ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ИСАЕВИЧА СОЛЖЕНИЦЫНА. СВОЕОБРАЗИЕ РАСКРЫТИЯ «ЛАГЕРНОЙ» ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ


ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ИСАЕВИЧАСОЛЖЕНИЦЫНА. СВОЕОБРАЗИЕ РАСКРЫТИЯ«ЛАГЕРНОЙ» ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Солженицына; отметить своеобразие звучания «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича»; развивать навыки анализа текста, подготовки развернутого ответа на вопрос.
Ход уроков
Солженицын – пророк в своем отечестве. Можно без преувеличения сказать, что это центральная фигура современной русской литературы… Читать Солженицына – большой труд. …его осмысление и понимание – одна из самых актуальных задач, стоящих и перед каждым думающим человеком, которому небезразлична национальная судьба, и перед обществом, ищущим Национальной идеи…
М. М. Голубков
I. Вступительное слово.
Среди новых тем, появившихся в литературе «оттепели», выделяется и «лагерная» тема, затронувшая не одну тысячу судеб советских граждан. Сталинское правление осталось в истории как время репрессий и жестоких ограничений свободы личности, но об этом стало возможно говорить только после смерти «вождя народов».
II. Слово учителя о писателе и его творчестве.
В Нобелевской лекции А. И. Солженицын размышляет о двух типах писателей ХХ века: «Один художник мнит себя творцом независимого духовного мира и взваливает на свои плечи акт творения этого мира… – но подламывается, ибо нагрузки такой не способен выдержать смертный гений; как и вообще человек, объявивший себя центром бытия… Другой знает над собой силу высшую и радостно работает маленьким подмастерьем под небом Бога, хотя ещё строже его ответственность за всё написанное, нарисованное, за воспринимающие души».
Судьба и творчество писателя.
Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году , стал известен всему читающему Советскому Союзу в 1962 году, с выходом «Одного дня Ивана Денисовича», напечатанном в журнале «Новый мир». Солженицын дебютировал как писатель в 44 года и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. Вот первое впечатление редактора «Нового мира» А.Т. Твардовского, прочитавшего рукопись ночью, в один присест, не отрываясь: «Ничего подобного давно не читал, Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши». Твардовский предпринял невероятные усилия к тому, чтобы рассказ увидел свет. «Я был оглушен, потрясен,- писал о своих впечатлениях Вячеслав Кондратьев .- Наверное, первый раз в жизни так реально осознавал, что может правда. Это было не только слово, но и дело».
Солженицын- фигура, несомненно, культовая для реабилитационного периода новейшей русской литературы. Этот историко-литературный этап завершился «годом Солженицына»(1990г.).
Во второй половине 1989 года журналы «Новый мир» и «Даугава» печатают «Архипелаг ГУЛАГ». На протяжении всего 1990 года журналы «Новый мир» и «Звезда» печатают романы А. Солженицына «В круге первом», «Раковый корпус» и «Август 14-го». Кроме того, сам писатель, вернувшись в тогда еще Советский Союз, обнародовал свою принципиальную значимую работу «Как нам обустроить Россию», которая вызвала и общественный, и политический интерес,- первый Президент СССР М.С. Горбачев уже на следующий день оспорил идеи солженицынской статьи, при этом назвав «Самого»-«Великим».
Явление Солженицына во всех смыслах явилось рубежом- Солженицын был последним, кого советская власть не допускала до читателя. С его возвращением период возврата ценностей в литературе и культуре был завершен; возвращение Солженицына в новую Россию очень немногими воспринималось, как надежда обрести всеобщего духовного наставника.
Каковы истоки явления Солженицына? Родители писателя происходят из старинных казачьих родов.
История создания повести
Произведению А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общ. сознании. Рассказ , написанный в 1959 году , был задуман еще в лагере в 1950 году .
Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.
III. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».
1. Слово учителя.
Одним из первых произведений в творческой биографии Александра Исаевича Солженицына стала повесть «Один день Ивана Денисовича», напечатанная в «Новом мире» (1962, № 11). Автор дебютировал в солидном возрасте – в 1962 году ему было 44 года – и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» Это самое первое впечатление А. Твардовского, который прочитал произведение в рукописи.
Вхождение Солженицына в литературу было воспринято как «литературное чудо», вызвавшее у многих читателей сильный эмоциональный отклик.
