Исследовательская работа По стопам Крылова-баснописца (Художественное своеобразие басен И.А.Крылова)

Городская научно-практическая конференция
« ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»






Секция:
Литература

Исследовательская работа

По стопам Крылова-баснописца
(Художественное своеобразие басен И.А.Крылова)




Автор работы
Ахметшина Карина Рустемовна, ученица 5А класса
МБОУ «СОШ №114» Приволжского района г. Казани
Руководитель Паскарь Галия Сайлауовна,
учитель русского языка и литературы
























Казань, 2017




Оглавление Введение..3
Основная часть.
Глава 1. И.А. Крылов - великий баснописец...4
Глава 2. Художественные особенности басен И.А.Крылова.5
Глава 3. Герои басен...6
Глава 4. Речевая характеристика героев.....8
Заключение..9
Список использованной литературы..10
Приложение 1...11
Приложение 2 ..14 
Приложение 3...17







































Введение
Сегодня в век XXI мы вновь обращаемся к творчеству И.А.Крылова. Более 200 лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные, нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. На уроках литературы, внеклассного чтения мы познакомились с баснями Ивана Андреевича Крылова. У каждой басни И.А.Крылова своя история, свое художественное своеобразие.
Мы заинтересовались таким необычным литературным жанром, как басня, и решили провести своё исследование, выявить художественные особенности басен И.А.Крылова. Пойти по стопам великого баснописца.
Объектом исследования являются басни И.А.Крылова Предмет исследования – языковой материал басен И.А. Крылова. Цель исследования – определить художественное своеобразие басен И.А.Крылова.
Задачи исследовательской работы:
изучить басенное творчество И.А.Крылова;
выявить художественное своеобразие, особенности басен И.А.Крылова;
совершенствовать умение составлять связный текст;
развивать и совершенствовать поисково - творческие навыки и умения;
Методы исследования:
Теоретический:
справочно-информационный;
анализ и систематизация.
Практический:
осмысленное прочтение басен;
наблюдение;
творческий поиск.
Результаты работы могут быть использованы учащимися и учителями на уроках литературы при изучении тем «Русские басни», «Творчество И.А.Крылова», на уроках развития речи, внеклассного мероприятия.
Данная исследовательская работа поможет учащимся открыть завесу в мир басен И.А.Крылова, вызовет интерес к творчеству баснописца, к изучению предмета «Литература» и побудит стремление проявить свои творческие способности. Исследование может быть продолжено при изучении данного материала в последующих классах. ааааааааааааааа

Основная часть
«Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль»
П.А. Вяземский
1. И.А. Крылов-великий баснописец
Иван Андреевич Крылов вошел в историю русской литературы как великий баснописец. А.С. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] называл его «истинно народным». И это действительно было так, ведь каждый литературный персонаж Ивана Андреевича Крылова до сих пор учит доброму, светлому и вечному. Иван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях, ставших неотъемлемой частью классической русской литературы.
Первые басни Крылова, без подписи, появились еще в ХVШ веке: "Стыдливый игрок", "Недовольный гостями стихотворец", "Павлин и Соловей". Но в них крыловского еще ничего не было. Подлинные басни, сделавшие имя Крылова всенародно любимым, он начал писать с 1805 года. Первый сборник басен вышел в 1809 году, среди них были шедевры: "Ворона и лисица", "Слон и Моська", "Петух и Жемчужное зерно". Всего написано более 200 басен. Басенное наследие Крылова - это, по выражению Гоголя, "достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа"*.
Иван Андреевич родился в Москве в 1769 году. Его отец служил в гарнизоне и не поощрял литературные интересы сына. А вот его мама, Мария Алексеевна, напротив, заботилась об образовании маленького Вани, пробуждала в нём интерес к книгам, любовь к чтению. Мальчик из-за отсутствия денег не учился в школе. Но всё это не помешало Крылову стать образованнейшим человеком своего времени. Иван Андреевич самостоятельно изучил русский и иностранные языки, литературу, математику. Он прекрасно рисовал, играл на скрипке.
Оставшись без родителей, работал в Петербурге переписчиком документов и одновременно занимался написанием пьес – трагедий и комедий. Писать басни он начал только в 37 лет. После приобретения известности в литературных кругах, некоторое время работал журналистом. Много путешествовал и жил в провинции, не переставая сочинять. После переезда в Москву вышли в свет его первые басни, которые разошлись на пословицы и крылатые слова. Самого писателя в народе стали звать «дедушкой Крыловым»  это имя надежно закрепилось в его биографии. Умер баснописец 9 ноября 1844 года.

