительная сила романтического восприятия
Филипп косвенно и прямо содействует победе замысла Грэя – своими мыслями о жизни и своими действиями в пользу Ассоль. Используя образ данного героя, Грин хочет показать, заразительную силу романтического восприятия окружающего мира. Подтверждение – однажды после слов Ассоль ему показалось, что корзина с углём и впрямь зацвела, - «брызнуло листом и пропало». Филиппа, я думаю, тоже не устраивает окружающий его мир, люди живущие рядом. И он свою безысходность «заливает» хмельным.

Артур Грэй открывает истину сотворения чуда

Идеальный романтический герой
Артур Грэй – это ещё один главный герой произведения «Алые паруса». Это идеальный романтический герой, он искренен во всех своих проявлениях. Он во всём ищет и находит прекрасное и сам созидает его. Действует, творя вокруг себя романтический мир по зову сердца, разрушает мир обывателей и не даёт им вторгнуться в мир красоты. Именно он открывает истину сотворения чуда. И ещё одним свойством наделяет автор своего героя – владение речью, «краткой и точной, как удар чайки в струю за трепетным серебром рыб». Здесь Грэй произносит знаменательные, и теперь знаменитые слова – «я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Самое простое – дать пятак человеку, если он нуждается. Но самое важное для души; которая «таит зерно пламенного растения – чуда», - сделать чудо. Внести в жизнь человека окрыляющую красоту. «Новая душа будет у него и новая у тебя».

Чуждая жизнь родителей
В отличие от первой героини, он родился в богатой и знатной семье и должен был продолжить линию фамильного начертания. Но мальчик родился «с живой душой» и не проявлял никакого желания быть «надменным невольником своего положения, богатства и законов». Поведение отзывчивого, любознательного и энергичного мальчика казалось извращением, аномалией в чопорном замке.
Л. Михайлова: «Надменные невольники своего положения» - так аттестован род Грэя, - значит, люди, живущие в неукоснительном соответствии с заведённым порядком, а это величайший грех в гриновском мире. Человек, лишённый повелительного чувства фантазии, - существо «заурядной души». Такой была мать Артура Грэя, одна из тех будничных натур, которые «жизнь отливает в готовой форме». Внутренняя жизнь родителей Артура, чуждая жизни сына и его чувству «поразительных открытий», «мало достойна изображения».

Нетерпимость к чужому страданию
Грэй обладал нетерпимостью к чужому страданию, готовностью стать на защиту любого обиженного или оскорблённого. Он был еще мальчишкой, когда испортил работу знаменитого художника, замазав на руках и ногах распятого Христа гвозди. «Мне все равно, – сказал Грэй. – Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди, и текла кровь. Я этого не хочу».
Читая о детских годах главного героя, о его открытиях и поступках, я проникалась то уважением, то умилением к действиям этого маленького мальчика. Например, чтобы почувствовать боль другого человека, он обливает свою руку горячим супом с бараниной. «Впечатление оказалось не слабым, но слабость от сильной боли заставила его пошатнуться. Бледный, как мука, Грэй подошёл к Бетси, заложив горящую руку в карман штанишек.
- Мне кажется, что тебе очень больно, - сказал он, умалчивая о своём опыте».
Или, узнав о том, что его подруга Бетси не может выйти замуж за конюха Джима, потому что у них нет денег, Грэй хочет помочь им осуществить эту мечту. Он разбивает свою копилку и рано утром подкладывает подарок в сундук с запиской: «Бетси, это твоё. Предводитель шайки разбойников Робин Гуд». Этим поступком он наделал большой переполох на кухне и должен был сознаться «в подлоге». Но деньги назад не взял «и не хотел более говорить об этом».
Л. Михайлова: «Оказав первую и наивную помощь израненному человеку на полотне и устроив реальное счастье Бетси, герой феерии определился как личность. Он заменяет собой, живым и деятельным, бессильные устои, перечёркивает символику кроткой и безысходной покорности».

Рождение мечты
Грэю шёл уже двенадцатый год, когда «дух исследования заставил его проникнуть в библиотеку». Здесь, над дверью он увидел огромную картину (которая очень выразительно описана Грином, чтобы показать, на сколько она смогла встревожить душу впечатлительного мальчика, взволновать воображение, посеять мечту в его сознание): «Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Богатство костюма выказывало в нём капитана». Эта картина поразила Грэя. Он несколько раз приходил смотреть на неё. Роясь в библиотеке, выискивал и жадно читал те книги, в которых «открывалось синее сияние океана». Описывалась жизнь различных кораблей. «В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана. Он был судьбой, душой и разумом корабля». Картина была захватывающей подсказкой без слов. Подросток понял себя, собрав воедино свои «догадки и мысли». Глубоко в сознание засела мечта стать капитаном.
Л. Михалкова: «Грин не делает различия между Грэем и Ассоль в духовной цельности и тонкости. Оба они являют идеал мальчика и девочки. «Детское» останется в них и тогда, когда они повзрослеют, останется их особая реактивность и прямодушное стремление обратить желаемое в сущее. Мечты детей Грин ценит высоко, они остаются в силе, потому что за мечтой у его повзрослевших героев следуют поступки».

