Методическая разработка коллажа с применением техники «ошибана» «Волшебный лес».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г.ДОЛИНСК
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка коллажа с применением
техники «ошибана»
«Волшебный лес»
Выполнила:
воспитатель МБДОУ «Улыбка»
Ли Ирина Егонивна
Долинск
2017
Содержание
Введение……………………………………………………………...3
Глава 1. Методы и техники коллажа и ошибана в работах
отечественных и зарубежных авторов…………………………………. 5
Глава 2. Описание работы...........................................................................8
2.1. Формы и методы работы..................................………………………8
2.2. Содержание работы..............................................................................9
Вывод…………………………………………………..............................10
Список использованной литературы……………………………...........11
Приложение……………………………………………………………...12
Введение
В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения. Уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в стране и находится в прямой зависимости от экологического воспитания человека.
Связь экологии и культуры исключительно тесная. Ситуация, характеризующая состояние окружающей среды, убедительно свидетельствует, что никакие позитивные изменения в экологии невозможны без изменений в культуре природопользования, без того, чтобы сегодняшних детей научить жить в созвучии с окружающим миром.
Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Экологическое воспитание ориентируется на будущее мира, глубокое понимание места и назначения человека в этом мире, сознания смысла жизни. Экологическое «я» - основа культуры личности в процессе взаимоотношения человека не только с природой, но и сообществом, с самим собой. Важнейшая черта экологически направленной личности – культуротворчество.
Творчески работая с природными и нетрадиционными материалами, ребенок обретает как бы второе зрение, в каждом цветке, травинке учится видеть неповторимую красоту, образ. Он чувствует себя частицей прекрасной и вечной природы и по-новому, более эмоционально и «сердечно» будет воспринимать ее, бережно к ней относиться. Работать в соавторстве с великой и доброй художницей природой – огромное счастье. Она щедро одаривает творца поистине неисчислимым материалом, с разнообразнейшими формами, цветовыми оттенками. Активной динамикой. Но многообразие природы не дает однозначного ответа на вопрос о причинах ее величия и невозможно найти единственно правильный путь ее познания.
Актуальность: если люди в ближайшее время не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать экологическую культуру человека с самого раннего возраста, так приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности.
Цель работы: привитие подрастающему поколению любви и бережного отношения к природе и ее богатствам в процессе работы с природным материалом.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить с техниками «коллаж» и «ошибана», со способами обработки природного материала и основными приемами изготовления коллажа.
2. Развивающие: развить умственные способности: логическое мышление, фантазию, воображение.
3. Воспитательные: воспитать трудолюбие, эстетические чувства, бережное отношение к природе, материалам, к результатам человеческого труда, коммуникативные и толерантные качества личности ребенка.
Глава 1. Техники «коллаж» и «ошибана» – виды
декоративно-прикладного творчества
Коллаж – молодое направление в искусстве, по сравнению с другими. Он принадлежит к тем феноменам, которые, всегда оставаясь на периферии, но при этом, участвовали в формировании тенденций культуры.
Техника коллажа (от фр. Collage – наклеивание) дает широкий простор для творчества, потому как для создания произведений можно использовать всеразличные материалы – растения, краски, ткани, металлические детали и многие другие. Коллаж широко применяется не только в изобразительном искусстве, но и в кинематографе, музыке, скульптуре и литературе. Коллаж используется главным образом для получения «эффекта неожиданности» от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Свойствами коллажа являются универсальность, вседоступность, техническая простота, полная самореализация автора, который конструирует новый мир по своему усмотрению. Коллаж всегда индивидуален, и создан автором, который имеет собственный оригинальный взгляд на вещи.
Первые упоминания о коллаже относятся ко II в. до н. э. В X веке японскими каллиграфами начали применяться обработанные и склеенные между собой кусочки бумаги. В Европе коллаж как разновидность декоративно – прикладного искусства был известен еще в XIII веке. В XV – XVI столетиях для оформления готических соборов использовались различные элементы из позолоченных листов бумаги. Обрамления для икон зачастую выполнялись из благородных металлов и самоцветов.
Ошибана – это вид изобразительного искусства, рожденного флористикой. У нас флористика появилась восемь лет назад, хотя в Японии существует более шестисот лет. Когда-то в средние века самураи постигали путь воина. И ошибана была частью этого пути, такой же, как написание иероглифов и владение мечом. Смысл ошибаны заключался в том, что в состоянии тотального присутствия в моменте (сатори) мастер создавал картину из сухоцветов (пресованых цветов). Потом эта картина могла служить ключом, проводником для тех, кто был готов войти в безмолвие и пережить то самое сатори.
Суть искусства «ошибана» состоит в том, что, собирая и засушивая под прессом цветы, травы, листья, кору и наклеивая их на основу, автор создает при помощи растений поистине произведение «живописи». Другими словами, ошибана – это живопись растениями. 
