Проект Проблемы экологии языком поэзии и живописи


ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ЯЗЫКОМ ПОЭЗИИ
Наша группа прослеживала: как поэты с помощью художественно-выразительных средств пытаются привлечь внимание человечества к экологическим проблемам. Сейчас на примерах некоторых произведений мы вам это покажем.
1.  Итак, стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Приметы». Здесь прослеживается образное, яркое изображение заботы природы о некогда слабом и беспомощном человеке и его отношения к ней:
Покуда природу любил он, она      Любовью ему отвечала,О нем дружелюбной заботы полна,      Язык для него обретала.
Но, чувство презрев, он доверил уму;      Вдался в суету изысканий...И сердце природы закрылось ему,      И нет на земле прорицаний.
2. Страшную картину умирания всего живого мы читаем в строках стихотворения Александра Борисовича Тихомирова «На реке »
 Черными лентами окаймлены берега,
 Ходит в пленке
 Волна многоцветного спектра.
 Нефтью пропитана, утка лежит под кустом
 В слипшихся перьях …
- Представьте многоцветный спектр. Красиво? Да, красиво. Это нефть разлилась по реке. Но эта красота несет смерть всему живому.
3. А вот еще одно небольшое стихотворение Анны Ахматовой «Прогулка». Оно состоит всего лишь из двух строк, но каким глубоким смыслом наполнено это стихотворение.
А. Ахматова «Прогулка»
Бензина запах и сирени,
Насторожившийся покой…
-Автор использует прием антитезы. Неприятный, резкий запах бензина, парами которого можно отравиться, и аромат сирени. Сирень – символ пробуждения всего живого, ведь она распускается, когда начинается лето и все начинает расти.
4. Беспомощной перед человеком предстаёт природа в стихах Сергея Александровича Есенина «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке».
Дряхлая, выпали зубы,Свиток годов на рогах.Бил ее выгонщик грубыйНа перегонных полях…
5. Судорожное, почти публицистическое предостережение против потребительского отношения к природе – стихи Андрея Андреевича Вознесенского. Он тонко чувствует нюансы надвинувшейся дисгармонии:
Тишины хочу, тишины...
Настоящее - неназываемо.
Надо жить ощущением, цветом.
Итак, мы видим, что во имя жизни на земле человечеству предстоит возродить, сберечь и развить основные ценности экологической культуры. И помочь в этом могут литературные произведения.
Также мы обращались и к произведениям наших земляков, поэтам Ульяновска. И все они касались темы «Природа родного края». есть и выпускник нашей школы 1987 года Борис Борисович Михин
и многие другие.
Если кого - то заинтересовало, и вы хотите больше узнать о наших поэтах-земляках, которые возвеличивали природу Ульяновской области, реку Волгу, обратитесь в школьную библиотеку, там есть большая выставка книг поэтов нашего края.
____________________________________________________________________________________
2. МЫ ХОТИМ…
Мы хотим, что б природа жила.
Были чистыми реки, земля,
Колосистыми были поля.
Мы хотим, что б природа жила.
Мы хотим, что б природа жила.
Что б цвела она, благоухала,
Что бы чистыми были воздух, вода.
Мы хотим, что б природа жила.
Мы хотим, что б природа жила.
Нам дарила свое вдохновенье,
Что бы пела от счастья душа.
Мы хотим, что б природа жила!
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ЯЗЫКОМ ЖИВОПИСИ
Наша группа прослеживала: как художники в своих работах пытаются привлечь внимание человечества к экологическим проблемам.
1. Перед нами картина Фёдора Алекса́ндровича Васи́льева «Оттепель». Мысль о беспомощности человека перед силами природы передана в этой картине. Художник подчёркивает зависимость человека от природы, его бессилие перед ней.
2. Следующая картина Иса́ака Ильи́ча Левита́на «Саввинская слобода перед Звенигородом». Здесь мы видим запустение и не ухоженность пейзажа. Все это результаты деятельности человека. Посмотрите - жилище, улица…Они выступают как фактор, нарушающий гармонию природы.