«Он мечтал стать капитаном и стал им»
На пятнадцатом году жизни, желая свою мечту воплотить в жизнь, Грэй, тайком покинув дом, устраивается юнгой на шхуне «Ансельм». Капитан «Ансельма» с иронией отнёсся к подростку, он ждал, что вот-вот этот «птенчик» запросится домой, к маме, но эти мысли всё реже и реже стали посещать голову капитана. «Грэй шёл к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится всё легче и легче». И вот наступает время, когда команда «Ансельм» признаёт парня «своим», а капитан «отделывает щенка под капитана».
Трудности не сломили Артура, не заставили изменить своей мечте. Он не потерял «главного – своей странной летящей души». Получив письмо матери, полное слёз и страха, Грэй уверенно отвечает: «Если бы ты видела, как я: посмотри моими глазами. Если бы ты слышала, как я: приложи к уху раковину – в ней шум вечной волны; если бы ты любила, как я – всё, в твоём письме я нашёл бы, кроме любви и человека, улыбку». Читая описание внутреннего мира главного героя, невольно сравниваешь его с романтическим образом самого автора.
В. Лидин: «Грин был существом романтическим: в его рассказах колыхались тропические моря, скрипели ванты, дул мягкий пассат или надвигался шторм, - Грин был весь, как и его герои, из ветра и движения».
Таким образом, упорно, преодолевая трудности, Грэй достигает своей цели. Он хотел стать капитаном и стал им.
Ю. Олеша: «Вот как силён, по представлению Грина, человек: когда его охватывает страстное желание, перед ним нет преград, он может, даже не заметив этого, пройти по воде»
«Прошло ещё мало времени, и в порте Дубельт вечерняя звезда сверкнула над чёрной линией новой мачты. То был «Секрет», купленный Грэем трёхмачтовый галиот в двести шестьдесят тонн».
Гриновский капитан начал с того, что пересотворил образ морской работы, овеял её «грэизмом». Команда ему подчинялась, потому что «грэизм» - не просто стремление к лучшему, а действие во имя лучшего. Команда устоялась и свысока посматривала на другие суда, «окутанные дымом плоской наживы». Грэевский «Секрет» славится «капризами неожиданных рейсов», капитан перевозит живописные и благоухающие товары вместо мыла и гвоздей, позволяя себе отказаться от выгодных сделок. Впервые Грин говорит о необходимости единомыслия группы людей, целой команды. Её возглавляет человек, с энтузиазмом взявший на себя заботу об общем благе. Человек нешаблонный, «непохожий», по меткому определению матроса Летики. Человек, имеющий безграничный духовный авторитет.

Загадочная «находка»
Встреча молодого капитана, повидавшего мир, и неискушённой деревенской мечтательницы обусловлена родством духовных интересов. Случилось как в сказке – нежданно – негаданно. Грэй шёл и на дороге нашёл принцессу. На утренней заре «дымилась и горела трава; влажные цветы выглядели как дети, насильно умытые холодной водой». Девушка спала. Всё спало на девушке: «Ресницы спали на щеке, спали тёмные волосы, спало платье и складки платья; даже трава поблизости её тела, казалось, задремала в силу сочувствия». Картина беззвучно дышала свежестью и гармонией, безмятежно спало молодое существо, а живой фон сочувственно обрамлял образ покоя и доверия. Обыкновенное говорило чудесным языком. Грэй замер «с чувством опасной находки». Любовь с первого взгляда? Скорее всего, так. Но есть и другое значение этой сцены.
Грэй не знал о девушке ничего, кроме того, что видел, и «был этим доволен. Он любил картины без объяснений и подписей. Впечатление такой картины несравненно сильнее». И эта живая картина (как то полотно, когда-то в библиотеке) очень взволновала его и потребовала дальнейших действий.
Стремясь узнать всё о загадочной «находке», Грэй заходит в местный трактир. Хин Меннерс грубо отзываясь об Ассоль и её отце, рассказывает всю историю, которая здесь в деревне приняла давно очертания плоской сплетни, историю об алых парусах, о чудесном принце и о полоумной девушке. Не забыл упомянуть дурным словом и Лонгрена. Слушая Хина, Грэй, вдруг, увидел идущую по дороге Ассоль, её взгляд «и он ощутил как бы удар – одновременно удар в сердце и голову, после того как он увидел глаза Ассоль, рассеялась вся косность Меннерсова рассказа». У Грэя возникает желание подарить этой удивительной девушке её мечту.

