Конспект урока музыки в 3 классе Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, добрая моя, нежная моя мама


Урок музыки в 3 классе
ДРЕВНЕЙШАЯ ПЕСНЬ МАТЕРИНСТВА
ТИХАЯ МОЯ, НЕЖНАЯ МОЯ, ДОБРАЯ МОЯ МАМА!
Тип урока: углубление знаний.
Вид урока: урок – исследование.
Формируемые УУД
 Педагогические цели: Формирование трепетных, нежных чувств к матери, воспитание духовно-нравственных качеств.
Триединая цель:
1.Образовательная: познакомить детей с особенностями воплощения образов матери в музыке.
2. Развивающая: развивать творческие способности, музыкальную память, речь, ассоциативно-образное мышление на основе восприятия живописен полотен и икон.
3. Воспитательная: воспитывать тонкое и чуткое отношение к маме и близким людям; толерантность по отношению к культуре других стран и народов.
Метапредметные*Личностные УУД
- формировать мотивацию к учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы ;
- формировать умение применять знания в новой ситуации;
- формировать способность к самооценке через рефлексию.
*Регулятивные УУД
-уметь организовывать свое рабочее место и работу;
-принимать и сохранять учебную задачу через постановку темы, целей урока, через самостоятельную формулировку заданий для одноклассников;
-планировать учебные действия с помощью плана, определять пути решения;
- оценивать результаты действия через проверку выполненных заданий;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
*Коммуникативные УУД
- ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем в совместной постановке целей и темы урока;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную (через подобранный материал);
- уметь задавать вопросы, договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре,
-контролировать, корректировать, оценивать действия партнера;
*Познавательные УУД
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной и в письменной форме;
- строить монологические высказывания и диалог.
Планируемые результаты:
- учащиеся познакомятся с особенностями воплощения образов матери в музыке;
- учащиеся расширят представления о музыкальной культуре своей Родины;
- учащиеся научатся слушать собеседника и вести диалог;
- слушать учителя и выполнять его требования.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, рисунки детей, баян, аудиозаписи песен и их фонограммы.
Ход урока
Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто? Отвечу я – это мамочка моя!
Звучит песня: сл.И.Косякова, муз. Н.Тимофеева «Мама дорогая».
(Вступительное слово учителя).
- Ребята, мы не случайно начали урок с этой песни. Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь?
(Ответы детей).
- Действительно, сегодня мы будем говорить о маме. Мама, мамочка…Сколько тепла таит это маленькое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас.
На прошлом уроке мы договорились нарисовать портреты наших мам. Посмотрите на выставку, какие замечательные получились рисунки.
На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме…Обычно эта тема появляется весной. Почему же мы заговорили о ней сегодня?
Во время Великой Отечественной Войны, в 1944-ом году, когда страна знала, что Победа – скоро, что надо заживлять самую страшную рану – потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учрежден орден « Мать –героиня».
Правительство страны решило наградить многодетных матерей, чьи дети защищали страну в годы войны. Под номером 1 в списке о награждении была жительница Подмосковья Анна Алексахина, которая воспитала 12 детей: 10 сыновей и 2 дочерей. 8 ушли на фронт. Четверо погибли. Орден вручал Михаил Иванович Калинин.
В 1997 году Государственная Дума приняла Указ об учреждении Дня Матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября.
Мама – самый дорогой и любимый человек на земле. У каждого она одна. И у каждого она лучше всех на свете. Она разделит твое самое горькое горе и отдаст свою радость всю без остатка, а если потребуетс, не пощадит жизни во имя твоего спасения. О маме сложено много песен, одну из них мы сейчас послушаем. Называется она «Добрая сказка», (А. Пахмутова, Н.Добронравов), (видео).
- Ребята, что мы услышали в этой песне? Какая она? Кто ее исполнил?
(Ответы детей).
Руки мамы качали нас в колыбели, это она согревала нас своим дыханием и убаюкивала своей песней.
Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет – 5 или 50, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее твоя жизнь.
Вот уже 2000 лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках,
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках.
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребенком на руках!
Сегодня мы послушаем и сравним два музыкальных обращения к Богородице, две молитвы. Их авторы – Ф.Шуберт и С. Рахманинов. (Слушание).
Что же мы услышали? Какое сходство или различие вы заметили?
(Ответы детей).
Главное – интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность, красота гармонии, чистое и благозвучное обращение к образу Богородицы. Подобного рода шедевры трудно описывать своими словами, поэтому, послушайте, пожалуйста, поэтические строки Данте и Пушкина, обращенные к произведениям художников Рафаэля и Васнецова.
Она идет, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…
Данте.
Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очках –
Взирали, кроткие, во славе и лучах…
А.Пушкин.
Картину Рафаэля от иконы Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Образ Мадонны подчеркнуто простой, а херувимчики, что задумались о своем, заставляют умиляться. Такой композиционный прием называется алтарным. Рафаэль использовал его неспроста. Картина ранее находилась в церкви, так, что вид на нее открывался сразу, когда человек заходил в храм. Ни один живописец Ренессанса не использовал в своих работах психологические приемы, в таком количестве, как это делал Рафаэль. Его Мадонна имеет со зрителем духовный контакт - она словно заглядывает в вашу душу и позволяет заглянуть в свою. Она производит впечатление человека, который познал все истины мира. Мадонне заранее известна судьба ее сына, розовощекий младенец не по-детски серьезно и прозорливо взирающего на мир с рук матери. Ее парящая фигура кажется не бестелесной, а вполне реальной и живой. Святость этой Мадонны совершенно в ином – босоногую женщину почитают как царицу. Облака также подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.
Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. Однако Васнецову удалось внести свое личное видение, классическое изображение Богоматери с младенцем Христом, не нарушая общепринятых правил. Роспись плафона Собора выполнена на насыщенном золотом фоне. Обращает на себя поза, в которой запечатлена Богородица. Она стоит слегка боком к зрителям, правой рукой прикрывая ребенка, как бы защищая его от опасного влияния окружающего мира. В целом изображение оставляет ощущение внутреннего драматизма и сильнейшего накала чувств. Это очень сильное, выразительное полотно.
Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение Всепетая. Эпитет «Всепетая», обращенный к Божией Матери, поможет сохранить в детском сознании стихи Пушкина и итальянского поэта Данте, икону Васнецова и итальянского художника Рафаэля как произведения мирового искусства. В них величие и благородство Царицы Небесной: Божия Матерь служит примером человеческого достоинства.
Исполнение песни А. Чешигоровой «Мама, будь всегда со мною рядом».
Не только современные композиторы пишут о мамах. Произведения появлялись и сто, и двести лет назад. Сейчас прозвучит музыка Чайковского «Мама». Может, вы вспомните название альбома, в котором есть такая пьеса.
(Ответы детей).
Какая прозвучала музыка? (инструментальная, сольная). Какой инструмент вы услышали? Какой характер в музыке? Какое настроение?
Чтобы нам немного развеселится, поиграем в игру «Мамочка».
Кто пришел ко мне с утра?
Кто сказал вставать пора?
Кашу кто успел сварить?
Чаю в чашку мне налить?
Кто косички мне заплел?
Целый дом один подмел?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
И конечно, заботится о вашем здоровье, чтобы вы росли крепкими и сильными. (Физкультминутка)
Сейчас я предлагаю исполнить песню «Кто заботится о нас».(сл. Пилецкой, муз. Трубачева и Трубачевой).
Какой характер, какое настроение?
Послушаем два произведения «Мама» композитора Гаврилина и итальянца Биксио:
Чувствуется выразительность, нежность и трогательность строк к маме. Интоннационность песенной мелодии.
Контрастно. Преобладает национальный колорит, предающий музыке страстность и экспрессивность выражения чувства.
Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть добрыми, мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас. Какими словами мы можем описать наших мам?
(«Солнышко»).
Пусть это теплое, яркое солнышко согревает вас всю жизнь. Только будьте внимательные, не остудите этих лучей грубостью, безразличием невниманием.
Цените, любите и берегите своих матерей.
Много обязанностей у наших мам, но, наверное, самая главная – быть центром семьи, нести свет и тепло детям, стать их задушевным другом.
В любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья и величия.
Звучит песня «Мама» (сл. муз. Ж. Колмагорова)
Рефлексия.
Подведение итогов урока.


Приложенные файлы


Добавить комментарий