Урок русского языка на тему: «Практическая работа по художественному стилю речи»











Урок русского языка

«Практическая работа по художественному стилю речи»











Подготовила
преподаватель русского языка и литературы
Комиссарова Елена Владимировна





2013

Цели урока:
- образовательные: обобщить и углубить знания студентов, полученных ранее как на уроках русского языка, так и литературы по теме «Художественный стиль речи», закрепление навыков правописания;
- развивающие: способствовать развитию ассоциативного мышления, творческих способностей, внимания, расширению кругозора, развитию правильной речи учащихся, интереса к родному языку;
- воспитательные: нравственное воспитание студентов через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.


Форма: открытый урок

Тип занятия: комбинированное занятие с элементами самостоятельной творческой работы студентов и анализа языковых явлений.

Оборудование: мультимедийный проектор;
компьютерная презентация по теме урока;
слайды с заданиями;
диск с записью романса «Звезды» на стихи С. Есенина;
гитара
Раздаточный материал: тексты стихотворения А. Фета «На заре ты ее не буди» для
анализа изобразительно-выразительных средств;
листы с заданиями «Творческой мастерской»

Опережающее домашнее задание: повторить все пройденные стили речи;
лексические и фразеологические единицы языка;
знать основные виды тропов и фигур речи;
подготовить рисунок для анализа цветописи
произведения


Ход урока
Организационный момент
Сегодня на уроке мы поговорим о функциональных возможностях языка, повторим стили речи, которые уже изучили ранее, а еще познакомимся со стилем, который занимает особое место среди стилей русского литературного языка.

2. Этап проверки домашнего задания

Терминологический диктант
- Ответьте, какой термин скрывается под определением:
1. Разговор двух и более лиц (диалог)
2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)
3. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, например, Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев) (параллелизм).
4. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).
5. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей и слушателей через средства массовой информации (публицистический).
6. Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора)
7. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Практическая работа

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ


· Определите лексические значения выделенных слов
1. Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр.
2. Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон.
3. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом.
4. Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет», - сказал он, стиснув мне руку.- Вы мне дадите сатисфакцию.
5. После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом.
(1. Человек, любящий драться на дуэли, скандалит и забияка;
2. Дурной тон, невоспитанность;
3. У грузин послушник, т.е. мужчина, готовящийся стать монахом;
4. Удовлетворение;
5. Человек, верящий в судьбу)


· Придумайте пару омонимов
1. Из которых один обозначает выражение лица, а другой – снаряд.
2. Из которых один обозначает рыбу, а другой – смесь спиртных напитков.
3. Из которых один обозначает крупную хищную птицу, питающуюся падалью, а другой – специальную надпись на книгах и документах.
(1. Мина ;
2. Ерш;
3. Гриф)


· Объясните смысл следующих устойчивых выражений:
1. Потемкинские деревни;
2. Куда Макар телят не гонял;
3. Глас вопиющего в пустыне;
4. Буря в стакане воды.
(1. Очковтирательство, показной блеск, скрывающий неблагополучие чего-либо;
2. Очень далеко;
3. Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа;
4. большое волнение по ничтожному поводу)


· Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля
1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.
(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
2. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.
(Тише едешь – дальше будешь)
3. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
(Что написано пером, то не вырубишь топором)


· Восстановите исходную форму цитаты, использованную в газетном заголовке:
1. И скучно, и грустно, и некому Волгу продать.
(« И скучно, и грустно, и некому руку подать» М. Ю. Лермонтов)
2.Луч света в сером царстве.
(«Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбов)
3.Откуда фисташки?
(Откуда дровишки? Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»)
4.Маленький фриц.
(«Маленький принц» А. Экзюпери)
5.Много шума – и ничего
(Много шума из ничего. Заглавие комедии В. Шекспира)
6.Хождение по внукам.
(А. Толстой «Хождение по мукам»)
7. На трейлере слона возили.
(По улицам слона водили. И. Крылов «Слон и Моська»)



· Найдите в тексте окказионализм (индивидуально- авторское слово)
Там, где капустные грядки
Красной зарей поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет. (С. Есенин)
Как бабочка – я на костер
Лечу и огненность целую. (С. Есенин)
Небо вдруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на цветы трепетно-дымным голубым светопадом. (Е. Носов)


