Конспект урока литературы Поэма А.С.Пушкин «Полтава» (отрывок Полтавский бой)


Конспект урока литературы 7 класс
Поэма А.С.Пушкин «Полтава» (отрывок Полтавский бой)

Цель: выявить основную мысль произведения; узнать средства раскрытия художественного образа; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта.
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи:
обучающие: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношении автора к нему; провести анализ фрагмента; вспомнить художественно-изобразительные средства языка, определить их роль в отрывке поэмы; 
развивающие: развивать навыки анализа текста произведения с целью выделения основных признаков, построения логической цепи доказательств, формировать умение составлять цитатный план, умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы;
воспитательные: воспитывать любовь к Родине и интерес к творчеству писателя.
Планируемые результаты:
личностные: воспитание патриотизма, гражданской позиции, чувства ответственности перед Отечеством; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к своим поступкам;
метапредметные: уметь работать индивидуально и в парах, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие навыков смыслового и эстетического анализа текста, умения доказывать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях.
Ход урока
Организационный этап. Приветствие.
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы изучали творчество Г.Р.Державина. Вашим домашним заданием было выразительное чтение одного из стихотворений. Выборочная проверка.
Постановка цели и задач урока.
Сегодня мы переходим к следующему разделу нашего учебника – Произведения русских писателей XIX века. И начнем мы с творчества АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА.
Запишите тему урока.
«У каждого возраста свой Пушкин», – писал С. Я. Маршак. Мы привыкаем к чуду поэзии А. С. Пушкина если не с детства, то с младших классов. Седьмой класс приоткроет нам еще одну страницу, введет нас в круг мыслей и переживаний юного поэта, познакомит с Пушкиным-лицеистом
4. Биографическая справка. Рассказ учителя. Показ мультимедийной презентации.
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Имена предков Пушкина не раз встречаются на страницах русской истории. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, «арапа Петра Великого», ставшего впоследствии русским гене ралом. Сергей Львович увлекался литературой, его брат, Василий Львович, известный поэт. В их доме бывали Н. М. Карамзин, молодой В. Жуковский. Страсть к поэзии появилась у А. С. Пушкина с детства. Восьми лет он уже сочинял стихи, в детские годы познакомился с произведениями русской и зарубежной литературы. Другим источником духовного развития Пушкина стали рассказы бабушки о старине и сказки няни Арины Родионовны.
В 1811 году будущий поэт поступает в только что открывшийся Царскосельский лицей привилегированное учебное заведение. Царскосельский лицей был предназначен для подготовки по особой программе высших государственных чинов из детей дворянского сословия.  Ещё в 1817-м году, до окончания лицея, поэт приступил к написанию поэмы «Руслан и Людмила», которая была окончена в марте 1820 года. Он обращается к древнерусским преданиям, с восторгом читает «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, русские летописи. Позднее он создал трагедию «Борис Годунов», посвященную историческим событиям конца XVI века, исторический роман из эпохи Петра "Арап Петра Великого", поэмы «Полтава» и «Медный всадник».
Во всех этих произведениях широко и полно представлена народная жизнь, русский быт и обычаи, характеры и богатство языка. Их по праву можно назвать народными.
А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царем (1696) Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов Россия вышла на берег Азовского моря, для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне (1700 - 1721) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника. Произошло сражение под Полтавой.
Полтавская битва  крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Состоялось в 1709 году  недалеко от города Полтава в Малороссии (современная Украина). Разгром шведской армии привел к перелому в Северной войне в пользу России  и к концу господства Швеции в Европе.
5. Анализ отрывка поэмы.
Выразительное чтение от слов «Горит восток зарею новой» до «...наш каждый шаг запечатлен».
Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там;
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкий Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
- Как рисует Пушкин начало боя?
(Описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел. Образ «горит
восток зарею новой» имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока
над Западом.)
- Почему Пушкин называет шведов «сынами любимыми победы»?
(Эти строки напоминают о недавнем поражении русской армии. Армия противника вызывает уважение)
- Как названо поле брани в поэме? Почему?
(«Поле брани роковое». Рок –это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

Выразительное чтение фрагмента от слов «Тогда-то свыше вдохновенный» до слов «полудержавный властелин».

Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает,
Кой-где гарцуют казаки.
Равняясь, строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев,
Прервали свой голодный рев.
И се равнину оглашая,
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.

- Как изображается появление Петра I перед своими войнами?
(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)
- Какое впечатление производит на вас Петр 1?

А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII. Выразительное чтение от слов «И перед синими рядами...» до слов «на русских двинул он полки».
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...

Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
- Каким предстает Карл?
(Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения)
- Как показывает портретная характеристика героя его внутреннее состояние?
(Он слаб, смущен, волнуется, готов проиграть)
- На что указывает контраст в изображении полководцев?
(Контраст в изображении полководцев указывает на предопределенность исхода баталии).
Петр I
Карл XII

Звучный глас Петра: « За дело, с богом!»
Его глаза сияют.
Лик его ужасен.
Он прекрасен, он весь, как божия гроза.
Могущий седок
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
Пирует Петр. И горд, и ясен, /И славы полон взор его/он угощает вождей чужих,/И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает. 
Сыны любимые победы   шведы
Несомый верными  слугами,
 В качалке, бледен, недвижим,
 Страдая раной, Карл явился.
В думу тихо погрузился
Смущенный взор изобразил
    Необычайное волнение.
     Казалось, Карла приводил
     Желанный бой в недоуменье
Слабым манием руки
На русских двинул он полки.


Выразительно чтение разгара битвы. И грянул бой, Полтавский бой!...
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

- Найдите в описании боя глаголы, передающие его напряженность.
Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.
- Подчеркните в отрывке согласные звуки, создающие ощущение звона, грохота.
Звуки [р, ш, ч] передают шипение «чугунных шаров».
- Найдите в прочитанном отрывке: какими цветами А.С.Пушкин рисует бой? (красный, кровавый, огненный).
- Обратите внимание на синтаксические особенности данного отрывка. Какие предложения использует автор?
Выразительное чтение учащимися отрывка от слов «Среди тревоги и волненья» и до слов «Чуть лепетал еще язык».
Среди тревоги и волненья
На битву взором вдохновенья
Вожди спокойные глядят,
Движенья ратные следят,
Предвидят гибель и победу
И в тишине ведут беседу.
Но близ московского царя
Кто воин сей под сединами?
Двумя поддержан казаками,
Сердечной ревностью горя,
Он оком опытным героя
Взирает на волненье боя.
Уж на коня не вскочит он,
Одрях, в изгнанье сиротея,
И казаки на клич Палея
Не налетят со всех сторон!
Но что ж его сверкнули очи,
И гневом, будто мглою ночи,
Покрылось старое чело?
Что возмутить его могло?
Иль он, сквозь бранный дым, увидел
Врага Мазепу, и в сей миг
Свои лета возненавидел
Обезоруженный старик?
Мазепа, в думу погруженный,
Взирал на битву, окруженный
Толпой мятежных казаков,
Родных, старшин и сердюков.
Вдруг выстрел. Старец обратился.
У Войнаровского в руках
Мушкетный ствол еще дымился.
Сраженный в нескольких шагах,
Младой казак в крови валялся,
А конь, весь в пене и пыли,
Почуя волю, дико мчался,
Скрываясь в огненной дали.
Казак на гетмана стремился
Сквозь битву с саблею в руках,
С безумной яростью в очах.
Старик, подъехав, обратился
К нему с вопросом. Но казак
Уж умирал. Потухший зрак
Еще грозил врагу России;
Был мрачен помертвелый лик,
И имя нежное Марии
Чуть лепетал еще язык.

Мазепа в пушкинской поэме ужасен и отвратителен; но он не отвлеченный злодей, а живой человек из плоти и крови, способный испытывать все, что свойственно природе человека, все человеческие чувства – и жалость, и угрызения совести, и глубокую печаль, и страшную, опустошающую тоску. В финале Карл XII и Мазепа стремглав бегут с поля боя. Мазепа потерпел полный крах, принеся в жертву и дружбу и любовь.
Описание победы.
Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор и враг бежит:
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи.
- Какие чувства победы и как передает нам автор? (ряд восклицательных знаков: восторг,
радость, победа.)
Описание пира.
Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
-За каких учителей поднимает кубок Петр I?
(Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки)
.-Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?
(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).
-Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику
6. Подведение итогов урока.
- Итак, каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А. С. Пушкина?
Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России –стихийной, непобедимой. А. С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком,п одчеркивает его патриотизм; с уважением говорит о его участии в битве.
- Какими предстают Петр I и Карл XII в поэме «Полтава»?
Петр I символ новой России (целеустремленность, воля к победе русского царя, великодушие, полководческий талант, умение ценить верных ему людей).
Карл XII воинственный авантюрист и захватчик (слабость и безразличие шведского короля).
- Поэма «Полтава» основана на реальных исторических событиях. Подумайте: они ли в произведении главное? Или Пушкину важнее передать психологическое состояние героя?
Пушкин не летописец, а художник-психолог, создающий из сочетания реальных фактов и восполняющего их творческого домысла, а порой и прямого вымысла большое художественное обобщение.
7. Домашнее задание
«Медный всадник», чтение фрагмента в учебнике. Выучить отрывок «И грянул бой, Полтавский бой...»
Юђ Заголовок 1љђ Заголовок 315

Приложенные файлы


Добавить комментарий