ПЕДСОВЕТ НА ТЕМУ: «Развитие личности дошкольника в детском саду средствами музейной педагогики» (форма проведения: «круглый стол»)


ПЕДСОВЕТ
НА ТЕМУ:
«Развитие личности дошкольника в детском саду
средствами музейной педагогики»
(форма проведения: «круглый стол»)
Подготовил и провел:
старший воспитатель
МДОУ ДСКВ «Тополек» г. Фокино
А.С. Сафронова
МДОУ ДСКВ «Тополек» г. Фокино
январь – 2011 год
Цели педсовета:
пополнить и уточнить знания педагогов в области музейной педагогики;
выявить и уточнить наиболее интересные подходы в области музейной педагогики;
способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов в работе в области музейной педагогики;
формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей
Подготовка к педсовету:
1.Опубликование информационного листа о планируемом педсовете.
/старший воспитатель А.С. Сафронова/
2. Проведение тематического контроля на тему: «Развитие личности дошкольника в детском саду средствами музейной педагогики».
/ заведующая МДОУ Н.А. Антипенкова,
старший воспитатель А.С. Сафронова/
3. Проведение консультаций на темы: Музейная среда для ребенка»; «Первые шаги в мир культуры. Музейная педагогика в детском саду».
/старший воспитатель А.С. Сафронова,
воспитатели: Н.В. Булей, С.В. Левшонкова/
4. Просмотр педколлективом МДОУ интегрированных занятий по музейной педагогике.
/старший воспитатель А.С. Сафронова,
воспитатели групп/
5. Подготовка презентаций.
/старший воспитатель А.С. Сафронова,
воспитатели: Н.В. Булей, С.В. Левшонкова/
6. Ознакомление участников педсовета с вопросами дискуссии.
/старший воспитатель А.С. Сафронова/
6. Домашнее задание: представить паспортизацию мини-музеев групп; разработать и провести ознакомительную (обзорную) экскурсию в уголок живой старины «Горница», мини-музей Природы, учитывая возрастную характеристику дошкольников.
/воспитатели групп/
План педсовета:
1. Выступление Заведующей на тему: «Детский сад и музей: проблемы и перспективы взаимодействия в культурном пространстве».
/заведующая МДОУ Н.А. Антипенкова/
2. Итоги тематического контроля.
/старший воспитатель А.С. Сафронова/
3. Дискуссия по вопросам:
- Значение музейной педагогики в развитии личности дошкольника.
- Роль воспитателя в пространстве музея.
- Формы проведения музейных занятий в детском саду.
/участники педсовета/
4. Работа со схемой «Типология музейных игр для дошкольников».
/старший воспитатель А.С. Сафронова/
5. Компоненты музейно-педагогического процесса.
/старший воспитатель А.С. Сафронова
6. Презентация опыта работы детского сада по теме: «Экологическое воспитание средствами музейной педагогики».
/старший воспитатель А.С. Сафронова,
воспитатель Н.В. Булей/
7. Презентация опыта работы детского сада по теме: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики».
/старший воспитатель А.С. Сафронова,
воспитатель С.В. Левшонкова/
8. Презентация опыта работы МДОУ Брянской области по теме: «Музейная педагогика как культурологический фактор образования дошкольников»
/старший воспитатель А.С. Сафронова/
9. Выступление из опыта работы воспитателей по теме: «Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
/воспитатели: Г.Н. Александрова, А.В. Яцевич/
10. Домашнее задание: представление паспортизаций мини-музеев возрастных групп.
/воспитатели групп/
11. Экскурсии в Уголок Живой старины «Горница», мини-музей Природы.
12. Подведение итогов работы педколлектива на педсовете, решение педсовета.

Старший воспитатель А.С. Сафронова:
- Я вам предлагаю совершить путешествие по времени. О таком путешествии люди мечтали всегда. А чтобы мечта эта осуществилась, изобретали всевозможные волшебные транспортные средства». И вы их знаете.