· Перечислите, какие черты официально-делового стиля пародийно обыгрываются с целью создания комического эффекта. Какие нарушения норм оформления документа вы заметили.
В Совет старейшин острова Итаки
от Одиссея, царя, проживающего
на Козьем холме, 15
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу предоставить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.г.
(Общепринятые сокращения, особое расположение текста, отсутствие личных местоимений, специфическая лексика (долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия). Нарушениями являются: Отсутствие числа и подписи, использование предлога от (Заявление кого, а не от кого)



· Определите, черты каких стилей прослеживаются в повести М. Булгакова «Собачье сердце» :
Филипп Филиппович, склонившись над столом, погрузился в развернутый громадный лист газеты. Молнии коверкали его лицо, и сквозь зубы сыпались оборванные, куцие, воркующие слова. Он читал заметку:
«Никаких сомнений нет в том, что это его незаконнорожденный (как выражались в гнилом буржуазном обществе) сын. Вот как развлекается наша псевдоученая буржуазия! Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом.
Швр».
Был зимний вечер. Конец января. Послеобеденное, предприемное время. На притолоке у двери в приемную висел белый лист бумаги, на коем рукою Филиппа Филипповича было написано:
«Семечки в квартире есть запрещено».
Ф. Преображенский
И синим карандашом крупными, как пирожные, буквами рукой Борменталя:
«Игра на музыкальных инструментах от 5 часов дня до 7 часов утра воспрещается».
Затем рукой Зины:
«Когда вернетесь, скажите Филиппу Филипповичу: я не знаю – куда он ушел. Федор говорил, что со Швондером».
Рукой Дарьи Петровны (печатно),
«Зина ушла в магазин, сказала, приведет».
(публицистический, официально-деловой, разговорный)

4. Этап творческой практической работы. Закрепление пройденного. Отработка умений и навыков.
Необходимо разбиться на группы, у каждой группы будет своя творческая мастерская, и мы устроим мини-соревнования.

Задание 1. Обе группы получают отрывки из художественных текстов. Задача - проинсценировать их и найти элементы художественного стиля в данных отрывках.

· Найти элементы художественного стиля в отрывке из повести Троепольского «Белый Бим – Черное ухо»
В репликах одного из персонажей содержится разговорные и внелитературные слова и формы. Автор использует их для речевой характеристики героев. У меня к вам вопрос: а что Троепольский не знал, как пишутся и произносятся ? Безусловно, знал, но таким образом писатель показал, что говорит человек малообразованный.
- Здравствуйте, что вы можете сказать по этому поводу?
Человек в галстуке и в шляпе резонно и с достоинством разъяснил:
- Да вон, энтот студентишко не хочеть в милицию, не подчиняется. Энти вон, обоя, хотять, а энтот не хочеть. Неподчинение. А это не положено. Ведуть – должон итить. Мало бы чего

· Найти элементы художественного стиля в отрывке из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»
- Дозволь, боярин, слово молвить.
- Говори.
-Челом бью к твоей милости! Окаянные опричники душегубствуют, да еще смеют называться царскими людьми.
Тут ратники подвели к князю двух лошадей, на которых сидели два человека, связанные и прикрученные к седлам.
- Слушайте, мошенники,- вскричал Серебряный, коли жизнь вам дорога, отвечайте правду. Кто вы таковы?
- Что у тебя глаза лопнули, что ли? - отвечал один из них. Аль не видишь, кто мы? Известно кто! Царские люди, опричники!
(Для создания у читателя отчетливых представлений об эпохе, месте действия, быте во времена Ивана Грозного писатель использует устаревшие слова: архаизмы и историзмы)

Задание 2. Группам предстоит сделать анализ лирического текста с точки зрения изобразительно-выразительных средств.
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее не буди
На заре она сладко так спит!

Теперь давайте посмотрим, какая группа лучше справилась с этим конкурсом. Какая команда нашла больше изобразительно-выразительных средств в этом тексте. Но зачитываются только точные ответы.
Задание 3. А сейчас поговорим о том самом индивидуально-авторском подходе. Согласитесь, индивидуально-авторский подход для художественного стиля – основополагающий. Представьте на несколько минут, что вы авторы, сочиняете стихотворный текст, и вам предстоит продолжить фразу. Посмотрим, у кого это получится более убедительно.

· Надо мною небо (продолжить)
А Маяковский продолжил так:
Надо мною небо – синий шелк.
Никогда не было так хорошо!


