Литературно-музыкальная гостиная «Дыхание Серебряного века»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
п. СОСНОВКА»
Тема внеклассного мероприятия:
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Дыхание Серебряного века»
(участники гостиной учащиеся 8,9,10 классов)
Автор работы:
Иванова Анна Евгеньевна
Место работы
СОШ п. Сосновка
Должность:
учитель русского языка и литературы
2017-2018 учебный год
Сцена оформлена соответственно теме гостиной. Задник сцены затянут тюлем и драпировкой, на нем картина. Под ней на полу камин, напольные вазы с цветами, круглый столик, стулья, маленький букетик цветов на столе, на рояле подсвечник.
Слайдовая презентации
(на музыкальном фоне))
Открывает гостиную учитель: Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве иль против теченья,-Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.Добрый день, дорогие друзья! Мы приглашаем вас сегодня посетить «мир очарованья, мир из серебра» - серебряный век русской поэзии. Серебряный век… Эти слова взывают к памяти того поколения, которое пережило культурный взлёт, духовное возрождение в России в эпоху войн и революций. Поэтому так и называют первую четверть 20 столетия, что по созвучию блестящих имён и творческому накалу она вместила – век.
Творческое вдохновение, вспыхнув ярким пламенем, не погасло в 1917 году, а ушло в глубь, скрылось в пепле от урагана истории. Прерванная душа, пересечённое слово, не допетая песня …
В новом 21 столетии поэты Серебряного века вновь с нами. Они приглашают …
(Свечи, томики стихов, гитара ,статуэтки, канделябры, свечи…
За столом красивые стулья в белых чехлах.)
Ведущий 1(Исаева П.): Мне кажется, сегодня будет какой-то необычный вечер.
Ведущий 2( Шакиров Альберт): С чего это ты взяла?
Ведущий 1(Полина): Предчувствие, что будет музыка, стихи, песни…
(кресло, на которое накинут плед и лежит гитара, рядом журнальный столик с подсвечниками и книгами.)
Ведущий 2: Ты кого-то пригласил? Я вижу сегодня много людей у нас собралось.
Ведущий 1(Полина): О, эти гости приходят сами, без приглашения, да и разве возможно послать приглашение в прошлый век?!
Ведущий 2(Альберт): Какой век, какие гости?
(реплики раздаются каждому участнику)
Век серебряный, ()
Век из света… (Ахматова) Алёна Лавицкая Век поэзии, (Цветаева) Анна Зуйкова
Век мечты, (Гиппиус) Аржановская Алина
Бытия век, (Гумилев) Ноздрачёв Владимир
Век человека, (Б. Пастернак) Хамитов Олег
Мысли век (Бальмонт) Лелюх Владимир
И век красоты… (Северянин) Миронов Д.
Век Душа, век Поэт…(А.Белый) Христиченко К.
Звука век, Слова век… (В. Маяковский) Миллер Илья
Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен.
Ведущий 2(Альберт): Век – серебряный, а гости – талантливые. Представь, что это не просто комната, а литературный салон.
Ведущий 1(Полина): Серебряный век... Салон... Сразу вспоминается Зинаида Гиппиус, остроумно-язвительная хозяйка литературного салона, которая, кстати, во многом определила литературную политику того «века».
Ведущий 2: И моду. Ведь именно Гиппиус – первая женщина в России, которая стала носить брюки.
Ведущий 2(Альберт): лирика у неё довольно-таки оригинальная…
Зинаида Гиппиус (Алина Аржановская)
Тебя приветствую, моё поражение,
Тебя и победу я люблю равно;
На дне моей гордости лежит смирение,
И радость и боль – всегда одно.
Над водами, стихнувшими в безмятежности
Вечера ясного, – всё бродит туман;
В последней жестокости есть бездонность нежности
И в божией правде – божий обман.
Люблю я отчаяние моё безмерное,
Нам радость в последней капле дана.
