История комсомола

Свержение монархии.
Формирование советской государственности.
Период с 1917 по 1928 годы был временем мучительного поиска Россией своего места в мировой цивилизации. Втянутая в войну страна не смогла решить стоящие перед ней модернизационные задачи. Более того, война породила новые противоречия. Усиливающаяся экономическая разруха, угроза голода, миллионные жертвы и вызванные войной серьёзные изменения в психологическом настроении общества стремительно приближали страну к революционному взрыву.
С возвращением из эмиграции Ленина партия взяла курс на захват власти сначала мирным, а затем и вооружённым путём. Большевики сумели использовать свои преимущества: твёрдую политическую волю и авторитет вождя, строгую партийную дисциплину, мощный агитационный аппарат.
В феврале 1917 г., самодержавию не удалось переломить ситуацию в свою пользу.
Великая октябрьская социалистическая революция до основания потрясла мир капитализма. Мир раскололся на две системы – социалистическую и капиталистическую. Советское государство стало осуществлять новые принципы в отношениях между народами и странами. Экономическое, социальное и политическое раскрепощение народных масс стало целью рождения революционного гуманизма Октября.
Народные массы, не вдаваясь в идеологические тонкости, готовы были пойти за любой политической силой, твёрдо пообещавшей им мир и землю. При этом русский народ значительно облегчил большевикам задачу завоевания политической власти, создав весьма специфические органы народного представительства, не имеющее аналогов в западной политической культуре - Советы.
В июне 1917 года состоялся I Всероссийский съезд Советов рабочих солдатских депутатов. На нем Ленин заявил, что в России есть партия – это большевики, и она готова взять власть в свои руки.
25 октября 1917года открылся II Всероссийский съезд Советов, на котором Ленин предложил принять Декреты о мире, о земле и о власти. На III Всероссийском съезде Советов Россия была провозглашена РСФСР. Высшим органом власти признавался Всероссийский съезд Советов, в промежутках работал в ВЦИК.
Захват власти большевиками привёл к гражданской войне. Но гражданская война в России была не столько полем классовых битв, сколько сражением альтернатив будущего устройства страны. На полярных полюсах были «белые» и «красные». Гражданская война уже приняла широкие размеры, международная и «отечественная» контрреволюция делала отчаянные усилия задушить социалистическую революцию.
После революции 1917 года бедняцкая и учащаяся молодёжь была на стороне Советской власти.


Комсомол – резерв коммунистической партии.

На далёкой гражданской отец твой
Шел в огонь, не боясь ничего,
И твоё вдруг окончилось детство,
Когда пуля сразила его.
И тогда повзрослевшей походкой
Ты в райком на рассвете пришёл
И сказал деловито и чётко:
«Запишите меня в комсомол!»

Комсомол, Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ) – общественная организация молодежи, создан на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи.
Всю сою работу комсомол подчинил главной задаче – помочь молодой Советской республике отстоять под руководством партии большевиков свое существование. По призыву партии и Советского правительства комсомол мобилизовал десятки тысяч своих членов на бесчисленные фронты гражданской войны
Комсомольское пополнение вливало новые силы ряды Красной Армии, заражало бойцов энтузиазмом, возбуждало энергию, самоотверженность и беззаветную решимость в борьбе с врагом. Местные организации в годы Гражданской войны проводили Дни и Недели Красной молодежи, создавали отдельные боевые отряды из комсомольцев.
Можно с гордостью сказать, что советская молодежь вписала много ярких страниц в историю борьбы за социалистическую родину против русских белогвардейцев и международных интервентов – от японской военщины на Дальнем Востоке до белопанских батальонов Пилсудского на западной границе
В 1920 году, после оставления Одессы Красной Армией, в лапы белогвардейцев попали 17 юных подпольщиков. Все издевательства и пытки озверевших белогвардейцев ни к чему не привели: молодые герои на все вопросы отвечали молчанием. Суд закончился вынесением смертного приговора девяти товарищам и каторгой для остальных. Осужденные держались геройски. Через 24 часа совершилась казнь. Пьяная банда зверски издевалась над юными коммунистами.
На следующий день после казни в подпольной газете «Одесский коммунист» появились посмертные письма казненных подпольщиков.



Знаменательный III Всероссийский съезд РКСМ.



















2 октября 1920 года собрался Ш Всероссийский съезд РКСМ. Это был знаменательный съезд. В.И.Ленин произнёс на нём историческую речь «Задачи союзов молодёжи», ставшую программой деятельности комсомола на многие десятилетия.
В.И.Ленин, выступая на III Всероссийском съезде РКСМ, сказал: «Вы должны воспитать из себя коммунистов. Задача Союза молодёжи – поставить свою практическую деятельность так, чтобы, учась, организуясь, сплачиваясь, борясь, эта молодёжь – то поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество, и само будет строить это общество. И оно должно знать, что вся задача его жизни есть строительство этого общества». Говорил о том, что молодое поколение должно посвятить свою жизнь осуществлению великой исторической задачи – строительству коммунизма.
Чтобы успешно строить коммунистическое общество, нужно упорно учиться коммунизму. Ленин призвал молодёжь овладеть всей суммой знаний, которые выработало человечество, неразрывно связывать обучение и образование с практической работой, участвовать в общественно полезном труде, в общем деле коммунистического строительства. Комсомол должен, учил Ленин, воспитывать у молодёжи коммунистическую мораль, сознательную дисциплину, умение всю свою жизнь подчинять интересам народа, общей борьбе за коммунизм. «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами».
Мудрые советы и указания Владимира Ильича, высказанные на Ш съезде РКСМ, стали руководящими во всей деятельности Коммунистической партии и комсомола по воспитанию молодых строителей коммунизма.



Политическая система СССР в 30 годы.

В 1922 году с образованием Союза Советских Социалистических Республик фактически осуществляла коммунистическая партия. Ни один закон в стране не мог быть принят без одобрения Политбюро. Даже партийная символика приобрела официальный статус – красное знамя и партийный гимн «Интернационал» стали государственными.
Состоявшийся летом 1924 года VI съезд комсомола присвоил имя Ленина Коммунистическому союзу молодежи. С этого времени комсомол стал наименоваться Российским Ленинским Коммунистическим Союзом Молодежи (РЛКСМ). В манифесте съезда ко всем комсомольцам, ко всей рабоче-крестьянской молодежи в связи с принятием имени Ленина говорилось: «Мы приняли его для того, чтобы вся трудящаяся молодежь всех народов, населяющих СССР, вместе со своим передовым отрядом – Коммунистическим союзом молодежи – прониклась единой волей и твердой решимостью научиться по-ленински жить, работать и бороться, осуществлять заветы, оставленные нам Лениным». Съезд дал клятву выполнить заветы Ленина, высоко держать знамя Ленина. Имя Ленина было присвоено также Всесоюзной пионерской организации, созданной в 1922 году
После смерти Ленина рабочий класс Советского Союза еще сильнее сплотился округ Коммунистической партии. В короткий срок свыше 240 тыс. рабочих вступило в ряды РКП (б). В комсомол вступило 150 тыс. юношей и девушек.
Ленин умер, но дело его бессмертно. Под предводительством ленинской партии, руководствуясь великим учением Ленина, советский народ с огромной энергией и решимостью строит новую жизнь, прокладывая столбовую дорогу к социализму и коммунизму всему человечеству.
Клятва Ильичу.
Мы, молодые рабочие «Пролетариата», дети великого класса, лучшим вождем и учителем которого был Ильич, клянемся в том, что всю свою жизнь, все силы отдадим освобождению трудящихся, делу Ильича и доведем его до победного конца.
Будем верны славным революционным традициям нашей партии, сплотим все свои силы вокруг партии, дадим ей молодую смену, сохраним лозунг Ильича – через дисциплину и единство к победе.
Сохраним непримиримую ненависть к врагам, будем верны боевому знамени Ильича – через труд и знания к коммунизму!
Будем ленинцами!
Когда мировой пролетариат поднимается на последний решительный бой с капиталом, отдадим свою жизнь за дело Ильича.


К середине 30-х годов марксизм-ленинизм был уже официальной государственной идеологией. С образованием СССР комсомольский коммунистический союз молодежи стал называться ВЛКСМ.
Уже к середине 20-х гг. становится очевидным стремлением Сталина установить между партией и комсомолом такие отношения, при которых этот союз находился бы в прямом, беспрекословном подчинении партии. В 30-е гг. вся идейно-воспитательная работа комсомола была сориентирована на возвеличивание «отца народов», на поиск и уничтожение многочисленных «врагов народа» в комсомоле, на идеологическое обоснование проводившегося в стане сталинского политического курса. Работа общественных организаций год от года утачивала свой первоначальный творческий, добровольный характер, превращалась в формальный, ритуальный акт.
В декабре 1929 г. ЦК партии принял постановление, в котором призвал комсомол повысить свою роль хозяйственном строительстве. В годы социалистической индустриализации страны повысилась роль комсомола - боевого помощника партии, призванного воспитывать молодое поколение строителей коммунизма. Комсомол активно включился в борьбу за социалистическую индустриализацию страны, выдвинул из своей среды десятки тысяч рационализаторов производства, изобретателей.
Все большее значение приобретала деятельность комсомола по организации и воспитанию рабочей и сельской молодежи, вовлечению ее в социалистическое строительство. Бурный рост советской промышленности сопровождается быстрым увеличением численности рабочего класса, главным образом за счет молодежи. Удельный вес молодых рабочих на новых предприятиях достигал часто 50-60%. Исключительную важность приобрела задача трудового и политического воспитания молодых рабочих: привить им любовь к труду, дисциплине и организованности, привлечь их к активному участию в общественно-политической жизни страны.
Верным помощником партии в деревне также выступал комсомол. Миллион молодых борцов за социалистическую деревню вёл мужественный бой против кулаков и всех антисоветских сил, а также против косности, недоверия к неизведанному ещё социалистическому пути в развитии сельского хозяйства.
Не менее важной задачей являлось социалистическое воспитание молодых колхозников и колхозниц. В решении этих задач главной опорой Коммунистической партии являлся также Ленинский комсомол.






Рождение Уренского комсомола

К 1917 году в Нижегородской губернии, как и в целом по стране, отмечалось всеобщее недовольство затянувшейся войной, хозяйственной разрухой и голодом
В это суровое время, в эту тяжелую для молодой Страны Советов годину и родился Уренский комсомол, его первая ячейка.
Вечер 1 ноября 1920 года. Помещение Уренской школы. Здесь, на кухне, собрались будущие члены комсомольской ячейки Сергей Ковалев, Аркадий Ковалев, Степан Малышев, Николай Удалов, Тимофей Сироткин, Дмитрий Минервин, Евгений Дунаев, Иван Вятюгов, Владимир Москвин, Иван Вишняков, Александр Воробьев, Иван Заливной. Сидя на полу, при свете коптилки начали они свое первое собрание. Открыл его Иван Заливной.
- Ну вот что, ребята. Давайте создадим свою комсомольскую ячейку. Надо за дело браться. Кому как не нам, молодым, помогать республике нашей? Она ведь тоже совсем молодая.
- А что будем делать? – послышался недоуменный вопрос ребят.
- Дел всем хватит. В городах рабочий класс недоедает, дети пухнут без хлеба, нет топлива, в наших лесах после Уренского восстания скрываются сотни хорошо вооруженных бандитов. Кулаки припрятали хлеб – надо у них его отобрать. Большинство населения безграмотно - нужно его обучить, да и самим учиться, как сказал Ленин на III съезде комсомола.
Так создалась уренская ячейка РКСМ в составе 12 человек. Во главе ее встал Иван Заливной.
Кто же были эти первые комсомольцы? Великую Октябрьскую социалистическую революцию они встречали 14-15 летними. В то время они еще не все понимали, трудно было им разобраться в происходящих событиях, так как ни детских, ни юношеских газет их не было. Буржуазные газеты и их подголоски в один голос трубили о том, что большевики незаконно захватили власть, что за ними никто не идет и у власти они продержаться недолго.
Да и само коренное население торгового села Урень, состоящее из зажиточных крестьян, не заинтересовано было в распространении правды. Интеллигенция села – учителя высшего начального училища, двухклассного училища и земской начальной школы, инженеры и техники на строительстве железной дороги Нижний Новгород-Котельнич – в большинстве своём была носительницей эсеровских идей.
Молодёжь была предоставлена сама себе. Выходцы из различных социальных групп, они по-разному восприняли и контрреволюционное восстание в Урене в августе 1918 года. Наиболее активное часть молодёжи (дети необеспеченных родителей) вскоре после восстания организовались в группу, противоположную группе выходцев из богатых семей. Уже тогда во главе этой бедняцкой группы молодёжи встал Иван Заливной, наиболее энергичный, наиболее осведомлённый юноша. От незнания организационных форм и методов работы в группе царила полная самодеятельность. Как-то узнал вожак группы, что в уездном городе Варнавино существует какая-то молодёжная организация. Установил с ней связь. А вскоре уренцы получили рукописный журнал этой группы «Клич чёрного знамени», из содержания которого явствовало, что это орган молодых анархистов. Но приглашение участвовать в журнале польстило ребятам и они послали в Варнавино статью и стихотворение, которые были опубликованы в этом журнале. Но через короткий промежуток времени наступила разочарование в анархизме, и уренские ребята стали называть свою группу союзом социалистической молодёжи.
Большую работу проводили комсомольские организации по коммунистическому воспитанию молодежи. Комсомол вносил большой вклад в борьбе за всеобщую грамотность, строительство общеобразовательной школы, в организацию культурно-просветительной работы, особенно на селе, и т.д.

Первые Уренские комсомольцы – культармейцы.

