Проект по русскому языку Роль односоставных предложений в литературе (8 класс)







Направление (секция): гуманитарные науки (русский язык)






Тема: «Роль односоставных предложений в литературе»





Учреждение:

ГБОУ РОЦ №76, 8 класс

Автор работы:

Базарова Екатерина Андреевна

Научный руководитель:
Буркова Раиса Алексеевна
учитель русского языка и
литературы



















2017
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение .....3
Актуальность темы.....3
Цели......3
Задачи...3
Практическая значимость работы 4
Общие сведения об односоставных предложениях....4
Характерные признаки односоставных предложений ..4
Из истории исследования односоставных предложений...4
Типы односоставных предложений .....5
Анализ использования односоставных предложений в
художественной литературе ...7
Заключение.........................................................................................9
Список использованной литературы...............................................10
Приложения.......................................................................................11


















Введение.
Односоставные предложения – это особый семантико-структурный тип простого предложения, обладающий огромными выразительными возможностями. Односоставные предложения появились в славянских языках одновременно с двусоставными, однако долгое время они не были объектом исследования лингвистов, а их специфика и грамматическая природа определялись по-разному.
В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный тип простого предложения не вызывает сомнения. Но до сих пор ведутся споры в вопросах определения круга односоставных предложений и деления их на группы. Структурные особенности односоставных предложений весьма разнообразны, а вопрос об их природе до сих пор является одним из самых трудных и наименее исследованных в синтаксисе.

Актуальность темы.
Я выбрала эту тему, потому что современный русский язык обладает обширной и сложной системой односоставных предложений, которые широко используются в художественной и научной литературе, в периодической печати, в разговорной речи, в рекламе. Однако вопрос об их структурных особенностях и выразительных возможностях остается недостаточно изученным и представляет собой богатый материал для творческого исследования.

Цели.
Исследовать роль односоставных предложений в художественном тексте, показать их выразительные возможности при описании обстановки, внутреннего состояния героев, продемонстрировать способность односоставных предложений делать текст ярким, лаконичным и динамичным, выявить наиболее употребительные группы односоставных предложений, проанализировать их использование в произведениях русской литературы.

1.3. Задачи.
- ознакомиться с научной литературой об односоставных предложениях;
- выявить их основные характерные признаки;
- ознакомиться с историей исследования односоставных предложений и их современной классификацией;
- рассмотреть использование односоставных предложений в произведениях художественной литературы;
- сделать выводы о роли односоставных предложений в художественном тексте.

1.4. Практическая значимость.
Практическая значимость этой работы заключается в том, что собранные материалы об односоставных предложениях могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» и помогут при сдаче ЕГЭ.

II. Общие сведения об односоставных предложениях.
2.1. Характерные признаки односоставных предложений.
Предложение – основная синтаксическая единица языка. По мнению академика В.В. Виноградова, «предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования выражения и сообщения мысли". В зависимости от количества грамматических основ в своем составе все предложения делятся на два типа: простые и сложные.
Простое предложение  – это синтаксическая единица, образованная одной грамматической основой, которая может состоять либо из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, либо одного из них. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член в них не нужен или вообще невозможен. Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

2.2. Из истории исследования односоставных предложений.

В русском языковедении понятие простого и сложного предложения впервые было дано в 1831 г. в «Русской грамматике» выдающегося филолога, академика А.Х. Востокова. Он считал, что предложение стоит в центре внимания синтаксиса и является основной языковой единицей. Главным признаком предложения, по мнению А.Х. Востокова, является наличие глагола, личного или безличного. И значит все предложения русского языка – глагольные. Такой же точки зрения придерживался другой замечательный российский языковед XIX века, академик Ф.И. Буслаев. Он считал сказуемое главным членом предложения и отрицал существование именных предложений, классифицируя их как неполные.
Первым, кто обосновал существование односоставных предложений в русском языке и выделил их в особую группу, был выдающийся российский филолог – академик Алексей Александрович Шахматов. В своем труде «Синтаксис русского языка», изданном в 1925 г., он разработал подробную классификацию односоставных предложений, которая была принята лингвистами и легла в основу современной классификации.
Впоследствии концепция односоставного предложения была основательно доработана в трудах доктора филологических наук, профессора В.В. Бабайцевой.

2.3. Типы односоставных предложений.