2. Художественное своеобразие басен И.А.Крылова
В чем же художественное своеобразие басен И.А.Крылова? Чтобы найти ответ на данный вопрос, надо пойти по стопам великого баснописца. Басни Крылова охватывают широчайший круг тем, продиктованных самой жизнью, современной автору. В языковых средствах, образах Крылов идёт от фольклора.
В своих баснях Крылов искусно соединил книжную, поэтическую речь и разговорную, включая просторечия. Отсюда та необыкновенная лёгкость, простота языка, которыми не переставали восхищаться Жуковский и Гоголь.
Важнейшая черта басен И.А.Крылова это народный разговорный язык с обильным включением просторечий («горланит вздор», «не впрок», «дыханье сперло»), фразеологизмов, пословиц и поговорок («Дело мастера боится», «Ласточка одна не делает весны»). Недаром Белинский увидел в баснях Крылова черту, вообще свойственную русскому человеку, «способность коротко, ясно и вместе кудряво выражаться». Великий русский баснописец пополнил русский язык множеством афоризмов и крылатых выражений («Слона-то я и не приметил», «А ларчик просто открывался», «Да воз и ныне там»), прочно вошедших в речь и обогативших современный русский язык. Крылатые выражения помогают понять сюжет басни, мораль и сделать выводы и делают нашу речь более яркой.
В каждой басне Крылова есть мораль. Мораль – это главная мысль сказанного раннее, вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом. Басня согласно определению из словаря это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания использует образы животных, наделенных отдельными человеческими чертами: смелостью, трудолюбием, трусостью, добротой, красотой, мужеством и др. Иносказание (аллегория) - художественный прием, который автор использует в произведении - это одно из художественных особенностей баснописца. В баснях «Волк на псарне» и «Щука и кот» нужно отметить следующую художественную особенность Крылова - метафору. В этих двух баснях под образами волка и щуки подразумевается Наполеон. Из истории мы знаем, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал «на псарню» вместо «овчарни». «У сильного всегда бессильный виноват», гласит мораль басни «Волк и ягненок». Образ ягненка использован не только как «Агнец Божий» аллегория слабости и беззащитности. Этот образ еще и предстает как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников. Стоит обратить внимание и на ритмику басни «Стрекоза и муравей». Муравей говорит: «Кумушка, мне странно это», «Так поди же, попляши». Образ попрыгуньи-стрекозы создается особым «прыгучим» размером хореем. Басни Крылова стихотворные произведения.
3. Герои басен
Главными героями басен Крылова выступают птицы (соловей, петух, чиж, ворона, кукушка, курица, орёл), люди (Повар, Сосед, Крестьянин, Мужик, Мальчик, Купец), неодушевлённые предметы (Ларчик, Очки, Зеркало). В большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми. Его сатира высмеивает бездельников-дворян, судей, чиновников, бюрократов, безнаказанно творящих свои чёрные дела. Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются глупость, жадность, невежество. Образы животных у Крылова играют более важную роль они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры.
Басенный волк символизирует силу, лидерство, хитрость, злость, семью, охоту, поиск, тайну, свободу, индивидуальность («Волк и козленок», «Волки и волчонок», «Волк на псарне», «Волк и Кукушка», «Волк и кот», «Волк и Журавль», «Волк и Мышонок», «Волк и пастухи»).
Медведь символизирует выносливость, терпение, божественность, защиту, неуязвимость, правду, целительство, интуицию, силу, храбрость («Трудолюбивый Медведь», «Квартет», «Пустынник и медведь», «Медведь в сетях», «Медведь у пчел»).
Муравей олицетворение трудолюбия, («Стрекоза и муравей», «Муравей»).
Лев символизирует королевские права, спокойствие, семью, силу, смелость («Лев и человек», «Лев и Волк», «Лев и Лисица», «Лев и Мышь»,«Лев и Комар»)
Лисица - олицетворение лицемерия, хитрости, обмана, лукавства («Ворона и Лисица», «Орел и лисица», «Лисица и обезьяна», «Лисица и виноград», «Бесхвостая лисица», «Лисица и маска» и другие).
Обезьяна означает несколько качеств, в китайской литературе- это желание передразнивать, тщеславие, озорство, В русской литературе - невежество, легкомыслие, хитрость, любовь к роскоши и даже коварство («Обезьяна», «Обезьяны», «Зеркало и Обезьяна», «Квартет», «Мартышка и очки»)
Осёл символизирует жадность, тупость, упрямость, самонадеянность, медлительность, невежество, глупость. («Осел», «Осёл и Соловей», «Осёл и Мужик», «Квартет», «Филин и Осел»).
Свинья - олицетворение невежества, нечистоплотности («Свинья под дубом»).
Ягненок кротости, слабости, беззащитности, как «Агнец Божий» («Волк и ягненок»)
Человек неотделим от своего социального положения, и через образы животных можно увидеть представителей различных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, «маленькие люди» также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы государственными институтами. Для этого используются образы животных.
            
































