Моя педагогическая копилка приемов педтехники


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3
Письменная творческая работа
«Моя педагогическая копилка приёмов педтехники» по теме: «Использование мультфильма как ресурса для учебной деятельности детей»
Щербина Надежда Ивановна, учитель начальных классов
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь».
(Китайская пословица)
Меня зовут Щербина Н.И., я учитель начальных классов лицея №3. Общий педагогический стаж работы составляет всего год. Желание быть учителем у меня появилось в детские годы.
Сначала школа, Ставропольское высшее педагогическое училище, а затем и Ставропольский государственный педагогический институт. Придя работать в лицей, я поняла разницу между «книжными» детьми и «реальными». Как найти свою формулу успеха? Как общаться с живым ребёнком? О чём мечтают современные дети? Оказалось, о том же самом, о чём мечтала я. Любовь, доброта, искренность, внимание и понимание – вот что нужно современному ученику, ведь он живёт в таком непростом и изменчивом мире.
Мы, учителя, навечно вызваны к доске и сдаём экзамен каждый день.
Образование, которое я получила, недостаточно для того, чтобы идти в ногу со временем. А, значит, нужно постоянно учиться, пробовать, перенимать, экспериментировать! Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение.
И в связи с этим, я сегодня хочу представить вам прием, который, на мой взгляд, позволит научить ребенка работать с информацией, научить учиться, несёт в себе и воспитательное начало. И называется он: «Использование мультфильма как ресурса для учебной деятельности детей».

«Использование мультфильма как ресурса для учебной деятельности детей». Мы живем в век визуальной культуры. На чтение современные школьники тратят гораздо меньше времени, чем на времяпрепровождение у телевизора или компьютера. Ребенок общается по-новому, ему предоставлены другие средства извлечения информации. Необходимо найти золотую середину между книгой и телевизором, которая бы помогла избежать возможных трудностей, связанных с воспитанием личности. Во-первых, не заглушить интерес к книге, во-вторых, не препятствовать разумному просмотру интересных и полезных для ребенка телепередач, особенно мультфильмов.
К сожалению, наше отечественное образование практически не отводит места для воспитания зрительской культуры, а ребенок с самого раннего детства привык к каждодневному просмотру мультфильмов. Он любит пересматривать одни и те же диски, «встречаться» с любимыми героями. Порой визуальный ряд навязывается ребенку. Маленькие зрители, выросшие на американских и японских мультфильмах, уже не смогут без особых усилий воспринимать статичные тексты.
Поскольку литература и мультипликация тесно сотрудничают друг с другом, этот факт нельзя обойти вниманием современному учителю. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала, совершенствования навыков общения и социализации.
Поэтому стоит подумать о том, как содержательно организовать работу по литературному источнику и мультфильму.
В течение учебного года я провожу интегрированные уроки, совмещая чтение художественного произведения и просмотр мультфильма.
Когда ученики прочитают и разберут произведение, они рисуют то, что их особенно впечатлило.
Теперь они готовы к просмотру мультфильма. В данном случае становится возможным перенести способы усвоения художественного текста на анимационный фильм. Я спрашиваю, что понравилось, что не понравилось в фильме. Поскольку ученики тщательно разбирали литературный источник, то они будут искать моменты, не соответствующие тексту.
Я всегда спрашиваю у детей, совпали ли их ожидания с только что просмотренным мультфильмом? Как правило, ожидания не совпадают, поскольку режиссер мультфильма представил в нем свою версию. Мне интересно знать, в чем же ожидания детей не совпали с точкой видения режиссера. Это важно, ведь встретились разные интерпретации: детская и режиссерская.
Я стараюсь, чтобы дети нашли приемы изображения героев в тексте, затем – в мультфильме и могли сравнить их.
На следующем этапе работы я предлагаю детям рисование «по следам увиденного» и сравнение выполненных работ. Мои ученики с удивлением обнаружили, что те рисунки, которые они сделали раньше, оказались более самостоятельными, неожиданными, уникальными, чем рисунки, созданные после просмотра мультфильма.
Существуют определенные правила, которых я придерживаюсь при отборе мультфильмов.
Мультфильм должен нести в себе воспитательное начало.
Подбирать анимацию лучше без диалогов и дикторского текста. Это позволит больше развернуться фантазии учащихся.
По времени мультфильм не должен превышать 5-6 минут. И даже в течение этого времени он должен быть максимально содержательным. Только так удастся удержать внимание детей.
Анимация должна быть высокого качества, чтобы её без проблем можно было транслировать на большом экране.
Я хотела бы представить вашему вниманию описание опыта работы с анимационным фильмом на уроках в начальной школе.
Несколько лет назад неизгладимое впечатление на меня произвел анимационный фильм “Бутылка”. Я предлагаю вам просмотреть нарезку с ключевыми моментами этой грустной сказки о песочно-снежной любви.
Анимационный фильм не имеет речевого сопровождения, действие разворачивается под шум прибоя. На уроках русского языка и литературного чтения очень интересным может оказаться написание сочинения по анимационному фильму по нескольким темам.
Что могли бы написать друг другу герои в СМС сообщении?
Представьте себе телефонный разговор между двумя персонажами. Что бы они сказали друг другу?
Придумайте альтернативный конец этой истории.
Напишите предисловие к анимации. Откуда взялись эти два персонажа?
О чём персонажи могли бы думать, чувствовать.
Создайте письменную версию этой истории.
Информатика и ИКТ
Не могли бы вы попробовать сделать свой вариант кукольной анимации?
Используя графические редакторы, создайте нечто новое, что данные персонажи могли бы положить в бутылку.
Окружающий мир
Подумайте о двух основных местоположениях в мультфильме. Чем они похожи, чем отличаются? Как бы вы кратко описали их тому, кто еще ни разу не видел мультфильма?
Можете ли вы объяснить, что происходит в итоге с двумя персонажами, используя научную терминологию?
Технология
Составьте список слов, чтобы описать, из каких материалов сделаны персонажи.
Как можно использовать песок или снег в качестве материалов моделирования. Какие формы (объекты) вы можете сделать?
Изобразительное искусство
Нарисуйте то, что вы положили бы в бутылку для отправки сообщений от одного персонажа к другому.
А какой рисунок вы отправили бы, назначая свидание?
Музыка
Эта анимация не имеет музыки. Какое музыкальное сопровождение более всего подойдет к такой истории
Подобные проекты можно реализовывать на любых уроках.
Данный прием позволяет создать благоприятные условия для детей, почувствовать себя успешным в выбранной деятельности, развиваться, работать с информацией.
Использование анимационных и мультипликационных фильмов на уроках помогает повысить мотивацию обучения, активизировать процесс усвоения знаний, развивать умение анализировать, организовать самостоятельную работу учащихся, т.е. то, что необходимо осуществлять в свете требований ФГОС НОО. Обучение и мультипликация могут сотрудничать друг с другом. Ведь и хороший мультфильм развивает способность думать.

Приложенные файлы


Добавить комментарий