- Вспомните, пожалуйста, удивительные путешествия сказочных героев. (Ответы.)
- А на чем мы можем отправиться в путешествие по реке времени? Какие сказочные средства нам помогут? (Ответы.)
- Правильно, можно воспользоваться ковром-самолетом, шапкой-невидимкой... Предлагаю отправиться в путь на машине времени.
А для этого вам придется стать конструкторами-изобретателями, сконструировать свою, уникальную машину времени. На каждой машине вы должны изобразить символы времени. Вспомните их (лента времени, колодец времени, двуликий Янус).
- Я предлагаю вам разбиться по парам. Вот вам бумага и фломастеры. Приступаем к работе.А теперь посмотрим: кто какую машину придумал?
- Скажите, а существует ли в действительности машина времени? (Ответы.) Вы думаете, только в сказке? А вот и нет! Чтобы мечта осуществилась, люди придумали такую машину. Она есть почти в каждом городе. Часто мы становимся ее «пассажирами». Угадайте, что это за машина?
Во-первых, она похожа на дом, но дом необычный.
Во-вторых, чтобы попасть в эту машину, необходимо взять билет.
В-третьих, в машине этой нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным и осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
В-четвертых, двигатели этой машины - редкие, старинные вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.
- Итак, что это за машина? (Ответы.) Правильно, это музей.
- Почему музей можно назвать машиной времени? Как он может перенести нас в другие страны, в иные эпохи? Правильно, в музее хранится много старинных предметов из разных стран; хранятся картины, которые рассказывают о жизни в прошлом.
Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность - время. Живет оно в музее в виде музейных предметов, созданных или человеком, или природой.
В музее можно встретиться с мифами, сказками, легендами - неизменными спутниками путешественников в прошлое. Музейные предметы хранят многочисленные тайны и загадки, связанные с историей своего возникновения. Рассматривая их, можно совершить увлекательное путешествие по лабиринту истории. Но разгадать эти тайны непросто.
Не стоит думать, что достаточно лишь обойти все залы музея, мысленно примерить на себя старинный костюм или прикоснуться к древней чаше, как в тот же миг окажешься в другом времени, в рыцарском замке или в царских палатах. Пассажиром чудесной машины времени - музея - может стать лишь тот, кто много знает и умеет понимать особый язык безмолвных предметов.
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
(заведующая МДОУ Н.А. Антипенкова)
Музей, музейная педагогика – понятия, особо значимые для воспитания детей, ибо музеи хранят коллективную память и культуру человечества.
Музейная педагогика достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.
Музейная педагогика уже давно стала основой многих воспитательных систем в нашей стране и за рубежом. Ее элементы использовались в системах С. Френе, Р. Штайнера, М. Монтессори, С.Т. Шацкого, с успехом применяются они и в настоящее время.
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя.
Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод «музейных диалогов», он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями (впоследствии такой посредник и получил имя музейного педагога).
Как особая область знаний и исследований музейной педагогики начинает формироваться в 1960-е годы, чему способствовали процессы возрастания социальной роли музейной педагогики в обществе и его демократизации, благодаря чему работа с аудиторией перестала рассматриваться как второстепенная.
Первые специализированные «педагогические» музейные экспозиции возникли в Москве еще во второй половине 18 века: музей натуральной истории, выставка физических орудий и медицинских инструментов. Идеи о целесообразности музейно-экскурсионной работы с детьми были развернуты педагогами Н.И. Новиковым, Ф.И. Янковичем. Огромное значение для развития отечественной музейной педагогики сыграло открытие в Москве в 1872 году Политехнического, а в1873 году Исторического музея, основание Третьяковской галереи.
К началу 20 века музейных экспозиций в России было свыше пяти сотен, и каждая третья из них выполняла музейно-педагогические функции.
Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии.
Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, - экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. В то же время на базе музеев создаются разнообразные детские музейные центры, объединения и т.п.
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:
сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.);
создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.
Есть дошкольные учреждения, которые реализуют одно из указанных направлений, но многие успешно сочетают оба.
Ныне музейная педагогика и краеведение представляются едва ли не единственными систематизированными формами педагогической деятельности, обеспечивающей эффективное воспитание юных граждан в духе патриотизма, основанного на идеалах служения Отечеству.
Можно уверенно сказать, что формировать чувство патриотизма у ребенка – это воспитывать не только любовь к месту, где родился и живешь, но и уважение к традициям и обычаям народа, его истории, культуре. В этом помогает именно музейная педагогика.
Старший воспитатель:
Музейная педагогика… (проецируется на экране)
Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Но все же… Попытаемся дать определение этому понятию, поскольку каждый, кто работает с детьми, вкладывает в него свое содержимое. Однако прежде уясним: почему музейная педагогика стала ныне так востребована?
Ответ на вопрос очевиден. Время заставляет нас искать в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.
- Обратимся к определениям сути понятия «музейная педагогика».
(участники педсовета дают определение понятию
«музейная педагогика»)
Одно из них звучит так: музейная педагогика – это научно - практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
Исходя из этого, предметом музейной педагогики является музейная коммуникация. Однако на сегодняшний день существует несколько подходов к этому новому педагогическому направлению. Одни утверждают: музейная педагогика - это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс, организуемый в условиях музейной среды. Другие усматривают в данном понятии неоправданное сужение возможностей музейно педагогической деятельности и отводят ему иную роль в образовательно-воспитательном процессе.
Под музейной педагогикой в этом случае понимается область воспитательно-образовательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве - детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д.
И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя.
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Иными словами, речь идет об «омузеивании» образования или об «образовании культурой». Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать свои ближайшие задачи, к решению которых мы призовем музейную педагогику. А задачи эти следующие:
(проецируются на экране)
Задачи музейной педагогики:
- учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
- формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
- формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;
- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
- вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
- развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: (проецируются на проекторе)
- предметность
- наглядность
- эмоциональность
-интерактивность.
Предметный наглядный метод обучения предполагает в качестве основного фактора воздействия предмет, который наделяется ролью главного действующего лица. На первый план выдвигается задача помочь ребенку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Молчаливые предметы начинают неторопливый «разговор», в ходе которого маленькие исследователи делают для себя неожиданные открытия. Оказывается, обычные ручка и тетрадь, стол и шкаф, башмак и шляпа, яблоко и манная каша умеют «говорить» и могут поведать необыкновенные истории о себе, людях, об исторических мифологических событиях, фактах. Надо только уметь прислушаться, всмотреться, услышать и понять их «тихую жизнь». Предметы появляются из «музейного саквояжа», «волшебного сундука», «бабушкиной шкатулки» и переносят путешественников в разные времена.
Так, обычное яблоко может поведать легенду о трех древнегреческих богинях, между которыми разгорелся нешуточный спор за звание «прекраснейшая». Стул может препроводить в Древний Египет, где он был в особом почете, или в средневековый замок на рыцарский турнир, или на прием к русскому царю (тогда он превратится в трон) и т.д. Но попасть в иные времена можно лишь в том случае, если ты знаешь и соблюдаешь их нравы и обычаи. А потому необходимо облачиться в соответствующую одежду, запастись «правильной» едой, изготовить соответствующие предметы. Это большая работа, которая ведется в течение долгого времени. Результатом подобных занятий могут быть рисунок, поделки из глины, пластилина, бумаги и т.д.
Многократное обращение к музейным экспозициям обеспечивает историческую достоверность создаваемых историко-культурных «реалий». С конкретным образом времени ребенку легче, органичнее ориентироваться в лабиринте истории. При этом важно, что «музейный саквояж» появляется и постоянно пополняется не только у педагога, но и у ребенка.
Необходимо отметить то, что каждый предмет, выступающий в роли актера, рассказчика, не только можно, но и необходимо трогать и изучать, используя по возможности все органы чувств.
Напомним главный принцип музейной педагогики: в сознании, душе, памяти навсегда остается только то, что пропущено через сердце и руки. Неслучаен девиз многих зарубежных детских музеев: «Пожалуйста, трогайте!», а их эмблема - открытая детская ладошка.
Дискуссия по вопросам
В личностном развитии дошкольника особая роль отводится музейной педагогике. Музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, отечеству.
В силу своей природы музеи играют важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Как феномен нравственно-эстетического формирования личности музей замечателен тем, что, во-первых, основным средством воздействия в нем выступают классические памятники мировой культуры, и, во-вторых, в центре музейного образовательного процесса всегда находится подлинник истории и культуры. Значительная роль в решении этой задачи может принадлежать музейной педагогике.
- Каково значение музейной педагогики в развитии личности дошкольника, на ваш взгляд?
Музейная педагогика вводит ребенка в большой мир взрослых людей, помогает увидеть красоту и неповторимость человеческих творений, погрузиться в историческое прошлое своего народа, научиться ценить и уважать его традиции, воспитать патриота.
Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию: способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Музейная педагогика способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.
Посещение музеев разного профиля формирует у детей навыки самостоятельного рассматривания экспонатов, творческого воображения, целостного представления о мире и культуре.
- Какова роль воспитателя в пространстве музея, на ваш взгляд?
Каждый педагог, причастный к работе музея (мини-музея), должен расширять свои знания по основам наук, связанных с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он работает в музее, овладеть навыками исследовательской и музейной работы.
Воспитатель организовывает условия для педагогического процесса, активизирует, подготавливает и настраивает ребенка на восприятие, облегчает восприятие ребенка, служит для детей проводником в чувственном и духовном освоении окружающего мира, способствует выявлению творческого ресурса детей. Одновременно, работая на зоны ближайшего развития дошкольника, он запускает игровой механизм диалога с образом. Воспитатель должен обладать необходимыми знаниями, опытом и свободно ориентироваться в пространстве музея.
- Давайте попробуем охарактеризовать руководителя мини-музея.
Этот человек должен быть не только знатоком искусства, музыки, литературы, архитектуры, скульптуры, но и прекрасным психологом. Он должен уметь располагать ребенка к себе, вызывать желание общаться, делиться впечатлениями, только тогда процесс овладения материалом будет действительно эффективным. Руководитель мини-музея должен устанавливать деловые контакты с методическими центрами музеев, находящимися в городе, заключать договора о сотрудничестве, разрабатывать планы проведения занятий на базе мини-музея на учебный год и др.
Руководитель музея совместно со старшим воспитателем и заведующим детского сада организовывает работу по повышению этнокультурной компетентности педагогов: разрабатывает план проведения семинаров, лекториев, тематических педсоветов, консультаций, подбирает для изучения историческую, искусствоведческую, художественную и методическую литературу, слайды, видео- и аудиоматериалы, оформляет тематические уголки, папки-передвижки, фотовыставки, организует встречи с работниками музеев, психологами, проводит игровые тренинги с педагогами и др.
(проецируются на экране)
На основе работ О.А. Абдулиной, А.В. Бакушинского, Г.Г. Григорьевой, О.А, Князевой, Е.Н. Конуховой, Н.Л. Кульчинской, А.П. Михеевой, Л.В. Пантелеевой, Т.Н. Панкратовой, Н.Д. Рева, Т.В. Чумаловой и других была составлена профессиограмма специалиста, подготовленного к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с музейной культурой.(рассматривание таблицы)
В профессиограмме можно выделить три блока знаний и умений:
1. Общепедагогические знания и умения.
2. Научно-методические знания и умения.
3. Специальные знания и умения.
В таблице определены те знания и умения, которые являются профессионально значимыми как для педагогов дошкольных образовательных учреждений (или других специалистов, работающих с дошкольниками: гувернанток, домашних педагогов и пр.), так и для работников музея.
Понятно, что не только воспитатели детских садов должны знать особенности музейной работы, но и экскурсоводам, экспозиционерам, музейным педагогам необходимо разбираться в специфике работы с детьми дошкольного возраста. Предложенная профессиограмма позволяет определить направления взаимодействия двух учреждений: детского сада и музея.
Профессиограмма специалиста,
готового к ведению
музейной работы с дошкольниками
Блок Знание Умение
Общепедагогические
знания и умения - задач культурно-просветительской деятельности музеев и воспитательно-образовательных задач детского сада;
- основ музейной педагогики;
- особенностей восприятия детьми предметов материальной культуры;
- особенностей влияния музейной культуры на развитие личности ребенка-дошкольника
- создавать условия для проявления интереса к музейной культуре;
- выбирать педагогически целесообразные формы и методы приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре;
- предвидеть трудности предстоящей музейной работы и проектировать пути их преодоления;
- координировать работу дошкольного образовательного учреждения и музея
Научно-методические
Знания и умения - классификации музеев и особенностей их работы;
- требований отбора музейных экспозиций и экспонатов, предназначенных для восприятия в ходе экскурсионной и других форм работы с дошкольниками;
- методов, приемов и форм оптимизации процессов восприятия музейных экспозиций детьми дошкольного возраста
- намечать близкие и далекие цели развития интереса детей к музейной культуре;
- отбирать необходимый искусствоведческий, этнографический и другой материал для более полного понимания идеи музейной экспозиции детьми дошкольного возраста;
- организовывать и проводить педагогическую и музейно-педагогическую работу с дошкольниками
Специальные
знания и умения - особенностей экспозиционной работы;
- особенностей организации музейных экскурсий и других форм работы с детьми дошкольного возраста;
- этапов проведения работы по приобщению дошкольников к музейной культуре
- формировать как передвижные, так и стационарные экспозиции в дошкольных образовательных учреждениях;
- проводить музейные экскурсии и другие формы работы с детьми дошкольного возраста;
- отбирать, разрабатывать и использовать разнообразные игровые формы работы по приобщению детей к музейной культуре
Подобно общей педагогике, МП не только обобщает опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно- педагогические программы. В силу своего междисциплинарного характера МП как научная дисциплина, прежде всего, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин - например, «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление». Войдя в понятийный аппарат музейной педагогики, они зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые акценты.
Компоненты музейно-педагогического процесса
1. Музейный педагог, музейный зритель, музейный предмет - обладают внутренней взаимосвязью, обеспечивающей превращение культурного опыта в личные качества формируемого человека.
2. Музейная среда включает в себя:
- околомузейное пространство, организующее внимание зрителя;
- музейное здание, настраивающее на восприятие произведения искусства;
- экспозицию, как презентацию музейного пространства.
3.Музейная педагогика - это наука о воспитании средствами музея (А.Кунст, В.Хильгерс)
4.Музейная педагогика - посредническая деятельность, обеспечивающая связь между музеями, их коллекциями и посетителями (А.Фогт). В этом контексте «музейная педагогика» рассматривается в двух областях:
а) как теория и отражение процесса коммуникации в музее;
б) как общее обозначение для реализации различных посреднических и образовательных задач, связанных с обслуживанием посетителей (выставочные проекты, информационное обеспечение, экскурсии, творческие мастерские)
5. Музейная педагогика - пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук и исследующая образовательно-воспитательные цели общества применительно к специфическим формам музейной коммуникации (К.Патцвал, Й.Аве)
6.Музейная педагогика - определяется как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, а ее предметом являются культурно-образовательные аспекты коммуникации (М.Ю.Юхневич)
7.Музейная педагогика (применительно к художественному музею) - это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды (Б.А.Столяров)
8.Музейно-педагогический процесс - системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и музейного зрителя, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творчески развитой личности (Б.А.Столяров)
9.Музейно-педагогический процесс- строится на объективном фундаменте исторически подтвержденных педагогической наукой положений о культуро- и природосообразности.
10.Музейно-педагогический процесс- единая и динамичная система компонентов. В ходе музейно-педагогического процесса формируется эстетическая отзывчивость, развивается образно-ассоциативное мышление, идет овладение навыками технического или материально-художественного творчества (Б.А.Столяров)
11.Музейная среда- активное средство образования и воспитания, обладающая эстетическим, художественным и творческим содержанием, могучим духовным потенциалом. Оказывает гармонизирующее воздействие на формирующуюся личность.
Для нас музейная педагогика - это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире, и которые служат делу патриотического воспитания детей.
Музейная педагогика открывает перед педагогами и детьми широкие возможности в использовании новых, интересных, продуктивных форм работы.
- Назовите формы проведения музейных занятий в детском саду.
Исключительно важное место в работе музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны.
- Воспитатель Н.В. Булей подробно остановится на вопросе «Экскурсия как дидактический элемент деятельности музеев».
Старший воспитатель:
Большое внимание педагоги должны уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возрастов.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
(проецируются на экране)
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:
(проецируются на экране)
- проведение обзорных и тематических экскурсий,
- проведение познавательных бесед и мероприятий,
- организация выставок.
Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.
Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.
(проецируются на экран)
Педагогическая деятельность должна осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает занятие – основная организационная единица процесса развития детей в МДОУ.
Согласно принципам музейной педагогики, малышам противопоказаны традиционные формы работы музеев – монологические экскурсии. Их заменяют музейные занятия с элементами игры, творческими заданиями, в которых требуется найти «спрятавшийся» предмет, дорисовать отсутствующие на картинке фрагменты, собрать близкие по смыслу объекты, восстановить интерьер, одеть героя и др.
При построении занятий можно использовать следующие методические приемы:
создание игровых ситуаций;
обследование предметов, материалов;
самостоятельная поисково-исследовательская деятельность;
народные игры;
театрализация;
моделирование;
проектирование;
ролевые игры;
креативная деятельность;
путешествие;
ситуация «погружения»;
 дидактические игры и игровые задания, развивающие восприятие, мышление, воображение, память, речь и мелкую моторику
- Я предлагаю вам поиграть.
«Играя, познаем прекрасное»
Предлагаю вам на время стать реставраторами достопримечательностей города Брянска. На столике – иллюстрации - пазлы, «разрушенные временем». Нужно их подлечить.
Я использовала игровой прием – собирание картин-пазлов.
Только тогда, когда ребенок находится в творческом поиске, в процессе игры, встреча с культурой (с музеем) может стать радостью, незабываемым фактом в его еще такой короткой биографии.
Требования при проведении занятий:
широко использовать дидактические игры, а также игровые приемы и дидактический материал;
занятия должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания;
на занятии не должны применяться школьные технологии;
занятия следует проводить в определенной системе и связывать их с повседневной жизнью детей;
необходимо смелее включать в образовательный процесс интегрированные занятия.
Интеграция содержания различных областей знаний позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и более эффективным. Интегрированные занятия нужно строить таким образом, чтобы развивать все психические процессы, творческую фантазию, социальную активность, формировать нравственно-этические представления детей.
Наряду с занятиями непосредственно в музее (занятия-экскурсии, студии и кружки, выставки и фестивали, конкурсы и праздники, беседы, самостоятельная работа старших дошкольников с музейными материалами фонда детского творчества и др.), проводятся занятия в групповой комнате с использованием отдельных предметов-подлинников, специально подготовленных выставок и монтажей.
ПАМЯТКА
«Требования при проведении занятий
в мини-музеях ДОУ»
- широко использовать дидактические игры, а также игровые приемы и дидактический материал;
- занятия должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания;
- на занятии не должны применяться школьные технологии;
- занятия следует проводить в определенной системе и связывать их с повседневной жизнью детей;
- необходимо смелее включать в образовательный процесс интегрированные занятия.
Интеграция содержания различных областей знаний позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и более эффективным.
Интегрированные занятия нужно строить таким образом, чтобы развивать все психические процессы, творческую фантазию, социальную активность, формировать нравственно-этические представления детей.
Старший воспитатель
МДОУ ДСКВ «Тополек» г. Фокино
А.С. Сафронова
Наряду с занятиями непосредственно в музее (занятия-экскурсии, студии и кружки, выставки и фестивали, конкурсы и праздники, беседы, самостоятельная работа старших дошкольников с музейными материалами фонда детского творчества и др.), проводятся занятия в групповой комнате с использованием отдельных предметов-подлинников, специально подготовленных выставок и монтажей.
Универсальной формой проведения музейных занятий с дошкольниками является игра.
В настоящее время представлена типология музейных игр для дошкольников: (проецируется на экране)
- игра дидактическая;
- игра-путешествие (на основе погружения), в определенных случаях в ней используются элементы исторической игры, характерной для более старшей аудитории;
- игра – поиск;
- игра – моделирование;
- игра на чувство стиля («Выбирай, угадай, подбирай»);
- игра – самопроекция, когда через подражание – движение, жест, мимику – дети проецируют состояние и образ героя произведения на себя;
- игра – фантазии;
- ролевая и сюжетно-ролевая игра;
- игра с элементами драматизации;
- ритмическая игра;
- игра арттерапевтическая;
- пространственная игра.
Специфика работы на базе мини-музеев
1. Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые «беседы-пятиминутки». Но если педагог способен удержать внимание детей, то за одно посещение можно рассмотреть сразу несколько тем.
Конечно же, дошкольники обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых, возможно, не входит в сегодняшние планы педагога. В этом случае можно использовать такой тактический ход. Воспитатель говорит: «Об этом мы поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим внимательно посмотреть на стенд (рассмотреть витрину) и догадаться, о чем (воздух, дерево, вода и т.д.) хотели вам рассказать». Времени на обсуждение дается совсем немного. Воспитатель не отвечает на вопросы детей, не дает наводящих вопросов. В ответ на детские предположения и вопросы отвечает: «Мы поговорим об этом в следующий раз». Если дети отлично сориентировались в материале, при следующем посещении музея Iвоспитатель предлагает самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.
Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможен и другой вариант. Педагог предлагает детям подойти к интересующему их разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что они узнали, остальным детям.
При отборе материала форм и методов работы необходимо максимально учитывать возрастные и индивидуальные возможности детей.
Однако для приобретения методических навыков в музейно - педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической программы.
Можно сказать, что педагоги детского сада создают своеобразный комплекс форм и методов работы с детьми на базе мини-музеев с учетом особенностей традиционной музейной педагогики и дошкольного образования. В работе с детьми применяются как традиционные, так и инновационные технологии. Так, традиционная форма – беседа, рассказ – нередко сопровождаются использованием мультимедийных средств. В музейной работе следует активно использовать технические средства. Желательно иметь фонд звукозаписей, фотографий, диапозитивов, диафильмов и видеофильмов.
- Сейчас вашему вниманию будут предложены для просмотра различные слайды. Со всеми этими слайдами, в зависимости от занятий, в течение года можно знакомить детей нашего детского сада в возрасте от 4 до 7 лет. Слайды картин, различных по жанрам, виды искусства, памятники нашего города Фокино, Москвы и др.
Внимание на экран: вы должны узнать, что изображено на слайдах.
(показ слайдов)
В музейной работе следует активно использовать технические средства. Желательно иметь фонд звукозаписей, фотографий, диапозитивов, диафильмов и видеофильмов.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.
Каждый ребёнок от природы любопытен. Для того чтобы любопытство переросло в любознательность, необходимо создавать такие условия, при которых дошкольник сумеет услышать, увидеть, ощутить многообразие мира, и ему захочется познакомиться с ним поближе, узнать о нём побольше Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музей Природы и Уголок живой старины «Горница». Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников.
Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Сегодня народная педагогика приобретает особую значимость. Ее используют для приобщения детей к непреходящим человеческим ценностям и формирования личностной культуры в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Сегодня большое внимание уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, сохранению опыта прошлых поколений, внесших огромный вклад в становление и развитие нашего общества в целом и края, в котором мы живем, - малой родины.
Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности, если все это пронизано духовно-нравственным воспитанием.
Созданный в МДОУ ДСКВ «Тополек» г. Фокино этнографический Уголок живой старины «Горница» способствует воспитанию у детей чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему, уважению к своей нации, развивает чувство собственного достоинства, воспитывает бережное отношение к предметам старины, формирует «образ музея» как хранителя предметов культурного наследия.
Подведение итогов педсовета:
Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”. Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.
Работу по данному направлению мы продолжим развивать, пополнять мини - музеи экспонатами, организовывать сменные и выставочные экспозиции, поддерживать связь с другими музеями города и даже Брянской области.
Вся эта работа непроста и трудоемка. Особенно в части душевных сил. Но все окупается, когда видишь наших детей - их развитие, но без зазнайства; их активность, но без хамства, их умение ладить в коллективе и, по большому счету, различные проявления их любви к своей Родине.
Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: «Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом». Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.
Что такое музей? На мой взгляд, это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит для себя сам.
Формирование образных форм познания окружающего мира – восприятия, воображения, образного мышления – особенно важно в дошкольном периоде детства. Учитывая, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития эмоционально-чувственного восприятия мира, накопления информации о многообразии окружающего мира, необходимо своевременно и активно «ввести» малыша в мир искусств (в т.ч. организовать деятельность по восприятию, осмыслению и оценке произведений изобразительного творчества).
А между тем, как важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь согласитесь, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству.
РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА:
1. Продолжать работу по музейной педагогике
/Отв.:педагоги ДОУ
Дата: постоянно/
2. Для расширения кругозора об окружающем мире и развития познавательной активности детей использовать экскурсии (занятия-экскурсии), музейные игры, формы элементарной поисковой деятельности.
/Отв.: педагоги ДОУ
Дата: по мере необходимости/
3. Педагогам использовать в воспитательно-образовательной деятельности рекомендации старшего воспитателя при проведении занятий по музейной педагогике.
/Отв.: воспитатели
Дата: постоянно/
4. Фонды мини-музеев постоянно пополнять, экспозиции систематически обновлять
/Отв.: воспитатели
Дата: постоянно/
5. Внедрить опыт работы старшего воспитателя А.С. Сафроновой и воспитателя С.В. Левшонковой по теме: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики» и обобщить его на городском семинаре
/Отв.: старший воспитатель
Дата: в течение года
Апрель 2011 г./
Создать в группе оздоровительной направленности мини-музей декоративно-прикладного искусства
/Отв.: воспитатель Е.Н. ФедоренковаДата: к концу учебного года/
Организовать проведение посиделок совместно с родителями в Уголке живой старины «Горница»
/Отв.: руководитель Уголка С.В. Левшонковамузыкальный руководитель И.А. Моисеева
Дата: апрель 2011 г.
в течение 2011-2012 уч.года/
Педагогу МДОУ С.В. Левшонковой представить свой опыт работы по теме: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» в методический кабинет
/Отв.: воспитатель С.В. ЛевшонковаДата: май 2011 г./
Поддерживать связь с другими музеями города и даже Брянской области.
/Отв.: старший воспитатель А.С. Сафронова
Дата: постоянно/


Приложенные файлы


Добавить комментарий