В современном русском языке существует два типа односоставных предложений – именные и глагольные. К первому типу относятся назывные или номинативные предложения, ко второму – определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные.
Назывные (номинативные) предложения – это односоставные предложения, в которых есть только один главный член - подлежащее. В назывных предложениях сообщается о существовании в настоящем времени какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему.
Например: «Осень. Чащи леса.» И.А. Бунин
«Какие перышки! Какой носок!» И.А. Крылов
«Февраль. Достать чернил и плакать!» Б.Л. Пастернак
Назывные предложения с частицами «вот», «вон» имеют указательное значение: «Вот парадный подъезд.» Н.А. Некрасов
Главный член назывных предложений может быть выражен следующими частями речи, имеющими форму именительного падежа:
1) существительным: «Зима!»
2) местоимением: «А вот и я.»
3) числительным: «Двадцать первое.»
4) словосочетанием, в котором главное слово стоит в именительном падеже: «Окопов три ряда».
Назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова – подлежащего, либо распространенными, включающими другие члены предложения. В качестве второстепенных членов в назывных предложениях используются согласованные и несогласованные определения.
Стилистическая роль назывных предложений разнообразна. Они позволяют в краткой и выразительной форме дать описание природы, обстановки, внешнего вида и состояния героев, сосредоточив внимание лишь на главном и опуская все лишнее. Такие предложения могут звучать очень ярко и экспрессивно. При этом они не отражают динамику событий, а фиксируют только настоящее время. В литературе назывные предложения чаще всего используются в художественных описаниях и в разговорной речи.
К именным односоставным предложениям иногда относят и так называемые генитивные предложения, в которых единственный член выражен существительным не в именительном, а в родительном падеже: «Народу!», «Цветов-то, цветов», «Ни пылинки». Вместе с тем место генитивных предложений в системе простого предложения до сих пор четко не определено.

Определённо-личными называются предложения, у которых имеется один главный член сказуемое, выраженное глаголами 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения.
Определенно-личные предложения по своему значению очень близки к двусоставным, в них легко можно восстановить по смыслу отсутствующее подлежащее, подставив местоимения 1-го или 2-го лица (я, мы, ты, вы).
Например: «Стою один среди равнины голой» С. А. Есенин
Личные местоимения в определенно-личных предложениях обычно опускаются при глаголе, выражающем благодарность, поздравление, пожелание, просьбу, а также при глаголах мысли и чувства. М.В. Ломоносов считал, что «умолчание» личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов «украшению служит».

Неопределенно-личные предложения это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта. Действующие лица в этих предложениях либо неизвестны, либо неважны.
В роли сказуемого в таких предложениях может быть глагол в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного и повелительного наклонений) или в форме множественного числа (прошедшего времени и условного наклонения) или краткое прилагательное.
Неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые.
В их составе употребляются две группы второстепенных членов: обстоятельства места и времени («По улицам слона водили»), прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения («Нас пригласили в комнату»). При исключении из состава предложения этих второстепенных членов предложения становятся неполными двусоставными с пропущенным подлежащим.
Употребление неопределенно-личных предложений в тексте помогает автору акцентировать внимание только на действии, не называя того, кто его производит.

Безличные предложения это односоставные предложения с главным членом сказуемым, в которых нет действующего лица, а действие происходит само по себе, стихийно, непроизвольно. По мнению профессора Д. Э. Розенталя, безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».
Безличные предложения могут выражать:
1) действие (От окна веет свежестью);
2) состояние человека или животного (Меня знобит, Ему жарко);
3) состояние окружающей среды (Светает);
4) состояние дел (Мне легко живется) и другое.

Главный член безличного предложения может быть выражен:
безличным глаголом («На улице чуть брезжило»);
личным глаголом в безличной форме («В глазах потемнело»);
инфинитивом («Умом Россию не понять»);
словом «нет» в настоящем времени, «не было», «не будет» - в прошедшем и будущем («Вас покорней не было и нет»);
страдательным причастием («Уж послано в погоню»).

Обобщенно-личные предложения это односоставные предложения, в которых сказуемое обозначает действие, выполняемое вне времени широким, обобщённым кругом лиц. Сказуемое в обобщенно-личных предложениях чаще всего выражено глаголом 2 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3 лица множественного числа. Ярким примером обобщенно-личных предложений являются пословицы, поговорки, афоризмы: «Что посеешь, то и пожнешь».
В художественном тексте обобщённо-личные предложения используются для образного выражения общих суждений, обобщений, показывают типичность происходящего.

2.6. Анализ использования односоставных предложений в художественной литературе.