И только одно здесь я знаю верное:
Надо всякую чашу пить – до дна. ( Чтец в брюках)
Ведущий 1(Полина): Да, загадочный серебряный век. Знаешь, каким я его всегда представляла? Тогда поэты писали серебряными перьями, покуривая серебряные трубки, серебряные пуговицы на их роскошных халатах светились счастьем; а их голоса звучали, как серебряные колокольчики, и
было слышно их далеко-далеко и долго-долго – целое столетие. А когда наступало обеденное время, поэтам на серебряном блюде подавали ананасы в шампанском. И так каждый день, представляешь? Вот и Игорь Северянин пишет об этом.
Игорь Северянин (Миронов Данил 9А)
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буэров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грёзо-фарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!
Ведущий 2(Альберт): Серебряный век объединил в себе множество поэтов, различные направления – акмеизм, символизм, футуризм, эгофутуризм, имажинизм. А как ты думаешь, что вообще может объединять всех поэтов, на первый взгляд, таких разных?
Ведущий 1(Полина): А …..то же, что и всех остальных– слово. Это же литературный салон, здесь ценится красноречие, плавность. А знаете, как написал об этом Николай Гумилёв?
Николай Гумилёв (Ноздрачёв Владимир)
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
Ведущий 2: Николай Гумилёв… Оригинальность, поэтические откровения, любовь к путешествиям, странствиям, экзотике… Мечтатель…
Ведущий 1(Полина): XX век… У него есть свое лицо. Он полон потерь и открытий. Для людей он изобрел электричество, радио, телефон, трамвай, автомобиль, аэроплан, фотографии, кино…
Ведущий 2: Зато против человека у него были танки, бомбы, те же аэропланы, несколько войн и революций…
(Музыка революции. Человек с флагом исполняет номер.)
Ведущий 2(Альберт): Но знаете, как ни странно, человек оказался сильнее. Он противопоставил себя техническому прогрессу, он хотел жить жизнью сердца и выжил. Люди танцевали, носили шляпки, усы, бороды, узкие длинные платья. Звучала музыка, читались стихи, писались картины.
Ведущий 1(Полина): В Петербурге, в кафе, собирались под вечер после спектаклей и концертов артисты, поэты, художники. Было холодно и голодно, но каждый заявлял о себе: много читали стихов, слушали музыку, спорили об авангардной живописи, отстаивали свои взгляды, ссорились и мирились, любили…Вот и она среди них, рядом с Гумилёвым - Анна Ахматова.
Анна Ахматова (Лавицкая Алёна)
Сжала руки под темной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".
Ведущий 1(Полина): Да, произведение вызывает сложную гамму чувств, желание перечитать его снова и снова…Я бы так не смогла.
Ведущий 2(Альберт): В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихи. Публика заметно скучала. Как вдруг … появилась она!.. Марина Цветаева. Словно из темноты студёной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала.
Ведущий 1(Полина): Коротко остриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым. И вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у рафинированной части зрителей.
Марина Цветаева (Анна Зуйкова)
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Ведущий 2(Альберт): Я думаю, многие были удивлены её появлению. Её уже стала забывать литературная Москва. Они знали, а вернее, догадывались, что революция не вдохновляла её. Марина Цветаева не могла смириться с насилием, террором, разгулом ненависти, она не желала быть молчаливым свидетелем взаимоуничтожения в огне гражданской войны.
Аня Зуйкова и Алена Лавицкая исполняют романс..
(О жизнь, без завтрашнего дня)…(Бессоница) –Ахматова
Или «Под лаской плюшевого пледа..»(Цветаева)
Ведущий 1(Полина): Музыка в представлении поэтов-символистов была первейшей из искусств. Почему? Поэт Андрей Белый говорил: «… Музыка идеально выражает смысл, она говорит из сердца мира». И вместе с поэзией звучала музыка.
Андрей Белый (Христиченко К.)
Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит,
Но видит бог, есть музыка над нами, -
Дрожит вокзал от пенья аонид.
И снова паровозными свистками
Разорванный скрипичный воздух слит.
… и мнится мне: весь в музыке и пене
Железный мир так нищенски дрожит.
В стеклянные я упираюсь сени.
Куда же ты? На тризне милой тени
В последний раз нам музыка звучит.