Примечателен один трогательный эпизод, который подтверждает необычность литературного дебюта Солженицына. Одиннадцатый номер «Нового мира» с повестью Солженицына пошел к подписчикам! А в самой редакции шла раздача этого номера избранным счастливчикам. Был тихий субботний вечер. Как позже рассказывал об этом событии А. Твардовский, было, как в церкви: каждый тихо подходил, платил деньги и получал долгожданный номер. Вот и вы можете себя представить среди тех счастливчиков – первых читателей повести.
2. Работа с текстом.
Повесть  «Один  день  Ивана  Денисовича»  привлекла  внимание  читателей не только своей неожиданной темой, новизной материала, но и своим художественным совершенством. «Вам удалось найти исключительно сильную форму», – писал Солженицыну Шаламов. Сам автор относил свое произведение к жанру рассказа. Жанровое обозначение «повесть» появилось по предложению Твардовского, который хотел придать рассказу «больше весу». Повесть полностью соответствует основному  эстетическому требованию Солженицына: выражать правду жизни во всей её полноте.
– Найдите в повести эпизоды, выражающие основное эстетическое кредо автора.
Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днем… достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё».
– Объясните  смысл  названия  рассказа.  Как  оно  сказалось  на  его сюжете?
Твардовский оценил такой угол зрения, он увидел, чтó отразилось в зеркале одного дня: «Описан один день, но о тюрьме сказано всё». Первоначальное название рассказа – «Щ – 854». В редакции «Нового мира» родилось окончательное название, по-другому определился и жанр произведения – повесть.
– Образ Шухова. По отдельным деталям восстановите его прошлое. Что дорого писателю в этом герое? Какие уроки лагерной жизни извлекает Шухов?
«Лагерь глазами мужика», – сказал Лев Копелев, передавая Твардовскому рукопись Солженицына. Да, глазами Шухова, потому что глазами Буйновского или Цезаря мы бы увидели лагерь другим. Лагерь – это особый мир со своим «пейзажем», со своими реалиями: зона, фонари зоны, вышки, бараки, колючая проволока, начальник режима, зэки, черный бушлат с номером, пайка, миска с баландой, надзиратели, собаки…Солженицын воссоздает подробности лагерного быта: мы видим, что и как едят зэки, что курят, где достают курево, как спят, во что одеваются, где работают, как говорят между собой и как с начальством, что думают о воле, чего сильнее всего боятся и на что надеются.
Автор пишет так, что мы узнаем жизнь зэка не со стороны, а изнутри, от «него». Солженицын создал на страницах своих произведений образ огромной впечатляющей силы – «Архипелаг ГУЛАГ».
Твардовский считал «удачным выбор героя». По признанию автора, «образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями». Рассказывая о лагере и о лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».
– Автор и его герои. Кого автор выделяет из лагерного люда? О ком пишет с симпатией? Кого называет «дерьмом»?
«В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин. Писатель выделяет еще одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась.  Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля – инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком».
«Придурки» – лагерные «аристократы» – лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко – «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».
Судьбы героев повести убеждают, что историю тоталитаризма Солженицын вел не с 1937 года, а с первых послеоктябрьских лет. Об этом говорят лагерные сроки зэков. Безымянный «высокий молчаливый старик» сидит с первых советских лет. Первый бригадир Шухова – Куземин был арестован в «год великого перелома», а последний – Тюрин – в 1933, в «год победы колхозного строя». Наградой за мужество в немецком плену стал десятилетний срок для Сеньки Клевшина… С думой о них, с воспоминаний о них Солженицын начал работу над главной своей книгой «Архипелаг ГУЛАГ».
ПОСВЯЩАЮ
всем, кому не хватило жизни
об этом рассказать.
И да простят они мне,
что я не все увидел,
не все вспомнил,
не обо всем догадался.
- Почему произведение о лагерном мире ограничивается описанием одного дня?
Почему автор определил жанр как рассказ?
Сам Солженицын пишет о замысле рассказа: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир- одним … достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.
-Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович?
-Восстановите его прошлое. Как он попал в лагерь?
Герой повести- Иван Денисович Шухов- один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». В 1941 году он, простой человек, ставших безликими «номерами». В 1941 году он, простой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых- это подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание». «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь- бушлат деревянный, подпишешь- хоть поживешь еще малость, Подписал».И Шухов оказывается в советском лагере.
Солженицын говорил, что образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско- германскую войну ( и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта в Особом лагере. Остальные лица- все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.
- Почему день, описанный в повести, кажется Шухову почти «счастливым»?
- Почему автор выбрал именно «счастливый день»?
Иван Денисович из породы «природных», «естественных» людей. Он напоминает Платона Каратаева. Такие люди ценят прежде всего непосредственную жизнь, существование как процесс. Кажется, все в Шухове сосредоточено на одном- только выжить. Но как выжить и остаться при этом человеком? Ивану Денисовичу это удается. Он не поддался процессу расчеловечивания, устоял, сохранил нравственную основу. «Почти счастливый» день не принес особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье как отсутствие несчастья в условиях, которые ты изменить не можешь. В карцер не посадили, на шмоне не попался, табочку купил, не заболел- чего же еще? Если такой день счастливый, то какие тогда несчастливые? В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается обвинительная сила произведения Солженицына.
Что помогает герою устоять, остаться человеком?
Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений, от вопросов: за что? Почему? Этой цельностью сознания во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям. «Природность» Ивана Денисовича связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, по совести живет. Приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухов помнит слова своего первого бригадира, старого лагерного волка Куземина : «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Для него в этой работе- достоинство и радость мастера, владеющего своим делом. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. В нем есть практичная крестьянская бережливость: с трогательной заботой припрятывает он мастерок. Труд- это жизнь для Шухова. Не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать. Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы оказались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.
- О ком из зэков автор пишет с симпатией?
-Кого называет «дерьмом»?
Из тех, кто, как написал Солженицын, «принимает на себя удар»- Сенька Клевшин, латыш Кильдигис, бригадир Тюрин. Они не роняют себя и слов зря не роняют, как и Иван Денисович. Бригадир Тюрин- для всех «отец». От того, как «процентовку»закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает. «Непрактичный» Буйновский пытается бороться за свои права и получает «десять суток строгого». Шухов не одобряет поступка Буйновского: «Кряхти да гнись. А упрешься- переломишься».
Шухову с его здравым смыслом и Буйновскому с его «неумением жить»
Противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», кто от него уклоняется. Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли: «Кому-то Цезарь подмазал, и разрешили ему носить чистую городскую шапку». Все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря: каждый хочет выжить. Одна из отличительных черт жизни Цезаря- «Образованные разговоры». Кино, которым занимался Цезарь- игра, то есть выдуманная, ненастоящая жизнь, с точки зрения зэка.
Солженицын выделяет еще одного героя, не названного по имени- «высокого молчаливого старика». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное количество лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его было вымотано, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком». «Придурки- лагерные «аристократы»- лакеи: дневальные по бараку, парикмахер, бухгалтер, один из КВЧ- «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».
Итак, в лице «незлобивого», терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам.
3. Самостоятельная работа в группах (или можно дать как домашнее задание).
1-я группа: В каких случаях автор относится к своим героям с симпатией, в каких – с иронией, а в каких – с неприязнью? Чем вы объясните выбор Шухова на роль центрального героя?
2-я группа: Прокомментируйте сцены – столкновения: Буйновский – Волковой, бригадир Тюрин – десятник Дэр.
3-я группа: Раскройте  нравственный  подтекст  ситуаций:  Шухов – Цезарь.
4-я группа: Какую роль в повести играют биографии героев?
Критерии оценивания:
«5» (отлично) - работа выполнена безошибочно,
«4» (хорошо) - правильные ответы составляют 80 % от общего количества вопросов,
«3» (удовлетворительно) - правильные ответы составляют 50 -70 % от общего количества вопросов.
ТЕСТ
А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
Прочитайте фрагмент текста и выполните задания А1 - А5,В1 - В4
В пять часов утра, как всегда, пробило подъём – молотком об рельс у штабного барака. Перерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намёрзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать.
Звон утих, а за окном всё так же, как и среди ночи, когда Шухов вставал к параше, была тьма и тьма, да попадало в окно три жёлтых фонаря: два – на зоне, один – внутри лагеря.
И барака что-то не шли отпирать, и не слыхать было, чтобы дневальные брали бочку парашную на палки – выносить.
Шухов никогда не просыпал подъёма, всегда вставал по нему – до развода было часа полтора времени своего, не казённого, и кто знает лагерную жизнь, всегда может подработать: шить кому-нибудь из старой подкладки чехол на рукавички; богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку, чтоб ему босиком не топтаться вкруг кучи, не выбирать; или пробежать по каптёркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь; или идти в столовую собирать миски со столов и сносить их горками в посудомойку – тоже накормят, но там охотников много, отбою нет, а главное – если в миске что осталось, не удержишься, начнёшь миски лизать. А Шухову крепко запомнились слова его первого бригадира Кузёмина – старый был лагерный волк, сидел к девятьсот сорок третьему году уже двенадцать лет и своему пополнению, привезённому с фронта, как-то на голой просеке у костра сказал:
– Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.
Насчёт кума – это, конечно, он загнул. Те-то себя сберегают. Только береженье их – на чужой крови.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
1) рассказ
2) повесть 3) быль 4) роман
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) является завязкой сюжета
3) является экспозицией
2) является кульминацией сюжета 4) является эпилогом
А3. Главной темой этого фрагмента является:
1) начало дня в лагере
3) красота природы
2) приход надзирателя 4) образ жизни Шухова
А4. Что определяет действия Шухова до развода?
1) радость от встречи с новым днём
3) желание подработать
2) желание выслужиться 4) стремление ещё поспать
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание действия Шухова до развода?
1) выявить в герое отсутствие духовных ценностей
2) показать отличие героя от остальных зэков
3) разжалобить читателя
4) объяснить зависимость человека от других людей
Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:
В1. Укажите ИВС, которое использует автор для передачи внешности героя («кто к куму ходит стучать»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящегося на описании его действия (со слов: «Шухов никогда не просыпал…»).В3. Из абзаца «Насчёт кума…» выпишите словосочетание, которое объясняет, за счёт кого жил в лагере кум.
В4. Найдите в данном фрагменте слово, которое определяет закон лагерной жизни.
КЛЮЧ:
А1. 2
А2. 3 А3. 1 А4. 3 А5. 2
В1. Метафора В2. Поступок В3. Чужой крови В4. Тайга
Вывод урока
Дом.задание: Биография В.Т. Шаламова, прочитать Колымские рассказы, два на выбор пересказать.
Оценивание.
ТЕСТ
А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
Прочитайте фрагмент текста и выполните задания А1 - А5,В1 - В4
В пять часов утра, как всегда, пробило подъём – молотком об рельс у штабного барака. Перерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намёрзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать.
Звон утих, а за окном всё так же, как и среди ночи, когда Шухов вставал к параше, была тьма и тьма, да попадало в окно три жёлтых фонаря: два – на зоне, один – внутри лагеря.
И барака что-то не шли отпирать, и не слыхать было, чтобы дневальные брали бочку парашную на палки – выносить.
Шухов никогда не просыпал подъёма, всегда вставал по нему – до развода было часа полтора времени своего, не казённого, и кто знает лагерную жизнь, всегда может подработать: шить кому-нибудь из старой подкладки чехол на рукавички; богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку, чтоб ему босиком не топтаться вкруг кучи, не выбирать; или пробежать по каптёркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь; или идти в столовую собирать миски со столов и сносить их горками в посудомойку – тоже накормят, но там охотников много, отбою нет, а главное – если в миске что осталось, не удержишься, начнёшь миски лизать. А Шухову крепко запомнились слова его первого бригадира Кузёмина – старый был лагерный волк, сидел к девятьсот сорок третьему году уже двенадцать лет и своему пополнению, привезённому с фронта, как-то на голой просеке у костра сказал:
– Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.
Насчёт кума – это, конечно, он загнул. Те-то себя сберегают. Только береженье их – на чужой крови.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
1) рассказ
2) повесть 3) быль 4) роман
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) является завязкой сюжета
3) является экспозицией
2) является кульминацией сюжета 4) является эпилогом
А3. Главной темой этого фрагмента является:
1) начало дня в лагере
3) красота природы
2) приход надзирателя 4) образ жизни Шухова
А4. Что определяет действия Шухова до развода?
1) радость от встречи с новым днём
3) желание подработать
2) желание выслужиться 4) стремление ещё поспать
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание действия Шухова до развода?
1) выявить в герое отсутствие духовных ценностей
2) показать отличие героя от остальных зэков
3) разжалобить читателя
4) объяснить зависимость человека от других людей
Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:
В1. Укажите ИВС, которое использует автор для передачи внешности героя («кто к куму ходит стучать»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящегося на описании его действия (со слов: «Шухов никогда не просыпал…»).В3. Из абзаца «Насчёт кума…» выпишите словосочетание, которое объясняет, за счёт кого жил в лагере кум.
В4. Найдите в данном фрагменте слово, которое определяет закон лагерной жизни.

Приложенные файлы


Добавить комментарий