4.Речевая характеристика героев
Приемом речевых характеристик Крылов пользуется постоянно. Речь героев представлена в форме диалога. Яркие примеры находим в баснях «Кошка и Соловей», «Кот и Повар». Особенно мастерски передал Крылов слова Лисицы, выражающие тонкую лесть Вороне. Лисица наделена живой разговорной речью, в которой много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (близёхонько, голосок, глазки, шейка, кусочек) обращений (сестрица, светик, голубушка,), просторечных слов (пёрушки). Крылов очень выразительно передаёт сладкую речь Лисицы. В этом ему помогает использование приёма речевой характеристики. В комплиментах Лисицы сквозит ирония. Иронией проникнуто авторское повествование. Это добавляет жизненности, создает условия для более трезвого вывода. Язык, речь героев действует на усложнение сюжета басни, это приводит к углублению ее смысла. Часто встречающиеся в басне интонации устной речи ни в коей мере не выводят ее из области письменности, словесного искусства.






















Заключение
  Таким образом, пройдя немалый путь по стопам баснописца, исследовав 14 басен, мы сумели определить, в чем же художественное своеобразие басен И.А. Крылова. Художественным своеобразием басен Крылова является живость, яркость, меткость самого языка, обилие тех характерных народно-разговорных словечек, которые придают речи особую выразительность. Основной художественный приём баснописца – иносказание, но мы отмечаем, как Крылов виртуозно использовал в своем творчестве метафору, иронию. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Мораль в басне Крылова высказана кратко и лаконично. Басни Крылова стихотворные произведения, содержащие диалог между действующими персонажами.






















Список использованной литературы
1. Архипов В.А. И.А.Крылов.Поэзия народной мудрости. М.:«Московский рабочий», 1974.
2.Гордин А.М. Иван Андреевич Крылов в портретах, иллюстрациях, документах. Под редакцией Л.В. Деницкого. – М.: Л.; «Просвещение», 2005.
3. Крылов И.А. Басни. Проза. Пьесы. Стихи. – Л: Лениздат,1990.
4. Крылов И.А. Басни. – М.: Просвещение, 1985г.
5. Интернет -ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
http://www.doklad-na-temu.ru/lyudi/krylov.htm.





























Приложение 1


Название басни
Герои
Мораль
Аллегория
Вывод

1
«Волк на псарне»
Волк, Ловчий
«С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой».
Ловчий (Кутузов) – предусмотрительный, опытный, мудрый.
Волк(Наполеон) – хитрый, коварный, вероломный, трусливый.
Врага необходимо победить и уничтожить, чтобы не было от него вреда никому больше.

2
«Волк и ягненок»
Волк, Ягненок
«У сильного всегда бессильный виноват».