3. А вот картина Левитана «Владимирка». Здесь чувствуется неясная тревога. Бесконечная даль, в которой теряется дорога, навевает ощущение, что дорога непростая, что с ней связано нечто тягостное для человека.
4. Продолжает тему картина «У омута». Ветхость, заброшенность плотины, ненадёжность перехода по скользким брёвнам. Общий сумеречный тон полотна, хмурое вечернее небо. Исчезающая, словно прячущаяся в кустах, тропинка. Недобрая тишина и тревожная настороженность. Художник сознательно создаёт ощущение «гиблого места» и того, что оно – творение человеческих рук.
5. Обеспокоенность будущим человечества прослеживается в картине
Ви́ктора Миха́йловича Васнецо́ва «Кама». Простор и размах, мощь природы – первоосновы жизни и фрагмент безжалостного, потребительского вмешательства человека в её гармоничный мир.
6. Глубоким философским смыслом наполнена картина Константи́на Алексе́евича Коро́вина «Сарай». Бросается в глаза резкий контраст между жизнью леса, который выражает природную силу вечного обновления и не нуждается в человеке, и ненужностью забытого, отслужившего своё, сарая, некогда возведённого на опушке леса. Конечность бытия человека, его дел и вечность природы – такова основная мысль художника.
7. Аналогичные мотивы присутствуют в картине Валенти́на Алекса́ндровича Серо́ва «Октябрь. Домотканово»: та же убогость и скудость результатов человеческой деятельности. Неслучаен выбор художником времени года. Осеннее увядание природы подчёркивает зависимость человека от её животворящей силы.
8. И конечно же работы нашего земляка Аркадия Александровича Пла́стова.
Также информацию о нашем земляке художнике вы можете взять в школьной библиотеке (познакомиться с его биографией), а насладиться работами Аркадия Александровича в художественной галереи имени Пластова.
________________________________________________________________
1. МЫ НЕ ХОТИМ…
Мы не хотим, что б плакала земля,
В дыму, от химикатов задыхалась.
А мы хотим, что бы она жила,
В большую свалку, что б не превращалась.
Мы не хотим, что б плакала земля,
От боли и страданий разрывалась!
А мы хотим, что бы она жила,
Любовью человека наслаждалась!
Тема нашего проекта «Проблемы экологии языком поэзии и живописи»
Цель: показать, как в литературе, искусстве прослеживались проблемы единства человека и природы;
как мастера слова интуитивно, на эмоциональном уровне предрекают тяжёлые, необратимые последствия наступления человека на природу.
Форма работы – индивидуально - групповая.
Мы поделились на 3 группы
1группа - «Поэты»
2 группа - «Художники»
3 группа - Творческие работы на экологическую тему
Итак, слово 1 группе…
___________________________________________________________________________
Итак мы видим, что и в поэзии, и в живописи находит отражение осознание людьми того факта, что природа из храма всё больше превращается в мастерскую. Причём глубокие изменения происходят как в организации жизни, так и в душе человека. Он привыкает к мысли о том, что он – царь природы, властелин мира, а природа предназначена прежде всего для удовлетворения всё новых и новых его потребностей. И только искусство способно будить его совесть, взывать к разуму.
_____________________________________________________________
Конечно же, и мы не остались равнодушными к экологическим проблемам. И как результат, продукт нашей работы вот этот альманах, в котором собраны поэтические строки ребят нашего класса. Здесь стихотворения о природе, боль и призыв: «Береги природу, человек!» Первые три стихотворения – совместная работа, т.е. сочиняли всем классом, а дальше авторские работы.
Послушайте отрывки наших стихотворений.
3. Береги природу, человек!
Краше ничего же нет на свете.
Ведь она нам дарит долгий век,
Чтобы счастливо мы жили на планете!

Приложенные файлы


Добавить комментарий