Ведущий 2(Альберт): Сегодня мало кто поверит, что в первое десятилетие XX века не Блок, не Ахматова, не Гумилев, а именно Константин Бальмонт был самым известным, самым модным поэтом в России. Бальмонт был типичным героем русского декаданса.
Ведущий 1(Полина): Он покорял не только женские сердца. В его жизни было два кругосветных путешествия, где он выступал на поэтических вечерах с потрясающим успехом. Жаль, что Константин Дмитриевич Бальмонт в своей парижской эмиграции был забыт на 20 лет.
К.Д.Бальмонт (Лелюх Владимир)
Я жить не могу настоящим,
Я люблю беспокойные сны.
Под солнечным блеском палящим
И под влажным мерцаньем луны.
Я жить не могу настоящим,
Я внимаю намекам струны,
Цветам и деревьям шумящим,
И легендам приморской волны.
Желаньем томясь несказанным,
Я в неясном грядущем живу,
Вздыхаю в рассвете туманном
И с вечернею тучкой плыву.
И часто в восторге нежданном
Поцелуем тревожу листву.
Я в бегстве живу неустанном,
В ненасытной тревоге живу.
Ведущий 1(Полина): Некоторые поэты просто исчезли в никуда — растворились в различных советских конторах и учреждениях, растворились в эмиграции, где уже ничего не писали, ничего не издавали, и только скудные сведения об их частной жизни вне поэзии доходили на родину.Мария Моравская — одно из «потерянных» имён Серебряного века, случайно увиденное в какой-то статье. Вот о ней мы и хотим вам рассказать…
Мария Моравская( Лена Назарова )
Запылённая мечта
Я купила накидку дорожную
И синее суконное кепи,
И мечтала: увижу безбрежные,
Безбрежные моря и степи!
И висит, покрываясь пылью,
Моё кепи на раме зеркальной.
Но теперь помертвели, остыли
Все мечты о дороге дальней.
Разве долго мечтать я бессильна,
Разве я изменила просторам?
Со стены моя шапка пыльная
Глядит на меня с укором…
Ведущий 2(Альберт): Полина, ты слышишь, кто-то там, в третьем ряду, возмущается.
Да я узнал его, это же Владимир Маяковский.
Владимир Маяковский (Миллер Илья)
- Хватит долго говорить, я устал Вас всех слушать. Послушайте же меня!
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают –
значит - это кому-нибудь нужно?
ЗНАЧИТ, ЭТО НУЖНО НАМ ВСЕМ!
Значит - это необходимо, ПРОСТО НЕОБХОДИМО,
чтобы каждый вечер
над крышами НАШИХ ДОМОВ
загоралась хоть одна звезда?!
Ведущий 1(Полина): «Это тайнопись, иносказание, шифр», - говорила о нем М. Цветаева. Как глубоко он мог говорить о душе, о Боге, о любви. Глубоко и просто:
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу…
Февраль…Достать чернил и плакать…
Борис Пастернак «Свеча горела на столе…»
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкора Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на столе Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скркщенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол, И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.
Ведущий 2(Альберт): Судьбы творцов начало века… Это не все поэты и писатели, о которых можно было бы ещё говорить. Они были яркими, необычными, трагическими, разными…
Звучит музыка (фортепьяно)
Каждый по реплике произносит:
1)Зинаида Гиппиус (вставая). Умерла вдали от Родины. (поворачивается спиной к зрителям)
2)Николай Гумилев. Расстрелян.
3)Константин Бальмонт заболевает душевной болезнью, умирает на чужбине.
4)Марина Цветаева покончила с собой.
5)Анна Ахматова. Муж расстрелян, сын – узник ГУЛАГа, сама подверглась преследованиям …
6) Владимир Маяковский. Застрелился… 7) Борис Пастернак находился в атмосфере травли, прожил не долго…
8)Андрей Белый- умер от инсульта у жены на руках.
9) Игорь Северянин- умер в оккупированном немцами Таллинне
10) Мария Моравская- умерла вдали от Родины, в Майами, США
Учитель: Судьба каждого - это целая книга…А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.
Звучит песня в исполнении «Уж сколько их упало в эту бездну…»

Приложенные файлы


Добавить комментарий