Исследовательская работа учащегося Крестьянская изба в стихотворениях С.Есенина

Научно-практическая конференция учащихся

муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей №3
города Галича Костромской области
_________________________________________________________________________________




Исследовательская работа
«Крестьянская изба в стихотворениях С. Есенина»




Автор учебного проекта:
Куликова Лилия, учащиеся 6в класса

Руководитель учебного проекта: Быкова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ лицея №3 г. Галича Костромской области

Адрес и телефон образовательного учреждения:
ул. Школьная д.5(849437)2-20-69; 2-20-25
Адрес и телефон руководителя учебного проекта:
157202 Костромская область, г. Галич,
ул. Воронова д.6




2017




Руководитель: Быкова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ лицей №3 г. Галича Костромской области.
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, межпредметный, краткосрочный.
Учебный предмет: литература (межпредметная связь с уроками русского языка, учебного курса «Истоки»)
Тема в учебно-тематическом планировании: «Родна природа в стихотворениях поэтов

Цель: выявление отношения поэта к родительскому дому.
Задачи:
самостоятельно познакомиться с материалами о жизни поэта (обратить внимание детские, юношеские годы в родительском доме);
подобрать стихотворения поэта о крестьянском быте;
собрать сведения о происхождении непонятных слов в поэтических текстах обратившись к этимологическому словарю, к толковым словарям русского языка;
подобрать иллюстративный материал (изображение предметов крестьянского быта).

Гипотеза:
для С. Есенина родительский дом был тем надёжным причалом, к которому можно пристать в любое время, с любым настроением и который всегда согреет своим теплом.






















Исследовательская работа
«Крестьянская изба в стихотворениях С.А. Есенина»

Автор учебного проекта:
Куликова Лилия, учащиеся 6в класса

Руководитель учебного проекта: Быкова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ лицея №3 г. Галича Костромской области



I.Введение

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
С.А. Есенин

Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристать – родительский дом
Родительский дом Такой близкий всем и такой привычный. ДомОтчий дом Каждый человек находит в этом понятии своё, такое, что запомнится на всю жизнь.
Для меня слово «дом» ассоциируется с образом мамы и бабушки. Дом – это уют и порядок. Дом – это твои любимые игрушки. Дом, если Вы уезжаете куда-то, то здесь Вас ждут. Так устроен человек, что, где бы мы ни находились, непременно тянет домой, где всё так близко и знакомо, где не забывается ни одна мелочь.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова определяет значение слова «дом» как жилое здание, а в словарной статье «Живого великорусского языка В.И. Даля» прочитаете: «Дом – строение для житья». Необходимо отметить, что в «Повести временных лет» народное жилище названо «избой». Этимологический словарь русского языка под редакцией Г.П. Цыганенко даёт сведения о том, что слово «изба» первоначально значило «баня» (отапливаемое примитивной печью помещение). В польском языке слово «изба» переводилось «каморка, чулан», в болгарском – «хижина». Учёные предполагают, что слово «изба» в значении «отапливаемое, тёплое помещение» возникло в русском языке из романских языков, так как в них значение слова «комната».
Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.
Изба крестьянская
Это поэтические строки из стихотворения С. Есенина «Мой путь». С творчеством рязанского поэта мы познакомились в этом году на уроках литературы. Уроки были посвящены поэтическому анализу таких стихотворений как «Пороша», «Мелколесье. Степь и дали». Итог наших размышлений – С. Есенин – «певец русской природы».
А как поэт относился к родительскому дому? Какую роль в жизни С. Есенина играл отчий дом? Какие предметы окружали поэта в детстве?
Цель нашего проекта: выявление отношения поэта к родительскому дому.
Задачи, которые мы поставили перед собой:
самостоятельно познакомиться с материалами о жизни поэта (обратить внимание детские, юношеские годы в родительском доме);
подобрать стихотворения поэта о крестьянском быте;
собрать сведения о происхождении непонятных слов в поэтических текстах обратившись к этимологическому словарю, к толковым словарям русского языка;
подобрать иллюстративный материал (изображение предметов крестьянского быта).

Гипотеза:

для С. Есенина родительский дом был тем надёжным причалом, к которому можно пристать в любое время, с любым настроением и который всегда согреет своим теплом.