Волк– злой, агрессивный, наглый, бессердечный, жестокий человек.
Ягненок– слабый, беззащитный, беспомощный человек.
Бесправие простого человека перед власть имущими. Выигрывает тот, кто сильнее, а не тот, на чьей стороне справедливость.

3
«Ворона и Лисица»
Ворона, Лиса
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Лиса – хитрый, лицемерный человек.
Ворона – глупый, доверчивый человек.
Не теряйте голову от льстивых слов. Все мы к лести относимся по-разному, но лесть не должна затуманивать наш разум!

4
«Зеркало и Обезьяна»
Мартышка, Медведь.

«Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире».
Мартышка - человек с высоким самомнением, лицемерный который видит недостатки только других. Медведь- мудрый, наблюдательный человек, которому со стороны больше видно и который дает правильный совет.
Часто в себе люди не замечают недостатков, зато других охотно критикуют.

5
«Квартет»
Мартышка, Козел, Осел, косолапый Мишка, Соловей.
“Чтоб музыкантом быть, так надобно  уменье и уши ваших понежней».
Мартышка- несерьезный, вертлявый, неусидчивый человек. Козел- лишенный всяких музыкальных способностей, упрямый, туповатый человек.
Осел-упрямый, глупый, недально-видный человек. Медведь- неуклюжий, неловкий, бездарный человек.
Соловей-мудрый, талантливый, скромный человек.
Талант необходим во всех делах, как и призванье. Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить, которая рушится в мгновенье.

6
«Лев и Волк»
Лев, Волк, собачонка
«Дружок, напрасно, смотря на собачку, ты вздумал, что тебе я также дам потачку: она еще глупа, а ты уж не щенок!»
Волк – глупый, легкомысленный человек.
Лев – лидирующий, строгий человек, не прощающий ошибок
Не надо смотреть на других и надеяться, что к тебе будут относиться также, как и к другим.

7
«Лев и Комар»
Лев, Комар
«Бессильному не смейся, и слабого обидеть не моги! Мстят сильно иногда бессильные враги: так слишком на свою ты силу не надейся!»
Лев – некультурный, невоспитанный человек с высоким самомнением
Комар- смелый, храбрый человек, не терпящий оскорблений в свой адрес.
Не обижай слабых, подумай, прежде чем что-то сделать. Не все так, как кажется с первого взгляда.

8
«Лев и Лисица»
Лисица, Лев
«Иного также мы боимся, поколь к нему не приглядимся»
Лисица – воспринимает все с первого взгляда, но узнав получше, меняет свое мнение.
Не стоит делать о человеке и ситуации поспешных выводов, ведь все на самом деле может оказаться совершенно другим.

9
«Лисица и виноград»
Лисица
Не получим ожидаемой выгоды, человеку свойственно обвинять в этом обстоятельства, а не собственную несостоятельность
Лисица символизирует собой человека, у которого в случае, если что -то не получается, он винит обстоятельства
Зачастую, когда у людей что-то не получается, они винят в этом все и всех, кроме себя. А надо пробовать и пробовать, или попросить о помощи.

10
«Мартышка и очки»
Мартышка, Очки
«К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.»
Мартышка -глупый, невежественный человек, не желающий разбираться в очевидном.
Очки-наука.
Люди, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих.

11
«Осёл и Соловей»
Осел, Соловей
Судить без знания абсурдно, а принимать во внимание такие суждения – тем более.
Соловей – мастер своего дела.
Осел – не разбирается в пении, но думает, что может судить об этом
Если ты не разбираешься в деле, то не суди. А если ты мастер своего дела, то не слушай тех, кто в этом не силен.

12
«Пустынник и медведь»
Пустынник, Миша
«Услужливый дурак опаснее врага.»
Пустынник – одинокий, доверчивый человек.
Медведь – искренний, но глупый человек.
Не доверяй всем подряд, никогда не знаешь, что может случиться.

13
«Свинья под дубом»
Свинья, Ворон, Дуб
«Невежда также в ослепленье бранит науку, и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды.»
Свинья – грубый, невежливый, невоспитанный, неблагодарный человек.
Перед любым поступком и деянием нужно подумать и понять, к чему это приведет в будущем.

