Программа кружка Весёлые нотки


Пояснительная записка. Весёлые нотки.
4 класс
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них»
В.Г. Белинский.
В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются современные методические технологии, формируется педагогическая среда, внедряющая инновационные технологии. Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки,вокально - хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Составлена в соответствии с нормативными документами по организации дополнительного образования учащихся. Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.
Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.
Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак - Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги – Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.
Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.
При этом решается целый ряд проблем:
1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:
секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.
Особенно заинтересовала меня методика «Зеркала». Объясняя суть новой игры ребятам, В.Коэн говорит: «Мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка». И с этого момента в классе начинаются чудеса, ведь руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются».
Требования к детям: наличие чувство ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.
Итог творческих достижений - это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.
Цель программы - формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки;
формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, инсценирования ; способствовать развитию креативности учащихся; воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей;
Задачи:
· создать условия для самовыражения детей, актуализации их личностных качеств;
· воспитание желания и потребности музыкальной классики;
· развитие певческого диапазона голоса, формирование его естественного звучания;
· организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок;
· совершенствовать певческие способности детей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;
· формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки;
· развивать у детей творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении и пластическом интонировании.
Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы обучения:
1. Занятия строятся согласно логике творчества - от творческой до достижения творческого результата.2. Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.
3. Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.
Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.
Методы обучения:
1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
2. Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).
3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его болееобразным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Условия и необходимые для работы средства:
· помещение для занятий;
· ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
· баян;
· фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
· видеомагнитофон с видеофильмами;
-компьютер, презентации.
Планируемые результаты:
1.Личностные:
*Формирование личного смысла постижения искусства и расширения ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
*Развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, уважительное отношение к традициям своего народа.
*Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
*Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его ценности, художественном и самобытном разнообразии.
*Приобретение и начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей.
*Развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
*Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.
2.Метапредметные.
*Наблюдение за ритмичными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание, понимание их специфики и эстетического многообразия.
*Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро – и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.)
*Овладение способностью к реализации собственных творческих через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.
*Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.
*Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.
*Умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
*Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия.
3.Предметные:
*Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различными видами музыкально – творческой деятельности.
*Развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, умение размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека.
*Общие понятия о роли музыки в жизни человека и духовно – нравственном развитии, значение основных закономерностей музыкального искусства.
*Представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко – культурной, этической, региональной самобытности музыкального искусства.
*Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно – образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно – творческой деятельности.
*Готовность применять полученные знания и приобретены опыт творческой деятельности при реакции различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
*Участие в создании театрализованных ии музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ансамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Желаемый результат:
Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.
Построение работы определяется в несколько этапов:
1. Развитие выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука.
2. Развитие общей моторики, артикуляции, дикции, пластики
3. Развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора.
4. Приобщение детей к концертной деятельности.
5. Формирование основ певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально-хоровых умений и навыков.
6. Использование элементов ритмики, как одного из способов музыкальной деятельности.
7. Развитие творческих способностей обучающихся.
Тематическое планирование
№ Название раздела Количество часов
1 Слушание музыки 25
2 Вокально-хоровая работа 24
3 Пластическое интонирование 21
Итого: 70
Календарно – тематический план

п/пТема занятия Кол-во часов Дата
Слушание музыки
1-2 «Как зародилась музыка?» 2 3-4 «Голосовые игры» 2 5-6 «Сказка о музыкальных капельках» 2 7-8 Легенда о «Трёх китах» 2 9-10 «Голосовые игры» 2 11 -12 «Здравствуй, Осень» 2 13 - 14 Пластическое интонирование. «Где был, Иванушка» 2 15-16 Пластическое интонирование. « К нам гости пришли» 2 17-18 «Осенние забавы» 2 19-20 «Весёлые нотки» 2 21-22 «Голосовые игры» 2 23 «Музыкальные инструменты» 1 25 Игра на маракасе 1 26 Игра на румбе 1 Вокально-хоровая работа
27-28 «Зачем у флейты дырочка?» 2 29-30 Разыграй песню. «Раз морозною зимой» 2 31-32 Пластическое интонирование. С.Рахманинов «Полечка» 2 33-34 «Зимние забавы» 2 35-36 П.И Чайковский «Детский альбом» 2 37-38 Пластическое интонирование. «Марш деревянных солдатиков» 2 39-40 «Голосовые игры» 2 41-42 «Болезнь куклы» 2 43-44 «Новая кукла» 2 45-46 Музыкальные портреты. «Три подружки» 2 47-48 Разыграй песню «Антошка» 2 49-50 Пластическое интонирование. «Чунга - Чанга» 2 Пластическое интонирование
51-52 «Голосовые игры» 2 53-54 «Весенние забавы» 2 55 Проводы весны 1 56-57 П.И Чайковский «Песня жаворонка» 2 58-59 «Голосовые игры» 2 60-61 Пластическое интонирование «В траве сидел кузнечик» 2 62-63 «Путешествие по музыкальной лесенке» 2 64 Инсценирование песен 1 65-66 Разыграй песню «Львёнок и черепаха» 2 67 «Голосовые игры» 1 68 «Здравствуй, лето!» 1 69 1 июня – День защиты детей 1 70 Концерт, ура, Каникулы! 1 Итого: 70 час. Литература.
Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995.
Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей. – Ярославль: Академия развития, 2007.
Курушина Т.А. Творческое развитие учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
Кудряшов А.В. Песни для детей: Настольная книга музыкального руководителя.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Орлова Т.А., Бекина С.Е. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.
Поплянова Е.М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
Смешной человечек на крыше живет – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – (Лучшие песни для детей).
Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха: Учеб. пособие по сольфеджио для детских муз. школ и детских школ искусств. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. (Б-ка детской музыкальной школы).
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/212760/
www.schcola3.znaet.ru/site.xp/049053051.htmlhttp://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207http://notes.tarakanov.net/


Приложенные файлы


Добавить комментарий