В процессе работы мы анализировали словарные статьи в различных словарях русского языка.
Заинтересовал нас «Толковый словарь Живого Великорусского языка» В.И. Даля (версия для детей, выпущенная издательством «ОЛМА-ПРЕСС в 2006 году). Издание наполнено красочными иллюстрациями, чтобы читатели могли не только познакомиться со значением слова, но и представить данный предмет (объект), быт, традиции и особенности уклада жизни своего народа. Каждая словарная статья содержит выразительными примерами употребления слова (пословицы, поговорки, словосочетание, крылатые фразы).
Книга Ю.С. Рябцева «История русской культуры» помогла совершить нам увлекательное путешествие в прошлое, посетить крестьянскую избу и представить её внутреннее убранство.






























II.Основная часть:
Детство и юность будущего поэта прошли среди красоты русских полей и лесов. Он мог часами бродить по полям, наслаждаясь красотой родных широт.
Сергей Есенин любил с друзьями играть лапту, бабки, городки.
Отец поэта служил в Москве в мясной лавке, дома бывал только наездами, и раннее детство Есенина прошло у деда и бабки по материнской линии. По воспоминаниям Сергея, дед был "яркой личностью и широкой натурой, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и духовных стихов". Дед Федор был известен всей округе как веселый, умный и своенравный мужик. К тому же он был удачлив в делах. Занимаясь крестьянским трудом, он имел также заработки на отхожих промыслах - гонял плоты, работал на баржах. Эти заработки позволили ему приобрести несколько барж, которые давали еще больше дохода. В деревне дед завел солидное хозяйство, жил зажиточно, без всякой нужды. Наступил, однако, день, когда он разорился: две баржи его сгорели, остальные погибли во время половодья.
Сергей попал к деду, когда старик уже не ходил ни на какие промыслы, но материальный достаток в семье сохранился.
Именно по настоянию деда Есенин начал одолевать грамоту по церковным книгам с пяти лет. В школу (Земское четырёхклассное училище) Сергей пошёл в 9 лет. Сохранился «Список учащихся Константиновского училища Рязанского уезда, подвергнутых испытанию при окончании курса». Из одиннадцати учеников испытание на «пять» выдержали четыре человека, в том числе Сергей Есенин. Он был награждён Похвальным листом.
Бабушка часто рассказывала внуку сказки. Некоторые сказки с плохими концовками Серёже не нравились, и он переделывал их на свой лад. Бабушкины сказки давали толчок к творчеству.
Дед и бабка души не чаяли в Серёже.
Мать поэта, Татьяна Фёдоровна, наделённая от природы недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром и редким мастерством исполнения русских народных песен. Каких только она не знала: и шуточные, и величавые, и игровые, и обрядовые. Топила ли она печку, пряла ли, шила, за любой работой можно было услышать её пение. С. Есенин и его сёстры незаметно приобщились к «песенному слову» «И каждый из нас, её детей, – вспоминала сестра поэта, – с пелёнок слушал её напевы, подрастая, невольно запоминал их и подпевал ей».
В такой атмосфере невозможно было не вырасти чувственным человеком. Известно, что именно мальчишкой С. Есенин уже считал, что вырастет и станет известным поэтом.
К сожалению, первые стихи, «сложенные» Есениным в школьные годы, до нас не дошли.
Став достаточно известным поэтом, Сергей Есенин неоднократно приезжал в родное село Константиново и с удивлением замечал, что земляки совершенно не воспринимают его, как значимую фигуру в литературной среде. Именно по этой причине Есенин неоднократно признавался, что, приезжая в Константиново, чувствовал себя так, словно бы он вернулся в детство. Воспоминания наслаивались друг на друга, и поэт с удивлением замечал, что и с него полностью «слетает» весь столичный лоск, он становится обычным сельским парнем.
В 1923 году Есенину дважды довелось бывать в Константиново, благодаря чему на свет появился цикл стихов, посвященных малой родине. Среди них – произведение «Эта улица мне знакома», посвященное дому, в котором родился и вырос поэт (см. Приложение 1).

Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась над окном.
Были годы тяжелых бедствий, Годы буйных, безумных сил. Вспомнил я деревенское детство, Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя, Я с тщетой этой славы знаком. А сейчас, как глаза закрою, Вижу только родительский дом.
Описывая это неказистое и уже обветшавшее строение, поэт отмечает: «Я любил этот дом деревянный, в бревнах теплилась грозная морщь». Завывания старой печи в дождливые дни, «полевая солома», покрывающая крышу – все это близко и знакомо поэту, который восстанавливает в памяти картины прошлого и сравнивает их с тем, что увидел.
Родной дом Есенина почти не изменился, и окружающий его сад все так же полон удивительных звуков и запахов. Поэт, как и раньше, восхищается тем, что «держат липы в зеленых лапах птичий гомон и щебетню» и мечтает о том, чтобы навсегда вернуться в родные края. Однако он понимает, что это уже невозможно, и после короткой встречей с родительским домом неизбежно наступит длительная разлука, во время которой ему придется жить одними лишь воспоминаниями. Оторванный от родного края, он, как и многие из нас, только тогда смог в полной мере понять народную пословицу о том, что человек «где родился, там и пригодился».
Задушевную, тихую атмосферу, воспоминания, тоску по прошлому он покажет нам и в стихотворении «Я покинул родимый дом» (см. Приложение 1).
В 1914 году С. Есенин написал стихотворение «В хате» (см. Приложение 1). Вчитайтесь в строчки этого стихотворения. Где Вы?! Русская печь, ухваты, чугуну, махотка, солонкаЭто «бабий кут» или женская половина избы. С уроков учебного курса «Истоки» знаем, что «бабий кут» отделялся от пространства избы занавеской. Мужчины даже своей семьи старались не заходить в этот печной угол, а появление здесь постороннего мужчины было недопустимым и расценивалось как оскорбление.
В книге Ю.С. Рябцева «История русской культуры» прочитали: «Бабий кут это бабий угол, место у русской печи, где стояли квашенка и квасники, горшки и чугуны, то есть утварь домашняя, что по хозяйству годилась, хозяйство ставила на добрые ноги. В бабьем углу всякой посуде свое место. Ковши, которыми черпали воду, насыпали из ларя крупу, муку; миски и корчаги, оплетенные берестой, подойник, накрытый вымытой холстиной для процеживания молока; бочка и ушаты для воды. Порядок хозяйки знали»
Поэтические строки дают возможность читателю увидеть, как хлопочет у русской печки мать и как тихонько кот крадётся к парному молоку, можно почувствовать ароматный запах лепёшек. А за окном?! За окном квохчут курицы, запевает петух. Так и хочется пройтись по деревянным половицам, чтобы они скрипнули, прикоснуться ладошками к тёплой печи, попробовать парного молочка или испить кваса и, конечно, с помощью ухвата перенести чугунок.
Автор с помощью слова смог показать уют, чистоту, порядок в одной части крестьянской избы (своего родительского дома). Во время прочтения этого стихотворения для создания правильных образов важно было узнать лексическое значение диалектных и устаревших слов. Нашими помощниками выступили словари (Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой). Мы обратили внимание на такие слова: драчены, дёжка, заслонка, ухват, махотка, солонка, лавка, попелицы (см. Приложение 2). Работа со словарями дала более глубокое толкование и более правильное представление образов данных слов. Лексическое значение слов мы подкрепили иллюстративным материалом:








Крестьянская изба кроме «бабьего кута» могла включать в себя и другие части дома. Почётное место занимал «красный угол». Находился он по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христиан». Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крёстным знамением и низко кланялся образам, а потом здоровался с хозяевами. В «красный угол» сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.
В стихотворении «Мой путь» С. Есенин упоминает и эту часть родительского дома:
Изба крестьянская.
Хомутный запах дёгтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет
Стихотворение, в котором поэт пытается изложить свою жизнь, начинается с воспоминаний той детской поры, в которой он был маленьким мальчиком. Ему девять лет. Под окнами метель ревёт, а он слушает песню бабки.
Дед и бабка были богомольны, придерживались старых религиозных обрядов. Бабка была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Дед тоже знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.
Поэт вспоминал, как он трех или четырех лет от роду тащился за бабкой по лесной ухабистой дороге за сорок верст в Радовецкий монастырь. Старуха видела, что внук едва тянет ноги, но утешала его: «Бог счастье даст».
Дома у них всегда толпились странницы, монашенки, слепцы, побирухи, распевавшие песни о небесном рае, о Лазаре и Миколе... Воспитываясь в старообрядческой, религиозной семье, Сергей, однако, не проникся верой в Бога и не питал особого интереса к церковной службе, которую сызмальства наблюдал и в родной деревне (церковь стояла напротив дома Есениных), и в окружающих монастырях. 
Прошли годы, Серёжа вырос, но забыть деревянный дом не может.
Малая родина стала для будущего поэта источником его поэтических вдохновений. Но оттуда надо было уходить в «большой мир». Предчувствие новой судьбы показано в стихотворении «Разбуди меня завтра рано..» Здесь поэт упоминает ещё одну часть родительского дома – горницу:
Разбуди меня завтра рано.
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Удивительно, что первоначально древнерусское слово «горница» обозначало комнату в верхней части дома. Юрий Сергеевич Рябцев в своей монографии «История русской культуры» 11-17 веков пишет о том, что горницы были в избе зажиточных крестьян и располагались на втором этаже.
Родительский дом, в котором поэт провёл своё детство, был очень маленьким, сложно представить, как жила семья. Комнатка Серёжи располагалась за печкой. Это больше было похоже на уголок. Небольшая комната-спальня Татьяны Фёдоровны, матери С. Есенина. Но самой большой и светлой комнатой была именно горница. «Наша горница хоть мала, но чиста», – прочитаем в стихотворении «Синий май. Заревая теплынь». Эта строчка как бы представляет нам один из обязательных законов избы – соблюдение чистоты.
Хочется вновь вернуться к стихотворению «В хате», так как поэт является в нём не просто рассказчиком, а внимательным наблюдателем, который способен подметить и передать даже мельчайшие детали.
Родительский дом – это не только «бабий кут» и горница, но и гармоничное единение человека и животного. У печки хлопочет хозяйка (мать), а рядом кот крадётся к парному молоку. Во дворе тоже кипит жизнь – квохчут курицы, запевают петухи, в сенях ползают щенки. Кот, курицы, петухи, щенки – домашние любимцы.
По стихотворению видно, с какой любовью и нежностью относится С. Есенин к простому деревенскому люду. В доме, изображенном в тексте, живут люди небогатые, но трудолюбивые.


















III. Заключение.

Рассказывая о родительском доме, в разных стихотворениях поэт обращается к одному и тому же жизненному отрезку времени. К детству. Почему? Детство – это самая светлая пора в жизни человека. Детство – это радость, мама, тепло в душе, родные мамины руки. Запоминается самое яркое, родное, только хорошее. Детство – это маленькая родина. Детство – это особенный мир. Детство живёт своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве. Здесь свои критерии красоты, своё измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью.
С. Есенин рос среди людей, которые его любили, боготворили, баловали. Его детство – время игр с деревенскими ребятишками. Большой след оставили в его памяти деревенская улица, дружба с мальчишками, участие в крестьянских работах.
Его детство – время бабушкиных сказок и духовных стихов деда. Дом бабушки и дедушки был домом, научившим Сергея самостоятельности.
Его детство – это живописнейшие картины родной природы. Село Константиново, где протекало детство поэта и где безвыездно жила его родня, раскинулось на высоком, холмистом берегу Оки. С него открывается необъятный простор заливных лугов. Природа великолепна здесь в любое время года. Село было тихое, чистое, а весной утопало в зелени. Перед домом поэта растёт ветла и тополь, которые он посадил в 1924 году. Во дворе усадьбы – старая яблонька-дикарка и вишни.
Его детство – походы в ночное и сенокосы. В ночное Сергей с мальчишками отправлялся на Оку поить лошадей. А на сенокос выезжали всем селом. Это была едва ли не самая веселая в деревне пора. Сначала на противоположный берег переправлялись мужики с лошадьми, запряженными в телеги; на телегах высились просторные, плетенные из хвороста или сбитые из теса, иногда крытые железом шалаши. Каждый из них был жильем для целой семьи на все время покоса (пятнадцать – двадцать дней). К работе приступали чуть свет, трудились артельно – по несколько семей на одной полосе, до захода солнца, кормилась у костра, по вечерам пели, играли, рассказывали страшные или смешные истории, плясали.
Его детство – родительский дом, который, действительно, стал для Сергея надёжным причалом, к которому можно пристать в любое время, с любым настроением и который всегда согреет своим теплом. Это тепло, уют, покой и помогали поэту в трудную минуту. Каждый из нас, я считаю, должен взять с собой в долгий, жизненный путь именно такой пример любви к родине, родительскому дому, родителям.











Приложение 1
«В хате»
Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи.
А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.


«Мой путь»
Жизнь входит в берега. Села давнишний житель, Я вспоминаю то, Что видел я в краю. Стихи мои, Спокойно расскажите Про жизнь мою.
Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя, Божница старая, Лампады кроткий свет. Как хорошо, Что я сберег те Все ощущенья детских лет.
Под окнами Костер метели белой. Мне девять лет. Лежанка, бабка, кот И бабка что-то грустное Степное пела, Порой зевая И крестя свой рот.
Метель ревела. Под оконцем Как будто бы плясали мертвецы. Тогда империя Вела войну с японцем, И всем далекие Мерещились кресты
Еще прошли года. В годах такое было, О чем в словах Всего не рассказать: На смену царщине С величественной силой Рабочая предстала рать.
Устав таскаться По чужим пределам, Вернулся я В родимый дом. Зеленокосая, В юбчонке белой Стоит береза над прудом.
Уж и береза! Чудная А груди Таких грудей У женщин не найдешь. С полей обрызганные солнцем Люди Везут навстречу мне В телегах рожь.
Им не узнать меня, Я им прохожий. Но вот проходит Баба, не взглянув. Какой-то ток Невыразимой дрожи Я чувствую во всю спину.
Ужель она? Ужели не узнала? Ну и пускай, Пускай себе пройдет И без меня ей Горечи немало Недаром лег Страдальчески так рот.
По вечерам, Надвинув ниже кепи, Чтобы не выдать Холода очей, Хожу смотреть я Скошенные степи И слушать, Как звенит ручей.
Ну что же? Молодость прошла! Пора приняться мне За дело, Чтоб озорливая душа Уже по-зрелому запела.
И пусть иная жизнь села Меня наполнит Новой силой, Как раньше К славе привела Родная русская кобыла.
***
Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать! Я пойду за дорожным курганом Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще След широких колес на лугу. Треплет ветер под облачной кущей Золотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится, Шапку-месяц пригнув под кустом, И игриво взмахнет кобылица Над равниною красным хвостом.
Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет. Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя, Нашу печь, петуха и кров И на песни мои прольется Молоко твоих рыжих коров.

***
Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке.

В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.

Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге...
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.

Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».

Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.

Принимаю приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада...
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.

***
Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась над окном.
Были годы тяжелых бедствий, Годы буйных, безумных сил. Вспомнил я деревенское детство, Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя, Я с тщетой этой славы знаком. А сейчас, как глаза закрою, Вижу только родительский дом.
Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.
Я любил этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная морщь, Наша печь как-то дико и странно Завывала в дождливую ночь.
Голос громкий и всхлипень зычный, Как о ком-то погибшем, живом. Что он видел, верблюд кирпичный, В завывании дождевом?
Видно, видел он дальние страны, Сон другой и цветущей поры, Золотые пески Афганистана И стеклянную хмарь Бухары.
Ах, и я эти страны знаю Сам немалый прошел там путь. Только ближе к родимому краю Мне б хотелось теперь повернуть.
Но угасла та нежная дрема, Все истлело в дыму голубом. Мир тебе полевая солома, Мир тебе деревянный дом!

Я покинул родимы дом
Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь. Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого что тот старый клен Головой на меня похож.





























Приложение 2
Драчёна – кушанье в виде лепёшки из запечённой смеси яйца, молока и муки или тёртого картофеля.
Дёжка – деревянная бочка для приготовления теста.
Заслонка – приспособление в виде железного листа с ручкой, прикрывающего топку русской печи.
Солонка – большая деревянная миска, которая наполнялась крупной серой солью.
Лавка – неподвижно укреплённая вдоль стены толстая доска для сидения.
Лампада – небольшой сосуд с фитилём, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
Горница – комната, чистая половина крестьянской избы.
Попелицы – пепел.
Махотка – глиняный горшок, кринка.
































Список использованной литературы

Словари
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка для детей: Избранные статьи. В 10т. Т.4. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
Современный толковый словарь русского языка. В 3-х т. / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. – М., 2005.
Толковый словарь русского языка. В.4-х т./ Под редакцией Д.Н. Ушакова. – М., 1968.
Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. – К.: Рад.шк., 1989.
Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В. 2-х т. – М., 2001.
Справочная литература
Русские поэты 19 века. М.: «Олимп»,2000.
Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт 11-17 веков.: Учеб.пособие. – М., центр ВЛАДОС, 2001.
Хрестоматия по литературе для 5-7 классов/ Сост. Н.Г. Быкова. – М.: ООО «Издательство АСТ»,2001.






ў

Приложенные файлы


Добавить комментарий