В постановлении V съезда РКСМ «Об основных задачах коммунистического воспитания в новых условиях» говорилось: «Задача коммунистического образования является в настоящее время основной, первостепенной, главнейшей задачей » Борьба за грамотность, за культуру стала делом жизни первых Уренских комсомольцев –культармейцев. « Цели и задачи комсомольских организаций были таковы, -вспоминает ветеран комсомола П. Майданов,- расти политически культурно. Самим разъяснять молодежи задачи партии и Советской власти, оторвать молодежь от кулацкого влияния, избавить ее от религиозного дурмана, бороться за внедрение нового быта».
Формы и методы для осуществления этих целей и задач комсомольцы искали сами. В Урене для культурно-просветительной работы среди населения они устраивали спектакли и литературно-художественные вечера. На спектаклях ставились агитки на темы гражданской войны, на вечерах читались стихи Брюсова, Блока, Демьяна Бедного и других.
С целью отвлечения молодёжи от посещения церкви, молодые активисты Уреня устраивали «комсомольские пасхи». О праздновании этой «пасхи» заранее широко оповещали вывешенные на базаре рукописные афиши, а сам ритуал празднования был полон выдумки и изобретательности молодёжи. Широкой популярностью пользовалась у молодёжи «живая газета», которая выпускалась не реже одного раза в неделю. Это была одна из самых действенных форм политической агитации того времени.
Суть её заключалась в том, что выступал редактор этой газеты со сцены, объявлял очередной номер газеты. Зачитывал передовую статью из центральной газеты, затем по разделам выступали отдельные комсомольцы на местные темы. Тут были критические статьи про богатеев, попов, о плохой работе отдельных звеньев советского аппарата Зал не вмещал всех желающих присутствовать на этой газете.
По инициативе комсомола в с. Семёнове организовали избу – читальню, при которой были созданы кружки: сельско - хозяйственный, литературный, драматический, выпускалась газета. Очень большая работа проводилась комсомольцами Семёнова по ликвидации неграмотности.
Были созданы группы неграмотных. Особенно активно вела эту работу Е. Смирнова (Теплова).
Комсомольцы с. Черное вели борьбу с самогоноварением и шинкарями, запретили сами себе выпивать спиртное. Изба – читальня была штабом молодых активистов села. Здесь они проводили громкие читки антирелигиозных книг.
На читки приходила не только молодёжь, но и пожилые мужчины. Женщины не ходили, т.к. считали это грехом перед богом.
Много дел на счету комсомольцев с. Черное они организовывали спектакли, праздничные демонстрации, выпускали стенгазету, а в зимнее время учились в политкружке. В 1925 году здесь была создана школа ликбеза.
Уренская комсомолия тех лет хорошо помнила слова В.И. Ленина: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Эти ленинские слова и призыв комсомола «Каждый грамотный комсомолец должен обучить одного неграмотного» послали в дождливый осенний день 1929 года Марусю Куканову в Горево открывать избу – читальню.
Эта девушка пешком шла из Уреня по раскисшей от дождя просёлочной дороге, на которой её вполне могло встретить горевское кулачьё, бывшее активным участником Уренского белогвардейского мятежа 1918 года. Ведь оно, затаив лютую злобу на Советскую власть, мстило сельским активистам при любом удобном для них случае.
Бесстрашная Маша дошла до Горева и стала первым организатором комсомольской ячейки. Жизнь в селе забила ключом. Горевские активисты проводили в избе – читальне и избах крестьян массово – политическую работу, пропагандировали научно – атеистическую литературу, создавали кружки по ликвидации неграмотности, устраивали концерты самодеятельности, строили на селе новую жизнь.
Молодой председатель горевского сельсовета Василий Мансуров, опираясь на комсомольский актив, бедноту, вёл целеустремлённую борьбу с кулачеством, твёрдо и неуклонно проводил классовую линию. Не могли всего этого простить Василию кулаки и тёмной сентябрьской ночью 1930 года зверски расправились с ним.
Но ни террор кулаков, ни голод, ни холод, ни невзгоды и лишения не пугали юных ленинцев. Эти ребята пробовали, экспериментировали, искали. Они делали всё, чтобы навсегда покончить с темнотой, невежеством, бескультурьем.
В начале 1919 года была организована комсомольская ячейка из 10 человек в селе Карпуниха во главе с Дмитрием Пехотиным.
В январе 1921 года в селе Карпово во главе с Леонидом Хрусталёвым. В 1921 голу создан волостной, а в 1922 году – районный комитет РКСМ. С образованием Уренского района в июле 1929 года, создана районная организация ВЛКСМ (первый секретарь Пётр Самарин). В 1930 году организация насчитывала 584 члена, в 1932 году – 901. основные направления деятельности в те годы – борьба с бандитизмом, самогоноварением и неграмотностью, сбор продовольствия для голодающих (в том числе посредством организации платных спектаклей), создание колхозов, проведение культурных и спортивных мероприятий.
Остались в прошлом славный пройденный путь, с честью заслуженные боевые и трудовые награды. Но жива память людей о беспокойной юности, комсомольском братстве. Школу комсомола прошли несколько поколений россиян, около двухсот миллионов граждан страны. Это целая эпоха в жизни страны, когда рождались большие комсомольские стройки, руками молодых возводились города. Теперь это уже история. Но, даже утратив свой прежний идеологический смысл, День рождения комсомола продолжает оставаться одним из любимых праздников тех, кто связывал свою юность с ВЛКСМ. Комсомол не канул в Лету: остались его дела, его дух.


Hеба утреннего стяг,
В жизни важен первый шаг.
Слышишь, реют над страною
Вихри яростных атак.

И вновь продолжается бой!
И сердцу тревожно в груди,
И Ленин такой молодой,
И юный Октябрь впереди!

Песнь летит во все концы,
Вы поверьте нам, отцы!
Будут новые победы,
Встанут новые бойцы.

С неба милости не жди,
Жизнь для правды не щади!
Hам, ребята, в этой жизни
Только с правдой по пути.

Через зной и снегопад
Мир и беден, и богат
С нами юность всей планеты
Hаш всемирный стройотряд!
























15

Приложенные файлы


Добавить комментарий