Односоставные предложения обладают огромными выразительными возможностями, а примеры их использования можно найти во всех, без исключения, произведениях русской литературы.
Я хочу проанализировать роль односоставных предложений в художественном тексте на примере поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». В этом произведении присутствуют односоставные предложения почти всех типов, принятых в современной классификации: номинативные (или назывные), определенно-личные, безличные и неопределенно-личные. Первые три синтаксические конструкции встречаются в тексте чаще всего, однако, на мой взгляд, наиболее существенную стилистическую роль в этом произведении играют назывные и определенно-личные предложения.
Назывные предложения встречаются во всех частях поэмы, и используются поэтом для описания событий, обстановки, местности, авторского отношения к героям. Одно из главных событий произведения - Петербургское наводнение 1824 г., самое крупное и разрушительное за всю многовековую историю города. Поэт рисует буйство водной стихии короткими, емкими фразами:
«Ужасный день!»,«Осада! Приступ!»
Автор сравнивает наводнение с нападением разбойников. Кричат и гибнут люди, со страшным скрежетом рушатся здания, в городе царят тревога и паника. Пушкин передает весь ужас происходящего одной краткой цепочкой назывных предложений, выхватывая из действительности и называя только отдельные, наиболее выразительные и важные детали: «вопли, скрежет, насилье, брань, тревога, вой!..».
Так же экспрессивно описывает он памятник Петру («А в сем коне какой огонь!»), выражая одновременно свое восхищение личностью великого российского императора:
«Какая дума на челе!»
«О мощный властелин судьбы!»
Эти предложения настолько лаконичны и выразительны, что давно стали афоризмами.
Используя назывные предложения, поэт выражает в поэме свое сочувственное отношение к главному герою («Но бедный, бедный мой Евгений»), дает описание отдельных деталей местности, запечатлевая их фрагментарно, как кадр («Забор некрашеный да ива и ветхий домик», «И вот залив», «Вкруг него вода и больше ничего!»).
Таким образом, роль номинативных предложений в рассматриваемом произведении следующая:
- они позволяют автору кратко и ярко описывать события, обстановку, персонажей, свое отношение к ним, сосредоточившись лишь на главном и отбросив все лишнее;
- придают тексту особую выразительность;
- делают авторское изложение лаконичным и емким одновременно.
Определенно-личных предложений в основном тексте поэмы нет, они встречаются только во вступлении, представляющем собой размышления Пушкина о личности Петра и основанном им городе. Эти размышления в форме определенно-личных предложений звучат очень строго и поэтично и являются лучшими строками поэмы:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид»
«Люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз»
«Люблю воинственную живость потешных Марсовых полей»
«Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия»
Эти стилистические конструкции настолько совершенны и закончены, что подставленное в них местоимение «я» создало бы череду ненужных повторов и разрушило бы поэтическую стройность стиха. Не зря профессор А.М. Пешковский считал, что «...предложения с местоимениями являют собой речь более вялую, разжиженную, спокойную, но ничем не более ясную».
Использование определенно-личных предложений в литературе
- помогает избежать повторения одного и того же местоимения в тексте;
- делает текст более лаконичным и динамичным по звучанию.
Безличные предложения Пушкин в основном использует для описания внутреннего состояния героев («И грустно было ему в ту ночь», «И спорить стало ей невмочь»), окружающей обстановки («Уж было поздно и темно», «багряницей уже прикрыто было зло», «мрачно было»), чего-то предопределенного свыше («Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»). В этом и состоит роль данных синтаксических конструкций в тексте.
Неопределенно-личных предложений в поэме совсем мало. Пушкин использует их, когда показывает действие, совершаемое неизвестно (да и неважно) кем : «С дворов свозили лодки», «У порога нашли безумца моего», «едва ли с Невы мостов уже не сняли».
Такие синтаксические конструкции позволяют автору сосредоточить внимание только на действии, безотносительно к тому, кто его совершает.

Заключение.
Односоставные предложения – неотъемлемая часть нашего языка. Они имеют неполную грамматическую основу, но обладают смысловой и интонационной законченностью. Роль односоставных предложений в литературе многообразна. Они придают тексту красочность и лаконичность; помогают избежать неоправданных лексических повторов местоимений; дают возможность акцентировать внимание автора только на действии, не называя того, кто его производит; могут играть роль обобщения, передавать настроение автора, состояние героев и природы; создавать особый эмоциональный фон произведения.













IV. Список использованной литературы.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
















Приложение.





