Образовательный электронный файл

Управление культуры г. Курска
МБОУ ДОД «Детская школа искусств №5
им Д.Д. Шостаковича»






Методическая разработка




Тема: Психолого-педагогические особенности
деятельности хореографического
коллектива.





Преподаватель
Ушакова Светлана Александровна




Курск
2015г.



Психолого- педагогические особенности деятельности хореографического коллектива.
1.1. Руководитель хореографического коллектива и его психолого-педагогическая деятельность.
« Педагог есть воспитатель, т.е. человек, формирующий будущее, он в огромной степени является фактором этого будущего, а не только продуктом прошлого и настоящего».
А. В. Луначарский.
Это положение раскрывает важную мысль: все достижения хореографического коллектива в значительной мере зависят от руководителя - от его понимания структуры своей деятельности; современного состояния подготовленности; от владения теми средствами, которые позволяют коллективу подняться на новую ступень его развития.
Руководитель хореографического коллектива должен обладать такими качествами как:
- высокая культура;
- образование;
- художественные и педагогические способности;
- индивидуальные качества - его воля, характер, нравственный облик.
Быть руководителем коллектива значит быть профессиональным специалистом; любить людей; быть заинтересованным в их творческих достижениях. Педагогически подготовленный руководитель организовывает процесс передачи участникам знания, умения и навыки и создаёт условия для их самостоятельной активной учебно-воспитательной работы.
В настоящее время руководитель должен быть не только педагогом-художником, но:
- психологом;
- иметь коммуникативные способности;

- обладать педагогическим тактом (уважение к личности и индивидуальности каждого участника, чуткость и внимательность к психологическому их состоянию, умению поддерживать и устанавливать ровные отношения, быть выдержанным). Невозможно дать рекомендации, как поступить в той или иной ситуации. Опытный педагог умеет правильно использовать приёмы воздействия с учётом психологии человека. Также большое значение в работе имеет и профессиональная компетентность преподавателя.
Понятие профессиональной компетентности педагога выражает его единство теоретической и практической готовности. Квалификационная характеристика выстраивается из обобщённых требований преподавателю на уровне профессиональных знаний, умений, навыков и практического опыта.
Руководитель хореографического коллектива должен хорошо владеть психолого-педагогическими знаниями, законами возрастного анатомофизеологического и психологического состояния развития детей, подростков и юношества. Эти знания являются условием профессиональной компетентности. Педагогические умения объединяются в четыре группы:
Изучение личности участника и коллектива для определения уровня их подготовки к активному овладению новыми знаниями. Выделение комплекса развивающих, образовательных и воспитательных задач, их конкретизация и доминирование одной из них.
Умение построить и привести в движение логически завершённую педагогическую систему, к которой относится комплексное планирование воспитательного процесса, оптимальный выбор форм, методов и средств его организаций.
Уметь учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности через самоанализ и анализ образовательного процесса и результата деятельности преподавателя. Уметь определить комплекс доминирующих и подчинённых педагогических задач.

Уметь выделить и установить взаимосвязь между всеми компонентами и факторами воспитания через активизацию личности участника коллектива и развития его деятельности.
Быть хорошим организатором всей художественно-педагогической деятельности в хореографическом коллективе, т.е. осуществлять триединство деятельности коллектива: 1)жить перспективой и 2) учитывать развитие по спирали; 3) уметь планировать свою работу так, чтобы в неё входили психолого-педагогические, художественно- исполнительские компоненты.
Руководитель для большинства участников-авторитет. Авторитетность руководителя важный показатель высокого уровня осознания коллективом художественно- воспитательного значения его деятельности. Авторитет невозможно присвоить, его нужно завоевать в процессе работы, а это требует от руководителя совершенствование в области художественной и педагогической деятельности.
В работе с хореографическим коллективом возникает множество различных проблем и трудностей. Рассмотрим некоторые из них.
Типичная ошибка начинающего руководителя связана с тем, что он уступает желаниям участников как можно скорее выпустить их на сцену, несмотря на то, что они не имеют необходимой для этого художественной подготовки. Их желания объяснимы: многие из них выступали дома перед близкими и гостями, на домашних концертах. Между тем эти «артисты» никогда и ничему серьёзно не учились, а некоторые и не подозревали, что это необходимо.
Неопытный руководитель идёт им на встречу, и «артисты» на сцене демонстрируют свою беспомощность. Выступление может быть темпераментным, живым, но смотреть его не доставляет эстетической радости.
Итак, первая причина заключается в том, что в коллективах не ведётся систематическая работа по овладению техникой исполнения. Участники коллектива обречены, совершать элементарные ошибки, плохо танцевать, из-за чего возникает непреодолимая преграда в выполнении задач по повышению художественного и воспитательного уровня работы в хореографическом коллективе. [1,с.54]
Известно, что без технической выучки нельзя полноценно выразить художественный образ и воплотить авторские идеи на сцене. Руководителю хореографического коллектива необходимо правильно выстроить педагогические и исполнительские процессы с учётом конкретных условий, в которых приходиться работать. Практика выработала соответствующую методику:
1) Желательно и нужно удовлетворить стремление самих участников к выступлению. Для начала подготовить с ними хореографические произведения, не имеющие больших технических трудностей, и представить им возможность выступить перед знакомой аудиторией. Но обязательно сразуже следует учить критическому отношению к собственному исполнению, вырабатывать требования к нему, развивать чувство ответственности за свой исполнительский уровень, воспитывать осознание важности выступлений перед аудиторией. Руководитель, взяв в качестве учебного материала фрагмент хореографического произведения, должен преимущественно обращать внимание на овладение участниками техникой исполнения. Совершенно не допустимо, когда участники во время исполнения вспоминают, с какой позиции продолжить танец, с какого такта вступать. Таким образом, обучение в коллективе предусматривает достижение определённой степени технического совершенства. Однако овладение техникой исполнения - только начало освоения хореографического произведения, сведение обучения только к этому результату духовно калечит исполнителей, отрицательно сказывается на их творческом росте.
2) Пренебрежение художественно-образовательными задачами не ведёт к глубокой работе над образностью произведения, к творческому развитию коллектива, то есть нарушаются механизмы его роста.
Есть ещё принципиальные ошибки, на которые нужно обратить внимание. Они коренятся в неумении передать суть произведения. Преодолеть подобные ошибки можно только занимаясь специальными упражнениями по формированию приёмов анализа, разучивания, построения, воплощения и исполнения образного решения произведений, что обязывает продумывать учебно-воспитательную работу.[1, с.57]
Типичные ошибки возникают в тех случаях, когда педагог не воспитывает у участников понимания целостности хореографической композиции. Часто приходится наблюдать: как будто бы красиво и верно исполняется танец, но исполнение в целом оставляет чувство неудовлетворённости. Почему? Многие педагоги разучивают произведение по частям, соединяя затем в одно целое. Но именно целостного впечатления не создаётся. Опытные педагоги поступают по-другому. С самого начала они обрисовывают всю картину, ту, что должна получиться в результате репетиций.
Большинству хореографических коллективов свойственно волнение на сцене. Неумение его преодолевать - существенный недостаток при исполнении. Сценическое волнение - сложное чувство. Оно и показатель культуры артиста, и понимания ими ответственности за уровень исполнения, и воспитательного значения выступлений.[1, с.58]
Преодоление трудностей подобного рода предполагает решение, прежде всего учебно-воспитательных задач, вначале осознание их руководителем, а потом и участниками. Среди возможных мер - самое главное- повышение общей, художественной и исполнительской культуры. Можно предположить, что застенчивость и неверие участников в свои силы и способности - показатель не столько их личностных свойств, сколько неумение руководителей коллективов создавать условия, при которых участники обрели бы уверенность в себе. Только активной художественно-педагогической деятельностью возможно устранение подобных трудностей.
Негативные моменты в жизни хореографического коллектива в значительной мере связаны с недостаточной педагогической подготовленностью художественных руководителей. Они не учитывают того, что правильно организованный учебно-воспитательный процесс- это путь формирования участников, это средство создания творческого климата в коллективе, это стабильность коллектива.
Известно, что многие хореографические коллективы распадаются. Тому много причин. Одна из них - нездоровая обстановка, отсутствие дружеского общения участников и руководителей. Необщительность мешает устанавливать и поддерживать отношения с членами коллектива, что в свою очередь препятствует проявлению способностей.
В качестве причины мешающей участникам проявить свои способности является неумение устанавливать и поддерживать отношения с руководителем; зазнайство некоторых членов коллектива.
Среди причин, ведущих к уходу некоторых участников из коллектива отмечаются следующие:
Высокомерное отношение некоторых солистов.
Несправедливое обвинение со стороны коллектива, обида участника.
Неодинаковое отношение руководителя ко всем участникам.
Отсутствие дружеской поддержки и помощи со стороны участников коллектива.
Устранение подобных недостатков возможно только путём установления в коллективе дружеских, доброжелательных отношений, обстановки, способствующей творчеству.
Хотелось бы назвать ещё причины ухода из коллектива, которые, по моему мнению, тоже имеют немаловажное значение, это: отсутствие дисциплины; однообразные занятия; низкий уровень исполнительского мастерства всего коллектива; отсутствие творческого роста коллектива.
Отсутствие дисциплины и однообразие занятий - это вроде бы разные, но, тем не менее, внутренне связанные причины, говорящие о неблагополучии. Монотонность занятий, поселившаяся на них скука, также свидетельствуют о нарушении основных принципов обучения и воспитания участников, в том числе принципов увлекательности, доброжелательности и оптимизма. Дисциплина на занятиях - показатель результативности работы художественного руководителя, его профессиональной зрелости. Ведь соблюдение творческой дисциплины -непреложное правило любого хореографического коллектива, в котором участники, под руководством педагога, увлечённо занимаются любимым видом художественного творчества.
Как правило, малоэффективным является требование руководителя не опаздывать на занятия и тем более их не пропускать, если оно не сопровождается должным воспитанием членов коллектива. Отсюда вытекает важнейшее правило: каждому хореографическому коллективу необходимо иметь продуманную программу художественно- педагогической деятельности.

Можно сделать вывод, что в зависимости от того, насколько руководитель осознаёт ценность воспитания и образования участников и умеет их осуществлять, настолько успешно весь коллектив постепенно решает всё более сложные художественные задачи. Конечно, конкретные условия, в которых находится хореографический коллектив, накладывают отпечаток на возможности руководителя использовать те или иные формы развития активности и самостоятельности участников. Однако важно, чтобы они вели поиск способов и методов пробуждать у участников умение посвящать свой досуг хореографическому искусству, не ограничиваясь рамками только коллектива.



1.2. Возрастные и психологические особенности участников хореографического коллектива.
Руководитель хореографического коллектива, в своей деятельности, должен учитывать возрастные и психологические особенности своих участников. Каждому возрасту необходим свой подход. В настоящий момент выделяются такие возрастные категории как:
Дошкольный период.
Возрастные границы данного периода: от 3-х до 6-7 лет. Дошкольное детство -относительно небольшой временной период, но включает много нового в развитии психики в целом. Этот период усвоения нравственности, обучения совместным действиям, общению с другими людьми. Здесь ярко проявляется способность хотеть радоваться и огорчаться, познавать новое. Дети чувствительны ко всякого рода воздействиям, результаты сразу не видны, но впитанные как губкой знания, впечатления и стиль поведения, непременно проявиться в будущем. Развивается личность: характер, интересы, направленность, формируется субъект общения, познания, деятельности и их структурные элементы: способности и склонности.
Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определённых отношений со сверстниками, образование «детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «Я» и значения собственных поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.
Ведущей деятельностью дошкольника является - игра. Руководитель хореографического коллектива должен активно использовать игру в своей деятельности. Танцы- игры должны способствовать развитию ребёнка, вызывать у него интерес к деятельности, которой он занимается. Характер игры меняется вместе с развитием ребёнка. В игре ребёнку открываются отношения, объективно существующие между людьми. Последовательное исполнение определённых ролей дисциплинируют детей. В совместной деятельности они учатся согласовывать свои действия. Эти реальные взаимоотношения с другими членами детской группы не только формируют коллективистические качества, но и поднимают самосознание ребёнка. Ориентировка на сверстников, на мнение зарождающегося коллектива формируют в ребёнке социальные чувства: самостоятельность, способность следовать за группой, способность к сопереживанию и т. д. [5 с. 102]
Дошкольный возраст- это период, в течении которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребёнка, овладение специфическими человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти. Становление психически опосредуется развитием представлений.
Младший школьный возраст.
Поступление ребёнка в школу связано с огромными изменениями во всех сферах его жизни. Эти изменения касаются в первую очередь структуры отношений и места ребёнка в обществе.
Изменения происходят на всех уровнях развития. Продолжается закрепление физического и психологического здоровья ребёнка. Особенность физического развития состоит в том, что оно отстаёт в темпах от психологического развития, тем не менее, ребёнок набирает физическую силу, увеличивается его работоспособность. Внимание к формированию осанки здесь особенно важно.
Младший школьный возраст- период для психолого-педагогического воздействия на ребёнка. Педагогическое воздействие сказывается на формировании личности и интеллекта - необходима эмоционально- положительная среда, без неё дети остаются капризными, обидчивыми. Происходит смена деятельности - игровой на учебную, отсюда стремление к самостоятельности. Важно не оставлять без внимания это стремление, не подавлять его, чтобы не сформировалось чувство вины.
Возникают отношения дружбы. Лидерами становятся дети, которые хорошо учатся. Однако контакты в этом возрасте быстро разрушаются из-за повышенной эмоциональности. Дети не могут осуществлять контроль за своим эмоциональным поведением, у них наблюдается быстрая смена эмоциональных состояний.
Дошкольный возраст можно назвать периодом фронтального развития интеллекта ребёнка, специальные способности развиваются вкупе с общими способностями. [5 с. 126]
Внимание - особый психический процесс, без которого невозможно представить обучение. Руководитель должен привлекать внимание ребёнка к учебному материалу, удерживать его специальными педагогическими приёмами. Тем не менее, ребёнок ещё долго отвлекается, особенно при выполнении простых заданий по сравнению с более сложными.
Подростковый возраст.
Подростковый возраст является переходным, прежде всего в биологическом смысле, так как это возраст полового созревания, параллельно с которым достигают зрелости и другие биологические системы организма.
Для подросткового возраста характерны следующие особенности:
- социальный статус мало отличается от детского;
- психологический статус крайне противоречив: для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития;
- «чувство взрослости» определяет новый уровень притязаний, отсюда -типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала « вырастания» из него.
В подростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности. Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. [5 с. 145]
Ведущая деятельность - интимно- личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей.
Руководителю хореографического коллектива особое внимание надо уделить физическому развитию участников. В этот период происходят многочисленные изменения в организме подростка: резкий скачок в росте (рост тела в длину, увеличение веса, окружности грудной клетки) и половое созревание. Педагогу необходимо учитывать выше сказанное, подбирать специальные упражнения, которые бы способствовали развитию физической красоты тела подростка.
В этот период увеличивается масса мышц тела, но мышцы у подростков утомляются быстрее, чем у взрослых, и ещё не способны к длительному напряжению. Следовательно, руководитель должен правильно распределять нагрузку, помогать участникам с помощью хореографического искусства, исправлять какие- либо физические недостатки.
Объём внимания и способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.
Юношеский возраст.
Юность- период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. ( ранняя юность- 14-17 лет; поздняя юность- 18-21 год) Биологически - это период завершения физического созревания. Главная задача этапа - выбор профессии и типа учебного заведения. Педагогу коллектива надо прививать любовь и уважение к хореографическому искусству. Если один из участников захочет связать свою будущую профессию с этим замечательным видом искусства, то для руководителя это уже успех.
В этот период в основном завершается физическое созревание организма. Психологическое содержание этого этапа связанна с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения. [5 с. 166]
Формируются:
- познавательные и профессиональные интересы;
- потребность в труде;
- способность строить жизненные планы;
- преодоление зависимости от взрослых и утверждение самостоятельности личности;
- в общении: ориентация на индивидуальные контакты наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения;
- формирование нравственного сознания, ценностных ориентации и идеалов, мировоззрения.
Необходим индивидуальный подход в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащегося. Самостоятельность в процессе обучения улучшает непосредственные результаты и оказывает благотворное влияние на умственные способности, черты личности. Некоторые учащиеся не владеют самыми необходимыми навыками запоминания, плохо умеют обобщать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Это затрудняет обучение, делает его не интересным.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что юность является временем, когда нужно упорно работать над неравноценными задачами, в результате чего возникает поведение, на основе которого можно называться взрослым.
Период зрелости.
Руководитель, который работает с этой категорией людей, должен знать, что зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.
Проблема взрослости - одна из наименее разработанных возрастно - и социально- психологических проблем.
Не все взрослые достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по одному образцу, во взрослости не обнаружено чётких очевидных ориентиров. Социальное и эмоциональное развитие в зрелости смешиваются с постепенными.
Физическими изменениями, происходящими в эти годы,- растущим объёмом знаний, навыков и опыта индивидуума.
В психологии распространено мнение, что хронологический возраст в зрелости не имеет особого смысла, изменения в личности взрослого человека происходят лишь благодаря индивидуальным особенностям в сочетании с социальным, биологическим и психологическим статусом. [5 с. 174]
Период взрослости отличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нём заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. Развитие всех сторон психики осуществляется неравномерно. Единого взгляда на развитие взрослого человека пока не существует.
Теперь хотелось бы остановимся более подробно на свойствах и типах темперамента.
Свойства темперамента, в отличии от мотивов и психических состояний человека, проявляется у него одним и тем же образом в самых разных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если учащиеся волнуется перед выходом на сценическую площадку, это значит, что высокая тревожность-свойство его темперамента. Характерной особенностью темперамента является то, что он проявляется у человека в различных обстановках: и в том, как человек говорит и общается с другими людьми, и в том, как огорчается или радуется, и в том, как он работает и отдыхает. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. [11с. 406]
Выделяют четыре типа темперамента:
Сангвиник.
Учащийся хореографического коллектива, с таким типом темперамента, очень живой и непоседливый. Его легко заинтересовать уроком: он живо откликается на каждый новый факт или новую задачу. Вместе с тем его интересы и увлечения очень не постоянны и не устойчивы. У него очень живое, подвижное и выразительное лицо. По его лицу легко угадать, каково его настроение, какого его отношение к предмету или человеку. На уроках, которые ему интересны, он проявляет большую настойчивость, энергию и работоспособность. Чувства и настроение его очень изменчивы. Учащийся легко привыкает к новой обстановке и к новым требованиям.
Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная реактивность, которая проявляется в том, что учащийся живо и с большим возбуждением откликается на всё привлекающее его внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью, высокой пластичностью поведения. И, наконец, сангвиник экстравентирован, что определяет большую отзывчивость на непосредственные, внешние впечатления.
Холерик.
В основе лежит сильный, неуравновешенный с приоблоданием возбуждения -тип нервной системы.
Если в хореографическом коллективе есть ученик с таким видом темперамента, то он будет, выделятся своей порывистостью. Увлёкшись рассказом или объяснением педагога, какого- либо движения, ученик приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает учителя различными восклицаниями. На любой вопрос преподавателя готов отвечать, не подумав и потому часто отвечает невпопад. Объяснения учителя слушает очень сосредоточенно, неотвлекаясь. Так же сосредоточенно выполняет работу в классе и домашнюю работу. Очень выразительное лицо. В выполнении различных общественных поручений проявляет настойчивость. Его интересы и увлечения довольно постоянны и устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях и с большой энергией их преодолевает.
Для холерика, как и для сангвиника, так же характерны высокая реактивносгь и активность, быстрый темп реакций. [11 с. 415]
Флегматик.
В основе лежит сильный уравновешенный, инертный тип нервной системы. Ученик с таким темпераментом, не тороплив и медлителен в походке и движениях. На вопросы учителя отвечает не сразу. Со сверстниками сходится трудно, но если подружится, то надолго.
В отличии от сангвиника и холерика, у флегматика малая реактивность. Именно малой эмоциональной возбудимостью объясняется тот факт, что учащийся остаётся невозмутимым, когда все в классе смеются, и внешне спокоен при большой неприятности. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Флегматический темперамент отличается малой пластичностью и большой ригидностью.
Меланхолик.
В основе лежит слабый тип нервной системы. На уроках ученик спокоен, настроение меняется от очень не значительных причин. Он болезненно чувствителен. Если руководитель на уроке сделал ему замечание, то он обидится и будет ходить расстроенный и подавленный. Вместе с тем чувства у него пробуждаются медленно. Очень сдержан в выражении чувств. Свои способности и знания оценивает низко.
Малая реактивность и пониженная активность, свойственные меланхолическому темпераменту, проявляются у меланхолика в том, что он редко смеётся, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца.
Руководителю хореографического коллектива также надо помнить, знать и учитывать не только типы темпераментов, но и свойства характера индивида.
Каждый человек отличается от любого другова своим индивидуальным психологическим своеобразием.
«Характер» в буквальном переводе с греческого обозначает «чеканка», «отпечаток». В психологии под характером понимают совокупность индивидуально- своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам. [11с. 423]
В психологии различают четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями личности.
1. Свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т. д.)
2. Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду и т. д.)
3. Свойства, выражающие отношение к вещам (окуратность или неряшливость, бережное или небрежное отношение к вещам и др.)
4. Свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность и т. д.)
Педагогу необходимо очень внимательно относится к своим учащимся, выявлять у них различные способности.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводится. Между тем данные психологических исследований и педагогического опыта свидетельствуют о том, что иногда человек первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других способности.
Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявшиеся у ребёнка хореографические способности не являются гарантией того, что ребёнок свяжет с этим искусством свою будущую профессию. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребёнком, хорошее состояние здоровья и многих других условий, без которых способности могут деформироваться так и не развившись.
Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант- это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. [11с. 452]
Так же как и способность, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в хореографическом творчестве.
Талант в совокупности его общих и специальных качеств - это не более чем возможность творческих успехов, это лишь предпосылка мастерства, но далеко ещё не само мастерство. Для того чтобы стать мастером надо много трудиться. Талант не освобождает от труда, а предполагает большой, творческий, напряжённый труд. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорной, всегда – без исключения- титаны труда. Только благодаря труду они могли достичь высочайшего уровня мастерства, всемирной известности.
В процессе труда накапливается жизненный опыт, необходимый комплекс умений и навыков, без которого никакое творчество невозможно.
В процессе творческой деятельности важную роль играют моменты особого подъёма сил, психическое состояние вдохновения. Оно издавна считается неотделимой принадлежностью таланта. Вдохновение- это не откровение, а момент в творчестве, возможный только в том случае, если он подготовлен трудом. Вдохновение предполагает колоссальную сосредоточенность внимания, мобилизацию памяти, воображение и мышление.
Если талант- это возможность, то мастерство- это возможность, ставшая действительностью. Подлинное мастерство- это проявление талантливости человека в деятельности.


Из всего выше сказанного следует, что руководитель хореографического коллектива должен подбирать себе группы одной возрастной категории, учитывать их психическое развитие. Но в то же время на земле не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима. У каждого свой характер, темперамент, особенности, которых необходимо учитывать и анализировать. Также руководитель должен учитывать психологические особенности каждой отдельной личности, уметь выявлять способности у учащихся и способствовать их развитию.












Список используемой литературы:
1. Игнатова, И.Б. Коллектив художественного творчества: проблема педагогического руководства: Учеб. пособие / И.Б. Игнатова, СМ. Малакуцкая. -Белгород, БГИКИ, 2007.- 178с.
2. Сластенин, * В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.-4-е изд.-М.: Школьная Пресса, 2002.-512с.
3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова-М.: Педагогическое общество России, 2004.-512с.
4. Пруткова, Т.В.Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Т.В. Пруткова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 256с.
5. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. - «Высшее образование».- Ростов н/Д: Феникс, 2004. -384с.
6. Гуревич. П.С. Психология и педагогика. Учебник для вузов/ П.С. Гуревич-М.: Проект. 2004. 352с.
7. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов.-2-е изд./ Л.Б. Ермолаева-Томина-М.: Академический Проект: Культура,2005.-304с.
8. Ваганова А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. 8-е изд., стер.-СПб.: Издательство «Лань», 2003.- 192с.
9. Никитина, В.А.Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Никитина - М.: Гуманист изд. Центр ВЛАДОС 2002.-272с.
10. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребёнка / Н. Ветлугина.- М.: 1976.-217с.
11. Петровский, А.В. Общая психология. Учебник для студентов пед.
институтов / А.В. Петровский.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: «Просвещение», 1976.-479с.








15

Приложенные файлы


Добавить комментарий