· То сердце не научится любить, которое
(У Некрасова: устало ненавидеть)


· Ее глаза -
( Ее глаза – как два тумана,
Ее глаза – как два обмана,
Ее глаза – соединенье двух загадок. Н. Заболоцкий)


· Кто прячет прошлое ревниво
(тот вряд ли с будущем в ладу. А. Твардовский)


· Спасибо, музыка, за то
(что ты – единственное чудо. В. Н. Соколов)

Задание 4. А сейчас представьте, как работают поэты и писатели над каждым словом, попытайтесь понять, как им удается так точно передать свои чувства и мысли.
Перед вами текст стихотворения С.Есенина «Звёзды» (1911)
Задание: самостоятельно - «вместо поэта» - подберите наиболее соответствующие слова или найдите синонимы.
Звёзды
Звёздочки , звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете? Звёзды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу ?
Частые звёздочки, звёздочки !
Что в вас прекрасного, что в вас могучего! Чем увлекаете, звёзды небесные, Силу великую знания ?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ,
Звёзды небесные, звёзды !
Задание:
Подберите синоним к слову «светлые».
Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
Подберите синоним к слову «частые».
Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий.
Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.
Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».

5. Этап проверки знаний
ТЕСТ - ПРОВЕРКА

Стиль литературного языка – это:
А) несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью;
Б) исторические сложившиеся образцы и правила;
В) исторически сложившаяся в определенное время разновидность литературного языка;
Г) словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
2. Книжных стилей в русском языке:
А) 3; Б) 1;
В) 2; Г) 4.
3. Особенности художественного стиля:
А) индивидуально-авторский подход;
Б) сообщение информации и воздействие на мысли читателей и слушателей через
средства массовой информации;
В) сообщение информации о разнообразных явлениях окружающего мира;
Г) широкое использование изобразительно-выразительных и образных средств
языка.
4. Функция художественного стиля:
А) сообщение, информация; Б) передача мыслей и чувств;
В) эстетическое воздействие; Г) коммуникативная.
5. Жанры художественного стиля:
А) романс; Б) заметка;
В) комедия; Г) фельетон.
6. Определите троп в отрывке: « Старый клен на одной ноге стережет голубую
Русь»:
А) параллелизм; Б) сравнение;
В) бессоюзие; Г) олицетворение.
7. Определите фигуру речи в отрывке: «Где стол был яств, там гроб стоит»:
А) сравнение; Б) гипербола;
В) антитеза; Г) эпифора.
8. Обороты речи в переносном значении, употребленные для достижения большей
художественной выразительности:
А) тропы; Б) фигуры;
В) синонимы; Г) фразеологизмы.
9. Особые синтаксические построения, которые служат для создания образной
речи, усиления выразительности текста:
А) крылатые слова; Б) поговорки;
В) тропы; Г) фигуры.
10. Найдите метонимию:
А) лес поет; Б) золотые волосы;
В) туфли на платформе; Г) мальчик с пальчик.
11. Найдите градацию:
А) с ужасом думала я, к чему все это приведет;
Б) не жалею, не зову, не плачу/ все пройдет, как с белых яблонь дым;
В) мы села – в пепел,/ грады – в прах,/; в мечи – серпы и плуги;
Г) утешится безмолвная печаль.
12. Фонетические средства выразительности:
А) аллитерация; Б) парцелляция;
В) градация; Г) ассонанс.


6. Домашнее задание
Найти элементы художественного стиля в выученных вами по литературе стихах поэтов серебряного века.
7. Подведение итогов занятия
А теперь, подводя итоги нашего урока, как всегда попробуем назвать 5 самых главных особенностей пройденной нами темы «Общая характеристика художественного стиля»
1. Художественный стиль отличается от всех других стилей;
2. Функция художественного стиля, как и в искусстве – эстетическое воздействие;
3. В художественном стиле огромную роль играет индивидуально-авторский подход;
4. В художественном стиле неограниченный выбор языковых средств;
5. Художественный стиль – это сочетание всех стилей и их постоянное взаимодействие.






Использованная литература


А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика, Текст, Стили речи.
М.: «Просвещение» 2003. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
Компьютерный учебник «Русский язык и культура речи», авторы Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков, гриф «Рекомендовано МО РФ».













13PAGE 15






15

Приложенные файлы


Добавить комментарий