Название:



ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА  
ФИО руководителя проекта
Буркова Раиса Алексеевна

Место работы, должность
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ РОЦ № 76


ФИО Учащихся
Базарова Екатерина

Место учебы, класс
Ученица 8 класса ГБОУ РОЦ № 76

Предметный раздел
Русский язык

Межпредметные связи
Литература, информатика, история

Уровень владения учениками проектной технологией

Начальный

Тема проекта
Внутриклассный мини -проект «Односоставные предложения в литературе»

Вид проекта

Информационно-исследовательский проект, реализованный во время урока с использованием межпредметных связей; по характеру контактов – внутриклассный; по продолжительности – краткосрочный.

Цель проекта
Исследовать роль односоставных предложений в художественном тексте, показать их выразительные возможности при описании обстановки, внутреннего состояния героев, продемонстрировать способность односоставных предложений делать текст ярким, лаконичным и динамичным, выявить наиболее употребительные группы односоставных предложений, проанализировать их использование в произведениях русской литературы.


Задачи
- ознакомиться с научной литературой об односоставных предложениях;
- выявить их основные характерные признаки;
- ознакомиться с историей исследования односоставных предложений и их современной классификацией;
- рассмотреть использование односоставных предложений в произведениях художественной литературы;
- сделать выводы о роли односоставных предложений в художественном тексте.



Этапы работы (перечень из содержания)
- формирование темы исследования;
- подготовка презентации;
- защита проекта;
- коллективное обсуждение, результаты
оценки.


Реальность реализации и практическая ценность проекта.
Реализуя проектную идею, школьница узнала много фразеологизмов, о которых раньше и не слышала.

Краткое описание выполненного проекта.

Составила словарь фразеологизмов и продолжает над ним работать.
Усвоила значение понятия «фразеологизм».
Познакомилась с источниками фразеологизмов русского языка.
Работала с фразеологизмами-омонимами, синонимами, антонимами, разнообразие фразеологических словарей.
Узнала историю происхождения многих фразеологизмов.
Участница проекта пришла к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

Презентация проекта
Защита проекта проходила в классе. Предполагается представление на школьной научной конференции.

Особенности реализации проекта
Постановка задачи ученикам
-формировать умение правильно использовать в речи фразеологизмы, работать со справочной литературой, с Интернет-ресурсами, составлять презентацию.

Ход выполнения проекта
ПЕРВЫЙ ШАГ: ученица провела социологический опрос родителей и детей. Респондентам были заданы такие вопросы:
1.Что изучает раздел науки о языке « фразеология»?
2.Как вы понимаете фразеологизмы: «А Васька слушает да ест», «Авгиевы конюшни», «Цербер», «Рог изобилия», «Перемывать кости» , «При царе Горохе»,» Сказка про белого бычка», «Великий зверь на малые дела», «Синяя птица», «Со щитом иль на щите», «Колесо Фортуны», «Посыпать пеплом главу».
3.Используете ли Вы фразеологизмы в устной речи? Приведите примеры.
4.«Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?»
Обсуждение задач проекта, методов и способов работы
ШАГ ВТОРОЙ: - ученица собрала воедино, проанализировала и обобщила имеющуюся в справочной литературе информацию о фразеологизмах
Выяснила источники происхождения фразеологизмов
Познакомилась с фразеологическими словарями русского языка
ТРЕТИЙ ШАГ: - составила свой словарь фразеологизмов , мультимедийные ресурсы о фразеологизмах.
Оформление материала
Защита проекта.


Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом
Методы исследования, наблюдения, социологического опроса, логический анализ, метод обобщения.
Приемы работы:
-изучение различных источников;
-работа с документами;
-подбор текстов;
-работа в сети Интернет

Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения

-

Требуемое оборудование для проведения проекта (в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

Microsoft Word, Internet Explorer, программы для сканирования и обработки изображения, Power Point

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта
Оценка работы осуществляется по следующим критериям: тема проекта раскрыта полностью.
Вывод: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче.


Примеры работ
Примеры ученических работ
Презентация


Рефлексия по итогам работы
Отклики учеников
Работа над проектом заинтересовала шестиклассницу. Это ее первый проект.

Перспективы развития проекта
-провести поисковую работу и исследовать стилевую окраску фразеологизмов;
-провести классные часы о фразеологизмах для учащихся младших классов.


Мнение учителя (руководителя проекта)
На что следует обратить внимание при проведении проекта
Провести определённую исследовательскую работу, в результате которой узнать, употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы.

Что можно улучшить при проведении подобного проекта
Создать словарь фразеологизмов жителей нашего города.



При составлении шаблона использовались следующие материалы:
1.Шаблон VCT –проекта портала Сеть Творческих Учителей.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий