Методика работы над песней «Волшебный фломастер» с использованием современных методик обучения вокальному искусству (из опыта работы)


Методика работы над песней композитора
А.В Кудряшова на стихи И.А Яворовской
«Волшебный фломастер» с использованием современных методик обучения вокальному искусству.
Главной задачей преподавателя по вокалу, является приобщение ребёнка к искусству сольного пения, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
Цель :
Показ методики разучивания песни «Весёлый фломастер» композитора А.В Кудряшова на стихи И.А Яворовской с использованием упражнений А.Н. Стрельниковой, Д.Е. Огороднова и В.В. Емельянова.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепление полученных знаний на уроках сольного пения.
2. Совершенствование практических навыков и умений по пройденным темам.
Развивающие:
1. Развитие вокальных, слуховых и музыкально-аналитических навыков.
2. Развитие потребности в обновлении и расширении объёма знаний. Воспитательные:
1. Воспитание эмоционального отношения к музыке и музыкальному искусству.
2. Расширение музыкального кругозора учащихся.
Методы обучения: - наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (беседа, рассказ, обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения); - индуктивный;
-дедуктивный;
--проблемно – поисковой;
-импровизации, музыкально-творческая деятельность.
Первый этап - знакомство с музыкальным произведением.
Работа педагога в музыкальной школе очень сложна: он имеет дело с учениками самой различной степени одаренности, ему приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жесткую норму времени занятий. Он должен обладать не только глубокими знаниями, но и очень высокой техникой педагогической работы: уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные способности, находить правильное решение того или иного вопроса в самых различных ситуациях, уметь предельно целесообразно использовать ограниченное время урока, так, чтобы успеть и проверить итоги домашней работы ученика, и дать ему четкие, запоминающие указания, и успеть оказать необходимую помощь в работе над музыкальным произведением. От педагога – музыканта требуется постоянная отзывчивость на художественное содержание музыкальных произведений, над которыми работает ученик, творческий подход к их трактовке и способам овладения их специфическими трудностями. Вот поэтому очень важным этапом освоения певческих навыков является выбор репертуара. Ребёнок должен выбирать с преподавателем те песни, которые ему интересны и полезны для обучения пению. Это ОЧЕНЬ ВАЖНО! С чего начать? Всё обучение должно строиться на интересе и желании учащегося учиться. Учиться с РАДОСТЬЮ. Музыка - это эмоции. Начинать нужно с открытия! Знакомство с новым произведением начинается с исполнения его преподавателем, а это ведь открытие для учащегося. Следующей ступенькой является знакомство с авторами этого произведения.
Сведения о композиторе:
      Кудряшов Александр Владимирович родился в 1954 году в городе Калининграде в семье военнослужащего. В 1961 году, после демобилизации отца, вместе с родителями переехал  в город Ростов на Дону, где живет и трудится в настоящее время. Сочинять музыку начал с 14 лет, учась в музыкальной школе по классу фортепиано. Желание сочинять песни и играть на гитаре пришло под влиянием современной музыки, особенно песен “Beatls”.  Он окончил эстрадное отделение Ростовского училища культуры. 
За годы творчества им написано более 300 песен на стихи русских, советских и зарубежных поэтов. Много песен написано на стихи современных поэтов: М. Дудина, Ю. Мориц,  А. Дементьева, П. Вегина,  И. Олениной, Р. Казаковой. В настоящее время Александр Кудряшов  активно сотрудничает со многими поэтами г. Ростова-на-Дону и ростовской области: Ириной Яворовской,  Евгением Живициным,  Зинаидой Баевой, Еленой Камышной, Алексеем Кеда. 
Песни Александра Кудряшова звучат по радио и телевидению, в музыкальных и общеобразовательных школах, в детских садиках, их исполняют оркестры СКВО и МВД. Особое место в творчестве автора занимают песни для детей, которым он посвятил последние 15 лет своего творчества. В соавторстве с талантливой ростовской поэтессой Ириной Яворовской были написаны первые песни для детей.
Сведения об поэте:
Ирина Алексеевна Яворовская родилась 28 мая 1937 г. в пос. Верх-Нейвинском Свердловской области. Окончила Свердловский строительный техникум, Шахтинский пединститут, институт патентоведения. И. Яворовская — поэт-лирик, пишет и для взрослых, и для детей, стихи и сказки. Большими тиражами изданы книги развивающего характера, пособия для обучения малышей основам счёта, чтения.
Считаю возможным прослушать авторское исполнение песни, это тоже способствует усилению интереса к новому материалу.
Второй этап – разучивание произведения.
Ознакомление с песней, работа над дыханием:
знакомство с мелодией и словами песни;
ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
регулирование вдоха и выдоха. В качестве подготовки голосового аппарата рекомендуется подготовка, а именно дыхательная гимнастика А.Н Стрельниковой.
Основные правила. 1.Думать только о вдохе носом. А это значит, что нужно тренировать только вдох. Он должен быть шумным, резким и коротким (напоминающим хлопок в ладоши). 2.Выдох должен происходить после каждого вдоха самостоятельно и желательно через рот. Запомните – шумного выдоха быть не должно! Вдох делайте предельно активным и только через нос, выход осуществлять пассивно - через рот. 3.Вдох делать одновременно с движениями. Нет вдоха без движения, а движения без – вдоха.
4.Все вдохи – выдохи нужно делать в ритме строевого шага. Счёт в «стрельниковской гимнастике» делается только на «8». Считать «про себя» мысленно, а не вслух.
Упр.1 «Ладошки» Станьте прямо, согните руки в локтях (локти опущены вниз) и покажите зрителю ладошки (поза экстрасенса). Начинаем делать шумные вдохи носом, и при этом, одновременно сжимаем ладони в кулаки. Сделать подряд 4 ритмичных, шумных вдоха с движениями. Затем опустить руки сделать перерыв 3-4 секунды (пауза Упр.2«Погончики» Стать прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать их к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, делая как бы отжим от него (при этом плечи должны быть, напряжены, руки прямые, тянуться к полу). После этого кисти рук возвращаются в и.п. на уровне пояса. Плечи расслаблены – выдох «ушёл».
Упр.3 «Насос» Стать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделать лёгкий поклон, т.е. потянуться руками к полу, не касаясь его, и одновременно – короткий, шумный вдох носом – во второй половине с поклоном. Далее слегка приподнимитесь (не выпрямляясь) и снова поклон и шумный, короткий вдох « с пола». После этого нужно представить, что вы начинаете накачивать шину велосипеда насосом, т.е. делать ритмично такие движения, не напрягаясь и не сильно наклоняясь. Спина должна быть не прямой, а округлой, голова опущенной.
Работа над образованием звука:
проверка усвоения текста песни;
работа по закреплению мелодической основы песни;
постановка корпуса, головы;
рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
атака звука;
Предлагаю пример тренировочных упражнений В.В Емельянова:
Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите 4 раза. (Далее каждое задание исполняется четыре раза).
Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и всё более далеко отстоящие поверхности.
Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. Сделайте языком круговое движение между зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.
Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
«Интонационно- фонетические упражнения».
Это упражнения по расслаблению артикуляционного аппарата.
Работа с зубными и язычными согласными: д, з, т, р, н, а также с губными – б, п, в, м; работать над расслаблением задней части языка.
Совершенствование у детей умение деления на «вокальные слоги» в пении.
Учу округлять гласные звуки, протягивать их.
Учу тщательному и быстрому произношению согласных при скоплении их в соседних слогах.
Работаю над раздельным произношением согласных, стоящих в конце слова и в начале другого слова.
Работаю над раздельным произношением двух одинаковых гласных звуков, стоящих рядом.
Учу правильному произношению текста, выделению логического ударения и его совпадению с музыкальным акцентом. Правильно соотносить ударные и безударные слоги.
Учу соблюдать правила вокальной орфоэпии.
Формирую единообразное и единовременное произношение.

Третий этап – повторение и закрепление.
Известно, что работа над песней состоит из трех этапов:
Ознакомление (1-2 занятия);
Разучивание (3-5 занятий);
Повторение, закрепление (2-3 занятия).
Заключительным этапом работы над новой песней считаю проверку самостоятельного исполнения учащимся первоначально, первого куплета, следует обратить внимание на чистоту интонации.
Работа над чистотой интонирования:
проверка усвоения песни и мелодии в целом;
слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
Проверка музыкальной памяти.
Работа над музыкальной памятью:
запоминание ритмической основы аккомпанемента;
запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
запоминание тембров аккомпанемента.
В заключении урока преподаватель предлагает спеть учащемуся самостоятельно, разобранную новую песню в том объем, что запомнилась ему на данном уроке. После исполнения предлагая наметить, план изучения нового материала в полном объёме.
Литература:
В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса»
«развивающие голосовые игры»
2. А.Н Стрельникова «Дыхательная гимнастика»
3. Л.Б Дмитриев «Основы вокальной методики»
4. Г. Стулова «Методика обучению пению детей»
5. Д.Е Огороднов «Методика постановки голоса»
6. Биография композитора А. Кудряшова e mail: [email protected] 7. Биография поэтессы И. Яворовской
8. А. Кудряшов «Сборник детских песен»
настольная книга музыкального руководителя 2011 год.

Приложенные файлы


Добавить комментарий