Художественное творчество флористов основано на сохранении формы, цвета и фактуры растительного засушенного материала. Японцы разработали методику предохранения картин «ошибана» от выгорания и потемнения. Суть ее в том, что между стеклом и картиной откачивается воздух и создается вакуум, который не дает растениям портиться. Привлекает не только не традиционность этого искусства, но и возможность проявить фантазию, вкус, знание свойств растений. Флористы выполняют орнаменты, пейзажи, натюрморты, портреты и сюжетные картины.
Кроме Японии, прессованная флористика развита во многих странах Европы и США. В России искусство «ошибана» стало популярно и доступно не так давно, но интерес к данному виду творчества активно растет. Ведь Ошибана – это безграничный способ выражения эмоций и чувств, возможность проявить художественный вкус, фантазию и знание свойств растений. С помощью сухих цветов можно составлять икебаны на плоскости, рисовать пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетные картины и создавать необычные цветочные композиции. При этом необязательно быть художником и иметь специальное образование, ведь творить в союзе с природой может каждый человек.
Глава 2. Описание работы
2.1. Формы и методы работы.
Работа над изготовлением поделок из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею в других видах деятельности: на занятиях по лепке, аппликации. Дети любят делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знакомятся с новым для них приемом наклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, на то место, куда будут накладываться.
Организуя работу по изготовлению поделок из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей. Изготовлению задуманной поделки предшествует большая подготовительная работа к ее созданию. С детьми проводятся экскурсии на природу. Во время экскурсии на природу воспитатель напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используют кору и листья высохших или срубленных деревьев, кустарников. На глазах у детей воспитатель делает 1-2 простые игрушки, вызывая тем самым у детей интерес к изготовлению поделок из природного материала.
В беседе с детьми воспитатель уточняет их впечатления об увиденном на экскурсии, закрепляет приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению поделки.
Изготовление поделок из природного материала состоит из двух этапов:
Ребенок анализирует поделку, которую ему предстоит смастерить, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимый материал, инструменты и определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.
Ребенок приступает к непосредственному созданию поделки.
2.2. Содержание работы
Перед созданием работы методом коллажа «Волшебный лес» была, проведена предварительная работа:
Чтение рассказов про деревья, его обитателей, чем богат Сахалин;
Просмотр иллюстраций с изображением леса, животных.
Материалы и оборудование:
Лист бумаги формат А3;
Клей ПВА;
Простой карандаш;
Цветные карандаши;
Краски;
Кисть;
Пластилин;
Природный материал (листья, семена подсолнуха, шишки);
Декоративные материалы (блестки, стразы, глазки);
Масло подсолнечное.
Для начала берем лист форма А3. Затем карандашом рисуем рисунок и раскрашиваем цветными карандашами, красками прорисовываем контур дерева, животных и гриба. Листья предварительно выкладываем на рисунок, затем начинаем приклеивать на клей ПВА, даем высохнуть.
Ежа также выкладываем и приклеиваем из семян подсолнуха, смазываем подсолнечным маслом, приклеиваем глаз и стразы.
Делаем из пластилина мелкие шарики, формируем гриб на пластмассовом шаблоне и приклеиваем к ежу.
Делаем из шишки и пластилина белку и приклеиваем глаза. Клеим белку на дерево.
Поделку покрываем блестками и даем полностью высохнуть.
Вывод
Таким образом, декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии дошкольников, в их эстетическом, трудовом и экологическом воспитании. Оно способствуют гармоническому развитию детей, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Такие занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному творчеству. Можно сделать вывод, что коллаж, самобытное и в настоящее время очень актуальное направление декоративно-прикладного искусства, творческая деятельность, которая может реализоваться за счет многообразия видов используемого материала, фактур и приемов.
В процессе художественной обработки природных материалов вырабатывается точность и координация движения. Ряд операций в процессе художественной обработке материалов помогает выработать устойчивость руки. В работе достигнута и реализована основная цель, изучена технология художественной обработки природных материалов и возможность работы с данным материалом. Результаты работы могут быть интересны всем, кто работает с детьми.
Список литературы
Жукова А. Природа и фантазия. М., 2005
Лучич М.В. детям о природе. М., 2010
Филенко Ф.П. поделки из природного материала. М., 2006.
Белецкая Л.Б. Креативные картины из природных материалов. М: Эксмо, 2006.
Николаенко В.С. Икебана. Японское искусство аранжировки цветов. – М.: Изограф, 1996г.
Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1,2
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М, 2001.
Приложение
112822736555600Рисунок 1. Рисуем рисунок
63436534163000Рисунок 2. Приклеиваем листочки
82486536322000Рисунок 3. Оформляем ёжика
Рисунок 4. Изготовление белки
3860803940600
Рисунок 5. Изготовление грибочка
7659184637800
Рисунок 6. Готовая работа
76454055435600

Приложенные файлы


Добавить комментарий