14
«Стрекоза и муравей»
Муравей, Стрекоза
«Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!»
Муравей – трудолюбивый человек, думающий о будущем. Стрекоза – легкомысленная и ветреная, думающая только о развлечениях
Сначала надо сделать все необходимые и первостепенные дела, а потом уже подумать об отдыхе


Приложение 2


Название басни
Крылатые выражения
Диалог
Метафора
Ирония

1
«Волк на псарне»
1)«Ты сер, а я, приятель, сед»
2) «Волчью вашу я давно натуру знаю»
Между Волком (Наполеоном)
и Ловчим (Кутузовым)
«В минуту псарня стала адом»
«Пустился мой хитрец в переговоры»

2
«Зеркало и Обезьяна»
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Между Мартышкой и Медведем

«Я удавилась бы с тоски»
«Что это там за рожа?»
«Какие у нее ужимкие прыжки! Я удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа!»

3
«Квартет»
1) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».
2) «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Между участниками квартета и Соловьем.

«У нас запляшут лес и горы!...»
Ирония в том, что звери, не зная нот и не умея играть на инструментах, думали, что музыка у них не получается только потому, что они сидят не правильно.

4
«Лисица и виноград»
«Хоть видит око, да зуб неймет»
Монолог Лисы
«Глаза и зуба разгорелись»
Ирония в том, что Лиса очень хотела поесть виноград, но когда у нее не получилось его достать, сказала, что он зеленый и незрелый.

5
«Мартышка и очки»
1)«Мартышка к старости слаба глазами стала...»
2) «Тот дурак, кто слушает людских всех врак.»

Монолог
Бранит в ослепленье, вкушает плоды наук
Основная ирония находится в тексте. Ирония в том, что невеждам свою простоту и недалекость скрыть не получается.

6
«Пустынник и медведь»
«Услужливый дурак опаснее врага»
«Так из избы не вынесено сору»
Монолог Миши
«Про жизнь пустынную»
«Что силы есть – хвать друга камнем в лоб! Удар так ловок был, что череп врознь раздался, и Мишин друг лежать надолго так остался!»

7
«Стрекоза и муравей»
«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела»
Между Стрекозой и Муравьем
«Лето красное»
«Зима катит в глаза»
«Злой тоской удручена»
«Помертвело чисто поле»
«Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши!»

8
«Осёл и Соловей»
-
Между Соловьем и Ослом
«Вспорхнул и полетел за тридевять полей»
«А жаль, что не знаком ты с нашим Петухом. Еще б ты более навострился, когда бы у него немножко научился.»

9
«Свинья под дубом»
-
Между Свиньей и Вороном, между Свиньей и Дубом
«Невежда в ослепленье», «вкушает плоды».
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было, что эти желуди на мне растут»

10
«Лев и Волк»
«Она еще глупа, а ты уж не щенок!...»
Монолог Льва
«Лев убирал за завтраком ягненка»
-

11
«Ворона и Лисица»
«Вороне где-то бог послал кусочек сыра»
«Ворона каркнула во все воронье горло»
Между Лисицей и Вороной

-
Основная ирония находится в тексте. Ирония в том, что Ворона поддалась лести Лисицы и по глупости выронила сыр.

12
«Волк и Ягненок»
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
«У сильного всегда бессильный виноват»
Между Волком и Ягненком

-
-

13
«Лев и Комар»
«Из Ахиллеса вдруг становится Омиром!»
-
«то в уши Льву он трубит!...»
«взмахнул хвостом на трубача!»


14
«Лев и Лисица»
«Иного также мы боимся, поколь к нему не приглядимся»
-
-
«Со страстей осталась чуть жива!»







































Приложение 3

Художественное своеобразие, особенность басен И.А.Крылова
1. Разговорные слова, просторечная лексика (пословицы, поговорки)
2. Аллегория (иносказание), метафора, ирония
3. Герои – животные, наделенные человеческими поступками, мыслями, характерами.
4. Мораль (нравоучение)
5. Диалог между действующими лицами
6. Басня - стихотворные произведения



































13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 115

Приложенные файлы


Добавить комментарий