Грэй дарит Ассоль её мечту
Грэй начинает действовать. Он меняет на корабле белые паруса на алые. Нанимает музыкантов и всё происходит, как о том мечтала Ассоль: «Негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнём алого шёлка. Он смотрел на неё с улыбкой, которая грела и торопила:
- Вот, я пришёл. Узнала ли ты меня?»
Л. Михайлова: «Грэй нашёл своё счастье, когда даровал Ассоль в натуре её детскую мечту, а жизнь даровала ему «все сокровища». Достойный – Грэй – нашёл счастье, и счастье нашло достойную – Ассоль. Для них оно было не за семью печатями, не за семью горами. У Грэя оно было словно бы «под ногами», но это значит, что он, капитан, умел выбирать верный путь. Трудность была в том, чтобы путь был непроторённым, собственным путём человека».

Опровержение всех законов бытия и здравого смысла
Поведение капернцев во время появления белого корабля с алыми парусами Грин сравнивает со смутой, землетрясением «Мужчины, женщины, дети мчались к берегу. Наскакивали друг на друга, вопили и падали». Со злобным испугом имя Ассоль перелетало среди людей «сдавленно, змеиным шипеньем всхлипывали остолбеневшие женщины, но если уже, которая начинала трещать – яд забирался в голову». Увидев девушку, все замолчали и со страхом отошли от неё. Алые паруса «ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающие все законы бытия и здравого смысла». Автор доказывает недалёким людям, что романтика существует и властно заявляет о себе.

Заключение

«Нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели?»
К сожалению, встречаются ещё вокруг нас духовно пресыщенные, равнодушные люди. Глубинный смысл созидания жизни им неинтересен и недоступен. За семью печатями скрыты от них непреходящие нравственные ценности и богатства культуры. В такой аудитории дух гриновского творчества, его борьба за человека, естественно, не имеет и не может иметь успеха.
Но есть другая читательская аудитория – та, в которой сильна жажда героического. У них гриновские книги – в числе самых любимых.
В чём же заключается успех «Алых парусов» у читателей? То, что увлекло Грина, влекло и читателей. Мечта и вера в свою мечту, уверенность, что она сбудется, какой бы она ни казалась несбыточной другим, - разве это не чудесно? При этом мечта осуществляется не фантастически, не волею таинственного рока, а обычно просто и правдоподобно! Радостно, светло и празднично любовь превращает мечту в материально ощутимую действительность».
Л. Михайлова: «Вот что говорят сегодняшние подростки и юноши: одолеть педанта, смирить злодея, дать руку смельчаку, отвернуться от труса. Плыть под алым парусом в гуще жизни – значит ставить перед собой серьёзные, насущные цели. Определить значение и смысл прекрасного в борьбе за своё счастье и счастье окружающих».
Л. Михайлова: «Грин писал свою феерию с гордостью за человека, титанически меняющего жизнь, с необычайным приливом творческих сил и окончил работу с чувством счастливой удачи».
И вот здесь, в этом произведении Грин, раскрывая образы и характеры романтических героев - мечтателей готовых к подвигу во имя людей, как бы поставил вопрос перед нами: «Нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели?»
Отвечаем: «Да, нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие ещё не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем. И если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудителей причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего».









Литература



1. Грин А. «Алые паруса» (романы) / Предисловие К. Паустовского; М.: Дет. лит., 1988. – 5 – 76 , 415 – 429 с.

2. Грин А. Избранное: Для среднего и старшего школьного возраста /Сост., авт. предисл. и примеч. Ю.Д. Тарасов; М.: Просвещение, 1989. – 5 – 15 с.
3. Киреева Т.И. – редактор. Сборник материалов центрального государственного архива литературы и искусства. Встречи с прошлым; М.: советская Россия, 1990. – 249 – 254 с.


4. Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество. М.: Художественная литература, 1980. - 3 - 216 с.


5. Николаева П.А. – редактор. Русские писатели. Биобиблиографический словарь; М.: Просвещение, 1990. 232 – 235 с.


6. Сандлер В. - составление, подготовка текста, вступление, примечания, подбор фотодокументов. Воспоминания об Александре Грине. Автобиографическая повесть, воспоминания, вокруг Александра Грина; Лениздат, 1972. – 5 - 607 с.



















13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 215

Приложенные файлы


Добавить комментарий